Вадим Дмитриевич Бузуев родился 21 августа 1959 года. Коллеги новокузнечане хорошо помнят его прекрасные снимки тех времён, когда он занимался в городском фотоклубе «Сибирь», где осваивал тонкости и оттачивал мастерство профессии. Впоследствии Вадим отмечал, что новокузнецкая фотошкола помогла ему стать одним из ведущих операторов-постановщиков киностудии «Мосфильм».
Не раз снимки Вадима Бузуева получали высокие оценки наряду с фотоработами постоянных участников выставок «Сибири» таких известных кузбасских фотографов, как Юрий Чурсин, Олег Богульский, Григорий Шалакин, Дмитрий Коробейников, Александр Санаров, Рашид Шайдулин, Оганес Дероян. О них говорят: это – когорта фотохудожников, благодаря которой существует особая новокузнецкая школа фотографии.
Вадим Бузуев окончил кинооператорский факультет Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИКа), признанного всемирной моделью кинообразования. Он обучался в мастерской народного артиста РСФСР, известного советского кинооператора Владимира Дмитриевича Нахабцева. И с 1998 года Вадим начал самостоятельно работать оператором-постановщиком кино.
Всего за это время в творческом списке нашего земляка значится участие в съёмках 24 кино- и телефильмах. Фильмография работ Вадима Дмитриевича охватывает такие популярные у зрителей жанры, как мелодрама, детектив, документалистика.
Среди работ, снятых оператором Бузуевым, такие кинофильмы, как «Золушка из Запрудья» (режиссёр П. Снисаренко, 2004); «Чужая кровь» (режиссёр О. Субботина, 2015). И многие другие. А кинофильм 2021 года «Два берега» ещё находится в производстве.
Хорошей операторской работой В. Бузуева считают телефильм «Любовь» (режиссёр В. Мирзоев, 1996).
Из телесериалов, над которыми ему выпало работать, выделим «Телохранитель» (режиссёр В. Фурман, 2005); «Дважды в одну реку» (режиссёр А. Мурадов, 2007-2008); «Двое под дождём» (режиссёр А. Мурадов, 2007-2008); «Мент в законе-4» (режиссёр А. Комков, 2010); «Идеальная жертва» (режиссёр Д. Ткебучава, 2014). И другие.
В 2010 году вышел документальный фильм «Покер 45. Сталин, Черчилль, Рузвельт» режиссёра М. Иванникова, где оператором стал Вадим Бузуев. Фильм рассказывает об одном из самых важных и интригующих событий Второй мировой войны – Ялтинской конференции глав правительств трёх союзных держав антигитлеровской коалиции, которая проходила в Ливадийском дворце, в Крыму, с 4 по 11 февраля 1945 года.
Качественное документальное кино оператора Вадима Бузуева – фильмы «Исповедь. Хроника отчуждения» (1988), «Арсений Тарковский. Малютка-жизнь» (2004), «Кино, которое было (2003).
Вот что о съёмках одной такой большой совместной с оператором-постановщиком работе – полнометражной художественной ленте, мелодраме «Синие, как море, глаза» (2008) – рассказывал режиссёр фильма Георгий Делиев:
– Съёмочная группа была в основном одесской, оператор-постановщик – московский – Вадим Бузуев. Группа очень опытная собралась: Виктор Фомин – художник-постановщик, Юрий Кузнецов – композитор... Все, как на подбор, – один лучше другого, великолепная команда, мне так никогда не везло. Поэтому достаточно легко прошли съёмки. За пятнадцать съемочных дней полностью была снята картина. Правда, смены были очень долгими, официально по двенадцать часов, а фактически – по четырнадцать-шестнадцать. В главных ролях снимались Игорь Костолевский, Наталья Антонова, Валерий Николаев и Виктор Цекало.
Съёмки велись, в основном, в Одессе, немного снимали в Москве. Снимали как в интерьерах, так и на натуре, многие объекты достраивались, перестраивались... Картина «Синие, как море, глаза» – современная. По жанру это криминальная любовная драма. ...Когда за пятнадцать дней снимаешь полнометражный фильм, ссориться некогда. Мы буквально в течение минут двадцати репетировали мизансцену, оговоренную накануне. И тут же операторская группа готовила кадр. Иногда это было неудобно: актёру, приходилось приспосабливаться. Но не было возможности долго готовить натуру, выстраивать свет, делать раскадровку. Творческих споров не было, было общение...
В кинематографе работает огромное количество людей, без которых никакого кино просто не было бы. Английский историк кино Э. Линдгрен, в книге, вышедшей в 1956 году, писал, что в кинематографе заняты специалисты 246 профессий. За прошедшее время, несмотря на большие усилия сделать кинематограф дешевле, количество «киношных» профессий вряд ли стало меньше.
Вадим Бузуев хорошо знает «изнутри» о том, как создаются картины, и что в результате видит зритель. Он проработал в кинематографе более 30 лет, и немало успел сделать.
Отлично понимает, что без операторов – людей с камерой, которые очень тесно работают с режиссёром на съёмочной площадке, сам режиссёр бы ничего не сделал. Те из режиссёров, кто поработал вместе с Вадимом Дмитриевичем, всегда высоко оценивают его профессионализм, умение творчески подходить к решению любой проблемы на съёмочной площадке, его хладнокровный характер, умение работать в команде.
Есть помощники и у самого оператора. Например, в любой картине изображение должно быть в фокусе. Для этого рядом с оператором стоит человек – ассистент оператора, которого так и называют «фокусник», который переводит фокус, чтобы зритель видел резкое изображение. Во время съёмок камера движется, актеры перемещаются, но при этом они всегда должны оставаться в фокусе.
Как этого добиваются? Для Вадима Бузуева здесь нет секрета: для каждого момента развития мизансцены замеряется расстояние от актёра до камеры или от любого объекта, на который укажет он, как оператор, или потребует режиссёр. Измерив с помощью рулетки все необходимые расстояния для каждой мизансцены, операторская группа делает отметки для артистов, для положения камеры.
В современных камерах есть много хороших автоматических функций, но они должны оказаться в руках человека, который знает, как ими пользоваться. Для этого оператор-постановщик В.Д. Бузуев умело решает очень много задач на съёмочной площадке, в унисон режиссёру раздаёт команды своим подчинённым.
На съёмках кино нельзя обойтись и без специалиста, который возит тележку с оператором и установленной камерой. Этот человек должен очень внимательно следить за актёром, который движется в кадре. Ведь иногда актёр делает всё точно так, как было оговорено, а иногда – и нет.
На съёмочной площадке есть ещё и второй оператор со своими функциями главного помощника оператора-постановщика.
– В цирке, когда дрессировщик начинает работать с хищниками, он порой рядом с собой сажает дога, потому что тот раньше, чем человек, замечает реакцию зверя, – рассказывает опытный «киношник». – Тот, кто возит тележку (на профессиональном жаргоне его называют «дольщик»), должен так же хорошо чувствовать артиста и предугадывать его действия.
Артист может прекрасно сыграть дубль, при этом увлечься и изменить линию движения. В этом случае, если тележка поедет, как запланировано, этот дубль хорошо снят не будет. Поэтому тележку возят не «мальчики с улицы», а специально обученные люди.
Особая каста на съёмках – осветитель. Любой опытный оператор делает всё возможное, чтобы работать с одним и тем же бригадиром осветителей, и договаривается с ним заранее. Вклад специалистов по свету в то, чтобы картина была сделана так, как ты хочешь, очень большой.
– Когда долго работаешь с человеком, он начинает понимать тебя с полуслова, и даже с «полувзгляда». Ведь съёмка – очень напряженный момент. Нельзя отвлекаться, всё должно быть сосредоточено на артисте.
Мы назвали только некоторых специалистов, с которыми работает оператор. А ещё есть гримеры, костюмеры, художники и многие другие специалисты, без которых ни оператор, ни режиссёр, ни продюсер ничего не сделают. Кроме того, в ходе съёмки оператору фильма часто приходится что-то изобретать, усовершенствовать имеющуюся технику.
Кстати, по-английски оператора называют cinematographer, то есть кинематографист. В американском кинематографе есть главный оператор, или Director of Photograpy, и Cameraman, тот, кто вместе с режиссёром планирует мизансцену и выполняет съёмку.
А единственным документом, который остается после того как продюсер вложил деньги, приобрел сценарий, построил декорации, пригласил артистов, которые сыграли, а оператор под руководством режиссёра снял, – является отснятый материал.
Конечно, сейчас появилась цифровая запись, которая соперничает с киноплёнкой, но она тоже требует не меньшего внимания и тоже связана с проблемами, отмечают специалисты. И те, кто имеет отношение к процессам DI, и те, кто обслуживает камеры, должны быть хорошо обучены профессии, высоко квалифицированы.
Американский профессор К.Б. Неблит писал, что никакая конструкция объектива не может заменить добросовестности «сборщика». В данном случае речь идёт о профессионализме оператора. Поэтому серьёзное отношение к делу и высокая квалификация специалистов, прежде всего, операторов, являются главными составляющими успешной работы в кинематографе при любой, даже самой совершенной технике.
По мнению коллег и экспертов, оператор-постановщик В.Д. Бузуев удовлетворяет всем этим высоким требованиям всем
Вадим Дмитриевич – член Союза кинематографистов России и Гильдии кинооператоров этого Союза.
Кроме операторской работы Вадим Бузуев – ещё наставник и педагог. Его курсы операторского мастерства с интересом посещают ученики киношколы известного кинорежиссёра, сценариста и актёра Александра Митты, а также – лаборатории «Cinemotion» для профессионалов кино и телеиндустрии, Ярославской школы кино.
Мастер, помимо теории, обучает студентов работе с камерами, оптикой и светом, учит тонкостям съёмок этюдов и сцен. Терпеливо объясняет, как работать с кадром, цветом. Как осмысленно и правильно делать движение камеры и даже как снимать трюковые сцены. А также изучает с ребятами основы монтажа, создания графики и кинодокументации – всего того, что должен знать каждый оператор.
Опытного специалиста и наставника привлекают и к подготовке кадров для таких направлений, как реклама, цифровое кино, короткий и полный метр, filmmaking.
Так, Вадим Бузуев вёл здесь спецкурс, посвящённый работе со светом, в известной московской Академия Коммуникаций Wordshop. На протяжении учебного года читал лекции, а в завершение спецкурса организовал мастер-класс по работе со светом. Вот как об этом рассказывает один из слушателей на сайте Wordshop:
«Мы заказали студию, пригласили модель, разделились на группы по 7 человек. Нас попросили выбрать фотографии с интересной схемой света, которые потом мы сами с помощью Вадима выставим и сфотографируем.
Каждому человеку давался час на съёмку, за это время мы выставлялись и делали фотографии. Я был удивлен тому, насколько много времени уходит на это. Вадим чётко и упорно показывал, как правильно поставить свет, что такое kinflow и Dedolight, как сделать свет теплее или холоднее.
Я теперь точнее могу определять по кадрам из фильмов, какой свет там использовался. Получил опыт работы с моделью. Были сжатые сроки по времени, поэтому приходилось максимально четко ставить задачи, а это, в свою очередь, и учит быстроте и четкости в работе с актером. А самое главное – мы переняли опыт человека, который много лет проработал в этой сфере...»
Наставник Бузуев стремился к тому, чтобы ребята усилили свои знания в работе со светом в кино и фотографии, научились профессионально управляться со световыми приборами, лучше понимать, какие задачи выполняют определенные световые приборы и какие именно лучше будут подходить под конкретные творческие цели. Овладели навыками, позволяющими при помощи схемы света передать эмоцию или состояние, заложенное в определенный образ.
При этом мастер считает, что от учеников всегда надо требовать больше, чем получается – это движет их вперед. Ведь если полностью доволен результатом, значит, не видишь ошибок, не знаешь, куда можно двигаться дальше. Поэтому, уверен Вадим Дмитриевич, на свои работы надо смотреть, как бы со стороны, чтобы видеть ошибки и отличные стороны. Смотреть, словно смотрит на них другой человек – и так нужно поступать всегда, если хочешь добиться настоящего мастерства.
Программа операторских курсов Вадима Бузуева очень непроста. Вот лишь некоторые темы его лекций и занятий:
– Основы зрительного восприятия. Строение глаза. Роль движений глаз в процессе зрения. Зрительные иллюзии. «Золотое сечение»: теория, история.
– Композиционная драматургия. Фото композиция. Кинокомпозиция.
– Цвет. Длина волны и диапазон зрительного восприятия света и цвета. Теория цветового круга. Типы схем построения цвета. Цветовая температура.
– Операторская техника - тележка, кран, платформа, стэдикам, квадрокоптер, тросы...
Вадим Дмитриевич уже давно ответил на вопросы: почему стал оператором? Был ли выбор профессии осознанным?
Может, в далёком детстве он и не мечтал об этом, скорее так уж сложилось. Правда, в старших классах школы уже знал, что будет поступать на операторский факультет.
Для выбора этой профессии было много объективных причин. Увлекался фотографией, и так получилось, что фотография привела его в кино. Потом он приехал в Москву и поступил во ВГИК, а после его окончания очень повезло – сразу попал на «Мосфильм»...
По материалам Internet
Фото из Internet и из личного архива В.Д. Бузуева