Александр Васильевич Суслов – российский живописец-монументалист, график

02 марта 2023 

Александр Суслов – общественный деятель, один из ведущих художников Сибири, работающий в жанрах монументальная и станковая живопись, уникальная графика и прикладное искусство. Личность незаурядная и многогранная. На его счету огромное количество крупных выставок, симпозиумов, художественных проектов в Сибири и Германии.

Александр Суслов – председатель Новокузнецкого городского отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». Он пользуется огромным уважением в регионе за активную выставочную и подвижническую деятельность по линии Союза художников России. Многие годы входит в состав выставкома, совмещая собственную творческую деятельность с широкой общественной практикой.

Родился 5 сентября 1947 года в селе Пустовалово Самарской области. Окончил художественно-графический факультет Орловского педагогического института (1968). Учился у преподавателей: И. Н. Лучинина, народного художника России А. И. Курнаков. Кроме того, окончил Харьковский художественно-промышленный институт, факультет монументально-декоративной живописи (1976, у преподавателей преподаватели: Е. П. Егорова, Б. В. Косарева).

В 1973-1975 годы служил в рядах Советской Армии. Проходил службу в Высшем военном авиационном училище летчиков в Сызрани.

Живёт и работает в Кузбассе: в Кемерово – с 1976 года, затем в Новокузнецке – с 1986 года. Участник выставок с 1968 года. Член Союза художников России с 1985 года.

В Кемерово Александр Суслов известен, как автор произведений монументальной живописи в Музыкальном театре Кузбасса, Кемеровской областной научной библиотеке, ДК Шахтёров.

С июня 2003-го по июнь 2004 года жил и работал в Канаде. Там написал десятки превосходных полотен. В 2004 году вернулся в Новокузнецк. Женат – есть дочь и сын.

В Новокузнецке А. Суслов вместе с томским живописцем Сергеем Лазаревым и галеристкой Ольгой Галыгиной возобновил художественный проект «След», начатый еще в 2000 году. Проект объединил ведущих художников Сибири и стал явлением художественной жизни.

В 2006 г. А. Суслов организовал в Новокузнецке творческое объединение молодых художников «Мост». В 2007 году Ольга Козлова и Сергей Шакуро сняли документальный фильм о художнике «Один день из жизни Александра Васильевича».

В 2010 году какое-то время жил и работал в Москве. В 2015 году Александр Суслов стал персоной авторского проекта Екатерины Чепис «О мире и о себе», в рамках которого прошло 7 творческих встреч с художником в Доме творческих союзов.

13 января 2016 года в рамках проекта «Маяковский зажигает... звёзды» художник принял участие в выставке «Обожаю всяческую жизнь».

Александр Суслов пишет стихи и авторские песни, каждое его стихотворение – как описание картины. В 2003 году вышла его книга стихов «Избранное», а в 2014-м – сборник «Осень. Картинки из детства».

Это художник широкого творческого диапазона, работающий в монументальных и станковых видах искусства, в разных жанрах и техниках, в том числе, в художественном проектировании и книжной графике.

Творчество А. В. Суслова отличается ярким своеобразием пластической системы, отражающей современный тип художественного мышления. Как художник высокой профессиональной культуры он мастерски использует разнообразные формальные средства реализма, гиперреализма, концептуализма, абстракции, символики архаического знака.

Оперируя разнообразной стилистикой, умеет достичь пластической и образной целостности, меры той остроты, которая определяет параметры модернисткой линии развития современного искусства. Это художник, ярко и глубоко чувствующий реалии современности, увлеченно исследующий глобальные, философские темы: «человек в пространстве космоса», «сознание и бытие», тему утраты постиндустриальным обществом чувства природного, проблему утверждения идеи региональной культурной целостности Сибири и так далее.

Сотни созданных им композиций, серий и циклов характеризуют его как художника, способного создавать произведения обобщающего и глубоко символического звучания.

Александр Суслов провёл 20 персональных выставок, принял участие во многих научно-художественных и масштабных художественных проектах регионального, республиканского, зарубежного и международного уровня. Участвовал в Международном фестивале современного искусства (Новосибирск, 2005, 2007); Международном биеннале современной графики (Новосибирск, 2005, 2007, 2009, 2012, 2018); региональных выставках «Сибирь»; в проекте «100 художников Сибири»; в конкурсе «Современное искусство Сибири» (Новокузнецк, 1993; Омск, 2005); в художественном проекте «Моя Сибирь», прошедшем под патронатом Российской академии художеств. Участвовал в проекте «След – 1» (Новокузнецк, 2000), «След – 2» (Красноярск, 2004); «След – 3» (Новосибирск – Томск – Новокузнецк – Омск – Красноярск – Ханты-Мансийск, 2007), инициатором и организатором которого он был. И многих других проектах.

В 2017-2018 годах организовал и провёл в Новокузнецке на высоком профессиональном уровне Межрегиональную художественную выставку «СИБИРЬ-XII». В выставке приняло участие 705 художников и искусствоведов со всей Сибири, было экспонировано около 1200 произведений.

В августе 2019 года вместе с Владимиром Табачниковым открыл в Новокузнецке Сибирский центр современного искусства.

Его творчеству посвящено множество публикаций, в том числе на иностранных языках. Произведения художника находятся в собрании Министерства культуры России, в Государственном Русском музее, художественных музеях Новокузнецка, Кемерова, Новосибирска, Барнаула, Томска, Красноярска, Омска. А также в многочисленных художественных галереях, учреждениях, организациях, банках и частных коллекциях, как в России, так и за рубежом (Германия, Нидерланды, Италия, Франция, Финляндия, Венгрия, США, Канада).

Он является лауреатом и победителем многих региональных конкурсов, участником симпозиумов и конференций в России и Германии.

А. В. Суслов имеет многочисленные творческие награды: 1978 год – диплом I-й степени зональной выставки «Молодые художники Сибири» (Омск) – за работу «Портрет ветерана Запсиба Медведева»; 1984 год – победитель конкурса художественных проектов реконструкции интерьеров театра оперетты Кузбасса; 1993 год – III-я премия конкурсной художественной выставки «Современная сибирская живопись» (НХМ) за диптих «Убитый в горах»; 1994 год – поощрительная премия конкурсной художественной выставки «Сибирский колорит» (выставочный зал города Ленинска-Кузнецкого) за триптих «Яр-Весна»; 1995 год – первая премия в номинации «Графика» областной художественной конкурсной выставки «50 лет Победы в Великой Отечественной войне» (Кемерово) за диптих «Война»; 1996 год – гран-при областной художественной конкурсной выставки «Кузбасская палитра» за картину «Русская легенда» и серию графических работ «Пространства, которые мы выбираем» и другие.

Из официальных наград Кемеровской области выделим медали «Отцовская Слава» (2008), «За служение Кузбассу» (2012), «За Веру и Добро» (2014), Золотой знак «Новокузнецк» (2018), медаль «За особый вклад в развитие Кузбасса» III степени (2022).

В 2014 году получил высокую профессиональную награду ВТОО «Союз художников России» – Золотую медалью «Духовность. Традиции. Мастерство».

Выставки, в которых участвовал художник:

- областные: 1972 год (Харьков), 1979 год (Ленинград), 1986-1987 годы (выставки творческого актива), 1987 год (Москва), 1995 (Кемерово), 1996 год (НХМ), 1997 год (КМИИ) и т. д.;

- региональные: 1978 год (Омск); 1980 год (Барнаул), 1985 год (Кемерово), 1994 год (Ленинск-Кузнецкий), 1996 год (Омск), 1998 год (Красноярск), 2015 год (Кемеровский ДХ, выставка «Река Томь-2») и другие;

- республиканские – 1968 год (Орел), 1978 год (Москва);

- всесоюзные – 1977 год (Вильнюс), 1990 год («АРТ-МИФ-Г), 1996 – год  («АРТ-МИФ-Ш») и другие;

- зарубежные – 1989 год (выставка произведений художников Сибири, Москвы и Петербурга. Париж);

- групповые – 1988 год («Экология»), 1989 год («Периферия»; («Регион», Москва), 1991 год (выставка-продажа, НМИИ), 1991-1992 годы («Сибирский салон», Таллин-Ленинград), 1993 год  («Современная сибирская живопись», НХМ), год 1994 (Выставка членов НОСХа), 1995 год  («Сибирский салон», Кемерово), 1997 год (40-летию Кемеровского отд. СХ); 2005 год («Портрет и автопортрет…» (НХМ); 2006 год («След-3», Новосибирск), 2008 год  («Семья художника», Кемерово);

- персональные – 1983 год (Кемерово. Кемеровское художественное училище), 1984 год (Кемерово. Дом актера), 1989 год (ДТС), 1993 (НХМ), 1993 год (Новосибирск. НОКГ; Петергоф. Галерея «Арт-Петергоф»), 1994 год («Коллекция»), 1995 (Кемерово. КОМИИ), 1996 год (Линц, Австрия), 1995 год (Томск, галерея «Гостиный двор»), 1997 год (НХМ, «Галерея «Сибирское искусство»), 2002 год (НХМ, Красноярский краевой художественный музей) и другие.

Источник: https://новокузнецк400.рф/persons/82-suslov.html

 

Александр Суслов: «Каждый из нас – жертва»

Александр Суслов не только передовой кузбасский художник, поэт и астролог, он также куратор выставок. Искусствоведы считают его ведущим художником Кузбасса, он сам считает, что должен многое сказать миру своими программными произведениями.

Председатель Новокузнецкого отделения Союза художников России 73-летний Александр Суслов, монументалист и график, на творческой встрече в Кемерове в рамках выставки «300 произведений Кузбассу» рассказывает об астрологии, исполнении предназначения, предвидении и о будущем, которое всех нас ожидает.

Запах цветных карандашей

– Александр Васильевич, когда впервые вы почувствовали в себе талант?

– Я родился в маленькой деревушке Кулагинка на границе Самарской, Оренбургской областей и Северного Казахстана, в степи. Благодаря деду я начал читать с пяти лет. В семь лет мне попадается книга «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» Фраермана, и я впервые столкнулся с таким феноменом, как любовь. Я был ошеломлён этой книгой. Подошёл к деду и спросил, есть ли у нас какая-нибудь бумага. Дед нарезал листы из многослойных мешков и отправился во двор.

А книжка та была иллюстрированная, и я перерисовал все картинки. Заходит дед, смотрят и говорит: «Да ты художник!» Я думал, все рисуют и это просто, как петь и плясать. Оказалось, что не все. Тётка из города привезла мне альбом и шесть цветных карандашей «Спартак». Первое, что мне запомнилось, – запах цветных карандашей. С этого всё и пошло.

– Как из маленького села вы попали в студенты художественного вуза, да ещё на монументальную живопись?

– Мой отец, лётчик на ИЛ-2 и инженер, отдал меня в политехническую школу, моими любимыми предметами были математика и литература. Новый классный руководитель велела нам подумать о своей профессиональной ориентации: «Представьте, без чего вы не сможете жить». Я начал перечислять: «Без политехнического института – легко. Медицина? Запросто обойдусь. Писательство. Тоже могу». И вдруг – я никогда не буду рисовать! Мне стало страшно.

Учительница предложила художественно-графический факультет при пединституте, сказав, что в художественный вуз я не поступлю. В 1965 году я поступил в Орловский худграф. На третьем курсе я написал картину «Весенний пейзаж с усыпальницы Лутовиновых». Весна – это жизнь: липы с чёрными стволами, и вдруг в кружеве ветвей маленькие зелёные почечки, и сквозь них усыпальница – тема смерти. Все поразились тому, что студент копнул такую тему, и был даже снят документальный фильм про меня.

Когда я блестяще окончил третий курс, преподаватели предложили поступать в Харьковский вуз к педагогу Борису Васильевичу Косареву. Мол, бери свои работы и дуй туда, тебя без экзамена возьмут.

– И взяли?

– Я показал работы преподавателю кафедры графики. Он посмотрел и говорит: «Берём тебя на становую графику». А я ему говорю, что хочу учиться на монументалиста. Он поразился моей дерзости: конкурсы на монументальную живопись были очень высокие. Посовещались с завкафедрой рисунка и предложили мне сначала отучиться год на дизайне интерьера. Я выбрал промышленный интерьер, и меня зачислили в институт переводом.

– Как удалось попасть на курс Бориса Косарева? Харьковские преподаватели сдержали обещание?

– Я отучился год, и меня отправляют на монументалку. Косарев берёт наш курс. Я метил с закрытыми глазами, но попал в цель.

К чему я это говорю? В моих картинах много непривычного. Но забейте в Гугл Бориса Васильевича Косарева, российского кубофутуриста, и вы увидите, что это был друг Велимира Хлебникова, Игоря Северянина, Елены Гуро, Сергея Городецкого, Юрия Олеши. На протяжении пяти лет он рассказывал нам истории о жизни представителей Серебряного века поэзии и искусства.

Поворот судьбы

– Благодаря ему вы также увлеклись астрологией и поэзией?

– Астрологией занимаюсь почти 40 лет. На косаревском курсе первое наше задание – большой круглый зал с фризом, а на нём знаки Зодиака. Мы ничего не знали ни о каких знаках тогда.

Прошли годы. Потом, уже в Новокузнецке, я попал в гости к одному фотографу. У него на стене висела большая схема. Я заинтересовался. Он предложил сделать мне гороскоп. Я попросил книжки, в то время был только самиздат. Я начал изучать и до сих пор этим занимаюсь.

Тема поэзии возникла благодаря второму нашему объекту – дому поэзии. Косарев принёс нам на занятие номерные экземпляры Ахматовой, всех своих друзей Серебряного века. Тогда никто не знал о Мандельштаме, о Пастернаке, даже о Есенине. Лишь в 40 лет я написал своё первое стихотворение в общежитии института культуры в Кемерове, где с 1984 года жил с третьей женой Наташей, с которой у меня родились сын и дочь. Мой старший сын в Москве, а второй сын в Белгороде, оба семейные.

– Александр Васильевич, а как оказались в Новокузнецке?

– Это интересная история. Я собирался уже ехать в Москву. Мои тамошние друзья сказали, что есть нежилые фонды, в ЖЭКе ими командует некая Коновалова. Говорят, что платить ей не надо – с ней надо спать. Как?! Они: «Тут Москва, чувак, надо шевелить локтями».

Приходит Коновалова, заходит в дверь и вопрошает: «Ну? И где он?» Как к бычку. По-деловому садится рядом: «Я женщина аккуратная, чистоплотная, у меня в квартире хорошо, тебе понравится».

Я в шоке! На столе уже жареное мясо, садимся, выпиваем, вроде, по рукам ударили. Наутро я улетаю в Кемерово.

А у нас с Наташей уже любовь, всё как положено. Приезжаю домой в общежитие. Она писала за столом лекцию. Пока я ждал ужин, на глаза попался сборник римских поэтов-сатириков «Катулл. Тибулл. Проперций». Я машинально открываю и читаю стихотворение «Обращение к Флакку». Мол, Флакк, ты такой добродетельный, ты ведь не можешь совратить жену закадычного друга, ты ведь не можешь ради наживы переспать с престарелой матроной. Так что же в столицу тянет тебя?

Я просто сел! Говорю: «Наташа, в Новокузнецк едем!» Мы переехали в течение недели.

Картины-пророчества

– Что вам важно показать миру?

– У каждого художника есть своя философия, и каждый развивается в зависимости от того, что мы набираем за свою жизнь. С диптихом «Убитый в горах» я стал знаменитым. Здесь тема прерванной жизни. В триптихе «Крестовый» отражены мои знания в астрологии. Он находится в Томском художественном музее, где имеется моя самая большая коллекция. Говорю это с прискорбием.

На философской картине «Исход» отражено разрушение государства и броуновское движение, которое началось в 90-е годы и лишь набирает скорость. Кузбасс среди всех сибирских регионов занимал первое место по численности населения, а сейчас идёт колоссальный отток. Я заявляю нашим парламентариям, если вы сейчас не начнете что-то делать по реорганизации искусства, ещё пять-семь лет, и мы вымрем. Или от мутаций. Теме экологии посвящена картина «Белое пространство».

– Не очень веселая перспектива.

– Очень много моих картин предвещает некие события. Я говорю о событиях заранее, и они случаются. Перед чеченской войной я знал её начало как астролог. Полотно «Генерирующая материя» посвящено развалу 90-х, бандитизму. Сейчас из-за влияния Плутона в 2024 году будет некий большой взрыв. Социальный или военный, но что-то случится.

Цикл «Исследование» говорит о том, чем мы скоро станем. К 2035-2040 годам людям не надо ходить, передвигаться, всё в мобильном, там банк, позвонил, еду несут, и мы в конечном итоге превратимся в один мозг с атрофированным телом.

Мое главное кредо: каждый из нас – жертва. Мы несём её и отгораем в нашей деятельности.

Надежда Бойкова

Источник: https://kuzbass85.ru/2021/07/21/aleksandr-suslov-kazhdyj-iz-nas-zhertva/ 

 

И ведь можно было так научить

В Новокузнецке на Октябрьском проспекте, 6, прошла отчётная выставка мастерской SAVART. SAVART – это часть электронного адреса Александра Васильевича Суслова. И расшифровывается просто – Суслов Александр Васильевич, а art – переводится с английского как «искусство»,  artist – «художник». Прошу прощение за такое подробное разъяснение.

Это не первая студия, в которой профессиональные художники учат людей, не бравших до того в руки кисточку, рисовать. И не первая подобная выставка.

Честно признаться, без трепета отношусь я к любительскому искусству и, отправляясь на вернисаж, ничего интересного не ждала.

А зря. Жизнь всегда даст повод для удивления. Это очень интересная выставка. Женщины от тридцати до сорока лет и несколько совсем малышей (всего 11 учеников) за год овладели письмом, тонким, изысканным, научились в пейзаже передавать состояние, настроение, как сделала это по-настоящему художественно в пейзаже «Октябрь» Анастасия Долгова, по профессии фотограф. Пойти в свое время в художественную школу у неё не получилось, а к краскам тянулась с детства.

На мой взгляд, «Октябрь» Анастасии Долговой – одна из лучших работ в экспозиции.

Симпатичный пейзаж и Ольги Герасимовой «Весна. Берег реки», написанный в более спокойной манере. Ольга – капитан службы исполнения наказаний. Притягивает взгляд «Красный фазан» Галии Рахимовой. Как птица счастья.

То, что хороши детские работы, неудивительно, поскольку дети – гении. Удивительно то, что в экспозиции нравятся все рисунки и акварели.

Цветы – повторяющийся мотив у художников женского пола. Но далеко не всегда они производят впечатление живых растений.

В этом собрании каждая цветочная композиция действительно художественная. Повторяю это определение, потому что не всегда могу применить его к картине на любительской выставке. «Две лилии» Ольги Герасимовой на фоне голубого неба и множество роз у других авторов замечательны. Триптих «Три розы» Анастасии Долговой можно воспринимать и как отдельные, и как сюжет в развитии. На первом листе – розочка, написанная карандашом, на втором – с элементами цвета, на третьем – законченная картина.

Натюрморты восхищают минимализмом и тонкостью, порой неожиданным сочетанием. Куриное яйцо, кофейная турка, что-то ещё непритязательное – вот вам натюрморт, и хочется долго на него смотреть и радоваться формам (Татьяна Панкратова). Её же «Зимний натюрморт» – в объёмной кружке две-три голых ветки дерева и на белой плоскости рядом обломанная веточка лежит. Красота в простом, за которой далеко ходить не надо.

Как вы уже могли понять, все эти работы выполняли женщины под руководством Александра Васильевича. Это он делал постановку для каждой (!), а не сразу для всех, потому что Суслов признает только индивидуальное обучение, по его признанию. Он сказал, что так учили его. «Наш педагог, – вспоминал он, – с каждым вошкался».

И потому натюрморты такие изящные, что Суслов подбирал и расставлял предметы, это он учил их целый год, прививая тонкий художественный вкус. Он заставлял их быть внимательными к каждой травинке, к каждому лепестку, смотреть и изучать, как крепится веточка к стволу дерева. Человек, умеющий и любящий поговорить о высоких материях, учил и учит их конкретным вещам.

– Когда он в первый день поставил перед нами разные предметы и предложил писать натюрморт, у нас был шок, – признавались ученицы.

Как шутку восприняли и предложение через год занятий сделать выставку. Теперь, говорят они, придется держать марку.

Самым большим удивлением на этом вернисаже был сам маэстро. Я уже как-то писала, что Александр Суслов, за что бы ни взялся, всё делает здорово. Он великолепен и в абстрактной, и в фигуративной, то есть реалистической живописи, я видела его изделия из стекла, читала его стихи.

Удивление, видно, такое качество – ненасыщаемое. Не только я, но и многие, кто был на выставке, поразились его таланту учить.

Плохая вещь – дилетантизм, но Александр Суслов учит своих подопечных профессионализму, и учит профессионально.

Татьяна Тюрина

Фото Валентина Волченкова.

Источник: «Кузнецкий рабочий» 2015. 20 января (№ 6); https://kuzrab.ru/rubriki/kultura/i-ved-mozhno-bylo-tak-nauchit/

Архив новостей