Первый номер газеты «Знамя Ильича» – органа Гурьевского РК ВКП(б) и райисполкома вышел 8 марта 1935 года тиражом 3 тысячи экземпляров. Создание этой газеты было связано с образованием Гурьевского района. Район организовали по решению правительства страны, территорию для него «собрали» в основном из Беловского и части Ленинск-Кузнецкого районов.
Первая в районе газета начала выходить под редакторством Н. Голубева при поддержке Гурьевского металлургического завода. Мы же решили вспомнить начало 1940-х годов, когда издание возглавлял главный редактор Иван Андреевич Бабанаков.
В книге «Гурьевский район в годы Великой Отечественной войны» (КемГУ, Институт экологии человека СО РАН. Кемерово, 2010. С. 14) говорится: «Нельзя не отметить, что районная газета («Знамя Ильича») была не только одной из лучших в области, но и самой лучшей из газет этого вида.
В феврале 1941 года отдел пропаганды и агитации Новосибирского обкома ВКП(б) (Кемеровская область в этот период входил в состав Новосибирской области) представил её кандидатом для участия во Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ, г. Москва). В то время редактором газеты работал Бабанаков Иван Андреевич, ответственным секретарём – Федосов Фёдор Данилович».
Известно, что Иван Андреевич Бабанаков родился 25 октября 1911 года в деревне Беково Беловского района Новосибирской (ныне Кемеровской) области. Учился в сельской школе, служил срочную службу в Красной Армии. Редактором «Знамёнки» его назначили за несколько месяцев до начала войны.
Во время его редакторства газета много писала о том, как живут и развиваются сельские территории, входящие в Гурьевский район. А их было немало, в него входили сельские советы: Гавриловский, Малосалаирский, Новопестеревский, Сосновский, Ур-Бедаревский, Дмитриевский, Косьминский, Кочкуровский, Урской и Горскинский. Корреспонденты и рабселькоры призывали с газетных станиц к тому, чтобы работать ударно, бороться за высокую производительность труда и учиться…
Главным героем районки был человек. На страницах газеты – множество фамилий земляков, в публикациях – много критики и разных эмоций: «Надо беречь лошадей», «Колхоз к севу не готов», «Иванов самоуправничает»… Газета в каждом номере пишет о тех, кто отличился, кто провинился, кого похвалили, а кого поругали, сообщает обо всём и обо всех, борясь за справедливость и порядок.
За хорошую работу, интересное и боевое – с точки зрения того времени – содержание «Знамени Ильича» коллектив и был награждён поездкой в Москву, на ВДНХ, которую наметили на лето 1941 года.
А 22 июня фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз.
По всему СССР прокатились митинги и собрания. Митинг состоялся и в объединённом коллективе редакции и издательства гурьевской газеты. На нём выступил Иван Андреевич. Говорил о том, что надо каждому на своём рабочем месте помогать нашей армии биться с врагом. Выразил готовность: если Родина скажет, сам отправится на фронт. Закончил свою пламенную речь известным призывом: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!» – это была заключительная фраза обращения к советскому народу, которое заместитель Председателя Совета народных комиссаров СССР В. М. Молотов зачитал в 12 часов дня 22 июня 1941-го.
Экономика Гурьевского района, как и экономика всей страны, стала перестраиваться на военный лад. Мужчины уходили на фронт. Их места на производстве и в сельском хозяйстве занимали женщины. Резко выросли требования к выпуску продукции, к урожайности и качеству продуктов. Газета теперь пишет об этом: «Выполнить план поголовья скота», «Хороший пример остальным», «В огнеупорном цехе Гурьевского металлургического завода».
Удивительно, но поездку газетчиков на ВДНХ из-за военных действий не отменили. И Иван Андреевич несколько дней провёл в столице. Возвратился домой, вдохновлённый увиденным и услышанным на главной выставке СССР.
Однако враг рвался к Москве. Красной Армии требовались новые силы, военкоматы активно призывали мужчин на службу. Первым из редакции «Знамёнки» ушёл в действующую армию ответсекретарь Ф. Д. Федосов. В сентябре получил повестку Гурьевского райвоенкомата и Иван Андреевич Бабанаков. На военную службу он поступил 10 сентября 1941 года.
К этому можно добавить, что и другие сотрудники редакции и издательства гурьевской газеты принимали участие во фронтовых битвах. В буклете, посвящённом одному из юбилеев «Знамени Ильича» (ныне «Знамёнка») читаем: «В разные сроки были призваны в ряды защитников Родины печатник Михаил Колмогоров, переплётчик Иван Торопецкий, литсотрудник Дмитрий Селивёрстов, бухгалтер Анатолий Пьянов, счетовод Иван Преснецов. Добровольно санитарками ушли на фронт заведующая типографией Татьяна Борисова, наборщица Любовь Богадюк. Все они храбро сражались с немецко-фашистскими полчищами, не щадя ни крови своей, ни самой жизни».
Из них вернулись с войны только А. Пьянов, И. Преснецов и Т. Борисова.
Трудно приходилось газете в эти годы из-за нехватки кадров. Однако оставшиеся на репортёрском посту товарищи работали за двоих. В названной уже выше книге о Гурьевском районе есть такие строки: «В курсе всей жизни района, источником новостей с фронта боевого и трудового, безусловно, была районная газета «Знамя Ильича», выходившая 2 раза в неделю тиражом 2800 экземпляров. 31 декабря 1942 г. на заседании бюро Новосибирского обкома ВКП(б) было принято решение об увеличении периодичности газеты до 3 раз в неделю. Однако в 1943 и 1944 гг. в неделю выпускался лишь 1 номер, к 1 января 1945 г. тираж вырос до 3060 экземпляров. Выпуском газеты занимались всего 2 члена редакции и 8 сотрудников типографии. Однако газета имела широкую сеть селькоров, количество которых накануне войны достигало 280 человек. Ответственным редактором в 1941 г. работал И. А. Бабанаков, с декабря 1941 г. Е. Трашкова, с 1942 (1943) г. обязанности ответственного редактора исполняла А. Егорова». («Гурьевский район в годы Великой Отечественной войны». С. 138).
Сберегла судьба на войне и Ивана Андреевича. Отыскать некоторые подробности его фронтовой жизни мне помог известный российский писатель, беллетрист, автор исторических романов Виктор Королёв, проживающий ныне в Екатеринбурге. А в 1976 году Виктор Владимирович работал в Гурьевске заместителем редактора газеты «Знамя Ильича». Редактором издания тогда был Павел Владимирович Бодунов.
Поскольку мы с Виктором Королёвым давно знакомы, я и обратился к нему с вопросом: не знает ли он что-нибудь о И. А. Бабанакове? Виктор отыскал следы бывшего гурьевского редактора на странице сайта «Память народа», содержащем подлинные документы о Второй мировой войне, в том числе и информацию об Иване Андреевиче (https://pamyat-naroda.ru/heroes/person- hero92010408/?backurl=%2Fheroes%2F%3Fadv_search%3Dy%26last_name%3DБабанаков).
Призванному в армию И. А. Бабанакову было присвоено офицерское звание. Короткие предфронтовые военные сборы он прошёл в одной из тыловых частей Сибирского военного округа.
Если точнее, – в сентябре 1941-го бывшего редактора «Знамёнки», ставшего теперь военным политработником, вначале направили в редакцию газеты «За Родину», которая выходила при 95-й запасной стрелковой бригаде СибВО. В военные годы руководство страны приняло решение о повсеместном издании таких газет при войсковых соединениях, призванных морально помогать бойцам громить врага.
Ответственность, которая возлагалась на редакцию фронтовой многотиражки была высока: содержание каждого газетного номера, каждой публикации должно было затрагивало сердца тех, кто готовится к отправке на фронт или уже находился на передовой.
Потом Бабанаков попал в сформированную на станции Асино Томской железной дороги 370-ю стрелковую дивизию (370 сд). Дивизию включили в состав 58-й резервной армии.
В ноябре 1941 года 58-ю армию переправили на территорию Архангельского военного округа. Воины 370 сд выгрузились на железнодорожной станции Ня́ндома Северной железной дороги. Это на ветке Коноша – Архангельск: в 342 километрах к югу от Архангельска и в 790 километрах от Москвы. По прибытии дивизия совершила марш через Каргополь, Кречетово к Волго-Балтийскому каналу между Онежским озером и озером Белым, где стала готовить оборонительные рубежи.
Во второй половине февраля 1942-го дивизию перебросили на Северо-Западный фронт. В Новгородской области она вошла в состав 34-й армии.
Южнее станции Пола Новгородской области подразделение, где служил Иван Андреевич Бабанаков, получило первое боевое крещение. В соответствии со сводками Совинформбюро – весной 1942 года войска 34-й армии перешли в наступление, воинам дивизии после многих атак удалось освободить новгородские деревни Курляндское, Стрелицы, Росино. Однако, сдержав наступление советских частей, немецкие войска нанесли деблокирующий удар. Это резко ухудшило положение наших войск на северо-западном направлении.
В этих боях 370 сд потеряла половину своего боевого, лучшего по выучке личного состава. Так, на 1 марта 1942 года дивизия насчитывала 11509 человек, а через месяц боев в строю осталось 5540 воинов.
С конца апреля 1942-го 370 сд перешла в подчинение 11-й армии и заняла жёсткую оборону. И. А. Бабанаков коротко писал в эти дни родным, что вместе с товарищами беспощадно бьётся с врагом, защищая нашу землю от захватчиков.
Всё лето и осень того года подразделения дивизии, проявляя стойкость, сдерживали наступательный порыв немцев, изредка переходя в контрнаступление. В конце 1942 года Военный совет 11-й армии своим приказом объявил благодарность личному составу дивизии «за стойкую и героическую борьбу против немецко-фашистских оккупантов».
В феврале 1943 года 370-я дивизия вывели в резерв 27-й армии в район станции Парфино в центральной части Новгородской области. А к 1 марта наши войска вышли к реке Ловать, тем самым ликвидировав так называемый Демянский плацдарм немцев.
После этого дивизию включили в состав 34-й армии. Наш Иван Андреевич участвовал в Старорусской операции, где бои за Старую Руссу были настолько ожесточёнными, что в сентябре дивизию снова вывели в резерв для пополнения и отдыха. Затем она перешла в 6-ю гвардейскую армию 2-го Прибалтийского фронта.
Бог хранил нашего героя.
В конце 1943-го дивизия в составе 93-го стрелкового корпуса 3-й Ударной армии повела наступление западнее города Невеля Псковской области. Бабанаков с бойцами участвовал в освобождении 60 населённых пунктов, вместе с товарищами по оружию вышел к реке Ливица, что примерно в 200 километрах от Пскова. А весной 1944-го дивизия наступала, освобождая от врага деревни Идрицкого района Липецкой области.
Предположительно в мае 1944-го Ивана Андреевича ранило. И 30 мая того года капитан Бабанаков был комиссован на «гражданку». А 370-я дивизия шла дальше, с боями освобождая Украину.
К сожалению, не удалось установить, как и где проживал после увольнения наш герой, чем занимался в мирные годы.
Известно лишь, что капитан И. А. Бабанаков по окончании войны был награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Другая награда нашла его в уже в 1947-м. Это – медаль «За отвагу», которой он удостоен приказом № 223/65 от 6 ноября 1947 г. (Издан Президиумом ВС СССР. Документ находится в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации. Фонд: 1691. Опись: 2. Дело: 17).
Эти документы были рассекречены в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 8 мая 2007 года № 181 «О рассекречивании архивных документов Красной Армии и Военно-Морского Флота за период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями на 30 мая 2009 года).
Сергей Черемнов
Ирина Анатольевна Киселёва была не только женой, но и музой поэта Игоря Киселёва
15 июня 2024 года не стало Ирины Анатольевны Киселёвой – вдовы поэта Игоря Киселёва. Она долгие годы работала режиссёром на Кемеровской студии телевидения ГТРК «Кузбасс».
Ирина родилась 20 ноября 1930 года. Окончила школу № 19 в Кировском районе Кемерова. В 1954-м окончила литературный факультет Новосибирского пединститута.
Там и произошла встреча Ирины Тарасовой (девичья фамилия Ирины Анатольевны) и Игоря Киселёва. Поженились молодые в 1955 году, когда Игорь Михайлович окончил институт. Распределение у Ирины Анатольевны было в небольшой городок Карасук Новосибирской области, но жизнь вернула её в Кемерово.
Семь лет она работала преподавателем русского языка и литературы в родной 19-й школе, где организовала и драмкружок.
В 1961 году Киселевы переехали в Новосибирск, стали работать на областной студии телевидения: Ирина – ассистентом режиссёра, Игорь – редактором.
В 1965-м семья вновь вернулась в Кемерово, где Ирина перешла на Кемеровскую студию ТВ. Вначале была ассистентом режиссёра, а с 1971 года стала режиссёром редакции информационного вещания. Затем трудилась режиссёром детских программ, режиссёром молодёжных передач. Была режиссёром литературно-драматических программ, работала над многими популярными телепрограммами, в их числе «Парус», «10-й «А», «Молодые мастера», «Страницы природы», «Встречи с поэзией», «Творчество», «Гармония», «Зов».
Это она поставила на КСТ телеспектакли «Звёздная музыка», «Буду любить» (1975), создала киноочерки «Именем природы» (1979), «Товарищ художник», «Музыкальная республика» (1983), «Светись, окно», где И. А. Киселёва была и автором, и режиссёром, и редактором.
Особое место в этом ряду занимает киноочерк «Три стихотворения Игоря Киселева» (сделан в соавторстве с редактором, журналистом и писателем Зоей Естамоновой), посвящённый творчеству известного кузбасского Игоря Киселёва – мужа Ирины Анатольевны, умершего в 19 ноября 1981 года. (Супруги прожили вместе более 25 лет). Премьера очерка состоялась 19 августа 1982 года. Вступительное слово к нему сделал член Союза писателей СССР Геннадий Юров.
Творческое содружество И. А. Киселёвой с З. Н. Естамоновой длилось более 20 лет. Вместе они создали замечательные Пушкинские циклы, великолепный фильм, посвящённый творчеству Гарсиа Лорки, передачи о европейской и российской поэзии. И, конечно же, были телефильмы о творчестве наших кузбасских поэтов, среди которых фильм о И. Киселёве был одним из первых.
В 1980-е годы ими созданы телепрограммы «Дорога к храму», «Благослови, Господи, люди твоя!» и другие.
Выйдя на пенсию в 1986 году, Ирина Анатольевна оставалась на телестудии консультантом, писала сценарии передач, сотрудничала с Кемеровской православной епархией в работе над программой «Дорога к храму». Штатно же работала в библиотеке имени Н. В. Гоголя в Ленинском районе Кемерова.
Кроме того, в 1980-е годы она оказывала активную помощь одному из ближайших друзей мужа – художнику Герману Захарову. Организовывала проведение его выставок в Кузбассе и за его пределами. И, конечно же, издавала книги стихов своего супруга.
Среди них поэтические сборники «Благодарю, земля, благодарю», «Свет ранней звезды», «Под солнцем и ненастьем».
И. А. Киселёва долгое время являлась председателем городского добровольного общества любителей книги, а также активно сотрудничала с кемеровскими библиотеками.
Многие из тех, кто знал Ирину Анатольевну, отмечали, что она умела тонко улавливать смысл творчества, прекрасно разбираться в языке, чувствовать слово, понимать и знать поэзию. Она не просто помогала во всём своему мужу – умела ценить его творчество, а потом и нести его наследие людям. Умело работала с аудиторией: школьниками, студентами, взрослыми любителями поэзии, – прекрасно исполняла его стихи.
Одно из лучших своих стихотворений о женщинах «Есть женщины, похожие на пламя» Игорь Киселёв посвятил своей жене и музе Ирине. В нём есть такие строки:
«Есть женщины, похожие на пламя,
На чуть заметный язычок свечи.
Они по свету ходят рядом с нами,
Случайным словом их не огорчи…».
Собинф