Елена Ходоренко (Амосова) – ведущая актриса Новокузнецкого драмтеатра

09 марта 2023 

Сегодня её по праву считают актрисой невероятного творческого диапазона, обладательницей яркой индивидуальности, любимицей публики. Её театральные работы всегда запоминаются, поэтому их так любит зритель. Каждый раз со сцены Елене Анатольевне удается захватить пришедших в театр людёй в плен своего таланта.

Её поклонники точно знают, что в детстве она мечтала быть балериной, а после театрального училища неделю работала в Тобольском театре, что она мечтает сыграть Анну Каренину и трижды отказывалась от роли «Жанны», а своей «визитной карточкой» считает спектакль «Укрощение строптивой».

Елена Анатольевна Ходоренко (сценический псевдоним Амосова) родилась 12 декабря 1969 года в городе Барабинске Новосибирской области. Ей всегда хотела быть только актрисой. Очень любила танцевать. Занималась в танцевальном коллективе, что потом пригодилось на сцене.

Года в три научилась читать. И с тех пор читает очень много. В детстве даже собирала макулатуру и обменивала её на книги, просила книги у одноклассников, ходила в городские библиотеки.

В 1989 году окончила Новосибирское театральное училище. С этого же года работает в Новокузнецком драматическом театре.

Сама Елена Амосова рассказывает: «В начале 90-х, когда я оканчивала Новосибирское театральное училище, приехала директор Новокузнецкого драмтеатра. Я ей понравилась, и меня пригласили. Но у меня были семейные обстоятельства, я переживала, что не смогу попасть. В июне мне всё же прислали телеграмму с вызовом, и 15 сентября я была уже здесь.

Я приехала в город рано утром, мне объяснили, что добраться легко, я не заблужусь – нужно на трамвае проехать две остановки. Так что я, вспоминаю, на трамвае сюда приехала – на трамвае «Желание». И в 11 часов я уже сидела с другими актёрами, мы готовились к спектаклю «Моя жена – лгунья», в котором у меня была главная роль. Спектакль мы выпустили за две недели, он получился удачным.

Сразу пошли роли, сразу были большие гастроли – в Самарканде, Ташкенте, Риге, Москве, Санкт-Петербурге…» (газета «Новокузнецк», 16 сентября 2015 г.).

В 2006 году Елена Анатольевна окончила ещё Кемеровский институт культуры и искусств.

Её театральные работы отличаются особой глубиной, яркостью театральной подачи и жанровым многообразием. Всякий раз Елене Ходоренко удаётся не только по-новому раскрыть свою индивидуальность, но и замысел автора, позицию режиссёра.

Каждая новая роль неожиданно высвечивает новую грань дарования артистки. Она играет экспрессивно, сочно, эффектно, с присущей её дарованию особенностью создавать и масштабное полотно, и тонкий подробный рисунок. Её в равной степени увлекает игровая стихия театра представления и достоверный психологизм театра переживания.

Так, в комедии М. Булгакова «Полоумный Журден» (2000) артистке удалось с неподражаемой иронией дистанцироваться от своей Доримены, раскрывая многозначность роли через образ госпожи Дебри. Её Катарина в комедии В. Шекспира «Укрощение строптивой» (2002) была сыграна более 150 раз и стала поистине легендарной для зрительской аудитории.

Сложен, противоречив и психологически убедителен образ её Аделаиды из «Школы семейной жизни» Бальзака (2002). В пластическом спектакле «Муха-цокотуха» (2004) артистка в течение нескольких лет с успехом танцевала заглавную роль, удивляя зрителей гибкостью и грацией, умением создать колоритный и сказочный образ внутри сложной хореографической партитуры.

В спектакле по повести В. Астафьева «Прости меня» с огромным трагическим накалом воплотила на сцене метафорический образ Смерти, получив за эту роль заслуженное признание на фестивале «Сибирский транзит» в Красноярске (2005).

Подлинный успех сопутствует артистке и в спектаклях «Люди и мыши» Д. Стейнбека (2006), «Звёзды на утреннем небе» А. Галина (2007), где она исполняет драматически ёмкие, неоднозначные роли.

Широкий творческий диапазон Елены Ходоренко свободно включает в себя и заразительное юмористическое начало: когда она занята в комедии, зрительный зал погружён в атмосферу смеха, как это происходит в спектаклях «Слишком женатый таксист» (2006), «Гарнир по-французски» (2008), «Здравствуйте, я Ваша тёща!» (2009).

Переплетением высочайшего трагизма с парадоксальностью пронизана роль Грю в драме «Сон об осени» Ю. Фоссе (2007) в исполнении Елены Ходоренко. Объём непростого женского характера, внутренне не сложившейся биографии внешне респектабельной красавицы Мамаевой воплощён артисткой в памфлете А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (2008) со всем богатством многокрасочной палитры выразительных средств.

В спектакле «Старший сын» (2010) Ходоренко играет Макарскую, соединившую в одном образе дерзость и романтичность, кокетливость и одиночество.

В 2015 году специально для бенефиса Елены Амосовой был поставлен спектакль «Трамвай желание». В нём потрясающая глубина трагического противостояния прагматической действительности передана актрисой с тончайшим психологизмом.

В спектакле «Жанна» (2018), идущим с неизменным аншлагом, Елена Амосова блистательно и убедительно проживает историю женщины, уверенно шагающей по жизни и совсем не готовой к столкновению с банальным утверждением: «не в деньгах счастье».

Артистка Елена Амосова показывает Жанну человеком противоречивым, обнаруживая за всей показной шелухой маленькую обиженную девочку, которой неоднократно приходилось преодолевать препятствия и отстаивать право на жизнь. За её стальной хваткой, за стремлением все контролировать прячется женщина, несчастная, которая никак не может реализовать потребность быть кому-нибудь нужной.

Елена Ходоренко неизменно приковывает к себе внимание публики. Происходит это легко и органично по причине её истинно драматического таланта, сценического обаяния и превосходных внешних данных. Сцена – её призвание. Наверное, неслучайно образ звезды Бродвея Хелен Синклер в спектакле «Бродвей» (2011) и стал символом жизненного выбора артистки – безоглядной любви к театру.

Актриса востребована и сегодня: она великолепна в спектаклях «Филумена, или Брак по-итальянски» (Филумена), «Полёт над гнездом кукушки» (Сестра Рэтчед), «Шекспир в Голливуде» (Элла Парсонс), «Палачи» (Элис Уэйд), «Не до смеха» и других постановках.

Талант Елены Анатольевны отмечен высокими наградами. В 2013 году присвоено звание заслуженной артистки Российской Федерации. Она – лауреат премии Кузбасса (2010). Награждена медалями Кемеровской области «За служение Кузбассу», «70 лет Кемеровской области» (2013).

А также – лауреат I фестиваля «Сибирский транзит» (Новосибирск, 2001), лауреат премии имени Веры Редлих (номинация «Лучшая женская роль» – за роль Татьяны Ивановны в спектакле «Наш Благодетель»), лауреат фестиваля «Кузбасс театральный» (2002, 2004, 2006). Лауреат премии «Легенда Кузбасской сцены» (2018).

Е. Э. Протопопова

Источник: https://новокузнецк400.рф/persons/358-amosova-hodorenko.html

 

Елена Амосова. Артист

 Вот сняты маски,

 убран грим

 и занавес закрыт.

 Артист сыграл чужую жизнь,

 весь исчерпал лимит.

 

Наступит завтра новый день,

 и ждёт другая роль –

 готов он сердцем перенять

 всегда людскую боль.

 

Он вновь для публики – кумир,

 на сцене – полубог;

 и в свете рамп – оваций всплеск,

 восторга и тревог:

 

На сцене жизнь,

любовь и смерть,

неодолимый рок –

взволнован зал,

зовёт на «Бис»

и на поклон – фурор…

 

 А за пространствами кулис –

 интриги, зависть, лесть;

 семья, гастроли, интервью,

 и недругов не счесть.

 

Кино и кастинги на роль –

 не жизнь, а сплошь игра,

 одевшись в платье Короля,

 он сцене верный раб.

Источник: https://stihi.ru/comments.html?2014/01/12/8046

Архив новостей