Исполнилось 75 лет со дня рождения журналиста, прозаика, драматурга Владимира Есенина

08 апреля 2023 

Более 15 лет Владимир Иванович Есенин отработал в редакциях газет Кемеровской области. Его заметки, статьи, очерки и рассказы до сих пор вспоминают читатели Кемерова, Топок и других территорий Кузбасса.

Владимир Есенин родился 30 марта 1948 года в городе Лиепая Латвийской ССР. А его детство прошло в посёлке Шишино Топкинского района. О своём детстве он написал автобиографическую повесть «Пустоцвет» (опубликована в журнале «Огни Кузбасса, № 3/2007).

В кузбасскую журналистику пришёл в 1969-м – стал литсотрудником редакции газеты «Ленинский путь» в городе Топки (ныне газета «Провинция»).

В 1974 году заочно окончил библиотечный факультет Кемеровского государственного института культуры. После окончания уехал в Кострому, где работал в областной научной библиотеке. Вернувшись в Кемерово, занимал должности инженера и начальника отдела научно-технической информации в Научно-исследовательском институте химической промышленности.

Более 15 лет работал журналистом в районных, городских и областных газетах, а также на телевидении. Так, в столице Кузбасса трудился в городской газете «Кемерово». С 1997-го по 1999-й годы сотрудничал с газетой «Кузнецкий край».

В 1980-1990 годы активно занимался литературной деятельностью. Его литературный дебют состоялся в 1987-м. Это была пьеса «Красная косынка». Она не только получила хорошие отзывы, но и была поставлена на сцене Кемеровского областного драматического театра.

В основе драматургического произведения – реальная история, произошедшая в годы коллективизации в селе Зарубино Топкинского района. Героиня пьесы – девушка приезжает в деревню учить безграмотных крестьян. Её благие намерения встречают отпор и сопротивление…

Другую его пьесу «Знакомые» тоже приняли хорошо. А в 1992 году вышла книга повестей и рассказов В. И. Есенина «Голос». В 1996-м увидел свет его сборник «Балалайка в трамвае». Ещё одна книга – книга публицистики «Историю делаем сами» была в 2006 году. Вскоре издали том его критики и прозы «О слове, сердцами согретом».

Среди его произведений – рассказы и повести «Свеча», «Счастливая Лиза московского дворика», «Белокурый ангелочек», «Базарное дело», «Перед женитьбой», «Валька», «Хобби» и другие.

Владимир Иванович – соавтор коллективных сборников «И жизнь, и слёзы, и любовь» (1999), «След от полёта» (2004). Он был постоянным автором журнала «Огни Кузбасса», а также сборника выпускников КемГИК «След от полёта», других областных и центральных изданий и литературно-художественных журналов.

Основная тема его книг и публикаций – проблемы духовности, нравственности в обществе.

В 1996 году Владимир Есенин стал членом Союза писателей России.

В постперестроечные времена увлёкся малым бизнесом. Работал помощником генерального директора КЭМЗа по связям с общественностью. Последние годы жизни провёл в Москве.

30 января 2019 года его не стало…

По материалам Internet 

 

Почитатели кузбасской поэзии отметили день рождения поэта Владимира Поташова

Владимир Тимофеевич Поташов родился 3 апреля 1941 года в Пскове. У поэта было трудное детство. Его отец Тимофей Ефимович Поташов погиб в Великую Отечественную войну. С матерью, Анной Ивановной, грудной малыш оказался в фашистском концлагере. Лишь в 1945 году вернулся в Псков.  

А в 1946 году мать и тётя погибли в автокатастрофе. Володя воспитывался в Ашевском детском доме Беженицкого района Псковской области. Учился в ремесленном училище в Ленинграде. Срочную службу проходил на атомной подлодке Северного флота, награждён знаком «Отличник ВМФ».

В разные годы освоил около десятка профессий: работал грузчиком, электриком, бригадиром монтёров связи, начальником радиостанции.

В Кемерове проживал с 1970 года. Жил в одном из общежитий Кировского района. Работал плотником в КРСМУ-2, трудился на заводе химического волокна, рыл траншеи под телефонные кабели.

По вечерам сочинял стихи. Рукописи своих стихов ему приходилось хранить в наволочке.

Трудное детдомовское детство, одиночество, к сожалению, наложили свой отпечаток на его судьбу. В 1970 и 1975 годах он был осуждён на один и три года. Отбывал наказания в трудовой колонии в посёлке Яя.

В ИТК-40 он познакомился с поэтом-диссидентом, правозащитником Ильёй Янкелевичем Габаем, отбывавшим срок в колонии общего режима Кемеровской области с августа 1970 по март 1973 года. У них были схожие судьбы: Илья рано лишился родителей, воспитывался в детском доме. Габай получал посылки с книгами и журналами, писал стихи, создал поэму «Выбранные места» и, возможно, он давал литературные консультации В. Поташову.

Первые стихи Илья опубликовал в 1961 году во флотской газете. Впоследствии печатался в городских и областных газетах, в литературном журнале «Наш современник».

«Наш современник» напечатал три стихотворения монтёра связи В. Поташова в 1969 году (№ 7, июль): «По избам, на стенах заветных…», «Средь земляничника весёлого…», «Просека». Борис Смердин, друг В. Поташова, вспоминал, что тот отправил стихи в Москву А. Т. Твардовскому. Вероятно, Твардовский и передал стихотворения молодого поэта из рабочих в редакцию журнала «Наш современник» со своей рекомендацией. Журнал вышел 145-тысячным тиражом.

В середине апреля 1972 года на областном семинаре молодых поэтов Кузбасса Владимир Поташов представил свои стихи, вполне зрелые стихи, которые составляли почти готовую книгу. Его творчество высоко оценил поэт, руководитель семинара Игорь Киселёв. Интересно, что на этом же семинаре с В. Поташовым свои стихи представили Л. Никонова, А. Ибрагимов, Н. Колмогоров, Н. Николаевский, А. Родионов, А. Шишкин, Г. Юрьева.

По итогам семинара было решено рекомендовать Кемеровскому книжному издательству для издания рукописи книги Владимира Поташова.

В 1972 году подборки стихов Владимира Поташова были напечатаны в двух номерах журнала «Огни Кузбасса». Также его стихи выходили в 1979 году в «Огнях Кузбасса» и новосибирском журнале «Сибирские огни».

К сожалению, своей первой книга поэт так и не дождался. Он был серьёзно болен. И скончался 26 апреля 1979 года после третьей операции в туберкулёзной больнице города Кемерово, где лечили его открытую форму туберкулёза. Похоронен в Кемерово, на Центральном кладбище № 1.

Первый сборник стихов, над которым работал сам поэт, вышел в начале 1981 года под редакторством Т. И. Махаловой. 29 апреля 1981 года на Кузбасском телевидении вышла телепередача «Владимир Поташов. По небу птичья клинопись…». Её вела редактор и тележурналист Тамара Махалова. В ней принимал участие друг В. Т. Поташова – Борис Трофимович Смердин.

Лирические произведения поэта впоследствии выходили в 1997 году в журнале «День и ночь» (Красноярск), в 2013 в журнале «Университет Культуры» (Кемерово). Публиковались в коллективных сборниках: «Дыхание земли родимой» (1979), «На Родине моей повыпали снега…» (1998), «Писатели Кузбасса: хрестоматия. Проза, поэзия» (2007), «Русская сибирская поэзия. Антология ХХ век» (2008), Антология «Война и мир» (Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в русской поэзии XX – XXI вв.) и других изданиях.

Художник Герман Захаров написал портрет «Поэт Владимир Поташов», который впервые был опубликован в № 4 «Огней Кузбасса» за 1981 год.

«Радует, что его самобытный талант был замечен и высоко оценён ещё при его жизни, – заметила накануне 82-й годовщины со дня рождения поэта исследователь его творчества Нина Михайловна Инякина. – …Книжки своей первой он так и не издал, и членом Союза писателей стать ему тоже не довелось. Хотя публикации у Владимира были и в газетах, и в журналах, в том числе и в столичном «Нашем современнике». После его раннего ухода вышла в свет маленькая поэтическая книжечка под названием «По небу птичья клинопись» (1981 год), а в 1995-м году – вторая, и тоже маленькая, карманного формата, – «Кувекушка».

К юбилею поэта, который отмечали в 2021 году, готовилась книга его стихов, воспоминаний, писем под названием «Нулевое биение», но по разным причинам, техническим и не только, выпуск её задержался, и книга эта вышла в свет в марте 2022 года.

На правах человека, который имел отношение к изданию книги, (я набирала тексты с рукописных и машинописных листов) хочу отметить, что, собственно, и узнала этого человека по-настоящему в процессе набора текста. И не только узнала, но и полюбила его поэзию, увидела в нём неординарную личность. На мой взгляд, Владимир Поташов мог встать в один ряд с нашими лучшими поэтами – Игорем Киселёвым, Виктором Баяновым и другими».

Собинф

 

Владимир Поташов. Стихотворения

Средь земляничника весёлого,

Что выбегает на межу,

Я запрокидываю голову

И так недвижимо лежу.

Пленённый звуками и красками…

Чего ещё-то мне желать –

Лежать вот так под небом ласковым

И стебель солнечный жевать.

И с простотою первородною

Среди хлебов и облаков,

Наедине с самой природою

Мечтать и думать высоко.

                                   («Наш современник», 1969. № 7)

                ***

Колода дров. В росе, в озоне.

Берёста что твоя слюда.

И только плюнешь на ладони,

Да гукнешь, и держись тогда.

Летят поленья полукругом,

И хмель берёт не от вина,

Когда натянуто, упруго

Катает мускулы спина.

И глаз остёр, и мускулиста

В прожилках крепкая рука,

Топор играючи, со свистом

Как всадишь в сердце чурбака.

Поленья брызгают смолою…

И не нарадуется мать,

И не нахвалится тобою,

Придя к обеду приглашать.

И вовсе не устанешь вроде,

Хотя и нажил волдыри,

В охотку ведь, в такой работе

Есть сладость, что ни говори.

                                          («Огни Кузбасса».1972. № 3)

                ***

             ЗЕМЛЕ

Земля, любимая до боли,

Как вехи, врезались, востры,

В мою судьбу, в мои мозоли,

Твоё картофельное поле,

Твои кострища и костры.

Ты разметнулась – не истопать,

Слезой людской не оросить.

Ужели я мастак лишь лопать

Да милостей твоих просить?

Пусть тяжело от злых правдишек,

Что бьют с ухмылкою поддых, –

В тебе ж ниспосланная свыше

Одна, святая из святых,

Что с буквы пишется заглавной

И так глядит, что свет не мил,

С пятиконечных звёзд кровавых

По изголовиям могил.

Беру ту Правду за основу

Всего, что мне предложит рок,

Пускай суровым будет слово

И трудным будет мой кусок.

Поверь, земля, пока живётся,

Покуда твой топчу песок,

Моя стезя не повернётся

Твоей судьбе наискосок.

Мне рук не мыть в крови лебяжьей,

Мне колос разминать в горсти

И на краю могилы влажной

Сказать последнее прости,

И душу живу и повинну

И тяжкую свою любовь –

Они твои от крови кровь –

Сложить к ногам, как должно сыну.

                                                    («Огни Кузбасса». 1973. № 3)

                  ***

Щербачёво. Такое место,

От черёмух трава в снегу.

Я такое, признаюсь честно,

Даже выразить не могу.

Голубое начало лета,

Ни гармоний и ни краёв,

От рассвета и до рассвета

Сумасшествие соловьёв.

Здравствуй, гдовская деревенька!

Здравствуй, хата с трубою вкось!

Мне с таким накалом давненько

Не любилось и не жилось.

Не бродилось по гулким рощам,

Не дышалось вот так легко.

Эти утра на милой Гдовщине

Как студёное молоко.

Оттого мне, видать, и не спится.

Встану с солнцем – иду в поля.

Ведь земля для меня – землица,

И пустырь для меня – земля.

Не огрею восторгом грубым.

Не пролью безутешных слёз.

Знают руки и помнят губы

Землю эту, где жил и рос.

                                     («По небу птичья клинопись», 1981) 

      ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН

В душе затеплится огонь,

Коль в груде ржавого металла

Вдруг натыкается ладонь

На лемех древнего орала.

И если конь, пройдя межой,

Случайно вывернет копытом

Сердечко, тронутое ржой –

Серпа овал полузабытый.

Орудия былой страды…

Витай, душа, в любви вселенской,

Но помни, помни сладкий дым

Из нашей кузни деревенской.

Она и по сей день стоит,

Та завалюха, а когда-то,

Когда-то Миша-инвалид

Работал здесь в пятидесятых.

И я любил в былые дни

Порог топтать, глазами лупать, –

Мальчишку хлебом не корми,

Ему железку дай пощупать.

А слушать чёткий перезвон?..

Сравнимо ль что с тем чудным звоном?

Вот солнце падает за склон,

Как оковалок раскалённый…

Хоть лоб крести на благовест, –

Молитвен дым из кузни чёрной,

Вот в чёрном фартуке Гефест

Огонь помешивает в горне.

Вот око щурит на металл,

От жара заслонясь рукою…

Ух, как он молотом играл, –

Сегодня встретишь ли такое?!

Деревья гривами прядут,

Закат дымит, как хлеб ядрёный,

Ведёт симфонию труду

Инструментарий немудрёный.

И где начало, где конец

У песни той – убей, не знаю, –

Киянки звонок бубенец,

Кувалда вторит вечевая…

И песне плыть, и сердцу млеть,

Ракитам плакать в сумрак летний,

А что ещё-то, что, ответь,

Для сердца русского приветней?

                                             («По небу птичья клинопись», 1981)

                 ***

Крутояр. Берёзы. Поле.

Хлеба зреющего вяль.

И глазам такая воля –

Без конца и края даль.

Медоносом млеют травы.

Трелей, звонов – несть числа.

Веселись себе на славу

И букаха и пчела…

Зачарован, озадачен,

Встанешь вдруг – трава по груди –

Кто я есть и что я значу

В этом празднестве и гуде?

Почему во мне извечны

Невозможные вопросы:

Ты о чём куёшь, кузнечик?

Ты о чём шумишь, берёза?

                ***

Дорога через жито,

И чибисовый лёт.

А вон стоит ракита

И словно слёзы льёт.

И я на поле этом,

С мокринкою у глаз:

Всё пето-перепето,

А будто в первый раз.

И так рыдать хотелось,

Да вот не привелось,

Но плакалось, но пелось,

И родиной звалось.

                   ***

У ручейка напиться из горсти,

Поднять на память веточку брусничную,

И по посёлку хвойному брести,

По кукованью и по пенью птичьему.

А ты с подобным чудом не знаком.

Не для тебя вечерний звон малиновый,

Ты в этот мир пришёл с дробовиком,

А мог прийти и с прутиком талиновым.

                  ***

Прибежала солнечная тучка,

Проплясала дождиком зелёным.

Словно кто-то светлым молоточком

Отстучал по струнам ксилофонным.

Пролилась. А может, показалось.

Так и ты, как светлая загадка.

Прыснула в ладошку, рассмеялась.

Растворилась в небе без остатка.

Источник: https://слово-сочетание.рф/uploads/books/zolotoy-zapas-poezii-kuzbassa-tom-1.pdf

Иллюстрация: из личного архива Н. М. Инякиной

Архив новостей