Евгения Голова – первая женщина-главный редактор газеты «Кузбасс»

15 февраля 2024 

Исследователи истории областной газеты «Кузбасс» хорошо помнят, что впервые газета пришла к читателю 7 января 1922 года. Это случилось в городе Кольчугино (ныне город Ленинск-Кузнецкий). Тогда газета была печатным органом Кольчугинского райкома РКП(б), райкома профсоюза горнорабочих, рудоисполкома и рудоуправления.

В 1925 году редакция переехала в Щегловск (Кемерово), который стал административным центром Кузнецкого округа Сибирского края, соответственно, и газета стала окружной. В 1930 году «Кузбасс» получил статус городской газеты Кемерова. Лишь в начале 1943 года, после образования Кемеровской области, она приобрела статус главной газеты Кемеровской области.

С тех пор издание возглавляли десятки редакторов. О ком-то из них написаны очерки, хорошо известны все подробности жизни. О ком-то сохранилось совсем немного информации. 

Самыми первыми «Кузбасс» возглавляли редакторы: Василий Степанович Усов (в 1922 году), его сменил Александр Огурцов (1922-1923), следующим редактором газеты стал Шефтель Моисеевич Дволаицкий (1923-1924), вскоре его заменила Евгения Дмитриевна Голова (1925-1926).

Евгению Дмитриевну Голову в начале 1970-х удалось разыскать. Она к этому времени проживала в небольшом городке Старый Крым. Эта публикация родилась в результате встречи кемеровчанки Г. М. Зинченко с Евгенией Дмитриевной на Крымском полуострове.

«Прежде всего хочется рассказать о той атмосфере, которая царила в Щегловске, – начала своё повествование Е. Д. Голова в статье «Великая радость труда». – Особое внимание Москвы Кузбассу, исключительность и специфика жизни и работы Автономной индустриальной колонии «Кузбасс» – всё это воодушевляло рабочих и создавало радость творческого труда и неуёмную жажду знаний в области техники, культуры, политической жизни. Это был первый взлёт индустриализации страны.

Я никогда не забуду, как шахтёры, химики, пришедшие прямо со смены в деревянный убогий клуб, с интересом слушали доклады, лекции на самые разнообразные темы. Реплики, острые вопросы заставляли нас, ораторов, тщательно готовиться к выступлениям. Прекрасно выступал руководитель АИК «Кузбасс» Себальд Рутгерс, хотя он и не в совершенстве знал русский язык. Запомнилось мне его участие в совещании специалистов, наших и аиковцев, созванном редакцией. Его авторитет, большая культура убедительно действовали на присутствующих, с его мнением считались.

Вторая половина двадцатых годов была периодом становления технически современных предприятий, периодом исканий и свершений. Редакция старалась отразить всё новое, передовое. И, как всегда, в центре её внимания были рабочие люди.

Мы занимали в Щегловске на берегу Томи деревянный домик с печным отоплением. Две старые пишущие машинки, некрашеные столы, скамьи – вот, пожалуй, и весь наш тогдашний инвентарь.

Газету делали малоквалифицированные журналисты. Высшее образование имел лишь один сотрудник. У меня за плечами были Бестужевские курсы (Высшие женские курсы в Санкт-Петербурге), юридическое образование и некоторый опыт партийной работы. Остальные товарищи закончили рабфак, девятилетку, а то и просто были самоучки, страстно жаждавшие знаний и много работавшие над собой.

Секретарём редакции был Коля Видусов. Умный, живой парень из рабочих. Он неплохо писал, быстро откликался на все события и страстно любил Кузбасс.

В районах в то время газеты не издавались, редакция имела там своих корреспондентов. Сообщение – на лошадях. Только с Прокопьевском и Ленинск-Кузнецким были связаны железнодорожной веткой от Топок.

Типография помещалась в сером двухэтажном здании. Внизу – печатный цех с плоскими машинами, наверху – наборный с допотопными кассами и шрифтами. Когда я смотрю на современный «Кузбасс», мне как-то особенно ясно представляется наша бедность в ту пору.

Но чем мы тогда могли гордиться – это работой с авторским активом. Мария Ильинична Ульянова (советский партийный и государственный деятель, младшая сестра В. И. Ленина. Входила в состав редколлегии газеты «Правда». – Прим. ред.) была нашим непосредственным шефом. Во все мои приезды в Москву я заходила к ней в «Правду», советовалась по организации учёбы с рабочими и сельскими корреспондентами. У Марии Ильиничны было особая манера слушать и вникать в то, что ты говоришь. Когда у нас проходил первый рабселькоровский съезд, мы получили приветствие от неё.

Насколько внимательно и заботливо относились к рабселькоровскому движению видно и из того, что на Сибирском совещании редакторов, созванном крайкомом партии, кажется, в 1925 году, на повестке дня стоял вопрос о работе с рабкорами газеты «Кузбасс». Делала я этот доклад с большим подъёмом и воодушевлением. Конечно, нас критиковали. И всё-таки даже теперь могу сказать, что мы имели неплохие результаты.

Редакция получала сотни писем и корреспонденций из сёл и деревень. С письмами работали все наши сотрудники без исключения, многие письма печатались в «Кузбассе». На всех корреспондентов мы завели картотеку. При редакции, а также в Прокопьевске, создали литературные кружки, где учили рабкоров по программе, присланной из «Правды».

Редакционный коллектив был дружный. Между нами была исключительная доброжелательность, рабочая взаимопомощь и откровенность. Атмосфера чистоты, романтики царила в маленьком домике редакции».

г. Старый Крым

Источник: буклет к 60-летию газеты «Кузбасс» (1922-1982). Кемерово, 1982, С. 12.

Архив новостей