Серия рисунков Евгения Разина, которые представлены в этом материале, – экспериментальная. Он создал её для того, чтобы вылечить очень больного человека. И это ему удалось…
– В начале 1990-х я пересылал эти рисунки для одиннадцатилетнего мальчика, – рассказывает автор. – Он был тяжело болен. Эмфизема лëгких…
(Это хроническое заболевание дыхательных путей, при котором наблюдается патологическое расширение воздушных пространств в альвеолах лёгких. В результате легкие словно раздуваются, появляется одышка, постоянный кашель, затруднение дыхания).
– Мальчик был освобождëн от физкультуры, – продолжает Евгений Викторович. – Чувствовал себя плохо. Я поставил ему задачу: в определëнное время смотреть на картинку (размером чуть меньше открытки) в течение 5 минут. И так раз за разом. Его мама, кстати, я ни с ребёнком, ни с ней не встречался, по телефону сказала, что через какое-то время у мальчика появился озноб, он вспотел и почувствовал дрожь в теле, что продолжалось несколько минут. Далее – недуг самопроизвольно исчез…
Потом на медкомиссии ребёнку сказали, что он полностью здоров и даже готов к призыву в армию. Так подтвердилась гипотеза о БИОС-связи, (биологическая информационная обратная связь) и возможности еë кодирования и переноса на изображение, разработкой которой Е. В. Разин занимался несколько лет, работая научным сотрудником в Лаборатории биорегуляции и анализа сложных систем Отдела теоретических проблем при Президиуме Российской академии наук.
«Общий рисунок может быть произвольной темы, – поясняет он свою идею, – но составляющие его ритмы и цвет – подчинены внутренней задаче подсознания: поиску причин патологии и их ликвидации».
Кто же он – этот необычный художник-учёный, уроженец города Прокопьевска? Знатоки давно уже по достоинству оценили талант мастера, которому знакомы секреты изображения маслом или акварелью, карандашом или тушью. Многие его картины просто завораживают.
Тонкие линии и изящные образы картин и рисунков Евгения Разина создают ощущение трёхмерного пространства летящих улиц и воздушных зданий, лёгких, будто летящих, человеческих фигур.
Кажется, что взаимодействие цветов и оттенков в его работах возникает в самой картинной плоскости, независимо от кисти автора, от натюрморта или пейзажа. А его графика, выполненная карандашом, углём или краской, привлекает законченностью деталей, совокупностью очертаний, сливающихся в общее изображения. Мягкая ироничность его картин притягательна. Она, как любовь, всё оправдывает…
Сам он говорит о своëм творчестве как системе случайностей, подстерегавших и помогавших ему отдохнуть в научном поиске. Проективная индукция Канта: звëздное небо над головой и нравственный закон внутри нас, – вот лейтмотив главной темы его всесторонних исследований в области энергоинформационных обменов в природе.
Его научная специализация давно интересует учёных. Биологическая обратная связь (англ. biofeedback) – технология, включающая в себя комплекс исследовательских, немедицинских, физиологических, профилактических и лечебных процедур, в ходе которых человеку посредством обратной связи, организованной преимущественно с помощью компьютерной техники, предъявляется информация о состоянии и изменении тех или иных собственных физиологических процессов.
Другими словами, БИОС представляет для человека своего рода «физиологическое зеркало», в котором отражаются его внутренние процессы. Таким образом в течение курса БИОС-сеансов возможно усилить или ослабить определённый физиологический показатель организма.
С помощью БИОС можно воздействовать на такие физиологические процессы, как мышечная активность, дыхание, кровоснабжение сосудов, сопротивление кожи, частота сердечных сокращений, мозговая активность.
Сочетание науки и искусства в жизни нашего героя так же интересно, как интересна и непростая творческая судьба самодеятельного художника Евгения Разина. Он родился 20 сентября 1955 года в городе Прокопьевске.
Рисовать любил с раннего детства, увлекался изображением увиденного на бумаге, пытался найти ответ на вопрос о том, как сделать плоскую картинку объёмным рисунком. Если в руки попадал альбом с репродукциями известных мастеров, вдумчиво перелистывал, внимательно разглядывал эти работы…
Мечтал, что сможет когда-нибудь и сам, взяв в руки настоящие инструменты художника, создать настоящие картины. Школьные учителя отмечали его природные способности. И не только к рисованию: его сочинения по литературе, первые стихи тоже выделялись среди других ученических работ.
Однако после окончания прокопьевской средней школы № 70 в 1972 году Евгению не удалось сразу поступить в вуз. Пришлось поработать слесарем-сборщиком и электросварщиком на Прокопьевском заводе шахтной автоматики. Потом в 1974 году его призвали на срочную службу в армию. Служил в ракетных войсках в Забайкальском военном округе. Зато окреп душой и телом и укрепился в своём желании заниматься творческим делом, приобрести соответствующую профессию.
Выбор пал на журналистику. Причём, Евгений рискнул покорить ни много ни мало столичный университет и направился в Москву. В 1977 году стал студентом факультета журналистики Московского государственного университета.
Обучался у ведущих преподавателей кафедры литературно-художественной критики и публицистики. В годы студенческой жизни ходил по московским музеям, посещал галереи и художественные выставки. Увлёкся творчеством импрессионистов, внимательно приглядывался к живописным произведениям мастеров других классических и современных художественных школ и направлений.
Писал стихи и рисовал…
После окончания МГУ печатался в редакциях столичных газет «Ленинское знамя», «Московская правда», «Гудок», «Московский комсомолец», «Социалистическая индустрия». Был редактором отдела рекламы в «Центральном рекламном агентстве».
С 1991 года начал заниматься научной деятельностью: работал научным сотрудником в Лаборатории биорегуляции и анализа сложных систем Отдела теоретических проблем при Президиуме Российской академии наук, куда он пришёл со своей научно-исследовательской идеей, которую продолжает развивать, и еë результатами.
При этом любимого занятия или как принято сейчас говорить, хобби, не оставлял: отдавал свободное время поэзии и живописи.
В 2013 году стал членом Российского союза писателей (РСП).
Ряд его живописных работ сегодня хранятся в частных коллекциях в России.
В работах художника Евгения Разина чувствуется «искра» настоящего мастера, которая делает его работы безусловно привлекательными для почитателей изобразительного искусства.
Всего о наполненности любого творческого человека не рассказать. Но можно приблизиться к его пониманию. Одним штрихом как внутренним взглядом на себя. Звуки, цвет, шумы и тайна молчания – вот язык природы и искусства…
Больше художественных произведений Евгения Разина можно увидеть здесь: https://слово-сочетание.рф/albom/Hudozhestvennye-obrazy-Evgeniya-Razina.
Собинф
Памяти Ани Дроновой
В первое воскресенье июля в Кузбассе вспоминают талантливого поэта, оставившего в литературной жизни Кузбасса свой яркий, немеркнущий с годами след, человека неординарного, со своим очень выразительным голосом, с не просто трудной, а очень тяжёлой судьбой: имя этого поэта Анна Николаевна Дронова.
Она родилась 17 октября 1983 года в Кемерово. Ей было отпущено не так много времени для жизни, но она сумела сказать своё слово, которое слышно и сегодня.
Вот что писала о ней областная газета «Кузбасс» 15 февраля 1997 года под рубрикой «Дебют»:
«Аня Дронова, учащаяся седьмого класса кемеровской школы № 94. Девочка, безоглядно влюблённая в поэзию, она пишет совсем не детские стихи, размышляя о смысле жизни, о непознанных тайнах природы, о непреходящей силе искусства.
У Ани нелёгкая судьба, но она не по возрасту сильна духом, удивительно по-доброму относится к окружающему миру. Много читает, много и упорно пишет сама, стараясь выразить на бумаге свои чувства, своё и только своё мироощущение.
…Внимательный, чуткий читатель наверняка увидит в этих стихотворениях добрую, светлую душу автора, творческий яркий огонёк, светящийся в произведениях юной поэтессы. Предлагая сегодня вниманию читателей «Кузбасса» несколько стихотворений Ани Дроновой, мы от всего сердца желаем ей удачи, творческого счастья на нелёгкой поэтической дороге.
Капли
Весь мир, как безграничный океан,
А мы – лишь только капли океана.
Мы – лишь роса рассветного тумана,
И наше всемогущество – обман.
Весь мир – огромный водопад. А мы…
А мы – лишь только водопада струи.
Мы – лишь волна на лоне грозной бури,
Стихийной воле мы подчинены.
Но буря зародилась из волны,
Росой полна сень мглистого тумана,
А сила и величье океана
Из капель изначально рождены.
***
Сердечная мольба
Сердечные слова я устремляю вдаль,
Пронизывая время и пространство.
Им нет преград, усилий им не жаль,
Их речь полна святого постоянства.
Немного слов, но искренность души
Сторицею умножит их звучанье.
Они не нарушают тишины,
Они безмолвны, как само молчанье.
Но громогласный зов, хоть звонок он,
Не выдержит времён и расстояний
И в пустоте рассеется, как сон,
Как миражи изменчивых созданий.
Лишь те мольбы, в которых мало слов,
Но много сил, достигнут назначенья,
И явится ответ на этот зов,
Как зеркало являет отраженье.
Когда её не стало (это трагическое событие произошло 2 июля 2017 г.), ей было всего неполных 34 года. Но она оставила нам целых шесть книг удивительно талантливых стихов: «Снова разбудит душа...» (1998); «Одна на свете» (2000); «Шкатулка» (2003, и переиздание в 2004); «Стихорастворения» (2004); «Огонь внутри огня» (2008); «Печать памяти» (2014).
В рецензии к одному из этих сборников – «Одна на свете» (Кемерово, «Сибирский писатель», 2000) – известный кузбасский журналист Илья Ляхов писал:
«Когда дочитываешь этот изящный томик до последней страницы, становятся особенно понятны слова, вынесенные на обложку: «Одна на свете». Нет, это вовсе не значит «одна-одинёшенька». Заглавие книги, весь её строй точно подтверждают убеждённость автора в том, что каждый человек – единственный и неповторимый, его восприятие окружающего мира уникально.
…Неимоверно трудные испытания выпали на её долю. Но физический недуг не сломил волю этой мужественной девушки с сильным характером и удивительно светлой душой. В поэзии черпает Аня свои силы, делясь с читателями сокровенным:
…Поздние мысли и ранний разум…
Настежь распахнуты руки-дверцы.
Знаю два зла, приходящих сразу:
сердце без мира и мир без сердца.
Предельно искренние, идущие из глубины души строки, нет, не сочинены, не придуманы, а выстраданы юным поэтом…
Я брошу вызов своей судьбе,
Я брошу вызов самой себе,
Я брошу вызов в глаза лучу,
Я брошу вызов. – Я так хочу! –
Я брошу вызов друзьям, врагам.
Я брошу вызов твоим шагам,
Неторопливым, как ранний снег,
Неторопливым, как львиный бег.
Ночами – Солнцу, а днём – Луне
Бросаю вызов!
И мнится мне,
Что и молитвы даются нам,
Чтоб только вызов бросать Богам!
Когда читаешь эту, без сомнения, талантливую книгу, вольно-невольно забываешь о возрасте автора… Сквозь все страницы проходит пульсирующая мысль о непреходящей силе человеческого духа, о трудности и неповторимой радости жизни.
«Жить, пока сердце бьётся,
пусть нелегко живётся…», –
эти слова автора можно бы смело поставить эпиграфом к книге «Одна на свете». Нет, Анна Дронова ни в коем разе не ропщет на свою нелёгкую судьбу, даже не пытается в своих стихах вызвать у нас сострадание. Напротив! Она призывает своих читателей к мужеству, к радости восприятия жизни такой, какая она есть – со всеми перипетиями и невзгодами.
…Удивительная душевная доброта отличает всё творчество Анны Дроновой. Её строки излучают драгоценный свет уж никак не поддельной искренности. Наверное, в этом и заключена тайна поэтического слова.
Тайна света, прорвись наружу.
Я в речах тебя обнаружу,
Я в лучах тебя обнажу,
Ведь недаром на луч гляжу…
Лучики светлых стихотворений Анны Дроновой не могут не проникнуть в глубины душ её читателей. И верится, что они очень нужны нам сегодня, в не очень-то радостные времена.
…Уверен, что с выходом книги «Одна на свете» в хоре кузбасской поэзии появился ещё один чистый, очень свой голос талантливой Анны Дроновой.
Не жалею того, что было,
Не тоскую о том, что есть,
Ибо каждую ночь светило
Загорается в нашу честь.
Ибо каждое утро гаснет,
не жалея о том, заря,
Ибо нет ничего прекрасней
Пониманья,
что всё не зря».
Кузбасс, 2000, 7 октября.
Для тех, кто захочет продолжить своё знакомство с поэтессой и её творчеством, сообщаю: в интернете есть сайт Анны Дроновой: http://dronova.kembibl.ru, где о ней собрано достаточно много информации. Там же можно почитать её стихи и книги.
Нина Инякина,
г. Кемерово.
Фото: с сайта http://dronova.kembibl.ru