Газета «Тайгинский рабочий» начала отсчитывать 105 год со дня выхода в свет первого номера. Первый номер газеты города Тайги вышел 26 января 1920 года на оборудовании военной типографии одного из полков адмирала Александра Колчака, которое местные рабочие обнаружили в брошенном железнодорожном вагоне.
Под типографию в городе отвели небольшой деревянный домик, куда и были доставлены рулоны с бумагой, бочонки с краской и печатная машина. Первый номер газеты напечатали под заголовком «Знамя коммуниста». Выходила она три раза в неделю на двух полосах, форматом примерно вполовину нынешней газеты «Тайгинский рабочий».
Вот как об этом рассказывает автор книги «Тайга. Исторический опыт поколений». (Том II. 1920–1945 гг. Кемерово: ООО «ИНТ», 2017) Н. М. Морозов:
«Важным источником информации о деятельности районной парторганизации и доведения до населения решений органов власти стала первая тайгинская газета «Знамя коммуниста», первый номер которой вышел 26 января 1920 г. Этому событию способствовало стечение двух обстоятельств.
Первое заключалось в появлении в середине января на пороге ревкома неизвестного молодого человека. Последний сообщил присутствовавшему там предревкома т. Доставалову о стоящем уже несколько месяцев на путях станции вагоне с типографией бывшей газеты «Сибирские стрелки», приписанной к корпусу генерала А. Н. Пепеляева. Заявитель сопровождал вагон и в изменившейся политической обстановке не знал, что делать с вверенным ценным имуществом.
Вторым обстоятельством явилась прозорливость В. М. Похлёбкина, бывшего типографского рабочего, опытного пропагандиста и партийного вожака, адекватно оценивавшего силу газетного слова и владевшего технологией печатного дела. В это время на станции работала комиссия Сибревкома по выявлению и разгрузке
ранее пригнанных товарных составов, которая в любой момент могла обнаружить, реквизировать и переправить ценное оборудование куда угодно: в Томск, Новониколаевск и т. д.»…
Автор рассказывает, что вместе со своим заместителем Глушковым Похлёбкин на месте в полуразрушенном вагоне убедился в полной комплектности типографии, включая наличие краски и рулонов бумаги.
Решение было немедленным: воспользоваться неожиданной находкой для выпуска городской газеты. На следующий день ревком подписал соответствующий приказ, и типографию спешно разместили в небольшом деревянном домике № 17 (бывшая лавка купца Агафонова), на углу 2-й улицы (ныне Советской) и переулка Вокзального (будущего Савиновского).
Редакционный коллектив составили: сам Похлёбкин – первый редактор газеты, комсомолец Людгер Квапинский и учитель железнодорожной школы Евлампий Николаевич Целебровский (ответственный секретарь).
Отыскались и знакомые с полиграфией работники: Н. И. Козлан (зав. типографией), Борис Парменов, Аня Копылова, Антонина Дмитриевна Живетьева, Дарья Дмитриевна Попова.
В отдельные месяцы, когда газета печаталась на двух полосах, периодичность выхода номеров составляла три раза в неделю. В другое время дважды в неделю она выпускалась на четырёх полосах. Тираж зависел от значимости (по мнению редакции) подаваемой информации и колебался от 600 экземпляров до 3000 (когда сообщалась, например, новость о победе над Врангелем).
До июня 1920 года «Знамя коммуниста» являлась органом Тайгинского ревкома и Тайгинского парткома. После выборов исполнительной власти (май 1920 г.) газета стала официальным печатным органом Тайгинского Совета рабочих и красноармейских депутатов и Тайгинского комитета РКП(б).
Появление своей газеты было настолько необычным явлением, что рабочие станции не скрывали удивления, читали её с интересом и гордились этим первенством Тайги среди других узловых станций.
Первые номера были заполнены в основном официальной информацией: декретами Советской власти, материалами о внешней и внутренней политике партии.
Но вскоре стали появляться и заметки первых рабкоров: В. Рогалис, Доставалова, Перекрёстова и других, – работавших на ответственных должностях в партийных и советских органах власти.
«А потом, – вспоминал Е. Целебровский, – [все] как бы поняли силу печатного слова, дружно стали писать и рядовые рабочие, и солдаты-ЧОНовцы, и школьные учителя. Помню, как на ходу, потихоньку (а вдруг кто заметит!) новые рабкоры клали свои записки прямо в мой …карман. И шёпотом приговаривали: «Уж ты, пожалуйста, пропусти поскорей, покрепче, с песочком его продери».
Прошло 45 лет с тех незабываемых дней. А перед моими глазами всё ещё стоят наши первые рабкоры. Вот коренастый, низкого роста Д. Н. Данилов – тяговик из депо, весёлый Любишкин – из учкпрофсожа, чёрненькая, рассудительная учительница Симоновская… Как буря врывался в редакцию Мартирий Ефименко, тогдашний военком. Часто писали Ефим Глушков, Докшин, Галуза, молодой Квапинский приносил стихи. С большими письмами (на целую страницу) приходил неугомонный Волков Павел – тяговик…
Вспоминается смешной случай. В редакцию с молочным горшком в руках входит старушка.
– Кто здесь у вас главный? – спрашивает она.
Показываем.
– Вот принесла сметанки я, – говорит она. – Ездила по провизионке в Боготол, на обменку, а сынок Вася сказывал: «В редакции-то тоже голодно живут. А помощь людям оказывают». Вот и надумала я вам сметанки привезти»…
12 марта 1920 года газета впервые предоставила одну полосу для комсомольско-молодёжной газеты «Голос красной молодёжи». В дальнейшем газета тайгинских комсомольцев периодически печаталась в таком совмещённом формате.
Нередко редакция одну полосу выделяла «Страничке женщины-работницы» для освещения деятельности женсоветов.
«Знамя коммуниста» выходила в свет благодаря железной воле её идейного вдохновителя – председателя парткома В. М. Похлёбкина. В феврале 1921 года он даже на трое суток арестовал ответственного секретаря издания Е. Целебровского за самовольное оставление места службы!
В августе 1920 года Томский губревком (к которому в те годы относился город Тайга) вынес постановление о передаче Тайгинской типографии в Кузнецкий район (центр посёлок Кольчугино, ныне город Ленинск-Кузнецкий). Только опираясь на авторитет вожака городской парторганизации, который одновременно являлся и председателем горисполкома, президиум горисполкома решил не подчиняться губернской власти и просил вынести этот вопрос на губернский съезд.
В итоге тайгинцы свою типографию отстояли.
В декабре 1921 года городской Совет рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов поддержал инициативу группы молодёжи во главе с Л. Квапинским о выпуске в Тайге ещё одной газеты под названием «Таёжный молот». Планировали тиражи в 250 экземпляров, и каждый продавать по цене 500 руб. за номер, что даст возможность оплачивать сотрудникам гонорар и приобретать бумагу. Исполком решил заказывать дополнительные её объёмы через редакцию «Знамя коммуниста»...
Однако времена и обстоятельства быстро менялись. Инициатива оказалась нежизнеспособной. В конце 1921 года В. М. Похлёбкин перешёл работать в Томский губком, и сразу острее стал ощущаться дефицит бумаги, прежние запасы уже давно закончилась. А железнодорожники получали зарплату, которой не хватало даже на еду, поэтому тиражи «Знамени коммуниста» распространялись бесплатно за счёт средств предприятий.
К середине 1923 года и они отказались финансировать газету, изменившую в августе название на «Таёжный рабочий» и выходившую один раз в неделю тиражом в 250 экземпляров. Издание перешло на самоокупаемость. Согласно августовскому решению Тайгинского горисполкома, всем организациям, квартальным и другим подведомственным структурам было рекомендовано провести обязательную подписку, а редакции – пустить номера в розничную продажу. Рекомендациям мало кто последовал.
Вследствие отсутствия средств 16 января 1924 года Тайгинский горисполком по предложению В. И. Рогалиса постановил: газету закрыть. Ответсек редакции Е. Н. Целебровский переехал в Томск, редакторский коллектив распался.
Вместо обычной газеты в течение года группой рабкоров партийного клуба изредка выпускалась стенная районная газета «Тайгинский рабочий».
Выходом из положения могло стать печатание номеров на полиграфической базе взамен отдельных выпусков томского «Знамени революции». 29 июля 1924 года даже вышел первый такой номер под названием «Тайгинский рабочий». Однако на этом предполагаемый проект и завершился.
В распоряжении горисполкома осталась типография, выполнявшая заказы на печать бланков, рекламных листков, плакатов и другой полиграфической продукции. Предприятие еле-еле сводило концы с концами, и мысли о возрождении газеты не возникало, а среди почти полностью обновившегося руководящего состава местного партийного и государственного аппарата энтузиастов печатного дела как-то не наблюдалось.
«И только во второй половине 1930 года, – пишет в своей книге Н. М. Морозов, – когда возросла роль Тайгинского железнодорожного узла в выполнении задач 1-й пятилетки, а Яшкинского района (с административным центром в г. Тайга) – в обеспечении государства сельскохозяйственной продукцией, был организован постоянный выпуск районной газеты «На полный ход», сменившей в начале 1932 года название на «Сталинский путь».
Вслед за сменой названия – в августе 1954 года на «Тайгинский рабочий», которое закрепилось до сегодняшнего дня, – в редакции сменилось и руководство. Редактором стал П. А. Сергиенко.
***
Впереди у газеты – 105-летие со дня выпуска первого номера.
Издание было популярным для многих поколений тайгинцев. За эти годы коллектив газеты не раз менялся, газету возглавляли редакторы В. Похлёбкин, Т. Демидов, П. Сергиенко, В. Стифутина, Г. Бояджян, И. Калугина, В. Гузеева, Е. Бордунова, Т. Горбунова… Большинство из них сделал свой особый вклад в развитие издания, каждый из них по-своему талантлив.
Особый импульс к развитию и обновлению, по мнению сотрудников коллектива, газета получила в 1965 году, когда редактором был назначен Павел Антонович Сергиенко.
Он родился 11 декабря 1928 года. Был опытным партийцем. Те, кому посчастливилось работать с ним, вспоминали, что Павел Антонович всегда подчеркивал: «…Главное, газета должна быть интересна и полиграфически чисто выполнена».
Например, Татьяна Владимировна Жирнова вспоминает, как в 1975 году, после окончания кемеровского училища по специальности «наборщик вручную», пришла работать в типографию, которая находилась в Тайге на проспекте Пролетарском.
Главным редактором газеты в то время был Сергиенко.
Тираж газеты был немалый для небольшой Тайги. Газета приходила практически в каждую семью. Печатали по 6000 экземпляров и сразу же, ночью, фальцевали. Считали и раскладывали кучками для почтовых отделений. А утром с каждого почтового отделения приходили почтальоны за свежими газетами, чтобы разносить по адресам.
У работников типографии и редакции еженедельно проходили общие собрания, на которых выступал Павел Антонович: «Он был очень красив, хорошо говорил, был справедливый и честный», – говорила Татьяна Владимировна.
Заместителем редактора была Варвара Николаевна Стифутина. (И когда А. П. Сергиенко ушёл с занимаемой должности, она стала главным редактором).
Газета, выходившая при П. А. Сергиенко, запомнилась тайгинцам старшего поколения особым настроем, интересными, глубокими публикациями.
Сменившей его в 1982 году Варваре Николаевне Стифутиной было у кого учиться. «Главный редактор газеты Павел Антонович был эрудированным и энергичным руководителем, которого знал практически весь город», – вспоминает она.
…Павла Антоновича Сергиенко не стало 12 февраля 1999 года. Похоронен в Тайге.
Бурное течение жизни давно привнесло в редакцию много перемен.
Развитие компьютерных технологий позволило перевести производство газеты на издательские компьютерные комплексы, у неё есть официальный сайт, подчёркивает главный редактор газеты «Тайгинский рабочий» Горбунова Наталья Ивановна. Но традиции сохраняются: здесь помнят и чтут своих ветеранов. И работают, главным образом, ориентируясь на интересы и проблемы жителей города.
Собинф