Ирина Тин (Иващенко) – тележурналист, сценарист, продюсер

20 октября 2022 

В 1991 году в новокузнецкой средней школе № 91 по инициативе директора Бориса Михайловича Берковича и редакции городской газеты «Кузнецкий рабочий» была создана студия-лицей (первый профильный журналистский класс в Новокузнецке, а, может быть, и во всём Кузбассе). Выдержав конкурс, который проводили профессиональные журналисты газеты, Ирина Иващенко успешно туда поступила.

Руководил студией известный репортёр Валерий Анатольевич Немиров.

«Валерия Анатольевича я считаю своим первым наставником в профессии, – признаётся Ирина Сергеевна. – Удивительное чутьё на острые и интересные темы, красивый грамотный русский язык, потрясающее чувство юмора и, что немаловажно было для нас, подростков, уважительное и деликатное отношение без малейшего намёка на взрослую снисходительность и превосходство – вот что вспоминаю и ценю. Каждый текст, каждая заметка, каждый репортаж всегда анализировался, разбирался «по косточкам» и по слову.

Помню ни с чем не сравнимую радость и гордость, когда увидела свою первую публикацию на страницах газеты. А ещё всегда помню одну из самых, пожалуй, важных заповедей журналиста, сказанную именно Валерием Анатольевичем: «Пишите так, чтобы, прежде всего, вам самим было интересно. И тогда вас будет интересно читать и другим».

Ирина родилась 26 августа 1976 года в Новокузнецке. Её отец Сергей Васильевич Иващенко получил инженерное образование и работал металлургом-энергетиком, мама Наталья Никаноровна была библиотекарем-библиографом.

В семье много читали. В доме была прекрасная библиотека из произведений отечественных и зарубежных писателей, родители выписывали большое количество периодических изданий, в том числе детских. Первые предпосылки к выбору профессии у девочки появились в школьные годы. Она писала заметки в школьную стенгазету, участвовала в литературных конкурсах и викторинах. Ну и, конечно же, сочиняла стихи и рассказы, но уже для себя, как говорится, «в стол».

– Стать журналистом решила, когда ещё училась в школе, – вспоминала она в одном из интервью. – Хотя вначале никак не могла определиться с будущей профессией – хотелось быть и врачом, и актрисой, и дрессировщицей в цирке, и учителем, и водолазом. В какой-то момент осенило, что журналистка может дать прекрасную возможность поближе узнать любую профессию и даже попробовать себя в ней! Сразу скажу, что не ошиблась: за свою журналистскую карьеру какие только профессия на себя не «примерила»!  

Так совпало или, как говорят, «небеса услышали»: как раз в то время, когда она окончила 9-й класс и окончательно решила стать журналистом, в газете «Кузнецкий рабочий» наткнулась на объявление о первом наборе в журналистский лицей.

Она до сих пор с теплотой вспоминает те годы учебы. Кроме Валерия Немирова мастер-классы в студии-лицее при 91-й школе проводили и другие известные журналисты города: Вадим Речицкий, Александр Белокуров, Татьяна Тюрина, Михаил Зеленчуков.

Школьное обучение шло с углубленным изучением гуманитарных дисциплин. К преподаванию таких дисциплин, как история мирового кинематографа, история музыки, мировая художественная культура, мифология и античная литература директор школы Б. М. Беркович привлекал лучших специалистов Новокузнецка – Л. К. Самошкину, Г. С. Иванову, И. В. Сивкова.

Большинство занятий было интересным погружением с головой в удивительный мир журналистики и волшебную атмосферу газетной редакции. В течение двух лет учебы в лицее юнкор Ирина регулярно публиковалась в газете «Кузнецкий рабочий».

Во время обучения в выпускном классе она прошла творческий конкурс на филологический факультет Томского государственного университета имени В. В. Куйбышева. Но поступать туда не стала, так как ещё с дошкольного возраста, после первой поездки в столицу, мечтала учиться в Москве, в МГУ.

И мечта сбылась! В 1993 году, окончив школу и получив рекомендацию от редакции, девушка поступила в Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова – на газетное отделение факультета журналистики. Училась добросовестно. При этом связь с родным городом и газетой не теряла – каждое лето проходила учебную практику в «Кузнецком рабочем» и в газете «Кругозор».

На факультете, отмечает Ирина, имела честь учиться у лучших преподавателей, настоящих легенд отечественной журналистики: Я. Н. Засурского (он вёл курс зарубежной журналистики ХХ века), Л. Е. Татариновой (курс древнерусской литературы и русской литературы XVIII века), Б.И. Есина (курс истории русской журналистики), С. М. Гуревича (курс теории и экономики СМИ), Н. И. Ванниковой (курс зарубежной литературы).

Кроме того, Ирина регулярно посещала лекции и мастер-классы ведущих журналистов страны. Слушала советы и секреты от Леонида Парфенова, Татьяны Митковой, Александра Любимова, Юрия Щекочихина, Владимира Яковлева и других профессионалов высокого уровня.

На третьем курсе она перевелась в группу церковной журналистики – впервые в стране такая группа была открыта в 1996 году именно на журфаке МГУ. В рамках этого курса она изучала историю мировых религий, историю православия, философию.

На четвертом курсе Ирину Иващенко уже приняли на работу в газету «Московский комсомолец», в отдел религии и нравственности. Она специализировалась на расследованиях церковной тематики. Во многом благодаря главному редактору Павлу Гусеву, в 1990-е годы «Комсомолка» была одной из самых влиятельных и популярных общественно-политических газет в России. Особую славу ей принесли громкие политические и криминальные расследования. Именно в этой редакции Ирина приобрела хороший опыт расследовательской журналистики, умение задавать острые и «неудобные» вопросы, профессионально работать с письменными и устными источниками информации.

Уже тогда коллеги стали говорить, что Ирина – личность многогранная, неординарная, ироничная, имеет свою точку зрения на многие вещи и события, иногда оригинальную, порой парадоксальную.

А она решила сменить печатную журналистику на электронную: после окончания вуза в 1999 году Ирина Сергеевна выбрала для себя телевизионную стезю.

В 2000 году пришла на телевидение – на телеканал «Россия» – в информационную программу «Семейные новости», которую производил медиахолдинг Валерия Комиссарова «Моя семья». В программе обсуждались различные типы семейных проблем. Участвовали как профессиональные психологи, так и актёры, музыканты и так далее. Беседы обычно проходили в студии, на импровизированной большой кухне. У программы рейтинги были просто сумасшедшие. Что только подтверждает, что обыкновенная человеческая жизнь у людей всегда находится в центре внимания.

Здесь Ирина впервые отличилась: в 2003 году за новостной сюжет о работе Федеральной фельдъегерской службы России её наградили именными часами ГФС.

Затем с 2004-го по 2008 годы она работала автором на Первом канале – делала серию репортажей в научно-популярной телепрограмме «Сканер» и в документальном цикле «Звезды эфира», посвящённом звёздам советского и российского телевидения. Именно тогда она создала свои первые документальные видеофильмы «Анна Шатилова», «Леонид Филатов» и другие, получившие известность у зрителей и признание коллег.

С 2008-го по 2014-й Ирина – продюсер и автор документальных фильмов для Первого канала, телеканалов «Россия» и «ТВЦ». К этому времени в её творческом багаже – сотрудничество со многими известными журналистами, политиками, спортсменами, космонавтами и звездами отечественной культуры: В. В. Жириновским, Н. И. Рыжковым, И. Д. Кобзоном, Л. К. Дуровым, А. Н. Шатиловой, И. Л. Кирилловым, М. А. Захаровым, А. А. Ширвиндтом, Л. И. Хитяевой, Б. В. Вольновым, Г. В. Хазановым.

– Трудно сказать про кого-то одного! – делится Ирина Сергеевна. – Каждая встреча по-своему интересна. Вот, не так давно ушёл из жизни Иосиф Давыдович Кобзон. Я снимала его однажды – для документального фильма о Марке Бернесе. В офис певца на верхних этажах гостиницы «Пекин» наша съёмочная группа приехала за полчаса до интервью – выбрать место, выставить свет, настроить камеру. Думали, в запасе минимум час. Ведь наверняка такая знаменитость и такой занятой человек хоть ненамного, но опоздает. Но нет! Ровно в назначенное время Иосиф Давыдович вошёл в свой кабинет. Его пунктуальность подтвердит любой журналист! Он уважал и ценил не только своё время, но и время других.

Интервью длилось максимум 30–40 минут. Но вот что удивило и запомнилось больше всего – абсолютное отсутствие звёздности, пафоса, высокомерия. Ни намёка! И второе, ни об одном артисте (а их имён в интервью прозвучало много) певец не сказал ни одного даже не то что дурного – равнодушного – слова! А когда мы после интервью вышли вместе в большой холл, на Кобзона накинулись с «обнимашками» несколько подростков. И он с ними только успевал здороваться, обниматься и расцеловываться. Было видно, что искренне рад их видеть. Нашей удивленной съёмочной группе его помощница шепнула: «Это те, из Норд-Оста». А прошло тогда уже лет 5-6. Он с ними со всеми дружил, с их семьями, знал всех. Про то, сколько Кобзон помогал артистам – с квартирами, званиями, больницами, выездами за рубеж – не слышал, наверное, только глухой. А вот как помогал детским домам, приютам – тихо и без огласки – знают немногие. После смерти про Кобзона вспоминали (и припоминали!) многое. Я вот запомнила таким.

Псевдоним, которым Ирина подписывала свои творческие работы, – Нина Новикова.

Её личная фильмография, составленная специалистами, насчитывает уже около 50 документальных лент. В этот список входят запомнившиеся телезрителям «Православные чудеса» (2004), «Кавказский пленник. Сергей Бодров-мл.» и «Алексей Стаханов», (2006), «Болезнь гениев» (2007), «Тюремный роман» (2008), «Белка, Стрелка и другие» (2009), «Лев Дуров. Я всегда напеваю, когда хочется выть» (2010), «Две пули для Горбачева. История одного покушения» (2011), «Драма на Памире. Приказано покорить» (2012), документальный цикл «Остров Крым» (2014), «Ким Филби. Тайная война» (2017). И другие. В своих фильмах Ирина выступает как режиссёр или как сценарист, продюсер.

Немало её фильмов отмечены большими и малыми наградами творческих конкурсов страны. Так, среди фильмов Ирины Сергеевны, ставших лауреатами и дипломантами престижных телевизионных фестивалей, назовём «Болезнь гениев». Он шёл на Первом канале и стал дипломантом телевизионного фестиваля «Золотой бубен» в номинации «Лучший научно-популярный фильм» (2008, Ханты-Мансийск).

Документальная лента «Без вины виноватые», показанная на телеканал ТВЦ, удостоена дипломов фестивалей «ДетективFEST» и «Сталкер» (2012). «Драма на Памире. Приказано покорить», прошедшая на телеканале «Россия» – победитель национальной премии «Страна» (2012).

Фильм «Вячеслав Бутусов. Когда умокнут все песни», демонстрировавшийся на Первом канале, взял приз телевизионного фестиваля «Герой нашего времени» (2012). А «Ким Филби. Тайная война» стал лауреатом премии СВР России «За лучшее произведение в области литературы и искусства о российской внешней разведке за 2017 год», а также – лауреатом премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения в номинации «Лучшая документальная драма» (2018).

Думается, список наград будет продолжен. Например, вышедший в марте 2022 года на федеральном телеканале «Звезда» новый документальный фильм нашей землячки тоже смотрится с большим интересом. Называется он «Первый искусственный спутник Земли. Главный день».

Фильм рассказывает о важной странице истории российской космонавтики: о запуске первого искусственного спутника Земли, с которого началась новая эра в истории человечества и космическое противостояние СССР и США. Началась небывалая схватка научных умов двух мировых держав.

Соперничество легендарных конструкторов закончилось победой нашего Сергея Королёва. Но почему же сегодня его заслуги ставят под сомнение? Почему Королёва лишили Нобелевской премии? И как спутник Королёва подарил миру Интернет? Все ответы на эти вопросы есть в интересном авторском фильме Ирины Тин.

– Профессия журналиста – фантастическая! – уверена Ирина Сергеевна. – Как уже говорила, прежде всего, за возможность знакомства с разными профессиями, с самыми разными сферами и областями жизни. Ну, как и когда ещё я могла бы увидеть, например, операцию на открытом сердце, которую проводил выдающийся хирург Лео Антонович Бокерия? Или увидеть вблизи (а главное – услышать!), как запускает праздничные салюты единственный в России специальный салютный дивизион? А спуститься в атомную подводную лодку? А самой попробовать себя на тренажёрах, на которых тренируются космонавты? Ещё – за возможность путешествовать и открывать для себя новые места. За годы работы на телевидении я исколесила если не всю Россию, то уж половину страны точно! Ну и, конечно же, за возможность общаться с самыми разными интересными людьми.

Конечно, её волнуют тенденции, которые подвержено современное российское телевидение.

– Когда я училась на журфаке МГУ, нам рассказывали, что у телевидения есть три основных функции – информационная, просветительская и развлекательная. Сейчас, к сожалению, осталась только одна – развлекательная, – с грустью отмечает она. – Какие‑то умные, научные, серьёзные вещи в документальном кино на федеральных каналах сейчас практически не делают. Многие люди, которые работают на телевидении, сами его не смотрят. Считается, что если показывать картины, которые заставляют думать, то основной зритель уйдет. Поэтому руководство придерживается соответствующего направления при формировании эфира.  

Она занимается документальным кино с начала 2000‑х. В 2011 году с коллегой открыла продюсерскую компанию, чтобы заниматься документальным кино в качестве продюсеров.

Сами кинодокументалисты по-разному формулируют определение документального кино. Одни режиссёры считают, что документальный фильм – это, прежде всего, искусство. Другие уверены, что такое кино – форма социальной деятельности, с помощью которой складывается представление о нашей жизни, о проблемах людей. Что главная задача документальной ленты – поднимать социальные проблемы, и в этом его ценность. Ирина Сергеевна относит себя ко вторым. Но от этого не становится легче.

– В последние годы в отношении документального кино складывается грустная ситуация, – делится тревогой Ирина. – Можно сказать, что оно практически никому не нужно. Было время, когда на Первом канале документальное кино транслировалось ежедневно по будням, потом его перенесли на выходные дни на плавающую сетку. За те годы, что мои коллеги и я занимались документальным кино, оно ощутимо деградировало. Сегодня это такое кино, где главными героями являются исключительно звёзды, независимо от темы фильма. А сами фильмы имеют одну цель – развлекать.

Она переживает за то, что современное телевидение отучает людей думать, развиваться, сопереживать: «Мне кажется, телевидение изжило себя в погоне за рейтингами…»

На сегодняшний день Ирина Сергеевна проживает в Москве. Она уже в той поре, когда накоплен большой профессиональный и жизненный опыт, которым хочется делиться с теми, кто мечтает о профессии журналиста. И она не жалеет на это времени. В 2016 году Ирина заступила на должность специалиста по медиа коммуникациям и начала руководить школьным пресс-центром и выпускать школьную газету «Портфель #1434» в московской школа № 1434.

На вопрос: как часто бываете в Новокузнецке? – отвечает:

– К большому сожалению, в родном городе последний раз была давно. Удивительно, но вот даже все мои командировки как-то обходили стороной Новокузнецк. Хотя в Мариинске была. Но «виртуальные» связи, конечно, поддерживаю. Во-первых, в городе живет и работает моя мама. Её профессия связана со сферой культуры, поэтому всегда знаю, что происходит в культурной жизни Новокузнецка. Регулярно читаю электронную версию «Кузнецкого рабочего». Просматриваю городские новостные сайты. Ну, и потом, великая сила общения с друзьями из Новокузнецка в социальных сетях! Так что, стараюсь быть в курсе того, чем живёт мой родной город.

Источник: по материалам сайта https://новокузнецк400.рф/

Архив новостей