В Прокопьевск Антонина Фоменко приехала в 1942 году по направлению комсомола для пополнения кадров угольных предприятий. После окончания специальных курсов 17-летняя девчонка устроилась работать машинистом подъёма на шахту имени Кагановича (позднее переименованную в шахту имени Дзержинского).
Вскоре на предприятии заметили инициативную, трудолюбивую девушку и избрали секретарём комсомольской организации. Так началась «кузбасская» жизнь молодого специалиста, которая вскоре привела её в журналистику. А пока – шла война. И комсомольцы Прокопьевска, как могли, помогали приблизить Победу.
Антонина Васильевна хорошо помнит, как во время очередного посещения одного из городских госпиталей они обратили внимание, что у раненых бойцов нет тапочек. Обратились к директору шахты с просьбой из бывшей в употреблении шахтовой транспортёрной ленты сшить больничную обувь. В результате, получилось хорошо. Такому подарку горняков в госпитале были рады.
Но в военные годы у комсомольцев не было важнее цели, чем давать стране уголь. И «дзержинцы» успешно справлялись с поставленной задачей, за что дважды были удостоены переходящего Красного Знамени Государственного Комитета Обороны страны. Самоотверженно трудились горняки и в мирное время, устанавливая рекорды угледобычи.
Комсомольский секретарь шахты Антонина Фоменко всегда была в гуще событий. Довольно часто писала заметки о своих коллегах в шахтовую многотиражку. А после войны, когда освободилась должность редактора многотиражной газеты «Борьба за уголь» шахты имени Дзержинского, приняла предложение возглавить это издание. Просиживала над газетными материалами до полуночи. Главное, считала, газета должна быть интересной, а если надо и острой. И вскоре её многотиражку стали называть рупором трудовой славы горняков.
Трудолюбия, упрямства и усидчивости Антонине было не занимать. Эти качества в её сибирском характере были заложены с раннего детства.
Родилась она 6 марта 1925 гола в старинном городе Ишиме, что был в Тобольской губернии, а ныне в Омской области. Основанный в 1687 году, городок явил стране немало добрых и умных людей – поэтов, писателей, учёных, художников, актёров. Особая аура этой благословенной территории оставила в душе Антонины неизгладимый след. Хотя её детство трудно назвать счастливым.
– Ещё не пошла в школу, как друг за другом умерли мои родители, с грустью вспоминала она. – Осталась круглой сиротой...
Правда, отыскался её родной дядя, который увёз девочку в свою семью, в Ораниенбаум (ныне город Ломоносов Ленинградской области). Антонина подросла и начала мечтать о профессии врача. После окончания восьмого класса поступила в фельдшерско-акушерскую школу, но успела окончить лишь один курс, как началась война. Девушка хотела попасть на фронт санитаркой.
– Нас, девчонок-первокурсниц, на фронт не взяли, оставили в тылу, – рассказывала Антонина Васильевна в одном из интервью. – Тогда я отучилась на курсах радистов-операторов и поработала на генераторно-аккумуляторной станции…
После этого по комсомольской путёвке её и направили в Кузбасс – в угольный Прокопьевск. Стране нужен был коксующийся уголь Кузнецкого бассейна. Антонина хорошо понимала, что уголь – это «хлеб промышленности», без него не выплавишь металл для фронта: «Работали не покладая рук: выдавали уголь на-гора, отправляли посылки на фронт. Тяжёлая была юность, но яркая! И я бы никогда не променяла ту жизнь на сытую и спокойную...».
А когда комсомольский вожак шахтёров Антонина Фоменко перешла в шахтовую газету, почувствовала, что нашла себя, будто своеобразно воплотив в жизнь свою детскую мечту: став журналистом, по-своему, на страницах многотиражки, врачевала человеческие души.
Многотиражную газету «Борьба за уголь» на «Дзержинке» она возглавляла в течение 15 лет. Больше всего любила писать о горняцких коллективах, о шахтёрских династиях, о проблемах предприятия и рекордах. Писала со знанием дела, ведь не на словах, а на деле знала о тяжёлом труде покорителей земных недр.
При этом Антонина Васильевна не считала себя кабинетным работником. Если надо, спускалась с шахтёрами под землю, чтобы разобраться в тонкостях успехов или неудач горняков. Сидела на директорских планёрках или профсоюзных собраниях. На общественных началах организовала на шахте музей боевой и трудовой славы – с уникальными экспонатами, книгами, фотографиями и биографиями передовиков и руководителей производства.
Более десятка лет она по крупицам воссоздавала историю предприятия. На этот музей приезжали посмотреть с других угольных предприятий, чтобы и у себя создать такой же. Впоследствии шахтовый музей Фоменко перенесли отдельной экспозицией в стены Прокопьевского городского краеведческого музея.
В 1971 году по решению горкома партии Антонину Фоменко перевели в городскую газету «Шахтёрская правда».
В то время издание возглавлял редактор Владимир Лаврентьевич Баринов. Он был рад «опытному перу». Ведь она до этого активно сотрудничала с городской редакцией:
«Помню первую встречу с Владимиром Лаврентьевичем. Он посмотрел на меня внимательно и говорит: «Если ты пошёл в газетчики, навсегда позабудь о покое. Ты теперь за всё в ответе, за хорошее и за плохое». Это было его наставление».
С первых дней Антонина окунулась в новый водоворот журналистских будней. «Шахтёрка» в те времена выходила пять раз в неделю. Раскачиваться сотрудникам, как говорится, некогда. Трудилась в отделе писем: «Я занималась редакционной почтой, которая всегда была и остаётся средством прямой и обратной связи с читателями». Была уверена, что эта работа стала для неё настоящей школой жизни и профессионального роста.
Работы у журналистов газеты было невпроворот, однако выпадали паузы, когда весь редакционный коллектив собирался за чаем. О чаепитии в редакции она вспоминала особо: «Чего стоит, например, бариновское изречение: «Когда человек пьёт чай, его даже змея не кусает!». Во время чайных пауз обсуждали готовящийся номер, поздравляли именинников. Традиции, заложенные при Баринове, – всегда подчёркивала Антонина Васильевна, – свято поддерживались в редакции долгие годы.
Она вела в газете рубрику «Прокопчанка». Здесь публиковались письма, житейские истории, рассказы о жителях угольного города и их семьях.
– Много человеческих судеб прошло через моё сердце! Как могла, помогала своим землячкам советом и делом, – делилась Антонина Васильевна накануне своего 95-летнего юбилея в 2020 году с корреспондентом газеты Гульсирой Игнатовой. – Этот опыт пригодился мне и позднее, когда, выйдя на пенсию, дежурила в общественной приёмной «Шахтёрской правды», когда сотрудничала с общественной организацией Союз женщин города.
Более 20 лет она посвятила непростой журналистской профессии. Написала за это время не одну тысячу заметок, репортажей и статей. Из года в год своими многочисленными публикациями помогала тем прокопчанам, кому потребовались забота и внимание.
Затем ещё, в разные годы, она трудилась в училище № 2 помощником директора по культурно-воспитательной работе, работала художником-оформителем
шахты имени Дзержинского. С этой должности в 1982 году вышла на заслуженный отдых. А ещё Антонина Фоменко состоялась как любящая и заботливая жена, мама, бабушка и прабабушка.
К сожалению, 6 июля 2021 года Антонины Васильевны Фоменко не стало. Ей было 96 лет.
Её труд был оценён по достоинству. Она награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», отмечена областными медалями «За служение Кузбассу», «За веру и добро». Удостоена званий труженика тыла в годы Великой Отечественной войны, ветерана труда.
Собинф