Директор «Фотоцентра» на Гоголевском бульваре. Памяти «маэстро фотографии» Валерия Никифорова

14 сентября 2023 

Тем, кто не знал бессменного директора московского «Фотоцентра» на Гоголевском бульваре, 8, Валерия Ивановича Никифорова, считай, не повезло.

В его «фотоцарстве» всегда толклись люди: посетители очередной фотовыставки, многочисленные друзья и знакомые, военные и гражданские, – к нему тянулись потому, что человеком он был неординарным, и разговорить умел, и интересно рассказать любую из многочисленных историй своей насыщенной событиями жизни, и выслушать, если надо, и угостить…

В не очень «видном» снаружи двухэтажном здании у станции метро «Кропоткинская» – то ли дело кафедральный собор Русской православной церкви Храм Христа Спасителя, громадина которого высится недалеко – было где получить отдохновение страждущей душе творческого человека, насладиться мастерством фотохудожников на очередной фотовыставке.

Благо выставок здесь ежегодно проходило немало. Залы фотоцентра не простаивали зря. Ежегодно Никифоров организовывал и проводил десятки самых различных мероприятий. Площадей у «Фотоцента» не сказать, что бесконечное количество, но развернуться есть где: основной выставочный зал – 200 квадратных метров, галерея на втором этаже – 90 квадратов.

«Полезную и нужную работу во благо развития отечественного фотоискусства, особенно российской фотожурналистики последовательно ведёт «Фотоцентр», – писали коллеги. – Это место на Гоголевском, кажется, известно каждому поклоннику фотографии. Будто он всегда существовал здесь в историческом центре Москвы, неподалеку от Кремля, рядом с Храмом Христа Спасителя. Хотя он начал свою деятельность в 1984 году».

И мнения посетителей и ценителей фотографии звучали в унисон профессиональным суждениям. Приведу лишь несколько записей:

«Хорошее место для начинающего фотографа, можно много чего посмотреть»; «Был на открытии интересной фотовыставки «Природоведение». Очень понравилось, интересные снимки примерно из десяти регионов, в том числе с моей любимой Камчатки»; «Много раз ходил на выставки, видел там интересных людей, общался с фотографами»; «Это место, где до сих пор живёт настоящая фотография…».

Или мнение российского фотожурналиста, издателя, автора и руководителя культурного проекта «РУСС ПРЕСС ФОТО» Василия Прудникова:

«Фотоцентр» был настоящим домом для многих фотографов. Вот и мне Валерий Иванович дал возможность разбить там свою палатку. За что низкий поклон ему! Ведь все первые проекты РУСС ПРЕСС ФОТО зародились там. Его «Фотоцентр» хоть и ориентирован был на фотожурналистику, принимал всех: была и художественная фотография, был и арт, и юмор. Он был очень азартным в этом деле… С одной стороны, сух на комплименты, но в тоже время делал часто широкие жесты».

И всё это – заслуга неутомимого Валерия Ивановича. Свою основную задачу он видел в популяризации лучших образцов фототворчества. Подсчитано, что благодаря ему за всю историю учреждения в «Фотоцентре» прошло более 700 различных фотовыставок, в которых приняли участие сотни российских и зарубежных авторов. Центр регулярно организовывал и выездные выставки в стране и за её пределами. Так, за последние годы они были проведены в Ульяновске и Бельгии, Коломне, Германии и Вьетнаме, Кемерово и Танзании, Санкт-Петербурге, Австрии и Шри-Ланке, Великом Новгороде, Люксембурге, Дании.

Большинство фотокорреспондентов известных информагентств, крупнейших газет и журналов, издательств и разного рода фотосообществ в том или ином виде представляли своё творчество в «Фотоцентре». Многие мастера фотографии благодаря Никифорову взяли старт на Гоголевском.

Чего только он тут не проводил: и семинары-практикумы, и мастер-классы, и презентации фототехники и оборудования. У всей этой учебно-методическая работы цель была одна – помочь фотографам в повышении профессионального мастерства, в освоении новейших технологий…

Выполнял «Фотоцентр» и издательские проекты. Среди них, в частности, были созданы фотоальбомы высокого класса «Президент», посвященные нынешнему Президенту России Владимиру Владимировичу Путину (2012) и Дмитрию Анатольевичу Медведеву в бытность его Президентом РФ (2011). Подаренные Валерием Никифоровым, эти книги хранились в моей домашней библиотеке.

В «Фотоцентре» был собран огромный архив с фотоматериалами по русской и советской фотографии, с уникальной фотоколлекцией по Великой Отечественной войне.

«Фотоцентр» по праву называли Домом фотографа – по аналогии с другими творческими Домами, такими, например, как Дом писателя, Дом актёра. Здесь на очередном фотовернисаже встречались коллеги и друзья, получали консультацию, совет и поддержку, спорили о творчестве, просто общались за бокалом вина…

***

Я познакомился с Валерием Ивановичем в мае 2003 года. Если точнее, это случилось 16 мая. В этот день я в качестве делегата от кузбасской областной организации Союза журналистов участвовал в VII съезде журналистов России, который проходил в Москве.

В величественном мраморном дворце Академии госслужбы при Президенте РФ, что на юго-западе столицы, собрались более 600 журналистов со всех регионов России. В президиуме сидели председатель Государственной Думы Геннадий Селезнев (бывший главный редактор «Комсомольской правды»), председатель Союза журналистов Всеволод Богданов и другие ответственные лица.

Выступающие: хорошо известные в журналистском сообществе, Владимир Познер, Олег Попцов, Ян Засурский, – с болью и тревогой говорили с трибуны съезда о засилии ТВ чернухой, боевиками, мерзкими сюжетами порнографического содержания, критиковали пропаганду в СМИ тюремного жаргона, бандитского сленга, стремление прессы опуститься на «дно» жизни. Размышляли о том, что доверие общества к СМИ стремительно падает.

«Если журналисты не хотят, чтобы общество, протестуя против засилья в СМИ низкопробных и заказных материалов, призывало власть ограничить свободу массовой информации и восстановить цензуру, то журналистское сообщество само должно оградить граждан от злоупотреблений свободой СМИ», – звучало на съезде. Выступающие требовали, чтобы Союз журналистов одновременно защищал интересы журналистов и саму журналистику от проникновения в неё инородных информационных «тел», формировал культуру честной и свободной журналистики, поддерживал независимость и плюрализм СМИ...

Я подробно конспектировал выступающих. Даже когда объявили перерыв, продолжал по памяти писать в блокноте основные тезисы из речи Геннадия Селезнёва, который призывал журналистское сообщество «к более широкому осуществлению одной из важнейших общественных функций прессы – предоставлять нашим согражданам полноценную и объективную информацию обо всём, что происходит в России и во внешнем мире…».

– Оставь, – прервал меня один из членов нашей кемеровской делегации, редактор газеты «Кузбасс», председатель областной организации Союза журналистов Валерий Гужвенко. – Пойдём, покурим.

– Я же не курю, – хотел отмахнуться.

– Познакомлю с интересным мужиком, – не отставал Валерий Михайлович. – Не пожалеешь. Москвич, но всех наших кузбассовцев хорошо знает. И Бурыма, и Майдарова, и Трутнева, и других…

Перерыв был длинным. Погода в этот майский день была по-летнему тёплая. Гужвенко и Никифоров (а это и был мой новый знакомый) выкурили в этом антракте не по одной сигарете. Уже через несколько минут общения мы с Валерием Ивановичем говорили обо всём так свободно, будто были знакомы не один год.

Высокий, худощавый, в строгом пиджаке, который был ему явно к лицу, сидел на нём, как «влитой», как военная форма на настоящем щеголеватом, суровом внешне, но ироничном внутренне, полковнике. (Позднее я понял: не зря друзья в шутку называют его «человеком в пиджаке»). Он умел быстро произвести на собеседника хорошее впечатление. Общаться с ним было интересно.

Друг Гужвенко оказался родом из Кемерова. Это сделало наш первый разговор таким насыщенным и бесконечным, что мы решили его продолжить в более благоприятной обстановке. Валерий Иванович пригласил нас посетить «Фотоцентр». И на следующий день мы с Гужвенко оказались в его кабинете на Гоголевском бульваре, 8.

Знаменитый кабинет Валерия Ивановича больше напоминал музей, наполненный книгами и сувенирами со всего света, увешанный фотографиями известных личностей, снятых с неожиданного ракурса.

– Садитесь к столу! – шутливо приказал гостеприимный хозяин. – Тут всего не пересмотришь. Потом насладитесь, а то коньяк остынет…

Он извлёк откуда-то из потайных своих запасов красивую бутылку крепкого напитка, лимон, селёдочку, хлеб, ещё какую-то снедь. И, поскольку Гужвенко был совсем непьющим, коньяк мы приняли вдвоём, и за хорошей беседой много не показалось.

Поскольку я в то время был начальником управления по работе со СМИ администрации Кемеровской области, да ещё и пресс-секретарём губернатора, знал всю подноготную кузбасской прессы, тем для разговора земляков было предостаточно. Но самым удивительным оказалось то, что мама Валерия Ивановича проживает в Кемерове в одном со мной доме – на проспекте Ленина, 55-б, только в соседнем подъезде. Вот же тесен мир?! – не было предела нашему удивлению.

После обеда мы с хозяином «Фотоцентра» обошли все залы. В ту пору там шла выставка «Карл Булла и сыновья». Поразительные фотографии России начала ХХ века буквально приковывали к себе, хотелось рассматривать их снова и снова.

– А что если мы организуем такую выставку в нашем Кемерове? – предложил Валерий Иванович. – Интересно это будет землякам-кузбассовцам?

– Думаю, очень интересно, – поддержал я.  

Мы тут же начали обсуждать будущий проект с названием «Мастера отечественной фотографии «Карл Булла и сыновья». Так что к организации этой интересной выставке в Кемеровском музее изобразительных искусств приложил руку и я.

А как иначе?! Карл Карлович Булла – русско-немецкий портретист и мастер документальной фотографии, отец российского фоторепортажа, владелец фотоателье в Санкт-Петербурге, снимал «везде и всюду»: на торжественных раутах с участием знатных особ и членов царской фамилии, на улицах Петербурга, в толстовской Ясной Поляне и репинских «Пенатах», в рабочих столовых, на рынках, спортивных состязаниях, в собственном ателье, где считали для себя престижным сфотографироваться известные люди России – писатели и артисты, ученые и государственные деятели, среди которых были Л. Толстой, М. Горький Ф. Шаляпин, И. Репин, В. Стасов и другие.

Договорились с директором музея ИЗО Ларисой Ивановной Мызиной, что её учреждение предоставит свои площади для экспонатов – уникальных чёрно-белых фотографий, сделанных великим мастером в конце XIX – начале XX веков.

Были трудности с поиском финансов, потом возникли проблемы с доставкой этой выставки из Москвы в Кемерово. Но так или иначе все они были решены. Выставка открылась в кемеровском музее в мае 2004 года и имела определённый успех…

На её открытие прибыл и сам директор «Фотоцентра». Тогда мы познакомились ещё ближе.

***

Валерий Никифоров родился 28 ноября 1941 года в Кемерово. Проживал с родителями в Заводском районе города. Окончил здесь школу.

Когда я узнал про его высшее образование, понял, откуда у Никифорова такой широкий диапазон знаний, умение глубоко и критически оценить нюансы творчества того или иного человека вынести беспристрастный вердикт о его качестве.

Он окончил театроведческий факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Изучал компоненты театра: драматургию, актёрское, режиссёрское и декорационное искусство, театральную архитектуру, историю театра и современные театральные постановки, принципы театральной критики, редакционно-издательскую деятельность. Словом, приобрёл фундаментные теоретические знания относительно функционирования театра как «изнутри», так и «снаружи».

В результате получил диплом театроведа – специалиста высшего уровня квалификации в области театрального искусства.

Профессиональная критика Валерия Никифорова, его разбор позитивных моментов и недочётов в той или иной фотоработе не раз позволяли фотографам в дальнейшем избежать повторения ошибок, повышать мастерство, свой профессиональный уровень.

«Валерий Иванович умел жить «с разной глубиной резкости», – подчёркивали его коллеги. – «На большой глубине резкости он существовал в работе: подмечал каждую деталь на любом плане, улавливал настроение человека и всё, что происходит вокруг. А в тяжёлые моменты переключался на малую: умел радоваться тому, что есть, фокусировался только на хорошем, чтобы преодолеть трудности».

Был у него ещё один неподражаемый факт в биографии, который, по-моему, наложил отпечаток на его характер, который отличал его от многих. Назову его «военной жилкой».

Валерий Иванович не понаслышке знал, что такое армейская служба и жёсткая дисциплина. С 1982 по 1985 годы он находился в Южной группе войск – оперативно-стратегическом объединении Вооружённых Сил СССР, управление и штаб которого располагались в Будапеште (Венгрия). В 13-й гвардейской стрелковой Полтавской ордена Ленина дважды Краснознамённой, орденов Суворова и Кутузова дивизии, расквартированной в небольшом старинном городе Вайссбрунн, Никифоров был инструктором Дома офицеров по культурно-массовой работе.

Сослуживцы вспоминают, что офицер и театровед Никифоров создал при Доме офицеров театр, ставил постановки, организовывал концерты для наших военнослужащих и их семей и был любимцем и душой военного коллектива.

Артистичный, с танцевальной осанкой, всегда в отличной форме, – эту выправку он сохранил до конца жизни…

С журналистикой Валерий Иванович «связался» ещё в конце 1960-х. В то время были замечены его первые публикации. Никифорова приняли в члены Союза журналистов, позже он стал членом Международной Федерации журналистов. Входил в организацию СЖ Москвы.

Активного, талантливого Валерия Никифорова что называется заметили. С 1971 года он уже официально начал работать в системе Союза журналистов СССР. Стал сотрудником отдела пропаганды Центрального дома журналиста нашего творческого, советского ещё, Союза.

– Уже на последних курсах театрального вуза я начал понимать аморфность и, в общем-то, никчемность специальности, не предполагающей активной жизнедеятельности, – рассказывал он в одном из интервью. – Понял, что журналистика – это энергичная жизненная позиция. Закончил Институт журналистского мастерства при Московской организации Союза журналистов (газетный факультет). И пошло-поехало...

Потом он работал в орготделе Правления СЖ СССР:

– Командировок была уйма. Особенно когда я в год должен был выезжать и вылетать 7-8 раз в региональные отделения СЖ, которые я курировал. Помню, как поразила жуткая картина города Спитак в Армении, снесенного с лица земли после известного страшного землетрясения. А первая в жизни загранкомандировка была в Польшу в 1974 году на 30-летие освобождения Варшавы от гитлеровской оккупации. Очумел от спекулятивно-торгашеских принципов поляков в подходе ко всему. Запомнилась, конечно, и «мандражная» командировка в Афганистан...

По поручению СЖ он курировал деятельность первичных организаций творческого Союза в нескольких регионах страны. Одним из этих регионов была, конечно же, родная Кемеровская область. Много раз конкретные дельные советы куратора помогали кузбасским журналистам в решении самых разных проблем.

Всесоюзный «Центр фотожурналистики и музея истории фотографии» был создан в 1984 году. Именно тогда Союзу журналистов СССР передали здание на Гоголевском бульва, 8. Первым собирателем материалов для музея истории фотографии называют Евсея Бялого, коллекция которого стала основой коллекции и библиотеки новооткрытого «Фотоцентра».

Но по-настоящему «Фотоцентр» заработал с 1989-го, когда директором сюда назначили Валерия Никифорова. С 1993 года его должность стала называться «генеральный директор Объединения «Фотоцентр» Союза журналистов».

По сути, именно благодаря Никифорову в России появилось уникальное специализированное фотоучреждение, которое получило известность не только в Москве и российских регионах, но во многих странах мира. Не без основания повторю, что «Объединение «Фотоцентр» стало местом притяжения нескончаемого списка известных фотографов и журналистов.

Здесь бывали многие выдающиеся отечественные фотомастера – от Вадима Гиппенрейтера и Александра Абазы до популярных в стране фотокоров Виктора Ахломова и Юрия Абрамочкина. Заходили в «Фотоцентр» к Никифорову такие именитые журналисты, как Александр Бовин, Всеволод Овчинников, другие знаменитые на весь мир люди, и многочисленные знатоки и обычные любители фотоискусства.

На Гоголевском, 8, нескончаемой чередой проходило множество тематических выставок и презентаций. Особое внимание Валерий Никифорович уделял выставкам патриотической и военно-исторической направленности. За годы руководства «Фотоцентром» Валерий Иванович приобрёл серьёзный опыт галериста, специалиста по выставочной работе. Его регулярно приглашали в жюри и в оргкомитеты самых авторитетных фотовыставок и фотоконкурсов.

Как-то необычно было слышать от него ответ на вопрос: сами-то вы фотографируете? Он всегда самокритично с иронией отвечал: «Только как простак-фотолюбитель. И то в крайних случаях. Прежде всего, в путешествиях...».

Однажды он признался, что больше других любит репортажные, динамичные снимки, которые передают действие, раскрывают человека в движении. «Репортаж – король фотографии, – не раз подчёркивал Валерий Иванович, при этом уточнял. – Если более конкретно – портрет и лучше чёрно-белый.

Он отдал своему детищу почти 35 лет жизни. Был настоящим директором до самого конца. До… закрытия «Фотоцентра».

***

Мы регулярно – несколько раз в год – встречались в Кемерове. Валерий Иванович приезжал по делам, а заодно повидаться с родными.

После 13 августа 2003 года, когда непродолжительная болезнь прервала жизнь Валерия Гужвенко, у нас даже сложилась ритуальная традиция. В первый день прилёта в Кемерово Никифоров приходил ко мне в кабинет на пятом этаже здания на Советском проспекте, 62. По возможности я поскорей сворачивал текущие дела. Мы брали небольшую «чекушку» коньяка и в любое время года ехали на Южный, на кладбище к Валерию Михайловичу. Сидели здесь у камня-обелиска, вели неспешную беседу, обменивались новостями, разными историями, которых у Никифорова всегда были «тонны», а опыта и баек у него было на десятерых. И поминали друга и товарища.

Если в Москве Валерий Иванович вёл стремительную, насыщенную событиями жизнь, то в родных пенатах отдыхал душой и телом от быстрого ритма столицы, от тысячи проблем и вопросов, которые каждый день наваливались на генерального директора, как снежная лавина. В Кемерове он общался с близкими, с мамой, подпитываясь от них незаменимой сибирской жизненной энергией. Помогал им и поддерживал их, чем мог.

Однажды он затащил меня в хлебосольную материнскую квартиру, и я воочию увидел, какой любовью, нежностью и гордостью за сына светятся глаза его матери…

***

Злые языки утверждают, что это COVID-19 убил «Фотоцентр» на Гоголевском бульваре, что из-за пандемии и карантина произошёл финансовый коллапс. Другие считают, что проблемы у учреждения начались раньше. В любом случае Никифоров подавал серьёзные сигналы о том, что кораблю по имени «Фотоцентр» требуется помощь.

Просто в ковидные дни проблемы особо усугубились. «Фотоцентру», вынужденно свернувшему свою выставочную и коммерческую деятельность, критически не стало хватать денег, чтобы оплатить аренду помещений. Как следствие, уникальное собрание исторических фотографий, равно как и несколько научных сотрудников, из последних сил поддерживающих деятельность учреждения, оказались перед перспективой оказаться на улице.

И сам Никифоров, и все, кому была небезразлична судьба российского Фотодома, не один год бились в разные двери министерств и ведомств, но каждый раз получают отказ. Валерий Иванович направил всем неравнодушным людям из числа своих друзей письмо с криком о помощи:

«Друзья, коллеги, постоянные посетители, все, кто неравнодушен к «Фотоцентру», – писал он, – обращаемся к Вам с предложением о поддержке. Как известно, в связи с пандемией было запрещено проведение выставок. И без того тяжёлое финансовое положение «Фотоцентра» таким образом было усугублено этой длительной блокировкой выставочной работы. Сегодня счёт «Фотоцентра» обнулён. Вспомнив добрый старый принцип «всем миром», ещё раз взываем к каждому, кому не безразличен старейший выставочный Фотодом на Гоголевском и кто может, по возможности, в это нелёгкое для всех время перечислить посильное пожертвование на наш расчётный счёт…».

«Главная трудность, – подчёркивал он, – отделаться от арендных посягательств Москомимущества, от коммунальщиков и прочих дармоедов, жаждущих по максимуму обобрать «Фотоцентр».

Его призывы были услышаны, но необходимой поддержки в том объёме, который требовался для сохранения учреждения генеральный директор не получил. Не нашлось ни доброй воли московских чиновников, ни меценатов.

Финал наступил в 2022 году: «Фотоцентр» закрыли.

Есть подозрение, будто всё дело в том, что кому-то из сильных мира сего приглянулось место в центре города, на котором стоит здание. И поэтому ситуация оказалась безнадёжной: никами силами и авторитетом Союза журналистов России, общественным мнением корифеев фотожурналистики не пробьёшь этот «капиталистический подход» к проблеме.  И на этом месте, не уступающем по значимости самым намоленным культурным площадкам нашей столицы, может появится очередной сетевой супермаркет, бутик или салон красоты.

Постоянный автор интернет-журнала Photographer.ru (журнал о мировой фотографии и профессиональное фотографическое сообщество) Ирина Чмырёва в публикации «Капитан Фотоцентра» (https://www.photographer.ru/cult/person/8916.htm) пишет о В. И. Никифорове: «22 июня 2022 года он прислал мне видео «Последний репортаж», – когда Валерий Иванович вошёл и снял пустые и ободранные до основания стены своего детища, «Фотоцентра», двух первых этажей знаменитого Дома-коммуны, 8, на Гоголевском бульваре…».

Я тоже посмотрел эти жуткие кадры. Мне, правда, переслал их известный российский фотограф Александр Блотницкий, который так же близко общался с Валерием Ивановичем. Эти ужасные кадры до сих пор «гуляют» по всемирной паутине. На них Валерий Иваныч сам бродит по разорённым этажам «Фотоцентра», снимая на видео его израненные стены, разорённые помещения. Представляю, как обливалось кровью сердце генерального директора!

***

В сентябре 2022 года Валерий Иванович приехал в Кемерово. Отмечал здесь с семьёй и близкими 102-летие мамы. Был в эти дни, как всегда, бодр, подтянут, весел, разговорчив. Он и в свои восемьдесят с небольшим держал себя в хорошей форме. Рассказывал своим о московских делах, но не жаловался, чтобы не расстраивать самого дорогого ему человека.

Кажется, это была его последняя поездка на малую Родину. 5 апреля 2023 года единственного и бессменного директора «Фотоцентра» Союза журналистов России не стало. Но было бы несправедливым забыть о нём, об успехах, которых достиг этот, без сомнения, легендарный человек.

Несколько лет назад в интервью журналу «Rosphoto», Валерий Иванович иронично переспросил журналиста: а не устала ли фотография от него, Никифорова? Ведь уж столько лет он занимается этим любимым делом.

Мастер, конечно же, скромничал. Уж кто-кто, а он-то, несомненно, вписал золотыми буквами имя своё в историю и в развитие отечественной фотографии. За что справедливо был удостоен высокой государственной награды – звания заслуженного работника культуры Российской Федерации.

Ирина Чмырёва, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Российской академии, член жюри международных фотоконкурсов, арт-директор международного биеннале PhotoVisa, проходящее в Краснодаре около 15 лет, сама организовавшая сотни выставок фотографии и современного искусства по всему миру, работавшая со многими известными фотографами, подчёркивает, что в конце 1980-х, Валерий Иванович, «будучи белой костью системы, идеальным государственником, привечал и давал место смутьянам, без которых (и он отлично это понимал) не может нормально существовать система: ей нужно спускать внутреннее напряжение, нужен клапан, а кроме того, фотография, будучи генератором смыслов, нуждается в показах. И он их делал».

Он целенаправленно и профессионально опускался в «чрево фотографического процесса». А умело управлять им, направляя «его перистальтику» – это «особое отдельное искусство», секретами которого Никифоров прекрасно владел.

В тяжёлые 1990-е он, как мог, поддерживал ветеранов советской фотографии, которым порой не только снимать, жить было не на что. Изворотливый Никифоров выручал их, организуя спасительные бартерные сделки.

Думаю, и сегодня многие помнят его человечность, дружелюбие, его помощь и поддержку. Он хорошо знал многих сильных мира сего, но не кичился этим, выказывая в общении скромность интеллигента, оптимизм и необидную иронию.

Его авторитет оставался высоким и в «нулевых», несмотря на то, что в Москве стремительно появлялись новые фотогалереи, фотофестивали, новые «фотобоги». С ним продолжали советоваться, считаться, его оценка мастерства считалась неким негласным эталоном среди фотографического сообщества.  

Фотовыставки были его коньком. Темы выставок за три с половиной десятилетия его директорства были самыми разными. Но одна тематика повторялась из года в год, она для Никифорова была святой – подвиг советского солдата в годы Великой Отечественной войны, День Победы.

К слову, в своё время В. И. Никифоров был одним из учредителей и организаторов движения «Бессмертный полк – Москва». Штаб движения находился в «Фотоцентре» на Гоголевском бульваре, Валерий Никифоров первый же и пошёл в колонне «Бессмертного полка».

Организовывая фотовыставки, Валерий Иванович даже в традиционном подходе умел найти что-то новое. К примеру, в ходе фотовыставок «ВИИЯ в лицах» и «Военные переводчики на службе Отечества» впервые был обнародован список выпускников Военного института иностранных языков, погибших при исполнении служебных обязанностей за пределами нашей страны.

У Никифорова было множество наград и поощрений: государственных, ведомственных и общественных. Среди них есть те, которыми он гордился особо.

В 2015 году за активное участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, он получил Благодарность Президента России В. В. Путина. Также благородный труд генерального директора «Фотоцентра» отмечен медалью Министерства внутренних дел РФ «За укрепление общественного порядка», благодарностью министра «За многолетнее участие в работе жюри фотоконкурса МВД».

В «Фотоцентре» проведено множество выставок, посвящённых локальным и неизвестным войнам: о боевых действиях на Кубе, во Вьетнаме, Анголе, Афганистане, в Косово, где наши воины совершили знаменитый бросок под Приштиной.

В 2017 году Валерий Иванович побывал в Сирии, где организовал фотовыставку «Неизвестная война в небе Кореи. 1950-53 гг.» на российской военной базе «Хмеймим» для наших воинов, участвующих там в военной операции. За это получил благодарность от командующего группировкой войск генерал-полковника А. В. Картаполова и медаль Министерства обороны РФ «Участнику военной операции в Сирии».

Но самой большой наградой Никифоров считал доброе отношение друзей, которые искренне ценили его организаторский талант, трудолюбие, юмор и бесконечное чувство прекрасного, его позитив и отзывчивость. Настоящие друзья чистосердечно радовались за него, за то, как один из старейших членов столичного журналистского сообщества в свои восемьдесят всё ещё легко поднимался по ступеням «Фотоцентра», ведя за собой очередного важного для него экскурсанта.

Это было будто вчера…

В беседе с корреспондентом журнала «Российское Фото» Валерий Иванович Никифоров размышлял о том, что в ХХI веке профессия галериста стала ещё сложнее, что «размываются» критерии хорошего кадра: «Бурный фотопоток, порой мутноватый, буквально затопил обывателя «по уши»… Галерист должен отделять зерна от плевел и представить на зрительский суд добротную, «высокую» фотографию, определяемую точным словом «светопись», ибо у фотографа вместо кисти – луч света».

Он всегда верил, что умная, талантливая фотография способна повлиять на социум, привлечь внимание общественности к насущным проблемам.

Он до своих последних дней остался верен журналистике и фотоискусству.

– Как вы думаете, какими чертами характера должен обладать журналист? – спросили у него однажды.

– Быть абсолютно честным. Писать и говорить только правду! – не задумываясь, ответил «маэстро фотографии».

Сергей Черемнов. 

Фото: Дмитрий Садов, Вячеслав Коротихин, Александр Блотницкий, журнал «Российское фото», Internet

Архив новостей