Игорь Мангазеев: «ДК-47». (Об архитекторе Дворцов культуры Кузбасса Константине Бартошевиче)

26 декабря 2022 

Сколь широко распространены его творения, настолько же прочно забыто его имя. Лишь единицы знают, кто творец проектов, по которым в СССР строились сотни удивительно красивых Дворцов культуры – визитные карточки многих райцентров и рабочих посёлков. В год, когда Михаил Калашников сконструировал свой знаменитый автомат АК-47, Константин Бартошевич создал проект широко известного Дворца культуры с залом на полтысячи зрителей. Тогда же он спроектировал и ДК поменьше, на 300 мест.

Сорок седьмые

Помимо прославленного АК-47, немало инженерных новинок обозначались числом 47.

Когда, к примеру, потребовалось прыгать с кислородными приборами с больших высот, в различных погодных условиях и на разных скоростях, то в СССР в 1947 году был разработан парашют ПД-47 с квадратным куполом и четырьмя килями – в то время самый массовый, пожалуй, парашют: «крылатая пехота» и ДОСААФ пользовались им четверть века.

А в том же году первый полёт выполнил реактивный бомбардировщик США Б-47 «Стратоджет». Впрочем, число 47 не обязательно дата.Боевой беспилотный летательный аппарат Икс-47 «Пегас» – это реалии уже наших дней. А вот знаменитый вояка Си-47 «Скайтрэйн» («Дакота») впервые поднялся в небо ещё в декабре 41-го..

Один из основных истребителей ВВС США времён Второй мировой войны – Р-47 «Тандерболт» был создан под руководством Александра Северского и Александра Картвели. Страна Советов получила по ленд-лизу две сотни этих самолётов. Заметим, что оба авиатора эмигрировали из России после Октября.

За всем этим грозным, но эстетически совершенным великолепием мы зрим и другие символы – не менее красивые, очень мирные, по-домашнему уютные Дворцы культуры. По аналогии с аббревиатурой АК-47 проектный продукт Бартошевича я бы назвал ДК-47.

1 ноября 1945 года Совнарком СССР принял постановление о первоочередном восстановлении 15-ти разрушенных фашистами городов. А в 1947 году архитектор Константин Константинович Бартошевич разработал типовые проекты двух Дворцов культуры – настолько безупречные, что строились они и в старинных городах, и в новых промышленных центрах. Они украсили добрую половину населенных пунктов, перечисленных в Постановлении СНК.

В некоторых из них выстроили даже по два-три ДК. Например, в Калинине (Твери) – а это был первый областной центр, окончательно отбитый у фашистских захватчиков – по чертежам Бартошевича построили три Дворца: ДК «Химволокно» на 500 зрительских мест, ДК Полиграфкомбината и ДК Строителей – на 300 мест каждый.

Становление зодчего

Константин Константинович Бартошевич родился в Баку 10 апреля 1906 года, а умер в Москве в день путча ГКЧП – 18 августа 1991 года. В Баку он окончил вуз, в 1930 году стал аспирантом Московского архитектурного института, в 1932 году его приняли в Союз архитекторов СССР.

Он участвовал в Великой Отечественной войне. В ноябре 1941 его призвали на фронт. Воевал в составе истребительно батальона в звании инженера-капитана. Награждён боевой наградой – медалью «За оборону Москвы».

Он входил в бригаду, выполнившую любопытный эскизный проект Дома Техники с Пантеоном ударников. Жюри положительно оценило конкурсную работу, но отметило излишнюю стилизацию под модерн и чрезмерную парадность заднего фасада, спорящего с главным входом. Надо сказать, что в 30-50-х годах XX века советские зодчие разработали целый ряд интереснейших проектов, которым так и не суждено было сбыться. К ним относится и мемориал «Жертвам фашистского террора», подготовленный Бартошевичем в год Курской битвы.

После войны, трудясь в Архитектурно-проектной мастерской Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов, Бартошевич корпел над типовыми проектами Дворцов и Домов культуры, а также клубов. И в 1947 году создал удачный проект Дворца культуры с залом на полтысячи зрителей. Тогда же спроектировал дворец и на 300 мест. Это самые востребованные проекты ДК в истории отечественной архитектуры!

Уникальный фотопортрет

Мы не знаем, какие превратности судьбы пережил этот бесспорно выдающийся архитектор – его биография ещё ждёт вдумчивого исследователя. Долгое время не удавалось увидеть даже его портрет, хотя бы газетный. Наконец, тверские эксперты госохраны культурного наследия посоветовали автору этих строк обратиться в Музей архитектуры имени Щусева (того самого Щусева, чьим известнейшим произведением является Мавзолей Ленина).

Поначалу не повезло и тут. Руководитель пресс-службы музея Мария Мухина на мой запрос ответила отрицательно: в фототеке научного фотокаталога нет-де фотографии К.К. Бартошевича. Но буквально на другой день завсектором музея Кирилл Постернак [через о! – И.М.] сообщил, что нашёл в личном деле К.К. Бартошевича небольшую фотографию архитектора. Счастливый миг!

«Прошу прощения за качество, – описывает снимок Кирилл Владимирович, – фотография очень маленькая: 2,5 на 3 см. Местами поцарапанная. Но, думаю, это лучше, чем ничего. Вы можете её опубликовать, но прошу Вас обязательно сопроводить её таким примерно комментарием: "Предоставлена Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры им. А.В. Щусева"». Что мы с удовольствием и делаем, впервые публикуя в периодике фотопортрет К.К. Бартошевича.

Место встречи не изменить

Романтические воспоминания многих читателей неотделимы от дворцов Константина Бартошевича. Их удачная планировка полностью обеспечивает культурное времяпрепровождение.

Прекрасные зрительные залы «больших» ДК – с лепниной и росписью, с ложами и балконами (полагалась и оркестровая яма) – позволяют смотреть концерты и спектакли профессиональных трупп, а также кино на широком экране. Клубная и зрелищная части эксплуатируются раздельно, при этом зрелищная – традиционна для театров: по оси расположены вестибюль, фойе с колоннами коринфского ордера и зрительный зал, по бокам которого – студии (в том числе звукозаписи), комнаты для кружковых занятий, буфет.

К вестибюлю примыкают два двухэтажных крыла, в которых, как правило, размещаются малый зал (кинозал), спортзал, хореографическая студия, библиотека. На третьем этаже хоровая студия. Все это варьируется в зависимости от фантазии хозяев ДК.

Оба крыла и колоннада великолепного дорического ордера окружают дворик – патио. Если того требует рельеф местности, то к «большому» ДК, как к Парфенону, поднимаешься по широкой лестнице. У главного входа могут стоять скульптуры вождей, тружеников, покровительниц искусств (иной раз они обнаруживаются в нишах, на фронтоне или на перекрытии колоннады).

В патио или перед ним иногда журчит фонтан. В ограде ДК порой встречаются ворота в виде триумфальных арок. Стены красят в любой цвет, но чаще всего в бежевый, розовый и светло-зеленый. В некоторых городах используются музыкальные или, как в Чимкенте, национальные мотивы.

Типовой проект ДК на 300 зрителей имеет меньший, но достаточный набор клубных помещений.

Цифры и факты

Историки собирают информацию о построенных дворцах Бартошевича. Оба проекта реализовывались с 1949-го и, во всяком случае, по 1971-й год. Сегодня известно о 135 «больших» и 147 «малых» дворцах, но до итога ой как далеко.

Некоторые из этих зданий находятся в плачевном состоянии. Другие, например, ДК «Строитель» в Новокузнецке – «двойного назначения»: в них устраиваются выставки-продажи, но работают и кружки. А есть как конфетки, выглядят шикарно, взять музыкальный театр в Калининграде или ДК Шахтёров в столице Кузбасса.

Больше всего Дворцов по проектам Бартошевича отстроили в Сталинской области, переименованной в Донецкую в 1961 году. Тринадцать ДК на 500 мест воздвигли в Горловке, Дебальцеве, Доброполье, Жданове, Кировском, Комсомольском, Макеевке, Новогродовке, Славянске, Сталино (три!), Ясиноватой.

И двадцать три ДК на 300 мест построили в следующих городах и весях: Артёмовск, Дзержинск, Доброполье, Макеевка с посёлком Пролетарское (восемь!), Мироновский, Селидово, Славянск, Снежное, Сталино (четыре!), Торез (два), Харцызск, Яма.

Дворцов, спроектированных Бартошевичем, в Донбассе вдвое больше, чем во всероссийской «кочегарке» – в Кузбассе, где возвели по девять тех и других.

Виктор Иконников, бывший худрук сданного в 1965 году прокопьевского (на 500 мест) ДК шахты «Зиминка 3-4», объясняет эту дискриминацию тем, что почти все руководители Углепрома – откуда угодно, часто из Сталинской области, а из Кузбасса очень редко.

Дворцы в Кузбассе

Здесь было девять «больших» ДК проекта Бартошевича на 500 – 530 зрительских мест: по два – в Кемерове (ДК Шахтёров и ДК «Азотовец»), в Прокопьевске (ДК шахты «Красногорская» и ДК шахты «Зиминка 3-4») и в Белове (ДК Железнодорожников и ДК Угольщиков); по одному – в Сталинске (ДК Строителей), в Междуреченске (ДК имени Ленина) и в Мысках (ДК имени Горького).

Лихая доля досталась тем ДК, которых накрыла кампания по борьбе с архитектурными излишествами, когда декор убирался в приказном порядке. ДК шахты «Красногорская» успели закончить до её разгара, а ДК шахты «Зиминка 3-4» (ныне ДК имени Маяковского), возведённому на горе ветров – Тыргане, повезло меньше: он превратился в долгострой. Фундамент, стены и характерную колоннаду поставили ещё до середины 1950-х, затем стройку заморозили на десятилетие, с безнадзорного объекта исчезли полы и сантехника, рассыпалась лепка – колоннаду пришлось убрать. Но сохранились основные элементы.

А вот ДК имени Горького, построенный в 1965 году (официально открыт на следующий год), упростили до неузнаваемости. Если при Сталине требовалась творческая переработка античного наследия и архитектуры Ренессанса, то при Хрущёве, наоборот, допускался только голый функционализм, поэтому ДК в Мысках не имеет внешних колонн и фронтона. Нет ни балконов, ни лож, лепнины – чуток, все оконные проёмы – не арочные, а прямоугольные, колонны в фойе – квадратного сечения. «Но, что замечательно, этот ДК до сих пор в строю, несмотря на высокую степень износа», – говорит и. о. директора Татьяна Кольцова.

Возможно, я заблуждаюсь, но всю серию «больших» ДК завершил беловский ДК Угольщиков, достроенный уже при Брежневе, в 1971 году. Борьба с излишествами к тому времени слегка ослабла – ДК венчает фронтон, на торцах появилась лепнина.

Увы, здание ДК Железнодорожников, построенное в Белове 60 лет тому назад (в 1959 году), снесли в 2001 году, а ведь когда-то на его сцене вдохновенно выступали такие титаны эстрады, как Иосиф Кобзон, Вольф Мессинг, Георг Отс.

Не исключаю, что неполон и мой подсчёт кузбасских ДК на 300 мест. В Ленинске-Кузнецком построили два дворца: ДК имени Ярославского и Дворец пионеров. На руднике Шерегеш ДК «Горняк» открылся в 1958 году, а его одноимённый близнец в Таштаголе – в следующем году. Как вспоминает местный ветеран библиотечного дела Людмила Ротанова, клуб шахты «Тайбинская» в Киселёвске был сдан в эксплуатацию в 1958 году. В Мундыбаше стоит ДК «Октябрь», а в Берёзовском – ДК Шахтёров. Кемеровский ДК «Заря» теперь является областным центром дополнительного образования детей.

30 июня 1955 года в Сталинске (Точилино) открылся Клуб металлургов имени Курако – жаль, в 2013 году его снесли.

Дорожные записки

В 2018 году мои добрые друзья, прокопьевские одноклассники Андрей Тагаев и Люда Соколова, пригласили меня к себе в гости в Нижний Новгород. Благодаря им удалось взглянуть на один из первых «больших» Дворцов проекта Бартошевича – ДК имени Орджоникидзе. По словам худрука ДК Татьяны Бородич, его начали строить в августе 49-го, открыли в октябре 51-го, а в 2016-м он горел. Слава Богу, его восстановили, и он в хорошей форме.

Некоторые эпизоды комедийного телесериала «Физрук» снимались в Твери в ДК «Химволокно». Съёмки стартовали в августе 2016 года. Но часть сцен в этом фильме снималась в подмосковном Воскресенске, где стоит точно такой же ДК «Химик», спроектированный Бартошевичем.

Жители Кимр пришли в полный восторг, когда на Октябрьские праздники 1957 года, войдя в ДК «40 лет Октября», увидели хрустальные люстры, паркет, ковровые дорожки, изумительную роспись потолков и лепнину. Любопытно, что ДК-близнец с точно таким же названием был одновременно открыт в Пензе, а через год – в Новогродовке Сталинской области.

***

Существуют три столпа социализации личности: семья, школа и клуб в различных его ипостасях. Отдадим должное таланту забытого архитектора – для большинства из нас радужные впечатления юности неотделимы от дворцов Константина Бартошевича, а ведь от них и польза огромнейшая. Там работают зажигательные, креативные мастера культуры и влюблённые в свое дело чуткие педагоги. Они встречают людей разного возраста, и для каждого найдётся частичка тепла, а это так важно в наш безумно стремительный век. Совсем не просто провести культурно-массовое мероприятие, и уж тем более так, чтобы все были довольны.

Благодаря им праздник приходит в нашу жизнь!

Источник: http://www.ognikuzbassa.ru/category-literary-seminar-in-yurga/1779-igor-mangazeev-dk-47

Архив новостей