Михаил Иванович Вдовиченко поздно связал свою судьбу со средствами массовой информации Кузбасса. Но выбор ветерана, участника Великой Отечественной войны, боевого моряка был неслучаен. Слушать по утрам новости и передачи по радио для него стало хорошей традицией в мирной жизни. Поэтому, когда в 1971 году он узнал, что на ОблРадио (ныне «Радио России – Кузбасс» ГТРК «Кузбасс») требуется электромонтёр, предложил свои услуги. И его приняли.
К этому времени, в свои 50 лет, Михаил Иванович уже находился на пенсии, но сидеть дома не привык. Трудолюбивый, ещё полный энергии и сил, он хотел и дальше быть полезным в работе. И несколько лет добросовестно трудился, помогая коллективу областного радиовещания решать возникающие время от времени в кемеровском Доме радио проблемы с электричеством.
Был скромным, говорили о нём старожилы ОблРадио. Не любил вспоминать ратные дни, проведённые на службе в Военно-Морском флоте СССР. И лишь в праздничные дни Победы над фашистской Германией его грудь украшали боевые награды, которыми награждают только настоящих героев.
Поскольку его мирная часть биографии довольно-таки известна, постараемся раскрыть, насколько представляется возможным, подробности военного периода его жизни.
Родился Михаил Иванович в городе Щегловске Томской губернии (ныне город Кемерово) в 1920 году в семье рабочего. Окончил здесь школу, а также получил среднетехническое образование. Когда парню исполнилось 19 лет, Кемеровский горвоенкомат призвал его на срочную армейскую службу. Так в 1939 году «сухопутный кемеровчанин» оказался на образованном недавно Северном флоте, штаб и главная флотилия которого располагались в рабочем посёлке Ваенга (ныне город Североморск), что недалеко от Мурманска, а второстепенные части флота – в районе большого Кольского залива.
Сибиряк своими глазами увидел, как в то время на Севере нашей страны активно строились базы и аэродромы, создавались береговая охрана и судостроительная база. К слову, первое боевое крещение Северный флот принял в войне с Финляндией 1939-1940 годах.
Вновь испечённого матроса Михаила Вдовиченко обучили первым навыкам воинской службы на берегу, затем он изучал материальную часть на макете судна, получил воинскую специальность котельного машиниста корабля. В его обязанности входили не только хорошие знания устройства, но и умение обслуживать котлы, системы, управлять механизмами, средствами автоматизации и контрольно-измерительными приборами, связанными с котельной установкой корабля.
В действующей армии Михаил Иванович оказался всего за несколько недель до начала войны – 1 июня 1941 года. Руководство страны и Красной Армии, конечно же, знало, что прямого столкновения с Гитлером и его европейскими союзниками не избежать, и методично готовилось к этим грозным событиям…
В конце концов, Вдовиченко направили служить на новый эскадренный миноносец «Баку», прибывший на Северный флот с Дальнего Востока, где уже сумел зарекомендовать себя. Впрочем, на истории легендарного судна, ставшего лидером эсминцев СССР, надо остановиться подробней.
По тем временам это был самый современный военный корабль в своём классе. Он относился к так называемому «проекту 38», предполагавшему создание многоцелевого боевого быстроходного маневренного корабля для борьбы с подводными лодками, самолётами и кораблями противника, охраны и обороны соединений кораблей или конвоев на переходе морем. Мог использоваться также для разведывательной, дозорной служб, артиллерийской поддержки при высадке десанта и для постановки минных заграждений.
Построили судно на Дальнем Востоке – вначале его заложили на судостроительном заводе № 198 в Николаеве, затем доводили «до ума» на стапеле завода № 199 в Комсомольске-на-Амуре. Корабль спустили на воду 25 июля 1938-го. После испытаний эсминец включили в состав Тихоокеанского флота, приписали к 1-му дивизиону ТОФ. И уже с июня 1940 года он начал принимать участие в постановках минных заграждений и сопровождении транспортов.
Известие о вероломном нападении Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года команда «Баку» встретила на Тихом океане. На западе страны начались тяжёлые бои по всей линии тысячекилометрового фронта – не только на суше, но и на море. И первые месяцы боевых действий показали слабость эскортных сил Северного флота, для защиты северных коммуникаций решено было усилить эту военную флотилию за счёт других флотов страны.
В мае 1942 года Ставкой Верховного Главнокомандования было принято решение перебросить с Тихого океана по Северному морскому пути на Северный флот бригаду эсминцев вместе с лидером «Баку». С 15 июля по 14 октября в составе Экспедиции особого назначения эсминец, несмотря на опасные льды, благополучно дошёл из Владивостока до пролива Югорский Шар, что расположен между берегами острова Вайгач и Югорского полуострова материка Евразия, где соединяет южные части Баренцева и Карского морей.
Лидер стал одним из первых советских боевых кораблей, совершивших переход Северным морским путём с востока на запад. Преодолев 7360 морских миль, он прибыл в Североморск. После завершения перехода приказом командующего Северным флотом Арсения Григорьевича Головко от 24 октября 1942 года «Баку» возглавил 1-й дивизион новой бригады эсминцев СФ.
Вот на каком корабле начал воевать наш земляк. Для корабельного машиниста Вдовиченко начался новый этап морской службы. За короткий период времени он изучил не только вверенный ему участок машинного отделения, не раз обошёл и облазил все углы и закоулки судна. В представлении Михаила эсминец выглядел, как боевая крепость, небольшой, но грозный военный городок.
Длина корабля составляла около 130 метров – длиннее футбольного поля, водоизмещение – 2265 тонн, максимальная скорость крейсерского хода в форсированном режиме – 41,6 узла (около 85 километров в час), не всякий автомобиль тех лет был способен на такое на суше. На палубе красовались пять 130-мм артиллерийских орудия, два зенитных орудия, две полуавтоматические зенитные пушки и два зенитных пулемета. Кроме того, эсминец имел на борту два счетвёренных аппарата для торпед, комплекты мин различного образца, четыре комплекта параван-тралов, запас глубинных бомб, аппаратуру для постановки дымовой завесы.
Если лидер вступит в бой, противнику мало не покажется, – был уверен наш Михаил Вдовиченко вместе со всем экипажем более чем в триста человек.
Начавшиеся военные будни были для него нелёгкими. Порой, долгие часы несения вахты, согласно судовому расписанию, путались в голове моряка со временем отдыха. Случалось и так, что по указанию старшего механика котельного машиниста привлекали к работам по техобслуживанию и ремонту различных судовых узлов, к другим работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции, крепление груза. Михаил любое задание выполнял безотказно и добросовестно.
Но, главное, в его смены в котловом хозяйстве был полный порядок.
Корабль и его команда начали принимать активное участие в боевых действиях Северного флота. Лидер «Баку» под командованием капитана 2-го ранга Б. П. Беляева уже через месяц после прибытия в Североморск совместно с другими кораблями привлекли к выполнению задачи по защите союзного конвоя «QP-15», вышедшего из Архангельска, с которой он успешно справился.
Надо особо отметить, что и в 1943-м, и в 1944-м годах эсминцы, пришедшие с Тихого океана, активно привлекали к защите внутренних и внешних конвоев, а также для действий на морских коммуникациях противника, для нанесения ударов по прибрежным немецким военным объектам. Бывали очень трудные ситуации, в которых моряки проявляли смелость и мужество, умело применяли боевую выучку и выигрывали сражения.
Один из тяжёлых боёв произошёл 20 января 1943 года. Эсминцы «Баку» и «Разумный» во время патрулирования морской акватории обнаружили вражеский конвой из двух транспортных кораблей в сопровождении охраны, состоящей из эсминца, тральщика и сторожевого корабля фашистов. Наши решили атаковать врага. В начале атаки лидер «Баку» дал торпедный залп. Одновременно оба наших корабля открыли артиллерийский огонь. В результате был потоплен транспорт «Танья», второй транспорт повреждён.
Тот бой скоротечный очень запомнился Михаилу Вдовиченко, как и вся команда, он на своём участке действовал чётко, как часовой механизм. Главной задачей расчёта машинного отделения было обеспечить отличный ход и маневренность судна…
В боевых буднях быстро пролетали дни, недели, месяцы. Корабль лишь ненадолго заходил в порт приписки, чтобы пополнить боекомплект, запасы горючего и еды, и снова выходил в море. Капризы погоды командование не принимало во внимание. Вдовиченко и его боевые товарищи давно уже почувствовали себя настоящими морскими волками.
Вот лишь некоторая хронология морских операций, в которых принимал участие наш земляк. В летней кампании 1943 года «Баку» входил в состав кораблей охранения, обеспечивавших переход ледоколов «Микоян», «Красин», «Адмирал Лазарев», «Монткальм» и ледореза «Литке» из Северодвинска в Карское море. На переходе имели место торпедные атаки немецких подлодок, но ни одна из них не увенчалась успехом, так как они своевременно пресекались кораблями охранения.
В ноябре 1943 года эскадренный миноносец «Куйбышев» и эсминец «Разумный» сопровождали конвой «АБ-55» в составе ледокола «И. Сталин» и ледореза «Литке» из Мурманска в Архангельск. А эсминцы «Баку» и «Разъяренный» обеспечивали прикрытие конвоя. В течение 16-18 ноября эсминцы неоднократно срывали атаки немецких подводных лодок. Причём, во время одного из бомбометаний потопили немецкую подводную лодку. 18 ноября конвой без потерь прибыл в Молотовск (ныне город Северодвинск).
В декабре 1944 года лидер «Баку» и эсминец «Разумный» с другими кораблями приняли участие в поисковой операции по уничтожению немецких подводных лодок. Она проводилась в районе Кольского залива и закончилась вполне успешно – была потоплена вражеская субмарина «U-387».
В целом, за годы войны корабли, прибывшие на Северный флот с Тихого океана, успешно выполняли боевые задачи по эскортированию внутренних и внешних конвоев, поиску и уничтожению германских подлодок, уничтожению судов и кораблей противника. Личный состав эсминцев всегда проявлял отвагу и мужество, неоднократно отмечался в приказах командования.
Приведём строки из приказа командира бригады эскадренных миноносцев Северного флота о награждении личного состава № 7 от 10 июля 1944 года:
«От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество – награждаю: орденом «Красная Звезда»… краснофлотца Вдовиченко Михаила Ивановича, машиниста котельного третьего класса ЛД «Баку» бригады ЭМ СФ».
Командир эскадры ЭМ контр-адмирал
П. И. Колчин,
начальник штаба бригады ЭМ капитан 2-го ранга
Е. М. Крашенинников
Морская служба Михаила Вдовиченко шла своим военным чередом. Командир корабля был доволен показателями работы службы машинного отделения, которая ни разу не подводила судно. Подчинённых старшего механика «Баку» не раз представляли к поощрениям, касались они и Вдовиченко. За отличное несение службы он получал очередные звания и повышения – стал старшим матросом, затем старшиной I I статьи, спустя год ему присвоили звание старшины I статьи и назначили командиром отделения котельных машинистов.
А командование флота ставило перед экипажем эсминца всё новые задачи. Вот короткие выписки из судового журнала корабля, отражающие нелёгкие будни многочисленных походов:
«24-26 августа 1944 года – «Баку» встречал и сопровождал союзный конвой «JW-59»; 25-26 октября 1944 года – «Баку» и три эсминца под флагом контр-адмирала В. А. Фокина вышли для обстрела береговых целей и гавани порта Вардё (порт в Норвегии, которая была союзником Германии во Второй мировой войне, находится на южной оконечности одноименного острова Вардё). Одновременно корабли произвели поиск кораблей противника у Тана-фьорда.
28 октября 1944 года – «Баку» встречал и сопровождал конвой «JW-61»; 6-8 декабря 1944 года – встречал и сопровождал конвой «JW-62», после чего принял участие в противолодочной поисковой операции. 1-2 января 1945 года – «Баку» охранял советский транспорт «Тбилиси», повреждённый немецкой подлодкой у мыса Олений. 3-5 января – «Баку» участвовал в охранении конвоя «БК-41», следовавшего из Молотовска в Мурманск. 7-9 января 1945 года – сопровождал беломорскую группу конвоя «JW-63». 16-18 января 1945 года – «Баку» сопровождал конвой «КБ-1» из Кольского залива в Молотовск»…
В начале 1945 года за участие в боевых операциях Северного флота наш Михаил Иванович был удостоен медали «За оборону Советского Заполярья». А лидер «Баку» за успешные боевые действия, высокую организованность и героизм личного состава Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года наградили орденом Красного Знамени. Не ошибёмся, если отметим, что в этой высокой награде есть немалый вклад и нашего Вдовиченко.
В том же победном 1945-м в судьбе моряка Михаила Вдовиченко произошли перемены. Его перевели в Северную Тихоокеанскую военную флотилию (СТОВФ), расположенную в заливе Советская Гавань, что в Хабаровском крае. Война в Европе уже закончилась разгромом фашистской Германии и полной её капитуляцией. Однако в августе – сентябре 1945-го предстояла ещё война с имперской Японией. Поэтому США продолжали поставки вооружения для армии СССР по ленд-лизу.
В августе 1945 года в состав СТОВФ предстояло принять от союзников новый патрульный фрегат «Берлингтон» (класс «Такома»). Союзники в рамках секретной программы передали его советскому военно-морскому флоту в ожидании вступления Советского Союза в войну против Японии. В ВМС Советского Союза судно получило название сторожевого корабля ЭК-21.
По соглашению между ВМФ СССР и США советский экипаж этого судна, в котором числился и Михаил Вдовиченко, проходил обучение на американской базе в Колд-Бэй (на Аляске). После завершения обучения нового экипажа корабль был сразу же передан Советскому Союзу. Вскоре он покинул Колд-Бэй, направился в Петропавловск-Камчатский, где служил патрульным судном на советском Дальнем Востоке.
Однако в крупных боестолкновениях корабль уже не успел принять участие, поскольку 2 сентября состоялось подписание Акта о капитуляции Японии, и Вторая мировая война завершилась.
Повезло и старшине I статьи Михаилу Вдовиченко: 8 сентября 1945 года он был «списан на берег» в связи с демобилизацией. И вернулся в родной город Кемерово.
В Кузбассе его нагнала ещё одна награда – медаль Ушакова. Документ о награждении нашего земляка – Приказ подразделения № 30/н – задержался где-то в штабных кабинетах и вышел лишь 7 декабря 1945-го.
Уточним, что этой медалью награждаются военнослужащие Военно-Морского флота за личное мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества и государственных интересов страны на морских театрах военных действий, при защите государственной границы, при выполнении боевых задач кораблями и частями Военно-Морского флота. По всему выходит, Михаил Иванович честно заслужил эту ратную награду. Вот что написал в его наградном листе командир ЭК-21 (СТОВФ), капитан-лейтенант Николай Васильевич Сайгушев:
«Вдовиченко Михаил Иванович, старшина I статьи, командир отделения котельных машинистов… предоставляется к награде за выполнение боевых заданий в Великой Отечественной войне. …В период приёмки корабля от флота США исполнял по совместительству обязанности старшины котельной группы. За короткий срок он хорошо освоил механизмы и обеспечил бесперебойную работу всей котельной группы. Тов. Вдовиченко, отстояв свою вахту, оставался в котельном отделении и обучал молодой личный состав управлению механизмами. Котельные механизмы за время перехода и в настоящее время содержатся в образцовом состоянии, несмотря на большую изношенность…».
Оказавшись на гражданке, Михаил прошёл обучение на двухгодичных курсах повышения квалификации инженерно-технических работников-практиков.
Работал по специальности «Техник химической промышленности узкой специализации» с правом занимать инженерно-технические должности на Ново-Кемеровском химическом комбинате (ныне АО «Азот»).
Отработав положенное время в химической отрасли и заработав положенный льготный стаж, он досрочно – в 50 лет – вышел на пенсию. А дальше, как известно, устроился электриком на ОблРадио. Активно участвовал в обеспечении надёжной и качественной работы радио Кузбасса. И надо отметить, что в бытность Михаила Ивановича все вверенные ему источники электропитания работали исправно…
Окончательно уйдя на заслуженный отдых, М. И. Вдовиченко не разорвал связей с коллективом ГТРК. Приходил сюда на встречи с ветеранами, участниками Великой Отечественной войны. Не раз бывал на праздничных мероприятиях в честь Дня Победы, участвовал и в других событиях в телерадиокомпании.
Ушёл из жизни Михаил Иванович Вдовиченко в 1990 году, в возрасте 70 лет. Похоронен в Кемерово.
Сергей Черемнов
Андрей Семёнович Мазюков – журналист, редактор, издатель
Журналист и редактор Андрей Семёнович Мазюков родился 5 сентября 1917 года в деревне Барзас (ныне Берёзовского городского округа Кемеровской области) в семье крестьянина. Его отец (1888-1948) был председателем колхоза «Сталинец». Мать, колхозница, умерла в 1939-м, когда сыну было 22 года.
В 1935 году окончил Кемеровский педагогический техникум. Затем с 1935-го по 1937 год обучался в школьно-педагогическом отделении исторического факультета в Томском государственном педагогическом институте. Однако окончить вуз не получилось. После того, как отделение сделало два выпуска преподавателей, его закрыли. (Это были годы неоправданных репрессий, когда незаконным арестам подверглись преподаватели, студенты и служащие вуза, многие из них были расстреляны).
Тем не менее, после ТГПИ один год Андрей отработал учителем истории в кемеровской школе № 16.
А 1 августа 1938 года его призвали на срочную службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию (РККА). Он проходил её в 131-м стрелковом полку, расквартированном в Хабаровском крае.
После демобилизации в 1940 году парня избрали секретарём кемеровского Рудничного райкома ВЛКСМ. А в августе 1941-го его снова мобилизовали в армию.
Андрею Семёновичу присвоили офицерское звание и назначили начальником штаба учебного батальона на станции Мальта в Иркутской области. Здесь он провёл первые месяцы Великой Отечественной войны. Окончил стрелково-тактические курсы офицеров пехоты «Выстрел» в военно-учебном заведении в Бурят-Монгольской АССР (ныне Республика Бурятия).
В мае 1942-го А. С. Мазюкова назначили начальником штаба отдельного батальона 229-й стрелковой бригады Брянского Фронта. Вместе со своим батальоном он участвовал в боях с фашистскими захватчиками на территории Воронежской области.
В конце 1942 года, во время штурма так называемых Чижовских высот, расположенных в правобережном предместье Воронежа, Мазюков был тяжело ранен. Около двух месяцев находился на лечении в госпитале в городе Чкалов (ныне Оренбург).
После выздоровления он вновь возвратился на службу, но уже в качестве старшего инструктора Всеобуча, начальника 4-й части Шаранского райвоенкомата, расположенного в посёлке Шаран в Башкирии. Здесь до сентября 1944 года он занимался учётом армейских кадров. Здесь же он вступил в ряды КПСС.
В последний год войны А. С. Мазюков служил начальником 1-й части военкомата в башкирском городе Белебей.
После демобилизации Андрей Семёнович снова приехал в Кемерово, где стал заместителем председателя райисполкома Кемеровского района.
В 1946 году его назначили редактором газеты «Колхозный труд» Кемеровского района. А уже в октябре 1950-го он перешёл в областную газету «Кузбасс», став её литературным сотрудником, потом заведующим отделом редакции. Вскоре сотрудника «Кузбасса» приняли в Союз журналистов СССР.
В 1952-1954 годах ему доверили редактировать литературно-художественный и общественно-политический альманах «Сталинский Кузбасс» (ныне журнал «Огни Кузбасса).
За годы журналистской и редакторской деятельности Андрей Семёнович написал множество статей о краеведении, истории края и истории развитии периодической печати в Кемерово, всегда подчёркивал важность печатных изданий в формировании облика своего родного города.
8 августа 1952 года бюро Кемеровского обкома КПСС утвердило опытного журналиста и редактора А. С. Мазюкова директором Кемеровского областного книжно-журнального издательства, продукцию которого уже хорошо знали многие жители региона.
Образованное 29 октября 1946 года при областной газете «Кузбасс», книжно-журнальное издательство к началу 1950-х получило самостоятельный статус и стало называться Кемеровским книжным издательством. Специализировалось на выпуске экономической, сельскохозяйственной, краеведческой, детской и художественной литературы.
В книжном товарообороте региона продукция Кемеровского книжного издательства составляла около 13 процентов. Напомним, деятельность издательства неразрывна с именами его руководителей: первых директоров А. Бабаянца, А. Мазюкова, А. Клыкова, которого затем на этом посту сменил В. Банников, возглавлявший издательство почти четверть века…
Это учреждение пользовалось особой популярностью у писателей и поэтов региона. В своей статье 1959 года «Развитие книгоиздательского дела в Кузбассе» директор областного издательства Андрей Семёнович Мазюков писал: «В местном издательстве за время его существования вышли отдельными выпусками произведения ряда местных авторов. Изданы, например, сборники стихов одного из популярных поэтов Кузбасса Михаила Небогатова «Солнечные дни», «На берегах Томи», «Моим землякам», сборники стихов А. Косаря – «Углеград», «Родной Кузбасс», «В краю сокровищ», В. Измайлова – «Широкая дорога», А. Пинаева – «Встречи», Г. Молостнова – «Весна», П. Белова – «Подарок». В списке кузбасских поэтов Небогатов лидирует»…
(К сожалению, в 2013 году издательство обанкротилось и было ликвидировано).
С 1956-го по 1962 год – без отрыва от работы – А. С. Мазюков учился на вечернем отделении исторического факультета Кемеровского государственного пединститута и успешно окончил его.
Андрей Семёнович возглавлял книжное издательство до начала 1957 года. Затем работал в обкоме партии – заведовал партийным архивом Кемеровского обкома КПСС, был членом областной парткомиссии.
В 1971 году вышел на заслуженный отдых. Стал персональным пенсионером республиканского значения.
Надо отметить, что коллеги и друзья всегда отмечали скромность и простоту этого человека, его большую эрудицию и особый такт в общении с собеседниками.
За участие и героизм, проявленный в боях, А. С. Мазюков награждён орденом Отечественной войны II степени (1945), 6-ю медалями, в том числе «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.» (1945), «20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.» (1965), «50 лет Вооружённых Сил СССР» (1968), «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970).
Андрей Семёнович ушёл из жизни 10 июня 1972 года. Похоронен в городе Кемерово.
Собинф