96-летняя София Георгиевна Федина пишет книгу воспоминаний о ГУЛАГе

06 мая 2013 

(Автор – Валентина Сеет – на снимке, журналист газеты «Вперёд» Мариинского района).

Следователь ГПУ в который раз пытался добиться от Софии признания в контрреволюционной деятельности. Но молодая женщина решительно отрицала нелепые обвинения. И тогда следователь спросил: «Ну а в Бога вы верите?» «В Бога верю», – твердо ответила София. «Подпишите». Она поставила подпись под протоколом. Довольный офицер откинулся на спинку стула: «Ну вот, вы и подписали себе приговор…»

РОДОВОЕ НАСЛЕДСТВО

Верить в Бога нельзя. Вера в Бога опасна. Вера в Бога наказуема. Соня это поняла в двенадцать лет, когда ее со старшей сестрой исключили из школы, потому что их отец священник. Девочка многое не понимала тогда. Почему люди стали украдкой приходить в их дом, чтобы посоветоваться с батюшкой или провести обряд? Почему больше не звонят церковные колокола и папа в простой крестьянской одежде целые дни проводит в домашней мастерской, выполняя заказы на изготовление мебели? Почему крестный отец епископ Новониколаевский митрополит Никифор однажды ее «уже большую» посадил на колени и сказал: «Трудно тебе в жизни придется. Но от Господа ты не отрекайся».

И в очередной раз, когда семья посылала ее «куда-нибудь» к родне в надежде, что Соня продолжит учебу, на вопрос: «Чья ты будешь?» она неизменно отвечала: «Дочь священника. У нас в роду все священнослужители». И снова оказывалась за порогом школы.

А потом арестовали отца. И София, узнав, что он находится в Мариинской тюрьме, старалась как можно чаще приезжать к нему с передачей. Однажды в молитве обратилась к Богу: «Господи, ну как мне поближе быть к папе?» Ведь никто не возьмет ее без документов на работу и на квартиру.

И видит София сон: «Будто приезжает она домой в Лебедянку (под Анжеро-Судженском), идет в сельсовет, просит выдать ей документ. А председатель указывает ей на молодого красивого мужчину: «Вот у нас новый директор школы, возьми его…». 

Все случилось, как во сне. Вышла София замуж за нового директора школы Ивана Мельникова. И молодые супруги, уже вдвоем, мыкались по свету. Редко кто из «начальства » отваживался держать их на работе. Но в Мариинском районе им повезло. Зав. районо, узнав правду, помолчал минуту и сказал: «Поезжайте в Мелехино. Здесь нужен директор школы и учитель…» София обрадовалась – быть почти рядом с папой!..

ДЕСЯТЬ ЛЕТ ЛАГЕРЕЙ

София Георгиевна в сонники не заглядывает. И вообще снам не верит. Однако не сомневается, что Господь иногда подает свои знаки в сновидениях. Что будет арестован ее муж, а затем и она сама, София поняла из сна. Как и то, что он не вернется, а ей суждено выжить.

В пересыльной тюрьме она в последний раз увиделась с мужем. Были отважные, честные люди и среди конвоиров, и среди надзирателей. Один из них, жизнью рискуя своей, устроил Мельниковым свидание, послав Софию вести уборку в умывальне, куда привели на оправку вместе с другими заключенными ее мужа, а затем на словах передавал супругам весточки друг от друга до самого последнего дня Ивана. На очередном этапе Софию привезли в Мариинск. И здесь она последний раз встретилась с отцом. Комендант, уважавший отца Георгия Непомнящих и ценивший как мастера-краснодеревщика, привел его на свидание в крошечную камеру, где едва умещались, сидя на полу, около пятидесяти женщин. Соня обняла его за голову, стараясь не смотреть в глаза, «иначе расплачусь», прошептала: «Папа, мне кажется, мы видимся в последний раз…» «Ну что ты, дочка, ну что ты», - успокаивал он ее.

Софию сослали в Тайшет. Потом в Биру Хабаровского края, потом в Печерлаг. Она работала на лесоповале, на строительстве железной дороги, таскала тяжелые бревна и рельсы, мерзла, голодала, умирала после операции, терпела оскорбления и побои… Но каким-то невероятным способом судьба хранила ее.

ВОЛЯ ГОСПОДНЯ   

И вновь София увидела вещий сон. Будто везут их на грузовике по просеке. На опушке леса стоят два старца. Один из них, «я узнала его – Николай Угодник - пролетев по воздуху, оказался в кузове и говорит: «До сих пор я тебя оберегал. А теперь передаю этому старцу. Молись ему». На опушке леса стоял Серафим Саровский…»

София Георгиевна показывает нательный крестик с образком Серафима Саровского: «Я до сих пор молюсь обоим святым». «А божья помощь как приходит? – спрашивает она меня и сама же отвечает: - Да через людей».

«Я вот долгие годы обижалась на старшую сестру, что из-за нее мне не удалось увидеться в последний раз с братом, тоже репрессированным. Не дала мне она тогда хлеба для передачи Коле. А вот только недавно из документов узнала, что в деле Николая значилось и моё имя. Пойди я тогда к нему на свидание, это был бы верный арест и смерть». А разве не воля Господня, что в Печерлагере неизвестный начальник всякий раз обводил ее имя красным карандашом, оставляя в зоне, когда женщин отправляли на новый этап. Здесь после войны София познакомилась со вторым мужем – Борисом Фединым, военным хирургом. Он, раненый, попал в плен, бежал, пришел к своим и… ему дали 25 лет лагерей… 

«СВЯТАЯ АНАСТАСИЯ, МОЛИ БОГА О НАС…»

«Почему я так долго живу? - рассуждает София Георгиевна. - Я много думала об этом. Видимо, мне предназначено Господом сохранить память рода. Узнать о нетленных мощах и могиле крестного отца митрополита Никифора, о судьбе расстрелянных брата, дяди Якова – тоже священника, найти в прошлом году могилу отца у вас в Мариинске… Быть сегодня свидетелем торжества истины», - поделилась София Георгиевна после освящения часовни Анастасии Узорешительницы и открытия мемориального комплекса жертвам Сиблага.

Она не могла пропустить это знаменательное событие и специально приехала из Москвы с сыном и близкими родственниками. «Сейчас я пишу книгу воспоминаний о ГУЛАГе. Я на следующий год приеду и привезу ее мариинцам. мы еще увидимся. Если на то воля Божья. Будьте здоровы!» – София Георгиевна пожимает мне руку и смотрит в глаза. Лучистый ее взгляд и тепло рук я чувствую и теперь. Как благословение.

Валентина СЕЕТ,   
«Вперёд» - газета Мариинского района, 30.08.2009 г.
Источник: http://det-sad81.ru/preodolenie/zabyit-nelzya-pomnit.html

Архив новостей