Евгений Носырев: «Я отношусь к счастливым людям»

16 июня 2025 

«Я отношусь к тем счастливым людям, которые вспоминают о работе в «Ленинском шахтёре» и «Городской газете» не только в юбилеи, а практически каждый день, – писал о себе ветеран журналистики из Ленинска-Кузнецкого Евгений Николаевич Носырев. – За плечами немалые 35 лет в одной из лучших по уровню профессионализма газет области, тираж которой доходил до фантастических сегодня 46 тысяч экземпляров!»

Евгений Носырев родился 1 января 1958 года. В 1975-м окончил среднюю школу и поступил на филологический факультет Кемеровского государственного университета. Там, наряду со специализацией по русскому языку и по литературе уже действовала и специализация по журналистике. Её Евгений и выбрал, поскольку собирался связать свою судьбу с газетой.

Будучи студентом, встретил настоящую любовь, женился. Вскоре молодая семья уже растила и воспитывала дочь и сына.

После окончания филфака в 1980 году приехал по распределению в Ленинск-Кузнецкий, где стал литсотрудником редакции городской газеты «Ленинский шахтёр» (периодическое издание с таким названием выходило в городе с 1 октября 1930 года. Через 54 года – в 1994-м – газета сменила название, став «Городской газетой»).

Работая в пятиразовой газете, Евгений быстро освоил тонкости журналистской профессии. Его публикации были интересными, часто острыми и смелыми. Его приняли в Союз журналистов СССР. Вскоре активного репортёра назначили заведующим отделом, а потом и заместителем редактора газеты.

Его статьи о жизни и деятельности горняков Ленинского рудника часто выходили в областных средствах массовой информации. И в 1987 году Носырева пригласили стать собственным корреспондентом главной областной газеты «Кузбасс», где он с интересом трудился несколько лет. Коллеги говорили о нём: человек энергичный, общительный, не боящийся, если надо, вступать в конфликт ради правды. Не раз его репортажи и статьи попадали на доску лучших материалов редакции. 

Во второй половине 1990-х годов Евгений Николаевич перешёл в одну из частных газет, во множестве открывшихся в годы гласности в Кемеровской области. и трудился в ней четыре года. Но затем вернулся в родные пенаты.

«Вместилось в эти годы столько, что материала хватило бы не на одну книгу, – вспоминал Евгений Николаевич. – Хочу, пусть коротко, рассказать теперешним коллегам и горожанам о неведомых им нюансах нашего нелёгкого и удивительного по содержанию ремесла. Были в нём, конечно, и тёмные стороны. Горячая, авантюрная моя натура постоянно толкала – даже проходя через угрозы, тяжёлые судебные разбирательства – к написанию острых критических материалов, к журналистским расследованиям».

На острый «крючок» журналиста Носырева нередко попадались завравшиеся, заворовавшиеся руководители предприятий и торговых организаций города. Реакция городских властей на такие публикации была адекватной: «Времена были жёсткие, партийные, и после выступлений газеты такие люди немедленно снимались с работы. Буквально кровью написаны мои криминальные очерки о жестоких убийствах, бытовых трагедиях. Тогда вход в ГУВД был свободным, и я практически жил в отделе уголовного розыска. Сидел в засадах, спал на стульях, «питался» одним чаем с чудесными ребятами-оперативниками. Они тоже твёрдо считали, что зло надо вычищать, несмотря ни на что».

Кто из ветеранов не вспомнит, прежде всего, свои первые шаги в профессии? Евгений тоже часто говорил об этом. Первые его шаги в печати были не такими уж простыми:

«Для меня старт был знаковым – состоялся 1 сентября 1980 года. Дети пошли в школу, а через пару месяцев и свежеиспечённый выпускник университета понял, что попал в их число. Я совсем не владел пером и, поддавшись на коварные уговоры друга, фотокорреспондента газеты Миши Никонова, занимался только 20-строчными подписями к его снимкам. Зато только благодаря этому вездесущему, общительному Михаилу Ивановичу, который знал в Ленинске каждый закоулок, я облазил все уголки незнакомого города и познакомился с сотнями интересных людей».

Однако те репортёры, кто работал в пятиразовой городской газете, хорошо знают, что здесь за чужими спинами не отсидишься, «прожорливые» газетные полосы ежедневно требуют всё новых материалов, за которыми надо на шахту, на стройку или на завод, в школьный или творческий коллектив учреждения культуры.

«Трудовая коса ежедневно находила на камень, – иронизирует, вспоминая былые дни, Евгений Носырев. – В советские времена у городских газетчиков была отработка: тысяча строк в неделю. Очень напряжённый план, посильный только опытным работникам. Я же своими «фотоподписульками» выдавал 150-200 строк, за что регулярно получал громогласные – слышно было в типографии на первом этаже старенького здания ленинск-кузнецкой редакции на улице Белинского – нагоняи от легендарного редактора газеты, участника Великой Отечественной войны Александра Ивановича Лакисова. Он был приверженцем жесточайшей дисциплины, говорил людям правду в глаза. «Ударил» однажды бывший солдат резким словом и меня. Назвал «бездарью, которая при трудоустройстве ошиблась дверью».

Но упрямый парень выдержал атаку ветерана, решил не сдавать позиций, а серьёзно взяться за освоение профессии журналиста. Надо подчеркнуть, что редактор Лакисов умел ценить настойчивость и упорство своих подчинённых. И не жалел слов для похвалы.

«Да, умел он и поощрить, и приподнять человека! – отмечал Евгений Николаевич. – Через полгода, прочитав первый авторский материал отстающего работника «Мои пассажиры» – душевную исповедь кондуктора автобуса, – Лакисов, человек необыкновенно эмоциональный, горячий, забежал ко мне в кабинет, яростно швырнул свежую рукопись в лицо, тут же собрал с пола листы и убежал в другие кабинеты. Оттуда гремело непонятное для подчинённых: «Учитесь, учитесь, пока этот лентяй ещё жив!»

И на первой же редакционной планёрке «остывший» редактор вручил новичку заветный вымпел «За лучший материал недели»: «А после работы весь коллектив, раздобыв гитару, пошёл в ближний парк пить газировку за мой долгожданный успех. Так мы жили. Широко, дружно, открыто, честно. И по молодости – вдохновенно…».

Потом А. И. Лакисова на посту редактора сменил Сергей Петрович Баранов – опытный газетчик и организатор, который всегда пользовался авторитетом у коллег-редакторов муниципальных изданий области. При нём молодой журналист Женя Носырев по-настоящему почувствовал профессиональную уверенность:

«На третьем году работы заместитель редактора, а потом бессменный на протяжении больше 20 лет редактор газеты, Сергей Петрович Баранов «сыграл в рулетку». Поручил написать мне, юнцу, очерк для солидного областного издания. Жанр этот почти не практиковался в горгазете из-за того, что требовал огромной работы по сбору материала. И сроку на написание отводилось… три ночи: днём я добывал фактуру, меся грязь на строящемся за городом химзаводе. Ничего, сообща справились! Очерк «Бригадир» сразу победил в областном журналистском конкурсе. А написал я его на одном дыхании благодаря судьбоносной встрече с главным героем рассказа – известным в Кузбассе бригадиром монтажников Юрием Степановичем Галандиным, который в 2018 году получил заслуженное звание «Почётный гражданин Кемеровской области».

С годами к журналисту Носыреву приходил опыт. Он научился не просто «гнать» строчки, а быстро и точно откликаться на события, в ежедневном режиме искать новости из жизни города, чтобы сообщить о них ленинск-кузнечанам. Пришло и понимание того, что самому не осилить описание многообразной жизни города, нужны помощники. И вокруг Носырева складывается рабкоровский актив.  

«Нельзя не вспомнить плодородный, давно вымывшийся ретро-пласт тогдашней журналистики под названием «рабкорство», – продолжал Евгений Николаевич. – Был такой неугомонный отряд рабочих корреспондентов из числа горожан. Они помогали газете рассказами о том, чем живут их родные трудовые коллективы, приносили зарисовки о хороших людях, соседях, ветеранах войны и труда, писали стихи, критиковали недостатки в городском быту. Их были десятки».

К чести Сергея Петровича Баранова, он не забывал ни одного из них, неизменно приглашая на редакционные торжества в честь тогдашнего Дня печати. В числе этой славной гвардии был и Юрий Степанович Галандин, до последнего своего вздоха снабжавший родную газету замечательными фотографиями и ставшим практически штатным фотокором. «Он умер несгибаемым солдатом-строителем и солдатом-газетчиком», – грустно вздыхал Носырев.

Конечно, редакционная жизнь – это не только газетные строки и беготня по предприятиям в поисках фактов, да редакционные планёрки. Есть у нормального, спаянного газетного коллектива и другое – внерабочее – времяпрепровождение. И о нём не забыл напомнить герой нашего повествования:

«Никогда не вычеркнет память замечательные выезды на природу в День печати (тогда его отмечали в мае) с футболом, волейболом, шашлыками, древнерусским прыганьем через костёр, песнями под гитару, самодеятельными стихами-экспромтами.

Однажды за нами не пришёл автобус, и мы ночью, сшибая кочки, кое-как притащились после такого отдыха домой… Бриллиант – зимняя поездка в Горную Шорию с катанием на лыжах по хвойному лесу, на надувных мешках с гор, с чаем с целебными травами.

Не забыть дивные наши стенгазеты в честь 8 Марта, Дня защитников Отечества, новогодние вечера со свечами. Жаркие турниры по шахматам, опасные подработки на разгрузке вагонов с неподъёмными рулонами газетной бумаги: ведь журналистская братия жила откровенно бедно.

А разве я забуду «колхозный» труд нашей редакции на побелке, покраске нашей первой с женой и дочкой комнатки в общежитии?! С шутками, смехом и тут же написанным шуточным гимном новосёлов.

Мы никогда не нанимали кого-то копать могилки умершим товарищам – всё делали сами, в любой дождь и мороз. Геннадий Дмитриевич Бусыгин, Антонина Фёдоровна Колчина, Вера Ивановна Сергиенко, конечно, незабвенный, великий Александр Иванович Лакисов – всех проводили в последний путь достойно. Светлая им память, отдавшим себя газете до донышка…».

Много доброго безвозвратно потеряно, вымылось новыми веяниями, стилем жизни, – не раз сожалел наш автор. И всё же: пусть молодая смена газетчиков попробует «взять в свой багаж хотя бы малость из нашего прошлого. Сохранит верность не всегда благодарной, но такой нужной профессии».

«Ленинский шахтёр» языкастые земляки вечно называли «сплетницей, – откровенничал ветеран журналистики Евгений Носырев. – Ну и что?! «С кем поведёшься, от того и наберёшься!» – так мы, смеясь, отвечали своим оппонентам. А сегодня, пристально всматриваясь в донельзя компьютеризированную бытность, лишний раз убеждаешься в особой ценности печатного слова. Не забудем: вначале было слово, и это слово было – Бог! Оно сохраняет душу, заставляет думать и оценивать происходящее. Оно рождает самосознание, дарит так нужное нам всем живое общение…».

Евгений Николаевич отработал в СМИ Ленинска-Кузнецкого 35 лет. К сожалению, выйдя на пенсию и отойдя от редакционных дел, прожил недолго: его не стало 25 мая 2021 года. Ему шёл всего 64-й год.

Вспоминая газетчика Носырева, коллеги отмечают, что он отличался творческим подходом к делу, собственным взглядом на происходящие события в городе, стране и области. Его публикациям был присущ собственный журналистский стиль.

Талантливый журналист, он работал в разных жанрах: писал заметки, репортажи, статьи, очерки, фельетоны. Ему одинаково хорошо удавалось раскрывать проблемные темы. Умело и образно выписывал он образы шахтёров, людей Земли Кузнецкой, известных в других сферах профессиональной деятельности. Интересно, по-доброму рассказывал об их труде и жизни…

В журналистском сообществе не раз отмечали наградами его творческие успехи. Так, в 2011 году в Калтане, который тогда стал столицей горняцкого праздника, Евгения признали победителем VI областного творческого конкурса «День шахтёра-2011» в номинации «Профессия шахтёр – образ жизни всех поколений».

А в 2014 году на областном конкурсе «Лучший спортивный журналист Кузбасса» Евгений Николаевич Носырев был признан лучшим в специальной номинации «Личность в спорте» – за публикацию очерка «Мечтал сам стать кумиром» (газета «Кузнецкий край», 21 июня 2014. Вкладыш: «Спортклуб»).

Собинф

Архив новостей