15 лет назад в Кузбассе издали хрестоматию с произведениями местных поэтов и писателей

06 октября 2022 

В 2007 году был реализован проект собрания под одной обложкой произведений кузбасских литераторов – от первых, с кого всё начиналось, до тех, кто пришёл в литературу позже.

Книгу назвали хрестоматией и поместили в неё произведения поэзии и прозы с фотографиями авторов и их короткими биографическими данными. Инициатором проекта стал Союз писателей Кузбасса. Ответственным редактором книги был А.В. Правда.

Во главе коллектива составителей оказался поэт Валерий Зубарев, редакторский совет возглавила заместитель губернатора Кемеровской области Ирина Свиридова. Оформил и украсил книгу своими рисунками известный книжный график, заслуженный художник России Василий Кравчук. А напечатали её в издательстве «Сибирский писатель».

Получился внушительный фолиант объёмом 496 страниц. Предназначено это издание для учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений Кузбасса в качестве внеклассного чтения.

Презентация хрестоматии перед библиотечной общественностью города Кемерова состоялась 31 октября 2007 года в Областном научно-методическом центре, где книгу представили поэты Борис Бурмистров, Александр Катков, Валерий Козлов.

В солидный сборник вошли произведения таких авторов как Константин Акатнов, Виктор Арнаутов, Виктор Баянов, Алексей Бельмасов, Михаил Небогатов, Александр Береснев, Евгений Буравлёв, Борис Бурмистров, Александр Волошин, Леонид Гержидович, Геннадий Юров, Любовь Никонова, Александр Ибрагимов, 3инаида Чигарева, Владимир Мазаев, Сергей Донбай. Всего в ней в ней представлена проза и поэзия более сорока профессиональных поэтов писателей, внесших в литературу Кузбасса заметный вклад.

Специалисты отмечают, что хрестоматия необходима не только людям, интересующимся современными авторами, но более всего учителям, школьникам и студентам, которые в ходе учебного процесса знакомятся с региональной литературой.

Выбранные составителями имена отражают развитие литературы Кузбасса с 1950-х годов до наших дней. В основном, это поколение, родившееся в тридцатых – сороковых годах XX века, поколение военного детства и послевоенной юности, молодости шестидесятых годов. Это поколение, испытавшее на себе все взлёты и падения половины одного века и перешагнувшее рубеж другого.

Произведения писателей этого поколения так же многообразны, как и время, их воспитавшее. Перед читателями и поэзия, и проза. Поэтов больше. Многие представленные стихотворения могут быть хорошо знакомы читателю, например, «Молитва лани», «В лесу» И. Киселева, «Воспоминания о пионерском лагере», «Силица» С. Донбая, «Вот и состарилась улочка тихая...» Б. Бурмистрова, «За рекой талиновой, за мельницей...» В. Баянова. По соседству – стихотворения В. Зубарева, В. Иванова, А. Иленко, В. Ковшова.

Поэтический раздел удивляет разнообразием образов, тем, стремлением авторов полнее отразить как душевные переживания, внутренний настрой, так и красоту родного края.

Прозы поменьше, это объясняется и объёмом хрестоматии, и меньшим количеством прозаиков. Но от этого рассказы В. Мазаева, 3. Чигаревой, Ю. Лавряшиной, Г. Естамонова, Е. Левшова, В. Чугунова не теряют своей свежести и очарования. Многие и для школьников и студентов прозвучали впервые.

Доцент кафедры журналистики и русской литературы XX века Кемгу  И. В. Ащеулова считает, что можно утверждать: поставленная составителями и издателями хрестоматии задача, заявленная в предисловии – обучение, развитие, воспитание – успешно выполнена.

Кандидат филологических наук, преподаватель кафедры литературы и русского языка Кемеровского государственного института культуры Ю. В. Подковырин подчёркивает, что хрестоматия открывает ученикам многочисленные грани литературного дарования писателей-кузбассовцев.

Большое многообразие авторов и текстов позволяет ученикам выбрать тексты на свой вкус, а учителям подобрать разнообразный материал для занятий. Алфавитный принцип расположения материала в хрестоматии представляется удачным не только из-за удобства обращения, но и в силу того, что исключает возможность выстраивания каких-либо иерархий, расстановки ненужных акцентов. Читателю предлагается своеобразная «азбука» словесного творчества родного края.

В то же время данная книга – это широкая и пестрая мозаика природной, социальной, духовной жизни нашего родного края. Например, стихотворениях известного поэта Леонида Михайловича Гержидовича образы Барзасской тайги становятся просто физически ощутимыми:

Орех налился силой млечной,

В логах, где запахи густы,

По смородяжникам поречным

Пируют юркие дрозды.

Неугомонная кедровка

Освоила кедровый сук.

И по стволу шныряя ловко,

Вершину ищет бурундук…

А вот в другом стихотворении эти же знакомые образы окрашиваются сказочно-мифологическими оттенками – так создается в сознании читателя образ таёжного рая:

Заливались серебряно трубы,

Восклицала торжественно медь...

Дикий лось целовал меня в губы,

Улыбался по-братски медведь.

По-ребячьи барахтался воздух

На ладонях уснувшей курьи,

И в сугробах горячие звезды

Натыкались на лыжи мои.

В стихотворении Александра Ибрагимова «Таймени в Тайдоне» представлена уже иная стихия – водная. Однако чувство физической ощутимости образа то же:

Таймени, таймени – бока-облака.

Застыла в томленье Тайменья река…

По взбыченным спинам гуляет восторг!

Пружинящий спиннинг

Стреножил поток.

И режет ладони – судьба, как струна.

И солнце в Тайдоне

Блестит, как блесна!

Природные образы сменяются в стихах других поэтов урбанистическими, но такими же родными, близкими и лирическому герою, и читателю, как, например, в стихотворении «Старцева грива» Валерия Зубарева:

Но дым чёрно-белый,

комбината Кузнецкого

дым задышал над былинкой несмелой,

замешал молодое с седым…

Чтобы я, со своим интересом

в электричках столичных метро

по кузнецким катаючись рельсам,

про себя усмехался хитро.

Обращаются кузбасские авторы и к многообразию исторических событий. Так, в произведениях Виля Рудина и Владимира Мазаева затрагиваются события Великой Отечественной войны.

Так, в рассказе Владимира Мазаева «Небо раскачивалось» главный герой – представитель опасной в военной время профессии почтальона. Он словно бы вестник Судьбы: с его приходом в дом приходят или радость и надежда, или неизбывное горе. Впрочем, в конце рассказа героя объединяет со всеми общая радость – Победа.

Текст Виля Рудина («Память горькая, память светлая») передаёт нам историю девочки из Белостока, потерявшей родителей, воспитанной во время войны польской семьей и всё же нашедшей свою мать...

Поэзия и проза, собранная в хрестоматии, представляет не только разные стороны жизни земли Кузнецкой, но и различные художественные мировоззрения, взгляды на действительность.

Скажем, в ранних стихотворениях Александра Ибрагимова привлекает внимание шестидесятническая «громкость» поэтической речи, установка на публичность слова, раскатистость и полётность голоса в сочетании с подкупающей откровенностью. Автор, недвусмысленно напоминая о Евтушенко, Вознесенском и других титанах поэзии 1960-х. Автор смело соединяет далекие понятия, большие и малые, обыденные и мифологические, пространственные и временные образы:

Первоклассники, первоклашки

Точно новенькие промокашки!

                        Стихотворение «Первое сентября».

Мы нервы, как леску,

Швыряем в века

И режет ладони –

судьба, как струна.

                         Стихотворение «Таймени в Тайдоне».

Думается, чувства и проблемы, тревожащие героев ибрагимовских стихотворений, будут просты и понятны юному читателю XXI века, так же, как и читателю-шестидесятнику.

В стихотворениях Владимира Иванова звучат иные – идиллические, есенинско-рубцовские интонации. Поэт внимательно вслушивается в язык природного мира, который разворачивается перед ним, как книга:

Как токует оглохший глухарь

И кукушка как славно кукует!

Даже самый толковый словарь

Так толково про мир не толкует!

Главные персонажи в поэтическом мире В. Иванова: ветер, ручей, река, яблони, журавли, лось, глухарь – все они живут своей жизнью, многообразной и значительной, и в то же время прочно, иногда трагически, переплетённой с жизнью и чувствами человека.

Образы природного, деревенского бытия являются краеугольными камнями художественных «строений» большинства авторов хрестоматии, как поэтов, так и прозаиков: Виктора Арнаутова, Виктора Баянова, Анатолия Иленко, Виктора Коврижных, Валерия Козлова, Виктора Чугунова.

Читая представленные в книге рассказы, обращаешь внимание, что во многих из них основной мотив – возвращение домой (в родную деревню, город), к родным корням, истокам, в мир детства, наконец.

Например, Михаил – герой рассказа Константина Акатнова «Паровоз», возвращаясь на малую родину, в свой «посёлок городского типа», никак не может привыкнуть к происшедшим там изменениям и, прежде всего, к огромному паровозу в парке железнодорожников. Этот паровоз – чужеродное тело в мире его детских воспоминаний, от которого необходимо избавиться любой ценой. Но для Сашки – сына Михаила – паровоз – часть его, Сашкиного, детства. В финале рассказа – намёк на примирение двух мировоззрений: детского и взрослого, обращенного в прошлое и открытого будущему.

В рассказе Виктора Арнаутова «На подергушку» главный герой во время командировки заезжает в свою деревню, на малую родину, и почти сразу же, не передохнув, отправляется на зимнюю рыбалку. События настоящего перемежаются в рассказе с воспоминаниями о рыбалке в далёком детстве, когда рыбы подо льдом было так много, что можно было её выхватывать из воды голыми руками. Эта, похожая на сон, рыбалка для героя как возвращение в детство, причащение его живительным силам.

Трогательно «умалённые» образы утраченного детства, невозвратимого, но бесконечно ценного, читатель может встретить и в лирике кузбасских авторов.

Так, главный «персонаж» одного из стихотворений Бориса Бурмистрова – «состарившаяся» улочка, где прошло детство лирического героя:

Вот и состарилась улочка тихая,

Где моё детство прошло.

Часики летние тикали, тикали –

Время травой поросло.

Что же друзья,

Расплескаем по кружечкам

Памяти нашей вино...

Вот и состарилась тихая улочка –

Тихо в округе давно.

А в стихотворении Виктора Баянова «Изба моя, приветь меня» на первом плане вечный символ Дома – одухотворенный, почти очеловеченный образ избы, куда лирический герой возвращается уже повзрослевшим:

Изба моя, приветь меня,

Побалуй давней лаской отчей.

Погрей у своего огня,

Чем Бог послал, меня попотчуй.

Ценностные ориентиры, намеченные ещё русской классикой, актуальны и для кузбасской литературы. Можно с уверенностью сказать, что изучение творчества кузбасских авторов в школе гармонично дополняет постижение классических шедевров.

Опыт создания хрестоматии писателей Кузбасса стоит признать успешным и заслуживающим продолжения, считает Н. И. Чередниченко, сотрудник Кемеровского государственного института культуры.

Познакомиться с хрестоматией «Писатели Кузбасса»-2007 можно здесь: https://vk.com/doc224959968_638061836?hash=lyTyYyV7ZaHcWiB9K1roivGOgMj74cOzE07Eo0aUm5c&dl=U6OBZShsKAoEQKI0Wtvm2RUPmnuWOHXRsAMMFKCdoUP

Инициатор подготовки данной публикации

Нина Инякина

 

Одной из старейших газет области «Мой город» (Анжеро-Судженск) исполнилось 102 года

1 мая 1920 года в Анжеро-Судженске вышел первый номер газеты под названием, созвучным тому времени, «Коммуна». Газета была органом революционного комитета и комитета РКП(б) Анжеро-Судженского каменноугольного района и райугля. Печаталась она форматом в четверть листа, тиражом всего 500 экземпляров.

А первый номер преемницы «Коммуны» – газеты «Борьба за уголь» – вышел 12 марта 1929 года. В это время периодическое издание было уже органом райугля, исполкома, райкома РКП(б) и подрайкома – Союза горняков Анжеро-Судженского каменноугольного района. Она выходила дважды в неделю на двух страницах.

Затем в декабре 1991 года, под влиянием времени, газета вновь изменила свое имя. И с 1 января 1992 года стала называться «Наш город».

Главное предназначение городской газеты – быть в гуще событий и со своими читателями. Что бы ни происходило в жизни города, как ни отражались бы на нём перемены в стране, «Наш город» старается быть для горожан объективным информатором, собеседником, другом, участливым помощником.

Заботясь об интересах читателей, расширяя читательскую аудиторию, редакция успешно практикует тематические выпуски: «Дело», «Тропинка», «Духовные посевы», «Советы и ответы», литературные страницы и другие рубрики и разделы.

А рубрики «От первого лица», «Вы спрашивали», «Мнения, мнения…», «Читатель – газета: прямая связь», «На актуальную тему», «Вопрос ребром» говорят сами за себя.

У газеты широкий авторский актив. Газетчики живут не только сегодняшним днём, но и будущим, много и охотно занимаясь с юными дарованиями, ведут подготовку начинающих журналистов.

Коллектив газеты – это люди высокого профессионального уровня, долга и большого профессионального опыта. Практически каждый журналист, кроме основной, ведёт разностороннюю общественно значимую работу.

За многолетний творческий труд и активную общественную работу журналисты газеты награждены Дипломами Союза журналистов России, медалями Кемеровской области «За особый вклад в развитие Кузбасса», «За веру и добро», грамотами и благодарственными письмами областной и городской администраций.

Своему 100-летнему юбилею в 2020 году редакционный коллектив посвятил специальный выпуск массовой газеты «Наш город». С ним можно познакомиться по адресу: https://www.anzhero.ru/

Будучи одним из старейших печатных изданий Кузбасса (чуть старше лишь газеты городов Тайги и Мариинска), газета прошла вместе с городом долгий и продуктивный путь. В один день с коллективом редакции вековой юбилей отметил и патриарх типографского дела региона – Анжеро-Судженское полиграфобъединение. Результатом их многолетнего сотрудничества стала печать около 21 тысячи оригинальных газетных номеров.

– Творческая биография массовой газеты Анжеро-Судженска – это целая эпоха в истории города, – говорится в поздравлении руководителей муниципальной власти. – Ваши достижения – итог усилий тех, кто на заре ХХ века создавал редакцию, кто с упорством и самоотдачей десятилетиями подтверждал её деловую репутацию, кто сегодня, опираясь на лучшие традиции журналистов-ветеранов, помогает читателю держать руку на пульсе времени.

Разделяя с анжеросудженцами радость побед и горечь утрат, городская газета всегда оставалась оперативным и объективным летописцем Анжерской земли, вдохновителем и пропагандистом её патриотических инициатив и традиций. Этих принципов коллектив редакции придерживается и поныне.

О профессионализме анжерских журналистов говорят многочисленные награды. Газета четырежды признавалась победителем областного конкурса «Золотое перо», награждена Дипломом Союза журналистов России. Приложение «Тропинка» десять раз становилось обладателем диплома фестиваля «Молодые ветра», удостоено сертификата МГУ имени Ломоносова. Очерки о шахтёрском труде одерживали победу во Всероссийском конкурсе журналистского мастерства «Чёрное золото».

И сегодня команда «Нашего города» продолжает искать свой путь к сердцам и умам читателей, прокладывать свою колею к успеху и признанию.

Собинф

Архив новостей