Газета будет жить (Из воспоминаний ветерана журналистики города Юрги Юрия Атучина)

01 декабря 2022 

В мае 2022 года бывшему редактору юргинской городской газеты Юрию Яковлевичу Атучину исполнилось 70 лет. В этой публикации он делится воспоминаниями о своей работе.

Осенью 1980-го Саша Семёнов уехал работать в газету «Кузбасс», и «кадровую пробоину», образовавшуюся в юргинской газете «Свет Ильича» после его ухода, Толя Клишин, бывший тогда замредактора газеты, предложил залатать мне. Конечно, не завотделом, а литсотрудником, но подумать было над чем!

За моими плечами были двадцать восемь лет жизни, армия, два курса горного факультета КузПИ, обучение на котором я прервал, и семь лет работы электриком на мебельной фабрике и стройках района. А мой творческий багаж состоял из двух рассказов и трёх десятков стихотворений, половину из них после небольшой доработки нашим юргинским поэтом Осипом Григорьевичем Концевым напечатали в нашей местной газете.

Тогда я как раз перешёл на пятый курс заочного отделения истфака Кемеровского госуниверситета и уже обязан был трудиться по специальности. Так что предложение Клишина подходило по всем статьям. Правда, немного смущало, что редактором газеты работал мой отец, но ему до пенсии оставалось три-четыре месяца. К тому же я практически вырос в редакции и знал всех сотрудников с десятилетнего возраста.

В общем, слез со столба, снял когти и с легким сердцем подался осваивать новую для себя профессию. Определили меня в отдел культуры под начало Любови Иосифовны Никитиной, буквально «с порога» давшей мне первое задание – написать зарисовку о передовом коллективе швейного ателье. А это примерно то же, что щенка в воду бросить и, стоя на берегу, смотреть: выплывет или нет.

Тогда, если верить отзывам старших коллег, я выплыл, хотя «воды» все-таки наглотался. До сих пор помню, как, вооруженный блокнотом, ручкой и списком намеченных мною вопросов, стоял посередине ателье под прицелом десятков пар насмешливых глаз и, напрочь забыв все заготовленные с вечера вопросы, бормотал что-то о «пятилетке за три года».

Тем не менее, зарисовку, сократив раза в три, ответственный секретарь Михаил Филиппович Кавкаев в номер поставил, загнав куда-то в угол полосы. А я поплыл по течению реки под названием журналистика, подбадриваемый любимой фразой Любови Иосифовны: «Ничего, сейчас мы из него конфетку сделаем!»

Тогда в газете было несколько отделов: партийной жизни, промышленности, сельского хозяйства, писем, культуры. Но хотя я и был «приписан» к последнему, поставить на поток выпуск подобной «кондитерской продукции» мне помогали все без исключения. И не только потому, что и Владимир Игнатьевич Воронин, и Мария Ивановна Исакова, и Виктор Серпионович Лавров, и Александр Васильевич Ионов, когда-то ещё в школе учивший меня рисованию и черчению, знали меня уже лет пятнадцать-двадцать. Просто коллектив редакции был, без преувеличения, одной большой дружной семьей.

Мне, молодому сотруднику газеты, каждый считал своим долгом помочь обрести уверенность в новом для меня деле. Восемьдесят третий год стал переломным и для меня, и для газеты: где-то там «наверху» приняли решение о разделе юргинской газеты на городскую и районную.

Редактором районки, получившей звучное название «Знамя Октября», стал заведующий отделом пропаганды и агитации райкома КПСС Анатолий Осипович Атрос. Меня первоначально планировали оставить в городском «Свете Ильича» заведующим отделом культуры вместо уходившей на пенсию Никитиной. Но в районную газету требовались молодые журналисты, способные бегать по полям и фермам, и приехавший из обкома партии Алексей Николаевич Калинин предопределил мою дальнейшую судьбу.

Попытка же Любови Иосифовны оставить меня в городе и её веский аргумент в мою защиту: Юра у нас пишет прекрасные стихи, и ему бы лучше остаться «на культуре», – разбился о категоричное: «Нам нужны газетчики, а не рифмоплеты». Так что надои, привесы, тонны заготовленных кормов и зерновых, «засыпанных в закрома Родины», стали основной темой моих публикаций на два с половиной года.

А в «Свет Ильича» на место Никитиной через четыре месяца пришёл инструктор Юргинского горкома партии Александр Евдокимов. Надо сказать, что то время было, пожалуй, самым ярким за четверть века моей работы в газете. В оба коллектива влились свежие силы. Без опыта журналистской работы, но с задором, с желанием постичь тайны новой профессии.

В городской газете появились Людмила Скоринова и Татьяна Родионова, в районку пришли Татьяна Баженова, Наталья Кузнецова и, как мы его за глаза называли, Попок из Топок — старший брат известного кузбасского журналиста Василия Попка Леонид Борисович Попок.

Начало восьмидесятых – это время смены поколений. Ушли на пенсию Атучин, Ионов, Колмогоров, Никитина, Воронин, перешёл работать на машзавод Лавров. Но они успели не только научить молодых азам профессии, но и, самое главное, передать им азарт творческой работы, умение докопаться до истины, выдать такой материал, чтобы он не остался незамеченным читателем.

Поэтому мы и на редакционном «уазике», и на рейсовых автобусах мотались по колхозам и совхозам, привозя из каждой такой поездки по три-четыре материала и кучу снимков с полей и ферм. Вот уж где действительно приобретался опыт! Ну кто бы знал, что в коровниках пахнет отнюдь не одним молоком! Эту истину сполна испытала на себе Татьяна Баженова, отправившаяся за материалом в одно из хозяйств в новой шубе: запах силоса, по-моему, преследовал потом всю редакцию до самой весны! Зато материал, основанный на гамме всех её ощущений, прошел «на ура».

Ну, а если что-то не удавалось, то в обеих редакциях существовала своя низшая оценка – «брэд сив кэбл», в переводе на доступный язык – «бред сивой кобылы». И повелось это, если мне не изменяет память, от Любови Иосифовны.

В восемьдесят четвертом Анатолий Владимирович Клишин стал редактором городской газеты, самым молодым в области. Но возраст никогда не мешал ему отстаивать интересы коллектива и защищать журналистов от нападок и придирок – было и такое – обижавшихся на публикации чиновников.

Мы с ним работали хотя и на одном этаже, но в разных газетах. И как-то я имел неосторожность написать довольно хлесткий материал о том, как в одном из сел в клубе по халатности ответственно-безответственных товарищей раскурочили киноаппаратуру, очень дорогую по тем временам.

Шум поднялся на весь район, и третий секретарь РК вызвал меня «на ковер». Клишин, на правах опекуна, пошёл вместе со мной, объяснив удивленному секретарю, что является членом Союза журналистов СССР и прибыл в роли общественного защитника. И когда преисполненный праведного гнева директор районного кинопроката Юрин, возмущенно потрясая газетой «Знамя Октября», начал объяснять нам, что та аппаратура давно списана и моя публикация насквозь лживая, Клишин спокойно протянул в его сторону руку: «Дайте!» На удивленный вопрос директора кинопроката «Что дать?» последовал ответ: «Акт о списании аппаратуры». В кабинете возникла минутная пауза, после которой слегка побагровевший секретарь, курировавший культуру района, выдавил: «Можете идти…»

В городскую же газету «Свет Ильича» я вернулся уже завотделом промышленности 1 сентября 1986-го, когда Анатолий Клишин уехал в Новосибирск, в Высшую партийную школу, а редакцию возглавил Александр Евдокимов. Из ветеранов остались лишь Кавкаев и Исакова, а мы, тридцатилетние, составляли костяк коллектива. Собственно, повторилась история начала шестидесятых: произошла коллективная смена поколения.

И теперь уже мы, в свою очередь, стали тетями Людами, тетями Танями и дядями Сашами. Как мы жили и чем занимались? Все газеты находились примерно в одинаковом положении: журналисты освещали жизнь городов и сёл, на кустовых планерках и областных семинарах говорили о своих проблемах и делились опытом работы, отстаивали интересы читателей, учились писать сами и учили этому школьников, желающих поступить на журфак.

Точно так же все одинаково выживали, когда в девяностые резко начали взлетать цены и падать тиражи. Мы переехали в новое помещение и сменили название «Свет Ильича» на «Резонанс», редактором которого стал корреспондент отдела писем Сергей Киселев, перешедший к нам на работу из топкинской газеты.

Это было время поисков и метаний, борьбы за читателя. В Юрге, помимо «Резонанса», «Юргинских ведомостей» (бывшего «Знамени Октября») и машзаводской многотиражки «Призыв», появились рекламно-коммерческие газеты «Седмица», «Десяточка», «Новая газета». Серьёзную конкуренцию составили электронные СМИ – три городских теле- и столько же радиостудий, привлекающих оперативностью и дешевизной и отбирающих у газет один из основных видов дохода – рекламу.

И, тем не менее, при поддержке областного управления по работе со средствами массовой информации, администрации города мы выжили. Конечно, о 25-тысячном тираже, какой был у нас в советские годы, сегодня никто не мечтает. Но главную задачу – сохранить газету с более чем семидесятилетней историей – мы тогда выполнили. И можем смело смотреть в глаза ветеранам-журналистам, под руководством которых когда-то делали первые шаги.

Сохранили мы и свою городскую журналистскую организацию. Помню, как в восемьдесят третьем меня принимали в Союз журналистов СССР. Трудно поверить, но я ощущал не меньшее волнение, чем то, которое испытал в кабинете первого секретаря райкома партии за три года до этого, когда меня принимали кандидатом в члены КПСС.

С какой гордостью мы получали в восемьдесят пятом темно-бордовые билеты члена Союза журналистов с золотым тиснением! Мы – это я, Саша Евдокимов, Людмила Скоринова, Татьяна Родионова, Татьяна Баженова и Наталья Кузнецова. Нас тогда опекал Владимир Яковлевич Майдаров, отношения с которым у всех складывались довольно дружеские.

Всеобщий развал, к сожалению, коснулся и нашей творческой организации. В заботах о собственном выживании мы как-то отодвинули работу творческой организации на второй план. И не знаю, остались ли бы все мы в СЖР, если бы в 1998 году ответственным секретарём и заместителем председателя Кемеровского областного Союза журналистов не стал Борис Сергеевич Жарков.

Ещё в конце пятидесятых годах он работал в Ленинске-Кузнецком вместе с моим отцом. Точнее, на одном этаже двухэтажного особняка, где располагались сразу две редакции, городская и районная: отец — в районной, Борис Сергеевич – в городской. И вот уж кто не давал нам покоя! Я, как председатель Юргинской городской организации журналистов, испытал это на собственной шкуре. Постоянные телефонные звонки с напоминанием, что и к какому числу надо сделать, его частые приезды в Юргу – ведь Борис Сергеевич практически возрождал областную организацию Союза журналистов России.

Его заслуга в том, что Юргинская городская журналистская организация буквально за два года стала самой многочисленной в области! Это – в городе с населением, насчитывающим вместе с военным гарнизоном и двумя исправительными колониями восемьдесят пять тысяч жителей, это не так уж и мало. Сегодня администрация Юрги переименовала газету в «Юргинский резонанс», и редакция, по примеру конкурентов – что делать, рынок есть рынок! – перешла на одноразовый выпуск (когда-то мы выходили четыре раза в неделю), зато на шестнадцати полосах с полноцветными первой и шестнадцатой страницами. И хотя о самоокупаемости газеты говорить трудно, без дотаций из городского бюджета и помощи областной администрации не обойтись, но газета будет жить.

Юрий Атучин,

член Союза журналистов России, бывший редактор газеты «Резонанс»

Источник: книга «Журналистика Кузбасса: строки истории», Кемерово, 2008г.

Архив новостей