Известный в СССР Гимн пионеров «Взвейтесь кострами синие ночи!» написал композитор Сергей Кайдан-Дёшкин, который несколько лет жил и работал в Прокопьевске

13 ноября 2023 

3 ноября 1972 года почти в забвении умер композитор Сергей Фёдорович Кайдан-Дёшкин, автор знаменитой некогда пионерской песни «Взвейтесь кострами, синие ночи!». Песня постоянно звучала из всех репродукторов страны, во всех школах, пионерлагерях, в походах и на турслётах. Но, как правило, без имени композитора.

Сергей Фёдорович родился 23 июня 1901 года в городе Вильно (ныне столица Литвы Вильнюс). Отец его Фёдор Иванович Дёшкин был канцелярским чиновником управления железных дорог. Мать Татьяна Александровна – домохозяйка.

Сергей окончил 7 классов 14-й Московской гимназии. В 1920 году принимал участие в организации первых пионерских отрядов в Москве. Был призван в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию в июне 1920 года и направлен во 2-ю Московскую артиллерийскую школу красных курсантов. В 1922 году демобилизовался и поступил в музыкальный техникум имени Рубинштейна.

В 1927-1930 годах Москве он обучался в знаменитой Гнесинке сразу по двум специальностям: композиции в классе М. Ф. Гнесиной и фортепиано в классе Е. Ф. Гнесиной. Выбыл из неё незадолго до государственных экзаменов.

Сергей Фёдорович начал творческую деятельность в театре кукол в Москве. С 1926 по 1930 годы писал музыку для этого и других детских театров.

Вот как он сам рассказывал о происхождении своей двойной фамилии Кайдан-Дёшкин: в детстве участвовал в скаутском движении, поэтому впоследствии пригласили заниматься пионерскими делами. Тогда же познакомился с будущей женой. Женившись, взял в качестве второй фамилии фамилию жены – Кайдан. Когда об этом узнала его мама, то заплакала: «Серёженька, ты знаешь, что такое по-украински «кайданы»? Это кандалы. Зачем же ты добровольно на себя кандалы надел? Почему же она не взяла твою фамилию?» А жене просто его фамилия показалась неблагозвучной. Через некоторое время они разошлись, а Сергей Фёдорович оставил себе двойную фамилию – в память о первой любви.

В 1957 году в журнале «Вожатый» опубликовали выдержки из записных книжек композитора. Там говорилось, что заказ на музыку для пионерского гимна ему поступил из ЦК РКСМ. В 1922 году к нему домой зашёл сотрудник Центрального комитета комсомола Николай Брюханов и предложил сочинить музыку к стихам Александра Жарова. Будущий гимн предлагалось написать чуть ли не за день. Требовалась зажигательная песня для «юных коммунистических скаутов», то есть для юных пионеров.

По словам самого Кайдан-Дёшкина, до «Взвейтесь кострами» песен он не сочинял. Это был дебют. И это уже само по себе странно. Почему заказ поступил именно к нему? Тем более что изначальная идея шла от самой жены Ульянова (Ленина) Надежды Крупской, а времени было дано всего две недели.

Интересно, что поэт А. Жаров первоначально сочинил слова пионерского гимна к музыке из оперы Гуно «Фауст». Там в первом действии есть сцена, когда солдаты идут по городу под марш. Именно на этот мотив и написал поэт слова «Взвейтесь кострами синие ночи» Но молодёжных функционеров не устроила эта музыка. Поэтому комсомольцу Дёшкину было поручено придать мелодии иной характер. Сергей Дёшкин там же, из оперы «Фауст», позаимствовал музыкальный ход для мелодии, по-своему обработал знаменитый марш, приспособив его для пионерского горна.

Это было первое произведение молодого композитора, но оно сразу же зазвучало по всей стране.

Арестованный 9 августа 1930 года по доносу, Сергей Дёшкин 5 января 1932 года был осуждён коллегией ОГПУ по статье 58-8, ч. 2, «как контрреволюционер, способный на террор и шпионаж», приговорён к 10 годам лишения свободы. Молодой композитор вначале был сослан  в Вятлаг, а в 1935 году его этапом привезли в Дудинку (Норильлаг). Работал на строительстве металлургического комбината.

Сохранившиеся письма С. Ф. Кайдан-Дёшкина, написанные из заключения, знакомят современников с условиями лагерной жизни. В письме к своей знакомой из Горной Шории 2 июля 1935 года Сергей Фёдорович писал:

«Я очень устал и стал очень дохлый. Что я делаю? На это я Вам не отвечу. Во всяком случае, то, что не имеет даже отдалённого отношения к искусству... Моё моральное состояние? Это жестокий вопрос, родная. Я больше года не касался клавишей, у меня нет здесь искренних друзей, я забыл, что есть на свете нежность, дружба, свобода. О, если б я знал, что я сделал, чтобы изведать такое немыслимое страдание... Учтите, что я потерял свою душу – искусство, что передо мною – глухая стена, которую никто не в состоянии пробить... За эти пять лет я прошёл все страдания Дантова ада... Поймите, что у меня нет своей жизни и мне не из чего её создать. Я совсем изнемогаю от горя и одиночества».

5 декабря 1935-го, находясь в ещё более тягостном состоянии, С. Ф. Кайдан-Дёшкин пишет:

«... Стряслась большая и, боюсь, непоправимая беда, меня отстранили от работы в оркестре, и я сейчас работаю в качестве чернорабочего на земляных работах. Мало того, что я лишён музыки, что совершенно морально убивает меня, кроме этого, Вы сами понимаете, что из меня не может получиться хороший землекоп, а это несёт за собою не совсем хорошие последствия. Я совсем упал духом, да и физические силы оставляют желать много лучшего... Здесь, правда, можно работать с оркестром в порядке общественной нагрузки, но я так физически устаю, что по приходе с работы ничего не могу делать».

В конце июля 1936 года Кайдан-Дёшкина с большой группой заключённых на пароходе «Спартак» переправили по Енисею за Полярный круг, в Дудинку. А затем был Норильлаг, куда композитору вместе с этапом пришлось добираться через тундру за 112 километров. Здесь из ящиков, досок, брёвен заключенные построили себе барак в шестом лагерном отделении. Он позднее вспоминал:

«Шли мы шесть суток по тундре, то есть, по бесконечному болоту, переходили реки с ледяной водой. Спали прямо на болоте. Под нами на глубине около метра – вечная мерзлота. Комаров – тучи. Пришёл в Норильск. Там, среди тундры, неожиданно выступает горная цепь, битком набитая никелем, углём, медью, – сообщал он в письме 2 июня 1937 года. – Я представился начальнику культотдела и был назначен руководителем духового оркестра».

«Я ни в чём не нуждаюсь, – писал он на волю. – Прошу только: 1. «Инструментовку для духового оркестра, 2. Инструментовку для симфонического оркестра, 3. Инструментовку для джаз-оркестра, 4. Теория музыки, 5. История музыки, 6. История и теория дирижёрского искусства. Эти книги мне жизненно необходимы. Их можно выслать наложенным платежом по адресу: г. Норильск Таймырского национального округа, Норильскстрой, V отдел, культбаза, для меня...».

О дальнейших годах заключения композитора рассказал в своих письмах в Великолукский архив и в бюллетене «Век XX и мир» (№ 7, 1989) бывший политзаключенный Виталий Николаевич Бабичев. Его жизненная судьба невольно пересеклась с судьбой Сергея Фёдоровича. После осуждения в 1937 году «врага народа» Бабичева направили отбывать срок на Север, в шестое лагерное отделение Норильлага. Здесь находилась и бригада музыкантов духового оркестра, руководимого Кайдан-Дёшкиным.

«С детско-юношеских лет я рос в музыкальной семье и сам играл на трубе, – вспоминал В. Н. Бабичев, – оркестру требовались трубачи, и Кайдан, узнав, что я играл на трубе, пригласил меня в клуб-барак и проверил мои музыкальные способности. В оркестре он был один политический, а все музыканты – бытовики (воры, бандиты, аферисты, мошенники и др.)… Оркестр обслуживал в первую очередь «вольняг», а главным образом НКВД.

Оркестр часто играл на увеселительных вечерах работников НКВД, танцах, похоронах «вольняг», торжественных праздниках комбината и других мероприятиях. Все музыканты, так называемые друзья народа, были расконвоированы и ходили по пропускам. Кроме Кайдана и меня. На каждый выход из зоны к нам двоим приставляли конвоира...

Однажды ночью в барак пришёл вооруженный НКВедист, поднял с нар С. Ф. Кайдана и вместе с вещами увёл с собой. Позже музыканты разведали, что Сергея Фёдоровича отправили во второй Норильск, где заключённых, случалось, и расстреливали. На следующий день было важное мероприятие НКВД и неотложно нужен был оркестр…».

Вскоре композитору пришлось пережить ещё один удар. В Дудинском порту он встретил в числе прибывших по этапу заключённых своего родного брата Георгия, поэта-эсперантиста. А позднее узнал, что третий его брат Леонид был расстрелян в 1938 году.

Освобождён Сергей Фёдорович был из-под стражи ровно через десять лет после ареста – 9 августа 1940 года. Формально он был уже на свободе, но многих прав всё ещё лишён. Постановлением Особого совещания при НКВД СССР от 17 марта 1945 года с него была снята судимость.

Сергей Фёдорович уехал в Игарку, где стал работать музыкальным руководителем Заполярного театра (Норильского драматического театра и преподавать в педагогическом училище народов Севера (1943-1944). Написал «Песнь о Норильске». За этот гимн и ещё три песни на стихи Владимира Фролова авторы кроме благодарности начальника Норильского комбината получили денежную премию.

В «Песне о Норильске» есть слова: «Норильск родной, всегда с тобой!». А песню «Енисей» Кайдан-Дёшкина и сейчас можно услышать в чудом сохранившемся фильме «Гигант Заполярья», снятом в самом конце войны Новосибирской киностудией.

Затем он был заведующим музыкальной частью и композитором Красноярского драматического театра, преподавателем Красноярского музыкального училища имени 20-летия Ленинского комсомола (1944-1949).

В 1949 году, прибыв в столицу Тувинской АССР город Кызыл, Сергей Фёдорович погрузился в изучение тувинского фольклора, создал музыку к национальному эпосу «Шестьдесят богатырей», к опере «Саин». Написал для хора и оркестра «Марш тувинского комсомола». Организовал музыкальный лекторий, заведовал музыкальной частью Тувинского драматического театра, преподавал в Национальном педагогическом училище (1949-1956).

***

Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда СССР от 29 ноября 1956 года постановление коллегии ОГПУ от 5 января 1932 года в отношении С. Ф. Кайдан-Дёшкина было отменено за недоказанностью обвинения, и он полностью реабилитирован.

После освобождения Сергей Фёдорович работал в Красноярском краевом музыкальном училище, преподавал в Кызылском педагогическом и Новосибирском музыкальном училищах и детской музыкальной школе города Прокопьевска Кемеровской области, оказывая при этом бескорыстную помощь коллективам художественной самодеятельности.

О прокопьевском периоде его жизни (1956-1959) надо рассказать подробнее.

В театральном сезоне 1957-1958 годов Прокопьевского драматического театра прокопчане увидели лирическую комедию «Дальняя дорога» по пьесе Алексея Арбузова о комсомольцах-метростроевцах. В комедии была занята театральная молодёжь: Г. Чунарева, Г. Кузнецова, Л. Сазонова, Р. Столбинина, Г. Грибанова, Г. Стругач, Ф. Столбинин, Н. Лузгинов. Музыкальное оформление вёл преподаватель детской музыкальной школы по классу фортепиано С. Ф. Кайдан-Дёшкин.

Весной 1959 года состоялся первый городской конкурс на лучшую песню о Прокопьевске. Итоги подводил концерт 31 мая 1959 года на сцене ДК имени Артёма. Шесть раз на этом концерте звучала авторская музыка Сергея Фёдоровича! Причем пять раз – в исполнении автора.

Нетрудно догадаться, в каком ведомстве состоял на учёте Сергей Фёдорович Кайдан-Дёшкин. Во всяком случае, в Прокопьевской музыкальной школе нет ни личного дела композитора, ни учётной карточки. Но каким-то чудом сохранились минимум два подлинных автографа композитора – он собственноручно удостоверял своё ознакомление с приказами директора школы – человека, видимо, весьма гуманного.

Вот приказ № 67 от 15 октября 1957 года: «Несмотря на неоднократные устные предупреждения, С. Ф. Кайдан 12.Х.1957 г. вышел на работу в нетрезвом виде. Объявлен выговор».

Вообще-то, 12 октября 1957 года по календарю – субботний день. И где-то даже банный. А нагрузка была у Сергея Фёдоровича, как говорится, будь здоров! В сентябре 38,5 часов в неделю – занятия с младшими детьми и 14 часов – со старшими.

***

В 1959 году С. Ф. Кайдан-Дёшкин переезжает в Великие Луки Псковской области, где работает заведующим музыкальной частью драматического театра. Им была написана музыка ко многим спектаклям, сыгранным на сцене Великолукского драмтеатра, среди которых спектакли «Человек с ружьём» «Кремлёвские куранты», «Интервенция» и другим. Был и концертмейстером балета. И если полистать старые театральные программки, то там он упоминается по-разному. В великолукском спектакле «Сын века» в программке напечатано: «Музыкальное оформление: С. Ф. Кайдан». В «Случайных встречах» сказано: «Оркестр под управлением композитора С. Ф. Кайдан-Дёшкина».

В 1960 году его приняли в члены Союза композиторов СССР. Сергей Фёдорович был делегатом двух всесоюзных съездов композиторов СССР.

В 1967-м в Ленинградском издательстве «Музыка» 7-тысячным тиражом вышел сборник «Лёгкие пьесы для фортепиано», ноты: мазурка, «кукольный вальс», колыбельная, гавот, «канатная плясунья» и «задушевный вальс».

Среди наиболее известных произведений композитора также: «Легенда о Горной Шории» для духового оркестра» (1934); 6 маршей; для квинтета 5 эскизов (1926); для фортепиано 24 прелюдии (1939); «Задушевный вальс» (1946); для голоса и фортепиано романсы на стихи русских поэтов, в том числе на стихи Пушкина, Лермонтова, Блока; песни «Девушка в шинели» (слова А. Суркова), «Дорожка» (слова А. Гришельца); музыка к драматическим спектаклям «Отелло» и «Укрощение строптивой» В. Шекспира, «Стакан воды» Э. Скриба. Для разных театров страны композитор написал музыку к шестидесяти спектаклям.

Песню «Огни Великих Лук», которую исполняла Валентина Толкунова, написал тоже он на стихи поэта Александра Горюнова: «Горят, сверкают за окном // Огни Великих Лук...// Друзья, давайте вечерком // Сойдёмся в тесный круг, //Припомним год сорок второй...».

Период его работы в Великолукском театре в 1962 году завершился. Но не завершена была жизнь в Великих Луках. Он останется там жить и работать, в частности, в Доме пионеров.

Он сочинял не только музыку, но и стихи. Если считать, что они были искренними, то убийственная лагерная жизнь не вытравила в нём революционные идеи:

Я помню Норильскую тундру

И призрак свободы вдали,

Мы смерти кричали: «Полундра!»

И гордо на подвиги шли.

Впрочем, были у него и такие строки: «Я живу, как забитая кляча, // нет в конюшне моей жеребят. // И никто обо мне не заплачет, // если черти возьмут меня в ад...».

1967 год был для композитора особенным: состоялась его поездка в «Артек», куда его пригласили как автора «Взвейтесь кострами!».

Всю жизнь единственным богатством Сергея Фёдоровича был рояль, на нём он давал частные уроки, время от времени его приглашали выступить на концертах как автора.

Умер и похоронен он в городе Великие Луки.  

Лишь в 1991 году, к 90-летию со дня рождения композитора, была установлена памятная доска на здании Дома пионеров в Великих Луках, где до сих пор хорошо помнят этого эрудированного, скромного и добросердечного человека.

Надпись на памятной доске объединила два основных места его работы в Великих Луках: «С 1959 по 1972 год в Драматическом театре и Доме пионеров и школьников работал композитор Сергей Фёдорович Кайдан-Дёшкин».

 

Взвейтесь кострами!

Музыка: С. Дёшкина, слова: А. Жарова

Взвейтесь кострами, синие ночи!

Мы пионеры – дети рабочих.

Близится эра светлых годов.

Клич пионера: «Всегда будь готов!»

 

Радостным шагом с песней весёлой

Мы выступаем за комсомолом.

Близится эра светлых годов.

Клич пионера: «Всегда будь готов!».

 

Грянем мы дружно песнь удалую

За пионеров семью мировую,

Будем примером борьбы и трудов.

Клич пионера: «Всегда будь готов!»

 

Мы поднимаем алое знамя.

Дети рабочих, смело за нами!

Близится эра светлых годов.

Клич пионера: «Всегда будь готов!»

***

Позднее Сергей Фёдорович с гордостью написал о песне, ставшей его визитной карточкой:

Я никогда не думал, создавая

Тебя, старушка, сорок лет назад,

Что в сорок лет ты будешь молодая

И будут петь тебя, не забывая,

Четыре поколения ребят.

В 2022 году песне исполнился век.

По материалам Internet

Архив новостей