Фотокорреспондент Владимир Григорьевич Клюев

14 сентября 2024 

Владимир Клюев родился 8 августа 1939 года в Омске. Окончил Ленинградский институт физической культуры имени П. Ф. Лесгафта (ныне – Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья, Санкт-Петербург). На втором курсе вуза увлёкся фотографированием.

После защиты диплома работал спортивным тренером. Затем увлёкся фотожурналистикой, сотрудничал с газетой «Советский спорт», другими центральными газетами страны, печатными изданиями Кемеровской области.

Известный фотокорреспондент, специализация – спортивный журналист. Член Союза журналистов с 1976 года.  

Интересно, что в спортивную журналистику Владимир Клюев попал как бы невзначай: будучи тренером, в качестве гостя посетил один из турниров по горным лыжам, сделал несколько снимков, которые в итоге попали на страницы «Советского спорта». Точно установлено, что первый его снимок был опубликован в этой газете 10 декабря 1968 года.

Его снимки также публиковались в газетах «Труд», «Советская Россия», «Кузбасс», «Комсомолец Кузбасса», в Фотохронике ТАСС, многих других изданиях. Его камера увековечила моменты триумфа и спортивные будни знаменитых кузбассовцев – пловчихи Василисы Кравчук, горнолыжницы Екатерины Тудегешевой и других легендарных советских, российских и мировых мастеров.

Владимир Григорьевич считает, что «быть спортивным фотокорреспондентом – не просто иметь хорошую камеру и скорость реакции, надо разбираться в спорте и самозабвенно любить свою работу».

Он не раз организовывал выставки своих неповторимых снимков, чтобы их смогли увидеть не только любители спорта, но и обычные жители Кемерова. Один из таких вернисажей состоялся на площади у Кемеровского драмтеатра.  Это была мольбертная фотовыставка «Спортивный репортаж длиной в 50 лет». В экспозиции было представлено 37 уникальных снимков, где поместилась история спорта Кузбасса в лицах и событиях от эпохи «развитого социализма» до наших дней.  

В. Г. Клюев награждён знаком Министерства спорта Российской Федерации «Отличник физической культуры и спорта». Удостоен звания лауреата премии Кузбасса.

Он также лауреат многочисленных профессиональных творческих конкурсов, организуемых Спорткомитетом СССР, Союзом журналистов СССР. Десятикратный победитель конкурса Кемеровской области «Спортивный журналист года».

Автор книги – фотоальбома «Кузбасс – земля спортивная!» (Кемерово, 2018. – 196 с.), в которой в его фотоработах отражена история кузбасского спорта.

Сейчас ветеран журналистики находится на заслуженном отдыхе.

Собинф

 

«...Наш человек из Кемерова»

Фотокорреспондент «Советского спорта» Владимир Клюев отметил 40 лет сотрудничества с родной газетой. За 40 лет страницы «Советского спорта» украсили тысячи снимков самобытного мастера спортивной фотографии из Сибири.

Творческое кредо Григорьича: лучше меньше, да так, чтобы с каждой командировки хотя бы пару снимков втиснуть в личную папку «Фото для души». Воспоминания Григорьича Клюева – яркие, как кадры из его фотоальбомов.

– В советские времена брал с собой в командировку бачок, набор химикатов, чтобы плёнку проявлять прямо в ванной гостиничного номера, потом – в конверт заветные негативы и… вприпрыжку в ближайший аэропорт на московский рейс. Просишь какого-нибудь пассажира, чтоб, как только прилетел в столицу, позвонил в редакцию «Советского спорта», встретился с курьером. Ни разу люди не отказывали, уважали газету, любили… – вспоминает Григорьич. – Помню, на зимней Спартакиаде народов СССР в Красноярске, за четыре часа до церемонии открытия, моего московского коллегу Юру Моргулиса увезли на «скорой помощи». И пришлось мне каждый день мотаться по спортобъектам от Дивногорска до Красноярска, а оттуда еще 50 километров в аэропорт в Емельяново. А теперь – скачал фотографии в ноутбук, и через секунды они в Москве. Фантастика!

Особая страсть Клюева – зимние виды спорта. Он часами готов «ловить» кадр.

– Если одну-две картинки поймаю, мне и радость, – делится секретами Клюев. – Это молодые: нажали на гашетку и побежали дальше… Накануне лыжной гонки я пешком всю трассу прохожу, ловлю свет, ищу тягун-подъёмчик, где лыжник через силу пойдет в гору: где на лице – оскал, слюни, усталость… Если я чего не соображаю в каком виде спорта, не постесняюсь – к тренеру заранее подойду, расспрошу, какая картинка может лучше всего отразить суть происходящего.

Выбрать нужный ракурс – что рыбное место на рыбалке. Если я отправляюсь харюзовать, или на стерлядь, или спиннинговать – снасть должна быть подобрана соответственная, как и в фотоделе.

Григорьич бережно относится к своей аппаратуре. И так было всегда – даже когда он погибал в красноярской тайге от укуса гадюки или когда 60 километров плелся по таёжным сугробам.

– С гадюкой я встретился во времена дорогого генсека Черненко. «Советский спорт» дал задание – нужен репортаж с малой родины Константина Устиновича.

Толя Касаткин – собкор по Красноярскому краю – договорился с пожарной авиацией, чтобы нас закинули в тайгу на два дня. А деревня Большая Тесь, откуда родом генсек, ушла под воду Красноярского водохранилища – только погост на косогоре остался, – продолжает Григорьич. – Я отстрелялся и отправился на моторке к горной речке Убей похарюзовничать. Там-то меня змея и жахнула в ногу, когда я искупаться решил.

Лежу, значит, один у кедра, кругом в 20 километрах – никого, нога опухает, меня тошнит – сознание теряю. Развёл сгущенку в чайнике с водой, знал, что молоко яд нейтрализует. А сам думаю: скорее бы сдохнуть, до того тошно. Забылся. Очнулся – волки мне руки облизывают. Но, слава Богу, то собаки объездчика оказались.

Объездчик долго потом смеялся: «Лежит, бредит, сукин сын, а камеру из рук не выпускает».

Сберег я аппарат «Киев 6С» и когда ночной буран в тайге пережил, в 60 километрах от посёлка Белогорск, в те времена там лыжная и биатлонная сборные СССР в сезон вкатывались. Помню, биатлонист Александр Тихонов там с пяток зайцев мог «наколбасить» для местной столовой…

…Ползу я один в снегу с восьми утра до часу ночи, – продолжает Григорьич. – Цейссовские объективы за мной волочатся, и тут, слава Богу, склады показались поселковые – ну рвать меня псы сторожевые, а я и рад: всё, теперь точно не сгину.

Мне не привыкать выкарабкиваться. В восьмом классе, когда в Омске занимался велоспортом, перенёс инфаркт прямо на трассе – натощак ехал…

А после школы всё лето на лесоперевалке кругляк-сырец грузил – деньги копил на дорогу в Питер, в институт Лесгафта поступать. Кинофотодело на втором курсе спортивного института стало для меня предметом жизни…

Уже работая по распределению в Кемерове, Клюев получил предложение от завотделом иллюстраций «Советского спорта» Мелика Шашикашвили.

– Газету того времени интересовало всё: коллективы физкультуры, детские клубы по месту жительства, сельский спорт, новостройки спорта. Поработал я и в Москве, но характер у меня не сахар, – спокойно разводит руки в стороны Клюев. – Дружеские отношения и простота в общении – качества, присущие профессионалам моего времени. Снимаю шляпу перед талантом Игоря Уткина – он думал, прежде чем нажать на гашетку, кадр строил. А в «Советском спорте» моя путеводная звезда – легендарный фотограф Борис Александрович Светланов. Своими дельными советами, критическими замечаниями он старался из провинциального паренька сделать человека.

Григорьич задумывается.

– А ты знаешь, никогда не забуду представление Светланова меня коллегам: «Владимир Клюев, фотокорреспондент из Кемерова. Нашей группы крови. Наш человек».

Руслан Карманов

Источник: газета «Советский спорт», 10 декабря 2009 г.; https://www.sovsport.ru/archive/articles/314536-nash-chelovek-iz-kemerova-fotokorrespondent-sovetskogo-sporta-vladimir-kljuev-nakanune-svoego-70-letija-otmetil-40-let-sotrudnichestva-s-rodnoj-gazetoj

 

«Григорьич» любовно называет свои снимки картинками

Десятки лет Владимир Клюев работает спортивным фоторепортером. Впрочем, слово «работает» излишне казенно и не отражает сути, но и «творит» не очень уместно, учитывая, что сам Клюев не переносит и пафоса, и официоза.

Зато чтит газетные традиции, помнит профессиональную школу «Советского спорта», где 10 декабря 1968 года опубликовали его первый снимок.

«Григорьич» щепетильно-скрупулезен, снимая и юных спортсменов, и прославленных мастеров. С профессиональной точки зрения для него одинаково значимы и финал мирового первенства, и встреча детских команд. Неизменно тщательно готовится он к съёмке, загодя приходя на стадион, в манеж, на лыжню, на мототрек, чтобы выбрать оптимальный ракурс, настроить камеру, настроиться самому.

Хотя, казалось бы, чего проще: нажми вовремя на гашетку камеры, тем паче что современные аппараты позволяют выстреливать кадры очередями. Однако ж настоящий поэт единого слова ради изводит тысячи тонн словесной руды, а истинный фоторепортер – единого снимка ради – фиксирует тысячи мгновений, выбирая самые выразительные.

На снимках Клюева ни тени притворства героев – чистые эмоции; в пылу борьбы, в экстремальные моменты иного и не бывает. Надо «только» суметь поймать эти моменты, как и непредсказуемые эпизоды футбольно-хоккейных баталий. Нет, пожалуй, ни одного известного кузбасского спортсмена, который в то или иное время не оказался бы на прицеле «Григорьича».

Многие его работы, без преувеличения, классика жанра. К примеру, фото олимпийского чемпиона по тяжёлой атлетике, крепыша Александра Воронина с кубком чуть меньше его самого, а на фоне снимка отца поднимает штангу Воронин-младший.

«Григорьич» любовно называет свои снимки картинками. Я бы назвал их картинами, художественными законченными произведениями. Сняв уникальную фототеку истории кузбасского спорта, Клюев не стал хранителем древностей. И поныне не утратил страсть к фотоохоте для души, которая не утратила вкус к подлинному искусству фоторепортажа.

Неповторимые мгновения, схваченные фоторепортером Клюевым: размашистый удар футбольного бомбардира Виталия Раздаева, финишный спурт легкоатлета Андрея Кислых, стремительный порыв Александра Деревягина, только-только принявшего эстафетную палочку.

Характерно-колоритны его снимки вне соревнований: добродушно улыбается штангист-супертяж Евгений Чигишев, утомлённо-сосредоточенно внимает заслуженному тренеру Анатолию Канашевичу именитая наша многоборка Елена Прохорова, гимнаст Максим Девятовский – с охапкой цветов, «мухач»-«лифтёр» Костя Павлов – с коллекцией наград…

Для Мастера нет «потолка», нет предела совершенству!

Вадим Антонов

Источник: по публикациям газеты «Кузбасс»; https://kuzbass85.ru/

Фото: из архива В. Клюева и Internet

Архив новостей