История одного пожара (о «старом цирке» Кемерова)

07 августа 2023 

В 2023 году исполняется 51 год со дня пожара, уничтожившего здание одного из самых значимых и горячо любимых кемеровчанами учреждений культуры города – «старого цирка». В то же время, его история до сих пор изучена достаточно слабо и таит немало «белых пятен». В данной статье мы попытаемся пролить свет на некоторые из них.

«Спеши, народ!

Лови мгновенье!

Цирк начинает представленье.

Сенсация! Не для оваций

Прощальный смысл импровизаций».

Геннадий Юров

Впервые с цирковым искусством жители села Щеглово смогли познакомиться благодаря выступлениям заезжих балаганов цирковых артистов еще в 10-е годы XX века. Популярность этих представлений привела к тому, что с течением времени цирковые гастроли в нашем городе происходили всё чаще, что продиктовало необходимость строительства постоянного стационарного цирка.

Вероятно, оказали влияние на это решение и другие факторы, такие как присвоение селу статуса города и резкое увеличение количества жителей. В итоге первый стационарный зимний цирк открыл свои двери для жителей нашего города 31 января 1932 года. Он располагался в деревянном здании, рассчитанном на 1602 места и располагавшемся на пересечении современных Советского проспекта и улицы Кирова.

Это было знаменательное событие для развития циркового искусства в городе. Жители с радостью встретили новый цирк. На выступлениях заезжих артистов присутствовало регулярно большое количество человек.

31 января 1935 года вышла в свет однодневная газета «Цирк в Кузбассе» с аншлагом: «Горячий привет коллективу цирка в день его славного трехлетнего юбилея!»

Цирк практически никогда не пустовал. Особой популярностью пользовались проходящие в его помещении выступления участников чемпионата по классической борьбе, являвшейся одним из самых любимых видов спорта в Сибири. И в послевоенные годы цирк в нашем городе не уронил своего престижа.

Как и прежде, в канун Октябрьских праздников цирк зажигал огни и, говоря словами поэта:

«С Нахаловки и с Красной Горки,

друг с другом вежливы не слишком,

определялись на галерке

послевоенные мальчишки.

Гимнаста взлет ловили взглядом.

Дивились клоунам румяным...»

За почти сорокалетнюю историю своего существования первый Кемеровский цирк принял на своих подмостках практически всех лучших цирковых артистов СССР: Филатовых, Дуровых, Запашных, Кио и многих других.

Рассмотрим в качестве примера выступления на арене Кемеровского цирка за 1968 год, анонсируемые областной газетой «Кузбасс».

Март. Кемерово знакомится с коллективом «Молодая Грузия». В их выступлении привлекает удачное сочетание строгого традиционного цирка с элементами народного, национального искусства.

Ноябрь. Первая программа нового сезона Кемеровского цирка богата разнообразными номерами. В финале этой программы зрители переносятся в мир Севера, его ледовитых морей. На манеж выходят дрессировщик в форме арктического капитана и одиннадцать его питомцев-белых медведей. Идёт аттракцион одного из старейших советских укротителей Семена Ивановича Синицкого.

Декабрь. В новой программе Кемеровского цирка Грузинский цирк и большое иллюзионное ревю. Оживление наступает у зрителей, когда на арене появляется мастер оригинального жанра, Сандро Дадешкелиане. Много раз на протяжении всего представления кемеровчане награждают дружными аплодисментами талантливых исполнителей.

Примечательно, что именно с выступления в Кемеровском цирке началась карьера народного артиста СССР Юрия Никулина. В своей известной монографии «Почти серьёзно» он писал:

«Через несколько дней мы поехали в свой первый город Кемерово как партнеры Карандаша, как артисты второй категории при норме тридцать выступлений в месяц. Кемерово встретил нас сорокаградусным морозом. Декабрь. Сибирь. А оделись мы довольно легко – шинели и легкие ботиночки. С вокзала на лошади, запряжённой в сани (Карандаша встречали на машине), нас с Борисом привезли в цирк.

Основательно продрогшие, мы зашли в здание, покрытое высокой шапкой снега. Оно показалось мне в первый момент маленьким и неказистым, но внутри привычно запахло конюшней, свежими опилками, и я почувствовал себя в родном доме. Премьера назначена на завтра. После утомительного дня – распаковка багажа и репетиции – первое представление. Публика в Кемерово, да и во всех других городах, во время наших сибирских гастролей брала кассы цирка приступом.

По просьбе директора мы работали почти без выходных, отгуливали их в дороге. По субботам и воскресеньям давали по четыре представления. Конечно, это большая нагрузка. Тем более, что от нас зависела вся техническая часть выступлений. Мало того, что мы должны по нескольку раз за время представления переодеваться, в антрактах готовить реквизит, но и перед началом представления обязаны были чистить животных, заряжать «автокомбинат», собирать бочку, выгуливать собак. То есть кроме самих выступлений набиралось много разных мелочей.

Хотя мы страшно уставали, возвращались в гостиницу, еле волоча ноги, засыпали с чувством радости: работаем в цирке, мы – артисты».

К 1970-м годам здание цирка очень обветшало. В газетах появляются объявления о том, что в центре города продается деревянное здание на слом:

«Потом, обиде в довершенье,

Не преминув ударить словом,

Дала газета объявленье,

Что продается цирк

Для слома».

Но цена на цирк была поставлена слишком большая, и покупать его никто не торопился.

Весной 1971 года в деревянном здании произошел пожар, в результате которого цирка в Кемерово не стало…

К 22 апреля 1971 года занимаемая им территория была заасфальтирована. А уже летом началось строительство каменного здания цирка на проспекте Ленина (архитектор А. Сегал), торжественное открытие которого состоялось 20 июля 1973 года.

Так началась история нового Кемеровского цирка. Но, как показали архивные материалы, общепринятая версия окончания существования цирка старого несколько расходится с действительностью. Несмотря на востребованность цирка в Кемерово, информация о произошедшем в нём пожаре очень скудна и отрывочна.

И. А. Балибалов в монографии «Кемерово вчера, сегодня, завтра» факта пожара в цирке не упоминает совсем. В газете «Кузбасс» за 1971 год о данном событии также нет ни одной заметки. Единственным человеком, который приводит сведения о факте пожара, его дате (2 марта 1971 года) и даже его возможной причине (поджог) является Г. Е. Юров. Он же сообщает о том, что после выхода в свет в 1978 году поэмы «Последнее представление Кемеровского цирка», имевшей большой успех, И. А. Балибалов в порядке шутки высказал версию о поджоге цирка самим поэтом для того, чтобы написать данную поэму.

Основанием для этого заявления послужили строки из этого произведения поэта:

«Что я подспудно понимал

И прятал, Пламя обнажало.

Спасибо вещему пожару

За то, что я ему внимал.

Что я касался ваших плеч,

Вам руки жал,

Во взглядах грелся...

И если бы цирк не загорелся,

То я б хотел его зажечь».

Иных сведений о пожаре в первом Кемеровском цирке в краеведческой литературе нам найти не удалось. То же касается и версий о возможной причине пожара. Примечательно, что практически все старожилы города уверены, что цирк подожгли, но подтверждений этому заявлению, равно как и опровержений, не приводится.

В 2010 году при работе в архиве Центра противопожарной пропаганды и общественных связей нам в руки попали документы, позволяющие частично пролить свет на эти события.

Это «Заключение пожарно-технической экспертизы по факту пожара, происшедшего 14 апреля 1971 года в здании Кемеровского госцирка» и приложенная к нему выписка из уголовного дела № 127 о пожаре в Кемеровском госцирке. Первое несоответствие видно уже из названия первого документа: оказывается пожар, уничтоживший Кемеровский цирк, произошел не 2 марта, а 14 апреля1971 года!

Далее. Из показаний бывшего старшего бухгалтера госцирка В.  Г.  Шевченко: «Цирк закрыли 16.03.1970 года. С 1 октября 1970 года штат был уволен». Эти же факты подтверждаются бывшим директором цирка Н. В. Кривоплясовым, а в Акте комиссии от 15.04.1971 года указано, что «с апреля 1970 года цирк исключен из числа действующих предприятий и подлежит сносу».

Интересно, что в рубрике анонсе газеты «Кузбасс» за 10 марта 1970 года в графе «Госцирк» говорилось:

«Последние 6 дней работы цирка. Аттракцион «Человек-Невидимка», Отар Белоусов. В воскресенье – закрытие цирка». А в «Кузбассе» за 16 марта анонсировалось: «Закрытие цирка. Три прощальных представления в 12, 15 и 20 часов».

Все это, на наш взгляд, частично объясняет факт отсутствия публикаций о пожаре в прессе: на момент пожара цирк не работал уже более года и особого интереса для города не представлял. Более того, 26 августа 1970 года в газете «Кузбасс» в рубрике «Минутное дело» было опубликовано интервью заместителя председателя Кемеровского горисполкома В. Р. Чуднова, в котором он, отвечая на вопрос читателей газеты, рассказывает о маршрутах нового для кемеровчан транспорта троллейбуса. Примечательно, что одной из остановок 1-го маршрута В. Р. Чуднов назвал «Новый цирк».

Подчеркнём, что данное интервью увидело свет более чем за 7 месяцев до пожара.

К 1971 году в здании старого цирка – в связи с его ликвидацией как предприятия – были отключены проводка и отопление, отсутствовала охрана, в связи с чем «на протяжении зимы имели место случаи проникновения туда посторонних лиц, о чём свидетельствует обнаружение работниками цирка разбитых окон и кусков обожжённой бумаги в подсобных помещениях цирка.

О том же заявляли и свидетели. Так, В. Г. Шевченко говорила, что «все двери были закрыты на замки, но проникали через окна. Так как охраны никакой не было, предотвратить проникновение туда посторонних лиц мы не могли. Днём мы еще присматривали».

Н. В. Кривоплясов также заявляет: «В цирке ничего ценного не имелось. Окна, двери – закрыты, однако были неоднократные случаи, когда посторонние лица проникали туда через окна, разбив предварительно стёкла. Внутренние помещения также были закрыты, в помещениях жгли бумагу, везде было много старых тряпок».

Бывшая техничка З. К. Викторова упоминает, что «зимой были случаи, что в помещении цирка посторонние разбивали окна и залазили туда. Часто вокруг лазили ребятишки».

Пожар был обнаружен в 8-30 утра. Первый очевидец пожара, бывший работник цирка В. А. Фомин, сообщает, что он «пошёл в гараж, расположенный около Госбанка, шёл по Кирова и зашёл во двор цирка. Посмотрел вверх и увидел, что шёл чёрный дым. Дым шёл с купола, пламени ещё не было». После этого В. А. Фомин прибежал на квартиру к бывшему директору цирка Н. В. Кривоплясову и сообщил о пожаре.

В 8-45, к моменту прибытия пожарных частей, «пламя было видно в окнах теплового управления цирка». Сам же пожар, по данным пожарно-технической экспертизы, возник приблизительно в 8-15 – 8-20. 

Причиной пожара не  могла  являться неисправная электропроводка, поскольку электросиловая линия на момент пожара была обесточена, силовой кабель доходил только до главного рубильника щитовой, но первоначальное горение было обнаружено не в месте его прокладки (купольная часть здания), а внутри здания. В результате, по мнению эксперта Н. М. Джеваго, «все факты дают полное основание считать, что помещение цирка 14 апреля 1971 года было подожжено неизвестными лицами».

Приведём также данные из протокола осмотра места происшествия, позволяющие получить более полное представление о том, каким всё-таки был первый Кемеровский цирк, и что от него осталось после пожара:

«Стены деревянные каркасно-засыпные с утеплителем из опилок. Сохранились стены с фасадной стороны, центрального входа, а также закулисная часть, где расположены туалетные комнаты с северной стороны здания. С южной стороны сохранилось помещение красного уголка, буфета.  Северо-западная и центральная часть помещения цирка сгорела полностью. Электрический ввод в цирк осуществлялся с деревянной опоры, стоявшей около служебного входа в цирк. Электрощитовая была расположена на уровне второго этажа рядом с административными помещениями...».

Убытка от пожара, согласно материалам уголовного дела, нет, «так как здание списанное», «стоимость материалов, пригодных к употреблению после разборки будет незначительным и не компенсирует затрат по сносу здания».

Так закончилась история «старого цирка» в городе. И, несмотря на то, что в Кемерово с каждым годом остается всё меньше и меньше людей, у которых пересечение улицы Кирова и Советского проспекта вызывает ностальгические воспоминания и ассоциируется с деревянным зданием цирка, его прошлое, несомненно, заслуживает более детального исследования.

М. С. Карташова,

Е. Шакина,

А. Елькин

Источник: https://studylib.ru/doc/458297/materialy-shestoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii

Архив новостей