«Мне нравится рисовать. Я люблю следить за всеми изгибами своего карандаша. В линиях сокрыто всё: твой характер, настроение, твоё видение мира. Опасность одна: не обидеть человека», – это откровение принадлежит всемирно известному художнику-карикатуристу и прозаику, новокузнечанину Борису Кобзарю, недавно ушедшему из жизни.
С его замечательным творчеством хорошо знакомы любители юмора и сатиры не только Новокузнецка и Кемеровской области, его шаржи и афоризмы публиковали во многих российских и даже зарубежных изданиях. Темы его ироничных рисунков и шаржей поистине неисчерпаемы: любовь, дружба, здоровый образ жизни, экология, экономика, путешествия, природа и так далее, и тому подобное. Все аспекты изобразительного таланта настоящего мастера перечислить просто невозможно.
Размышляя «о своём ремесле», сам автор деликатно и в то же время довольно смело – учитывая ревностное отношение некоторых собратьев по перу и кисти к любым появлениям препятствий на пути к разнузданной свободе слова и творчества, – отмечал, что «в каждой карикатуре или, применительно ко мне, в ироническом рисунке должен быть свой нюанс, который виден, так сказать, невооруженным глазом. Будь то извечные темы «Он и Она», «Человек и Общество» или «Мир и Цивилизация». Мне не нравится «царство неприличности». Сейчас достаточно раскрыть любой массовый журнал, чтобы убедиться, насколько сексуализирована реклама. Да и другие масс-медиа тоже полны бесстыдной откровенности. Основное бесстыдство современной западной жизни (да и нашей тоже) в том, что из неё почти полностью изгнаны тайна, намёк, иносказание и поэзия как главная носительница тайн и нюансов. Теперь уже многим ясно, что в культуре должны быть свои запреты и табу. Именно благодаря системе запретов (разумеется, художественных, а не идеологических) мне удается создать свой язык намёков и иносказаний».
Этим принципам мастер следовал всю жизнь.
***
Колоссальный творческий багаж, оставленный всем нам настоящим талантом, ещё ждёт своих исследователей, компетентных критиков, скрупулёзных экспертов. Хочется верить, что его юмористическая проза, многочисленные шаржи и смешные рисунки заслуживают большого, толкового, красивого книжного фолианта.
Мои же заметки о Борисе Ивановиче Кобзаре – всего лишь попытка собрать воедино его многогранный, «разбросанный» по разным периодическим и непериодическим изданиям образ, чтобы всколыхнуть память о великом – не побоюсь такого определения – новокузнечанине.
Родители Бориса Ивановича Кобзаря жили в Одессе, потом переехали в Запорожье. Борис не раз подчёркивал, что в семье ценили и читали русскую классику.
В годы Великой Отечественной войны семью эвакуировали из Запорожья в Сибирь, в Новокузнецк. Здесь он и родился 2 января 1949 года. Здесь учился в средней школе № 50. Ему, с раннего детства привыкшему много читать, повезло на учителей. Одним из его педагогов была историк с дипломом Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, заслуженный учитель России, директор школы № 50 Елизавета Борисовна Рабинович. Стильная, элегантно одетая, с пышной копной белокурых волос, огромными серыми глазами, она обладала уникальным тончайшим чувством времени, и не только шла с ним в ногу, а всегда умела его опережать. Борис всегда с особым теплом вспоминал и писал о ней. Вот выдержка из его публикации, из которой становится понятно, в какой среде рос и воспитывался будущий художник:
«…Недавно в разговоре по телефону Елизавета Борисовна призналась: «Годы работы в 50-й школе – это лучшие годы моей жизни!» И наши подростковые воспоминания связаны именно с этой экспериментальной школой.
Для нас, учеников, было необычным всё: и новая школьная форма, и информационные стенды, и кабинеты по предметам. В расписании уроков появилась трудовая практика (каждый из нас получил возможность обучаться рабочим профессиям на предприятиях Кузнецкого района). Мы были заняты так, что времени едва хватало. Почти все прошли работу в Большом совете школы, в школьном комитете комсомола. Ученическое самоуправление было на самом высоком уровне. Впервые была организована периодическая смена актива: старшеклассник мог попробовать свои силы в разных должностях. Был свой эстрадный оркестр, школа бальных танцев, любительские объединения по разным направлениям, спортивные секции, агитбригады, которые создали почти в каждом классе или параллели, ребята выступали в детских домах, интернатах, доме престарелых…».
Закономерно, что из школы, где учился Борис, явилось немало выпускников, ставших впоследствии людьми, известными своими достижениями далеко за пределами Кузбасса. Были таковые и среди его одноклассников.
«В моей школьной юности было три друга, – рассказывал Борис. – Это Юрий Минералов, Олег Маципуло и Лев Маргулис. Каждый был уникален. О каждом можно долго с пиететом говорить. Юра после школы поступил в МГУ, а затем полностью ушёл в науку, в литературоведение. (Ю. И. Минералов – годы жизни 1948-2012 – известный российский литературовед, доктор филологических наук, профессор, 15 лет преподавал в Тартуском университете, 25 лет – в Литературном институте имени А. М. Горького, поэт и литературный критик, автор многочисленных литературоведческих книг и вузовских учебников по литературе. – Прим. С. Ч.). Олег и Лев стали драматическими артистами. Олег Маципуло долгое время работал на подмостках Самаркандского русского драматического театра. Лев Маргулис стал артистом Новосибирской филармонии. В его чтецкую программу входила русская проза и поэзия. Минералов писал стихи. Некоторые из них я читал со сцены.
Юра был из рода священников по отцовской линии, а его родители пошли в геологию. Их квартира, как говорят, была намоленная. На стенах висели иконы… Библиотека по тем временам была большая. В основном она представляла классику ХIХ века. Среди книг особое место занимала поэзия: Тютчев, Григорьев, Надсон, Майков, Фет, Полонский. Стихи Иннокентия Анненского Юрий, казалось, знал все. Да и сам он отдалённо напоминал этого поэта, знал неимоверное количество поэтов, которые мне были ещё неведомы».
На школьных поэтических вечерах друзья часто на три голоса читали со сцены только что вышедшую поэму Андрея Вознесенского «Лонжюмо». Это получалось здорово! Их знали, любили и приглашали на городские поэтические мероприятия:
«Однажды в школе был вечер, посвящённый Владимиру Маяковскому, мы решили разодеться под футуристов. Я был в жёлтой кофте, под Маяковского. Юра обрезал все пуговицы на своём костюме. Вместо пуговиц нацепил три маленьких почтовых замка. Он размахивал аэропланом, который взял в кружке юных авиамоделистов, олицетворяя буйного поэта-футуриста Василия Каменского. Наш друг Лёва Маргулис ходил в цилиндре а-ля Бурлюк, с пенсне без стёкол. Так мы эпатировали своих одноклассников. Наш легендарный директор школы Елизавета Борисовна Рабинович смотрела на нас с улыбкой и прощала наши шалости.
А однажды мы пришли в городской художественный музей поклониться картине поэта-футуриста, художника Давида Бурлюка «Крымский пейзаж». Но, увы, какое было у нас разочарование – мы не нашли ничего футуристического в его полотне. Культовое поклонение не состоялось. Я часто захожу в наш музей и каждый раз отыскиваю эту картину. Она возвращает меня в то далёкое школьное время…».
После школы Борис поучился в театральном училище, где налегал на художественное чтение. Знавшие его со школы люди говорят, что это было вполне логично, ведь ему очень нравилось выступать перед публикой со сцены. Потом его призвали на срочную службу ряды Советской армии…
Ну а потом, следуя всё той же логике своей поэтической натуры, Борис поступил на филологический факультет. Если уж говорить совсем точно, то это был факультет русского языка и литературы Новокузнецкого государственного педагогического института. Его Кобзарь окончил в 1977-м. На его выбор вузовской специальности существенно повлияла его школьный, а потом и институтский, преподаватель русской филологии Тамила Борисовна Афузова. Кобзарь вспоминал, что своим отношением к литературе, к знаниям, стремлением как можно больше дать школьникам и студентам, Тамилла Борисовна завоевала непререкаемый авторитет:
«Нашим наставником была преподаватель литературы кандидат филологических наук Тамилла Борисовна Афузова, которой я очень благодарен. Она объединила нас единой страстью – любовью к поэзии. В эту счастливую пору мы как губка впитывали нашу русскую литературу. Робко входили в уже разрешённую для чтения поэзию Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой и Сергея Есенина. Нас увлекала литература Золотого и Серебряного веков».
Ещё одним своим учителем-кумиром Борис считал преподавателя выразительного чтения литфака Юлию Павловну Тарасову. Это она научила его приёмам сценической декламации. Её выпускники, связавшие свою судьбу с журналистикой, рассказывали, как долгие годы после окончания вуза в День театра – 27 марта – в квартире Юлии Павловны собирались её ученики, друзья, коллеги. После эмоциональных «монологов-мемуаров» о своих «подвигах» устраивали импровизированный концерт. Стихи, отрывки из поэм читали Михаил Гревнёв, Василий Галыгин, Евгений Богданов и, конечно же, Борис Кобзарь…
А школьная дружба Кобзаря и Минералова продолжалась и в студенческие годы. Юрий учился на филфаке МГУ, на каникулы и праздники приезжал в Новокузнецк, где друзья вместе коротали время: «После первого курса МГУ, где Юра Минералов учился, он приехал домой. Лето провели вместе. Чем оно запомнилось? Его новым циклом стихотворений и новым увлечением – коллажами. Мы делали коллажи, подражая мэтру – французскому художнику Анри Матиссу. Это увлечение передалось на всю жизнь».
Можно утверждать, что свой путь в искусстве карикатуры Борис Кобзарь начал, пробуя технику коллажа. И из-за коллажей он едва не вылетел из института. Однажды он вырезал из журнала «Огонёк» напечатанный крупным планом портрет вождя мирового пролетариата Ленина в кепке. Убрал всё несущественное и разместил в образовавшемся под кепкой пространстве шаржированную физиономию комсорга своего курса. За этот эксперимент вместе с другими однокашниками, имевшими отношение к этой импровизированной студенческой выставке, был исключен из рядов ВЛКСМ. За надругательство. Слава Богу, из вуза не выперли…
А в 1976 году, после завершения предпоследнего, четвёртого, курса пединститута, Борис приехал в Эстонию, в Тарту, где Минералов уже занимался преподавательской деятельностью в знаменитом университете. Они отправились в Таллин, на кладбище, где похоронен поэт Игорь Северянин. Кобзарь на всю жизнь запомнил фразу на памятнике: «Как хороши, как свежи будут розы, моей страной мне брошенные в гроб». Затем они побывали в местечке Тойла, где жил поэт. По дороге на два голоса распевали знаменитое стихотворение Северянина «Ананасы в шампанском».
Один из тех дней был знаменателен особо: друзей пригласили в гости к великому лингвисту и литературоведу Юрию Михайловичу Лотману. Их гостеприимно встретила супруга Лотмана Зара Гиршевна.
Борис вспоминал: «Одно могу сказать о ней: величественная, библейская женщина. Юрий о чём-то долго говорил с Лотманом. Мне же за чашкой чая с бубликами оставалось беседовать с Зарой Гиршевной. Всё закончилось тем, что я каким-то образом стал читать стихи Александра Блока. Зара Гиршевна сказала, что я напоминаю ей самого поэта с портрета работы художника Константина Сомова. В конце встречи мне вручили много разной методической литературы, которая издавалась Тартуским университетом. Эти брошюры я привёз на кафедру литературы в свой педагогический институт».
***
Дипломированный специалист Борис Иванович Кобзарь поработал директором новокузнецкого книжного магазина «Научно-техническая книга».
Это место приложения усилий было интересно, надо думать, хотя бы потому, что хороших книжек тогда на всех не хватало. А читать «дефицит» хотелось многим, поэтому в магазин нередко заходили известные горожане – любители книги, среди которых были и журналисты. Эти знакомства пригодились ему в дальнейшем. При этом, Кобзарь имел диплом торгово-промышленной палаты России, что давало ему возможность участвовать в экспертных советах и общественных формированиях при городской власти.
Однако, одной специальностью Борис не ограничился и в 1987-м ещё окончил Новокузнецкий торгово-экономический техникум.
Что касается рисования, то рисовать Кобзарь учился в Изостудии Александры Васильевны Холодовой, расположенной во Дворце культуры металлургов. Уроки новокузнецкой художницы, педагога, члена Союза художников России для талантливого парня не прошли даром, тем более что затем он стажировался в Московском полиграфическом институте (ныне Высшая школа печати и медиаиндустрии).
Талант художника-карикатуриста проявился не сразу. Хотя шаржи Борис полюбил рисовать ещё со школы – изображал в смешных ситуациях своих одноклассников, учителей.
В студенчестве, когда «гормоны играли», его картинки всё больше были какими-то эротическими. Свои вдохновенные сериалы он часто создавал прямо на лекциях. «Могу засвидетельствовать, – авторитетно утверждал ответственный секретарь «Кузнецкого рабочего» Валерий Немиров, – рисунки эти студенческих лет были изящны, лукавы и остроумны прямо-таки по-пушкински».
Припомним, кстати, что во время памятной поездки в Таллин Борис встретил Хейнриха Валка, знаменитого эстонского художника-карикатуриста. С тех пор в работах Кобзаря появились детали, которые он перенял у эстонца: линию его рисунка, его основательность. Позже Кобзарь, раскрывая секреты своей творческой «кухни», добавит: «Я испытал большое влияние польских и прибалтийских мастеров карикатуры. Их творения отчасти тяжеловесны, имеют свой подтекст. Такая карикатура не рассчитана на сиюминутный «взрыв диафрагмы», она требует умственной акробатики…».
Долгое время Кобзарь внештатно сотрудничал с городской газетой «Кузнецкий рабочий», снабжая её своими карандашными юморесками, иногда выполняя какие-либо конкретные изобразительные задания.
Во время отпусков, бывало, ездил на родину родителей – в Одессу. Было время, когда он подумывал перебраться туда на постоянное жительство. Однако, этого не произошло. Но «след» Кобзаря в Одессе остался.
Город Осипа Михайловича Дерибаса и дюка (герцога) де Ришельё вдохновлял нашего героя на творческие поиски. Именно там рождались его замечательные циклы юмористических рисунков, там он познакомился с редакциями местных периодических изданий. В одном из них – газете «Вечерняя Одесса» – ему даже повезло опубликоваться.
«Я благодарен этому городу, – признавался Борис Кобзарь, – здесь меня впервые напечатали как карикатуриста в газете «Вечерняя Одесса». И одновременно меня напечатал «Кузнецкий рабочий».
***
В 1995 году художника пригласили в штат редакции этой газеты. Он с удовольствием согласился, потому что сам хотел этого. С тех пор места работы не менял. Его карьера в «Кузнецком рабочем» проста: корреспондент, затем художник-иллюстратор, наконец, менеджер отдела имиджевой рекламы.
Коллеги по редакции отмечали, что он успешно возделывал рекламную ниву в «Кузнецком рабочем», а в перерыве между менеджментами писал юморески и рисовал карикатуры.
Именно в «Кузнечике», как любят называть свою газету её сотрудники, во всю ширь развернулись дарования и художника, и литератора Кобзаря. За годы работы в газете он нарисовал, наверное, тысячи юморесок, шаржей, карикатур, написал десятки рассказов, коротких баек, которые в корпоративном кругу именуют «журналистскими байками», проиллюстрировал немало книг своих друзей, коллег, выпустил альбомы с авторскими рисунками. Думается, газета немало способствовала тому, чтобы о Кобзаре заговорили в нашем регионе, в стране и за рубежом, чтобы его таланты по достоинству оценили, а владеющего ими автора отметили многочисленными наградами.
Творческая философия нашего героя просто поражает своей глубиной, выношенной, выстраданной осознанностью и уверенностью в том, что истинный художник должен быть добрым, позитивным, чего бы это ему ни стоило. Я почему-то не сомневаюсь, что всё это пришло к нему в результате работы в газете, где происходит постоянное соприкосновение с действительностью и с людьми, проживающими в Новокузнецке.
«Когда я сажусь за письменный стол, беру карандаш, то приглашаю моих вечных спутников: тоску, печаль, иронию, парадоксы, – откровенничает Борис Иванович. – И самое главное, я не унижаю человеческое достоинство. Мне жаль тех людей, кто не различает нюансы нашей быстротечной жизни. Нюанс – это трагедия для тех, у кого нет чувства юмора, и комедия для тех, у кого оно есть. Нюанс – это объяснение в любви всем женщинам мира в присутствии собственной жены. Нюанс – это синтез поэзии и философии, вызывающий задумчивость у поэтов и эйфорию у философов. Мне нравится работать на стыке иронии и лирики, чёрного юмора и светлых перспектив, воображения и рефлексии, страха и смеха».
Поройтесь в старых газетных подшивках и всмотритесь в шаржи Кобзаря и сами убедитесь, что добродушные, они заставляют людей широко улыбнуться, но не зло посмеяться над изображёнными людьми или явлениями. В «Кузнецком рабочем» вышли сотни его «смешных рисунков». А если к ним прибавить его опубликованные афоризмы, заметки, статьи, становится понятно, что он был не только остроумен и многогранен, но и необычайно плодовит.
Довольно скоро Кобзаря приняли в Союз журналистов. Популярность среди почитателей зашкаливала. Они ждут от БоКо (это был творческий псевдоним Кобзаря) всё новых работ, и мастер не подводит своих поклонников.
Вот что пишет о талантах коллеги Валерий Немиров в публикации «Борис Кобзарь – человек афоризм!» (журнал «Наш город Новокузнецк», январь, 2008. С. 24):
«Борису Кобзарю принадлежит горький афоризм: «Если на всех реках построить заводы чёрной металлургии, то рыба будет метать чёрную икру». Его по недоразумению, видимо, называют художником-юмористом или карикатуристом. «Карикатура» в этом ряду в нашем понимании – это то, что искажает объект (дружеская карикатура – шарж – искажает, как бы по-дружески). Вряд ли о рисунках Бориса можно сказать, что они «искажают»: они осмысляют, выявляют, философствуют, размышляют».
Если листать подшивки новокузнецкой газеты внимательно, становится очевидным: Борис Иванович часто делал тематические рисунки как бы «сериями», продолжая тему из номера в номер. Например, изображал голову Богатыря, того самого, который встречается Руслану, рыщущему по полям и лесам в поисках Людмилы (поэма-сказка «Руслан и Людмила» Александра Пушкина).
Но у Кобзаря к этой самой Голове приходят в гости не только витязи. Допустим, красноармеец Фёдор Сухов или народный хор. А то и игривая дама, увидевшая в Голове потенциального клиента. Кобзарь нарисовал с полсотни всяческих вариаций на эту тему, заставляющих зрителя улыбнуться.
Чем ближе знакомишься с внутренним миром мастера, тем всё очевиднее становится, что работа в газете приносит ему большое удовольствие, что он – на своём месте, что его выбор трудоустройства в «Кузнечике» – единственно правильный. Именно с газетой у него связаны самые лучшие воспоминания, самые интересные ситуации и моменты жизни. Так, в одной из коротких заметок, что из серии «журналистских баек», названной «Как я был партизаном», он пишет:
«Это было лет двадцать назад, когда я был внештатным корреспондентом редакции. Заведующая отделом культуры Татьяна Александровна Тюрина попросила меня написать об очередном спектакле нашего драмтеатра. Заметку написал. Но на этом история не кончилась: режиссёр театра пригласил меня сыграть в массовке в какой-то пьесе про партизан...».
Или вот ещё его история под названием «Жизнь в колодце»:
«Журналист Ирина Лавренова, обладающая хорошим чувством юмора, работала в отделе информации. Ирина писала очередную критическую статью об открытых колодцах, люках, об опасностях, которые они в себе таят. Статью надо было наглядно проиллюстрировать. На роль падающего бомжа она попросила меня. Я аккуратно влез в колодец. На мою голову коллеги набросали сухих листьев. На фотографии ужас падения был убедительным. После выхода газеты ко мне домой позвонил родственник, которого я долго не видел, и поинтересовался, где я работаю и как моё здоровье...».
Или прочтите вот эту заметку, которую он назвал «Полёт на шаре»:
«Это было давно, редакция отмечала очередной свой юбилей. Я возглавлял отдел рекламы. И требовалось какое-нибудь мероприятие для яркого освещения юбилея. В коридоре редакции меня остановил заместитель редактора Анатолий Бычинский и попросил слетать на воздушном шаре. На шар мы должны были прикрепить большое полотно с логотипом «Кузнецкий рабочий». Мне это показалось очень забавным, и я дал согласие. Стартовали с Крепостной горы. Полёт длился сорок пять минут. Мне дали рацию, и я радостно сообщал на землю свои ощущения. Зрелище было захватывающим. Приземлились с пилотом на трассе близ посёлка Елань. Народу сбежалось много. Задавали вопросы. Единственное, что я в силах был сказать: «Подписывайтесь на нашу газету, и вы будете в курсе всех городских событий…».
***
Совершенствовать свои литературные навыки ему помогало посещение занятий в новокузнецком городском литобъединении «Гренада». Это литературное объединение дало путевку в жизнь многим авторам, которые стали профессиональными писателями. Среди них видные сибирские поэты и прозаики – Валерий Зубарев, Александр Раевский, Любовь Никонова, Николай Николаевский и другие. Здесь «оттачивали перо» будущие известные кузбасские журналисты: Евгений Богданов, Валерий Немиров, Михаил Гревнёв. Здесь шлифовал писательскую грань своего и Борис Кобзарь.
Валерий Немиров рассказывал: «Нам, газетчикам (а в «Кузнецком рабочем» до недавнего времени работали четыре бывших гренадёра – Михаил Гревнёв, Борис Кобзарь, Владимир Валиулин и я), «Гренада» дала очень много: дружбу с незабываемыми людьми и любовь к слову, убеждение, что газетная статья должна быть написана хорошей прозой, по крайней мере, к этому надо стремиться. Это очень важно, если ответственно подходишь к своему делу». («Гренада»: история любви», «Кузнецкий рабочий», 3 декабря 2011).
Борис посещал и заседания областной литстудии «Притомье» в Кемерово. Первыми результатами этой учёбы стали его миниатюры для актёров театра кукол, для школьных команд КВН. Позже появились и более серьёзные литературные работы.
Его рассказы и афоризмы позволяют уверенно именовать художника Бориса Кобзаря состоявшимся прозаиком. Сочинять Борис умел и любил. Это обстоятельство определённым образом повлияло на дальнейшее писательское амплуа – он стал писать с юмором, подражая одесситу Михаилу Жванецкому. Борис нередко, как и его кумир, читал написанное перед аудиторией. Выступал с рассказами в разных городах Кузбасса, на семинарах областного отделения Союза писателей России. Литературные исполнения автором своих произведений принимались публикой очень хорошо.
Короткие рассказы, миниатюры, интермедии, эпиграммы, анекдоты – вот жанры «малых форм», в которых он много лет мастерски занимался сочинительством. Старался не отставать от времени. Его «мгновенные» сюжеты, созданные лаконичным, образным языком были востребованы уже потому, что сама жизнь ускорила темп, да так, что у его современников всё меньше времени на прочтение объёмистых книг. Обозначилась чёткая тенденция к краткости, к рекламности сюжетов, всё более востребованными становятся «телеграфные» формы литературных произведений.
Мастерство писателя Бориса Кобзаря с наибольшей полнотой раскрывается именно в жанре миниатюры. Специалисты отмечают его «развитое чувство тонкой словесной филиграни, экспрессивного развития сюжета, умение в малом по объёму произведении, выразить значительное содержание».
Оценим пример, который приводит корреспондент «Кузнецкого рабочего» Сергей Бабиков под заголовком «Кредитомания»:
«Ваш банк даёт кредиты под честное слово?
– Без проблем!..
– А если не верну?
– Вам будет стыдно, когда предстанете перед Всевышним.
– Когда это ещё будет…
– Если 5-го не вернёте, 6-го и предстанете».
Анекдот этот на злобу дня придумал мой коллега-остроумец Борис Кобзарь, лично знающий, кстати, многих новокузнецких банкиров…». («Кузнецкий рабочий», 20 января 2009).
При этом Борис любил много читать, и объём очередной книги не имел для него значения, более того, чем толще фолиант, тем лучше. Кобзаря часто замечали с «толстыми» книгами в руках, которые он поглощал, как губка воду. Для чтения и пополнения домашних книжных «запасов» он часто посещал не только библиотеку, но и популярный в Новокузнецке книжный магазин «Плиний Младший», что располагается на втором этаже торгово-развлекательного центра «Глобус».
– Два раза в месяц я навещаю книжный магазин «Плиний Младший», – откровенничал Кобзарь, – Там мои друзья правят бал. Они дают для прочтения чуть ли не целую кошелку книг. И в этом магазине есть полка с надписью «Борис Кобзарь рекомендует». Конечно, это провокация директора Александра Сергеевича Вострикова. Часть книг я бы точно рекомендовал, но остальные…
Он говорил, что в советские времена свой сочинительский вкус воспитывал на произведениях российских классиков и тех зарубежных писателей, которые печатали в журнале «Иностранная литература». Потом любимым стал журнал «Esquire». («Эсквайр» – американский журнал, основные темы: культура и искусство, мода и стиль, еда и здоровье, персонажи, интервью и другие. – Прим. С. Ч.).
Из зарубежных поэтов особо выделял французского Пьера Ронсара: «Он достоин восхищения за одну только строчку: «Пойдём, возлюбленная, взглянем на эту розу утром ранним…».
Из современных европейских писателей Бориса, который в шутку называл себя «человеком, измученным изысканной прозой», увлекал польский прозаик Ежи Вишневский с романом «Одиночество в сети». (Действие романа происходит в самом конце ХХ века. Герои знакомятся в глобальной сети Интернет благодаря электронной почте. Общаются, влюбляются, переживают. После длительного виртуального общения встречаются в Париже, сталкиваются с испытаниями, которые и сыграют главную роль в их отношениях и жизни каждого из них).
Среди его многочисленных любимых писателей современности английский романист и эссеист Джон Фаулз, автор «Коллекционера», «Женщины французского лейтенанта», «Башни из чёрного дерева», «Дневников». Однако, при этом Кобзарь «держал под рукой» и томик китайского философа Конфуция с его «Пятью постоянствами праведного человека», которые включают в себя «человеческое начало» или «человеколюбие», «правду» и «справедливость», «обычай» и «ритуал», «здравый смысл» с благоразумием и мудростью, «искренность» с добрыми намерениями.
Впрочем, всех авторов и книги, которые ценил наш герой и рекомендовал прочесть другим, просто невозможно перечислить…
С написанными же самим Кобзарём юмористическими рассказами-миниатюрами «Отдохнём от телевизора» можно познакомиться в коллективном сборнике прозы молодых писателей «Субботний рейс», изданном Кемеровским книжным издательством в 1989 году. А цикл его рассказов «Уставшие сны» напечатан в сборнике участников литобъединения «Гренада» – «Допеть до конца» (2011).
Ещё одна подборка его коротких новелл под общим заголовком «Собирайся, мы уезжаем!» опубликована в журнале «Профессионал» (№ 17, март 2009), они обозначены, как цикл рассказов в сторону суггестии. Для тех, кто не знает: сугге́стия или внушение – психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок.
Его юмористические рассказы «разбросаны» по многим СМИ. Они печатались в журналах «Вокруг смеха» (Москва), «Крокодил» (Москва), «Врачебные тайны» (Москва), «Пиккер» (Таллин), «Вечерняя Одесса», «Огни Кузбасса»; в газетах «Известия», «Российская газета», «Литературная газета», «Колесо смеха» (Москва), «Час пик» (Санкт-Петербург); газетах «Кузбасс», «Комсомолец Кузбасса», «Кузнецкий край», «Край» (Кемерово), «Кузнецкий рабочий» и других изданиях.
Борис Кобзарь признан писательским сообществом. Об этом свидетельствует сборник «Писатели Новокузнецка», выпущенный в 2004 году. Он включил в себя 25 имён прозаиков и поэтов, составивших литературную славу южного центра Кузбасса. Среди знакомых литераторов: Любови Никоновой, Бориса Рахманова, Александра Раевского, Виктора Корсукова и других, – найдём здесь и имя нашего героя Бориса Кобзаря.
Хочу привести непредвзятое мнение кемеровского журналиста и писателя Василия Попка, напечатанное в марте 2010 года в блоге Василия Борисовича в соцсети LiveJournal (Живом Журнале). Попок печатал прозу Кобзаря в областной газете «Кузбасс» и ни разу не пожалел об этом:
«Новокузнечанин Борис Кобзарь подарил мне книжку… Мы с ним лично не знакомы. Если и встречались когда, то лишь мельком. Но я знаю, что есть в Кузне Кобзарь. А он знает про меня. Мы одного цеха – газетного.
Года три тому я опубликовал несколько его рассказиков в литературном приложении к газете «Кузбасс». Приложения уж нет, а рассказы запомнились – персонажи там были забавные. Эдакие самодостаточные шалопаи. При этом евреи. Тут извольте видеть: когда русское раздолбайство соединяется с еврейским, на выходе получаются замечательные персонажи, напоминающие довлатовских. Или описанных у Шолом-Алейхема – жителей городка по имени Егупец.
Новокузнецк, наверное, отчасти Егупец, если его населяют такие милые люди.
Кобзарь и сам собой соединяет в одно целое еврейскую иронию и русское беспечное наплевательство. И это целое получается крайне талантливым и симпатичным. Как в этом изящном издании миниатюрно-альбомного формата. «Коллажи» называется…
Юмор, как считает Кобзарь (дальше вольно цитирую надпись на подаренной им книге), последнее СПАСИТЕЛЬНОЕ состояние человека в этом мире. Это правда…». (https://vas-pop.livejournal.com/106315.html).
Ещё один «фактик» отблеска писательской грани Кобзарёвского таланта: в 1998 году Союз журналистов России присвоил ему звание лауреата Всероссийского творческого конкурса на лучший публицистический материал о нашем современнике – за серию публикаций в рубрике «Смотрите, кто у нас!» – и удостоил премии СЖР.
Не удержусь, приведу для примера парочку миниатюр из «Уставших снов».
Вот первая:
«В три часа ночи приснился Антон Павлович Чехов. Я быстро встал и пошёл ставить самовар. За окном висела бледная луна.
Чай пили вместе. Подал маковые баранки и крыжовенное варенье.
– Боря! А не могли бы вы протереть мне пенсне байковой тряпочкой. – Понимаете, на озере не вижу чайку.
Я ещё классику подлил чайку. Омонимы, решил я.
Пришла Лика. Увлекла писателя.
Не спалось. Долго думал о русском языке».
А вторая такая:
«В один прекрасный день, ко мне во двор забежала старенькая, замученного вида собака. На животном был ошейник, пёс был упитанный и явно одомашненный…
Зверь подошёл ко мне, я почесал его за ухом и пошёл в дом. Пёс пошёл за мной следом, вошёл в дом, упал в прихожей и тут же уснул.
На следующий день история повторилась! Пёс прибежал ко мне, зашёл в дом, свернулся калачиком в прихожей и уснул часа на два.
Несколько недель несчастное животное приходило ко мне поспать. В конце концов, я решил узнать подробности. Поведение собаки меня не напрягало, а скорее забавляло! Но в курсе ли хозяева пса о его похождениях? Я прикрепил к ошейнику животного записку следующего содержания: «Я бы хотел узнать, кто владелец этого замечательного животного и знает ли он (то есть вы), что пёс почти каждый день приходит ко мне поспать?»
На следующий день, пес, как обычно пришёл ко мне и плюхнулся в коридоре! К его ошейнику была прикреплена записка со следующим текстом: «Это милое животное живёт в доме, где растёт шестеро детей, двоим из которых нет и трёх лет, поэтому, пёс просто пытается где-нибудь выспаться. Можно я тоже приду к вам завтра?»
***
Всю жизнь он рисовал картинки. Шутливо удивлялся: по какому-то недоразумению их иногда называют карикатурами или юмористическими рисунками. Сам же любил называть их именно так: «мои картинки».
Художник-рисовальщик Борис Кобзарь был постоянным членом Московского клуба юмористов и сатириков. По моему мнению, рисование – шаржи, карикатура, смешные картинки – это то, в чём он преуспел больше всего. Этот аспект его творчества был востребован, как ничто другое. И рисовал он талантливо, броско, остроумно.
Повторюсь, рисунки новокузнечанина признаны во всём мире. Он не раз был участником международных конкурсов карикатуристов в Италии, Франции, Израиле, Японии. Имя Кобзаря внесено в каталоги лучших карикатуристов конкурсов, которые проходили в России, бывшей Республике Югославии, Польше, Италии – в 1998-м, 2001-м, 2002-м годах. В 2001 году его имя внесли в каталог лучших художников-карикатуристов мира «Satyrykon», действующий в Польше. Считаю это высокой оценкой.
Изданные мастером в Новокузнецке альбомы карикатур: «Притча о среднем человеке» (1998) и «Прогулки с Чарли» (2000) широко разошлись по библиотекам и личным коллекциям ценителей, также хранятся в музеях международной карикатуры Бразилии, Израиля, Болгарии.
Многие его «смешные картинки» не требуют подписи. Они как бы «самоговорящие». При этом они – не однозначны. Рассматривая их, можно делать свои выводы, находить свои подтексты.
«Я помню его рисунок «Притча о среднем человеке» в одноименном сборнике работ, – отмечал Валерий Немиров. – Смысл его таков: там, где «маленький» человек просто не замечает проблемы-препятствия, «большой» просто через такое препятствие перешагивает, «средний» же упирается в него лбом. Смысл ясен и глубок. Это философское осознание жизни. Нынче Кобзаря охотно включают в различные всемирные списки художников-юмористов, как это было, к примеру, после международного форума в городе Земуне, что под Белградом. Недавно его пригласили членом жюри другого международного конкурса. Он на «короткой ноге» со всеми знаменитостями своего цеха. Словом, очень серьёзный человек внешне несерьёзных занятий».
Особой темой в творчестве художника стали многочисленные карикатуры на человека – хозяина природы, который её губит бездумным вмешательством. Для Кобзаря, прожившего в Новокузнецке семь с половиной десятилетий, этого ли не знать на собственной, так сказать, шкуре. Увы, город входит в число самых экологически неблагополучных населённых пунктов страны. Живо откликаясь на эту животрепещущую проблему, Кобзарь создаёт немалую серию рисунков о безрассудной вырубке лесов, об экономике, которая развивается в ущерб природе, о том, как промышленность, созданная человеком, загрязняет воду и воздух.
Эта тематика настолько остро и оригинально была представлена художником на зарубежных выставках, что British Ecological Society (Британское экологическое общество) присудило ему малый приз по экологии.
В 2010 году Борис сумел выпустить ещё одну книжку своих изобразительных миниатюр «Коллажи». На этот раз – с карикатурами-коллажами. Вот как этот факт шутливо охарактеризовал один из его коллег, сотрудник «Кузнецкого рабочего» Александр Денисов:
«Смотрю, улыбаюсь, постигаю. Например, почему в последнее время при встрече в редакционном коридоре он (Кобзарь) ограничивается едва заметным кивком. И никаких свежих анекдотов. Оказывается, человек был погружен в реализацию творческих замыслов. Мог хотя бы намекнуть, в чём причина столь дерзкого поведения. Мол, готовлю очередной вклад в сокровищницу графического искусства, просто разрываюсь между издателем и книготорговцем, решительно нет времени для занятий с резцом, не то что на анекдоты.
Центральный персонаж книжки коллажей – Голова из «Руслана и Людмилы». В силу анатомических особенностей, которыми наделил её Пушкин, она не слишком подвижна, зато меняются окрестности. Эффект неожиданного совмещения…». («Борис – это голова!», «Кузнецкий рабочий», 12 августа 2010).
Немало зарекомендовал себя Кобзарь и как замечательный оформитель, иллюстратор книг своих друзей. Допустим, известный новокузнецкий тележурналист, поэт, прозаик, бард Александр Замогильнов выпустил сборник пародий «Охота на стишочек» (2005). Увесистый том включил в себя пародии на стихи кузбасских поэтов, на тему «У попа была собака», афоризмы. А иллюстрировал книгу карикатурист Борис Кобзарь. Под его же патронатом вышла и книга-альбом шаржей и эпиграмм Елены Емельяновой и Евгения Любицкого «Избранные» (2005), Борис был инициатором и организатором работы над её изданием.
Рисунки Кобзаря можно было встретить на городских фотоюморинах, которые ежегодно ко Дню смеха (1 апреля) организовывает в Новокузнецке фотоклуб «Сибирь». На это мероприятие часто «слетались» фотографы из Кемерова, Новокузнецка, Прокопьевска, Междуреченска, Осинников, Берёзовского. Смешные работы участников выставлялись в окнах Новокузнецкого художественного музея. Со стороны было интересно наблюдать за реакцией прохожих, которые иногда подолгу задерживались у этого «вернисажа свободных художников», задавшихся целью развеселить публику, создать людям хорошее настроение. «Смешные картинки» Бориса, как правило, достигали этой цели на сто процентов.
Не чурался Кобзарь и персональных выставок. Всё тот же «Кузнецкий рабочий» в одном из номеров сообщает: «Лёгкая импровизированная выставка открылась в кинотеатре «Октябрь». Автор её – наш коллега Борис Кобзарь. Свою выставку он посвятил французской актрисе Саре Бернар. На вопрос: «Почему?», – художник лаконично ответил: «Влюблён!»
Или ещё читаем в «Кузнечике»:
«В залах книжного магазина «Плиний Младший» открылась выставка карикатур нашего журналиста и художника Бориса Кобзаря. «Блюз» – так называется серия рисунков. Название выставки и место её проведения выбраны не случайно. Два пристрастия сопровождают по жизни автора – рисовать и читать.
«Почему блюз? – поясняет Борис. – Блюз – это когда хорошему человеку плохо. Из этого состояния меня могут вывести карандаш и бумага. Я хочу, чтобы мои рисунки не воспринимались чистой карикатурой, это, скорее всего, грустный иронический взгляд на всё, что происходит во мне и в мире моего воображения…». («Кузнецкий рабочий», 31 марта 2009).
Поддерживал он и выставочные усилия коллег. Так, в феврале 2017 года в библиотеке имени Д. С. Лихачёва проходила фотовыставка «Читающий город – читающая планета», где известные новокузнечане были представлены в литературных образах. Организаторы проекта Ирина Соловьева, директор компании «Арт базар», и фотограф Александра Иванова обратились за помощью Борису Кобзарю, чтобы он сочинил дружеские эпиграммы на известных людей. Автор блестяще справился с этим заданием.
В газете нахожу заметку об участии нашего героя со своими рисунками в выставках за рубежом. «Приветом из Японии от Кобзаря» назвала публикацию Татьяна Тюрина:
«Нет, наш журналист Борис Кобзарь никуда не эмигрировал… Известный карикатурист ходит по коридорам нашей редакции и ведёт себя скромно. В очередной раз его карикатуры попали на международный конкурс карикатуристов, только теперь он проходил в японском городе Фукуока.
Тема конкурса – «Мир против мин». На выставке были представлены фотографии, рассказывающие о людях, ставших жертвами мин. В экспозицию и в каталог вошли работы мастеров карикатуры. В их числе и наш Борис Кобзарь. Ну что тут скажешь? Мы гордимся своим коллегой». («Кузнецкий рабочий», 20 ноября 2004).
***
Борис и по жизни был юморным человеком, затейником всяких шутливых дел, оригинальных розыгрышей, смешных историй. Интересно, что мог посмеяться не только над ближним, над товарищем или коллегой, но запросто был способен, не боясь насмешек, и себя поставить в смешное, неуклюжее положение. Если надо для дела, напомню, способен был и в канализационный колодец «провалиться» или на небо взлететь. Татьяна Тюрина вспомнила, как однажды Борис попросил парикмахера постричь его… с закрытыми глазами.
– Я её спросил: «А слабо подстричь меня с закрытыми глазами?» И она сказала: «Надо попробовать», – рассказывал мне товарищ по кабинету Борис Кобзарь, юморист по жизни и по профессии. И пригласил меня, как на шоу, посмотреть на это мероприятие. Надежда Сырых оказалась молодой, симпатичной, разговорчивой женщиной. Парикмахер-универсал – это значит, стрижёт одинаково хорошо и мужчин, и женщин, и детей…
Надежда оглядела лицо Бориса, стараясь запомнить. «Я ни разу не подстригала никого с закрытыми глазами. Это дебют. Вообще-то это противоречит парикмахерскому искусству. Мы должны всматриваться в индивидуальные особенности клиента», – словно заранее выговаривая себе скидки, говорила Надежда, а я тем временем завязывала ей чёрной лентой глаза.
Надежда положила руки на голову Бориса, ощупала её и через несколько мгновений замелькали её руки. Она привычно ловко орудовала расчёской и ножницами. «Мне что терять? Мне терять нечего», – шутила она. Стрижка закончилась. Надежде развязали глаза. «Я думала, будет хуже», – выдохнула она, посмотрев на коротко подстриженные кудри Кобзаря. Действительно, мастер-универсал! Жаль, мы не могли вручить ей какого-нибудь диплома…
Признайтесь честно, читатель, вы бы согласились на подобный эксперимент? Я бы – ни за что! Но Борис есть Борис!
Определённо, многие детали к его образу и характеру добавляют его откровенные ответы на одну из импровизированных анкет, очень похожую на блиц-интервью. Приведу некоторые из них:
«Ощущение, которое хотелось бы испытать? – Ещё раз полетать на воздушном шаре.
Ощущение, которого хотелось бы избежать? – Невостребованности.
Любимый афоризм? – «Жизнь – это мечта умного, игра дурака, комедия богача и трагедия бедняка». Это сказал любимый писатель Шолом Алейхем.
Любимое время года? – «…Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…».
Философия, которой придерживается в жизни? – Не терять вкус к жизни.
Любимое блюдо? – Пшённая каша и шашлык.
Любимое слово в русском языке? – Любовь, ибо миром движет только она.
Любимое место отдыха? – Дача в Карлыке (в Новокузнецком районе).
Любимый город? – Одесса (воспоминания о родителях).
Увлечение? – Театр, музыка, живопись, книги.
Любимый фильм? – Все фильмы Андрея Тарковского.
Любимая телепередача? – Телеканал «Культура», передача «Апокриф».
Любимая радиостанция? – «Шансон».
Кому бы доверил написать свой портрет? – Итальянскому художнику Караваджо (жил в XVII веке).
Что бы вы вынесли из своего дома в руках в случае пожара? – Если речь идёт об одушевлённых предметах, здесь у меня колебаний никаких нет. В доме я и жена. Лично я вынесу жену, потому что только она может сказать мне всю правду, кто я. Другие мнения меня не устраивают: все врут и парят уши…».
В январе 2024 года он отметил 75-летний юбилей. А в начале мая его не стало…
***
Новокузнецк явил миру целую плеяду мировых знаменитостей. Несомненно, Кобзарь – из них. Если читатель из этих заметок сумеет вывести для себя фигуру, характер, личность этого человека, значит, труд мой был проделан не зря…
Сергей Черемнов