Художник Альбертина Фёдоровна Фомченко

25 июля 2024 

Художник Альбертина Фомченко родилась 23 января 1939 года в Ленинграде в семье рабочих Апполинарии Дмитриевны и Фёдора Афанасьевича Фомченко. В раннем детстве переболела полиомиелитом и до пяти лет не могла самостоятельно передвигаться. В 1941 году с мамой и только что родившейся сестрой Валентиной была эвакуирована в город Кинешма Ивановской области.

После войны семья ненадолго вернулась в Ленинград. В родном городе Альбертина пошла учиться в школу. Но, так как отец в годы войны был репрессирован, ему и семье было запрещено жить в больших городах, в 1949 году семья Фомченко вновь уезжает в Кинешму.

Здесь Альбертина впервые увидела расписную палехскую шкатулку и увлеклась палехской лаковой миниатюрой. В 1957 году она поступила в Палехское художественное училище.

В училище на очень высоком уровне преподавалась техника Палеха, по сути – техника иконописи. Преподавали её старые мастера-иконописцы. Но, так как иконопись была запрещена, в ходу был термин «древне-русская традиция». И вот здесь в училище, Альбертина начинает думать о своём пути в живописи. Гладкий локальный цвет, обводка линий, разработка цветовых пятен условными приемами без ненавистных рефлексов – всё как в иконе.

Альбертина ищет ответ на вопрос: можно ли связать реалистический портрет с иконописными приёмами. И вот, в очередной раз просматривая репродукции великих мастеров, она находит изображение графического портрета песочного цвета с условным объёмом без подписи.

Работа самобытного художника вселяет уверенность в том, что в творчестве можно идти своим путём. Это был 1959 год. С автором «Портрета девочки» И. Е. Селивановым Альбертина Фёдоровна познакомится значительно позже, уже в Кузбассе.

В 1962 году Альбертина оканчивает училище (её дипломная работа – ларец с росписью по темам русских народных песен) и четыре года работает в художественных мастерских мастером лаковой миниатюры. В это же время к ней приходит увлечение театром кукол, и после работы она ведёт кукольный кружок для детей художников. Сама пишет сценарии к кукольным спектаклям, часто в стихах, и с детьми устраивает для родителей представления. Так оттачивается кукольное мастерство художника.

В 1966 году в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии открылась кукольная кафедра, и Альбертина Фомченко с чемоданом своих кукол поехала поступать. Вступительная работа – натюрморт, написанный в палехском стиле, вызывает одобрение у приёмной комиссии, и Альбертина становится студенткой факультета театра кукол.

В 1971 году она оканчивает институт (дипломная работа – создание декораций и кукол к спектаклю «Лесная песня» Леси Украинки), и девушке присваивается квалификация «Художник и скульптор театра кукол».

Новый период в её жизни начался, когда она в 1975 году вместе с мамой переезжает в Новокузнецк.

В культурную жизнь Новокузнецка Альбертина Фомченко входила трудно. Почти восемь лет выполняла разовые заказы: куклы для детских учреждений, для Кузедеевского кукольного театра (Альбертина стояла у истоков зарождения этого коллектива, получившего в дальнейшем звание «народный»), писала лаковые миниатюры, которые потом закупал Ленинградский комбинат декоративно-прикладного искусства, поставила спектакль «Царевна-лягушка» в Новокузнецком театре кукол.

Альбертина Фёдоровна называла это время «годами бездействия в творческом плане, периодом шока».

Но именно в этот период она начинает посещать выставки новокузнецких художников. Портретов почти не видит, поэтому решает выбрать именно портретный жанр.

Волей случая художница оказывается в новокузнецком Литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского, где получает предложение поработать для музея – написать портреты Фёдора Достоевского и Марии Исаевой. Так появляются исторический портрет-картина «Воспоминание о Кузнецке, о Марии Исаевой», портрет Марии Исаевой «Прошу руки твоей» и картина «Венчание Ф. М. Достоевского с М. Д. Исаевой в Кузнецке».

Кроме картин для музея были расписаны три шкатулки по мотивам романов Фёдора Достоевского «Идиот», «Преступление и наказание» и «Униженные и оскорбленные» и несколько лаковых миниатюр.

Исчерпав тему «Достоевский и Мария Исаева, Альбертина Фёдоровна не захотела расставаться с музеем. У неё уже к этому времени созрела идея создания серии портретов писателей земли Кузнецкой от Фёдора Достоевского до наших дней и знаменитых людей Кузнецкого края.

Первой была картина «Писатели Кузнецка конца 19-го – начала 20 века (Н. И. Наумов, В. В. Берви-Флеровский, В. Ф. Булгаков). На фоне старинного уездного города Кузнецка, его достопримечательностей – три овала с портретами писателей. Также художница написала для музея портреты писателей-сибиряков А. С. Яброва, Г. Л. Немченко, Л. А. Никоновой, Э. Д. Гольцмана, В. Ф. Куропатова и В. М. Шукшина.

Альбертина Фёдоровна помещала героев своих портретных произведений в идеально добрый светлоликий мир декоративной древнерусской живописи, и они становились похожи на персонажей русских сказов или на знатных особ со старинных парсунных портретов (парсуна – изображение светской «персоны», но с использованием иконописных приёмов). Вот в таком полуиконописном виде предстают теперь перед нами известные земляки. Новокузнецкая поэтесса Любовь Никонова — в облике юной романтичной девушки, мечтающей в ромашковом поле, Василий Шукшин под гроздьями калины красной, детский поэт Эдуард Гольцман в окружении своих произведений…

С 1977 года художница начинает участвовать в выставках (правда, картины берут ещё пока «со скрипом»).

В 1983 году она пишет портрет сестры Валентины, который на Кемеровском телевидении в 1986 году приняли за работу прокопьевского художника Ивана Егоровича Селиванова. Так Альбертина Фёдоровна узнала о творчестве этого удивительного художника-примитивиста, близкого по духу и ставшего её творческим вдохновителем. Альбертина Фёдоровна была убеждена, что живопись И. Е. Селиванова запоминается на всю жизнь. Этому художнику она посвятила знаменитый триптих «Памяти Селиванова».

Начинается всеобщее признание творчества А. Ф. Фомченко: участие в телефильме «Кузедеевские чудеса» в 1984 году, несколько съёмок на Кемеровском телевидении в 1986 году, съёмки в фильме «Синий кот на белом снегу» на московской студии документальных фильмов в 1987 году и других.

В это же время А. Фомченко познакомилась с академиком С. Никиреевым, переписка длилась долгие годы. Многие письма переданы в Новокузнецкий художественный музей.

В 1990 году Альбертина Фомченко прошла конкурс на вакантную должность художника в кооператив к предпринимателю В. Малахову по росписи шкатулок, икон, женских украшений, настенных часов мебели. Здесь она работала с талантливыми мастерами-резчиками по дереву С. Тилининым и В. Ладным. Все изделия уходили на продажу в Москву. Кооператив просуществовал два года.

Все это время Альбертина Федоровна продолжала работу над картинами из серии «Писатели от Ф. Достоевского до наших дней». В 1992 году пишет портрет писателя-толстовца Б. В. Мазурина, который оценил работу художницы такими словами «Тебя мне Бог послал». Девяностолетний старец изображён в своей избе с женой. Нет в картине украшательства, а есть правда о Духе: о внутренней красоте и силе.

В этом же году А. Фомченко участвовала со своими стихами в поэтических чтениях «Вёсны Притомья», которые организует литературно-мемориальный музей имени Ф. М. Достоевского.

С 1993 по 1995 годы Альбертина Фомченко работала преподавателем в школе лаковой миниатюры при Культурном центре «Собор» акционерного общества «Новокузнецк». Обучала слушателей росписи изделий в традициях палехской лаковой миниатюры.

С 1995 по 2003 годы Альбертина Фёдоровна работала в подростковом клубе «Юнга». В этот период написала две серьёзные работы: альбом «Портрет в русской традиции» и методическую брошюру «Искусство портрета».

Значительным событием в жизни и творчестве Альбертины Фомченко стало её участие в 1998 году в III Всероссийском фестивале творчества инвалидов в Москве, где она представляла Кемеровскую область.

На многих картинах А. Фомченко можно увидеть птицу Сирин, ликом похожую на «красну девицу, пригожу молодицу». Это символ народных традиций в творчестве художницы, eё своеобразный талисман.

В 1994 году в городе Новокузнецке открывается церковь святого мученика Иоанна Воина, иконы для храма выполнила Альбертина Фомченко.

В 2002 году А. Фомченко участвует в областном фестивале конкурсе «Преодоление» с кукольной миниатюрой.

С 2003 года она – свободный художник.

Ушла из жизни Альбертина Фёдоровна 16 января 2010 года.

Выставки, на которых были представлены работы Альбертины Фомченко:

Новокузнецкая городская выставка народно-прикладного искусства и самодеятельного творчества (1984).

Городская выставка произведений самодеятельных художников (Новокузнецк, 1986).

Выставка произведений самодеятельных художников в Новокузнецком музее изобразительных искусств (1987).

Выставка произведений театральных художников города в Доме творческих союзов (Новокузнецк, 1987).

Персональная выставка в Новокузнецком музее изобразительного искусства (1990).

Выставка самобытных художников города Новокузнецка «Меж дел земных…» в Новокузнецком художественном музее (1991).

Персональная выставка в отделении Кемеровского областного правления Всероссийского общества инвалидов (1995).

Персональная выставка «Птица-Сирин» в Новокузнецком художественном музее (1999).

Выставка творчества людей с ограниченными возможностями «Благодаря и вопреки…» в Новокузнецком художественном музее (2003).

Цикл выставок самобытных художников города Новокузнецка «Картина жизни» в Новокузнецком художественном музее (2005).

Персональная выставка в Новокузнецком художественном музее (2010).

Произведения А. Ф. Фомченко хранятся в Новокузнецком литературно-мемориальном музее Ф.М. Достоевского, Новокузнецком краеведческом музее, Ленинск-Кузнецком и Прокопьевском краеведческих музеях, Кузедеевской народной картинной галерее, Галерее искусств дружбы народов мира (Москва).

Награждена диплом лауреата фестиваля творчества инвалидов России и Белоруссии (1998, Москва), медалью Кемеровской области «За веру и добро».

М. К. Копылова

Источник: https://новокузнецк400.рф/persons/407-fomchenko.html

Архив новостей