Как Цесаревич Николай в Мариинске был

07 апреля 2025 

Мариинск – единственный город Кузбасса, принимавший 3-4 июля 1891 года будущего императора Николая II. Будучи цесаревичем, наследник престола останавливался в городе на ночлег по возвращении из морского путешествия на Восток.

Ночевал цесаревич в подготовленной квартире уездного мужского училища. Кругосветное путешествие цесаревича Николая подробно описано в трёхтомном издании «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича. 1890-1891», подготовленном дипломатом, публицистом, переводчиком князем Эспером Ухтомским, находившимся в составе свиты его Императорского Высочества.

В третьем томе, посвящённом путешествию по Дальнему Востоку и Сибири, есть расписание проезда Высочайшего Гостя через Мариинск.

Вот как описывает его Э. Ухтомский.

«3 июля в 7 ½ часов утра Государь Наследник Цесаревич изволил выехать из города Ачинска, а в 9 ½ часов въехать в пределы Томской губернии. Прибыв на первую почтовую станцию этой губернии, в селе Краснореченском, Его Императорское Высочество вошёл в местный храм Св. Михаила Архангела и отстоял краткий молебен.

В 12 ½ часов Его Высочество прибыл в село Большой Косуль, где, в особо для сего устроенном шатре, был сервирован завтрак; в 4 часа, в селе Тяжине Наследник Цесаревич пил чай, а в 8 часов вечера состоялся приезд в г. Мариинск.

Бывший Каинский окружный начальник (Томской губернии), А. Д. Ляпустин, командированный во время Августейшаго проезда в западную часть Мариинского округа, любезно прислал автору сочинения «На Восток» свои воспоминания о знаменательных днях ожидания и встречи:

«С половины июня и вплоть до 1 июля, почти непрерывно шёл дождь, который размывал тракт и тем усложнял приготовления. Хотя это ненастье тревожило всех, но нисколько не обескураживало крестьян, напротив вызывая во всех двойную энергию на борьбу с природою.

Крестьяне говорили, что «нужно во чтобы то ни стало сделать всё хорошо, а то что же выйдет: ждём Великаго Гостя и не справимся, это будет уже стыдобушка, ведь когда мы и простых гостей ждём к себе, так и то во избе подметём и вымоем пол, а тут то сам Бог велит!»

Когда стали выбираться самые лучшие почтовые ямщики, по станциям для экипажа Его Высочества, то немало было затруднений – кому отдать предпочтение: на каждой станции почтовая гоньба отбывалась на артельных началах, вследствие чего было по несколько самостоятельных хозяев и ямщиков, и каждый из них хотел непременно быть первым ямщиком и везти Его Высочество. Наконец, ямщики были выбраны.

Только что выборы эти окончились и началась выездка лошадей, как один из ямщиков Подъельничной станции, не попавший в ямщики под № 1, еврей Лейзеров, человек почтенный, и которому страшно хотелось быть почётным ямщиком, заявил мне, что он купит нарочно пятёрку особых красивых лошадей, лишь бы ему дозволено было провезти Его Высочество и что он провезёт Его всю станцию, без всякой перепряжки (между Подъельничной и Бирикульской станциями назначена была, на половине пути, подстава).

Так как списки назначенным ямщикам были посланы уже мною, для сведения начальнику губернии, и изменений более не хотелось делать, то я отклонил его ходатайство. Спустя пять дней Лейзеров заявляет, что он съездил на прииски и купил за 1000 рублей пять серых лошадей и просил посмотреть их, причём предложил, для опыта, проездку на них.

По осмотре и испытании все лошади оказались действительно прекрасными и сильными. Затем, после проездки, Лейзеров сделал ещё один сюрприз, который совсем подкупил меня в пользу допущения его в ямщики под № 1. Оказывается, что для всех пяти лошадей у него куплена была новая, красивая сбруя, с серебряными насечками и набором, а также и дуга с двумя серебряными колокольчиками.

Когда после этого, я заметил ему, что начальник губернии может и не разрешить ему везти первый экипаж, и что, таким образом, сделанная им покупка окажется напрасною, Лейзеров ответил, что «если Бог не допустит провезти Его Высочество, то он оставит лошадей и сбрую по крайней мере на память себе и детям и назовет их «Царскими», так как он всё-таки предназначал их для Наследника Цесаревича».

Г. Ляпустину пришлось быть однажды свидетелем следующей сцены: назначенный к экипажу Его Высочества ямщик, ходя около своих лошадей и гладя их, приговаривал: «Ну, сивки, не осрамите меня; ведь вы, глупыя, должны чувствовать, Кого повезёте-то; смотрите, если только чуточку проштрафитесь, тогда знайте, что сбуду вас сейчас же татарину Абдулке, он сдерет с вас кожу».

Дня за четыре до ожиданного проезда Его Высочества, т. е. 29 июня, в Петров день, крестьяне, собравшись в кучки около почтовой станции, толковали о немногих делах, оставшихся ещё до проезда Дорогого Гостя и озабоченно высказывали опасение – как бы стоящее в то время ненастье не напортило всё – и дорогу и другие приготовления; тогда некоторые старики сказали: «Не нужно малодушничать, Бог-то на что?! Да и дождь то посылается от Бога; пойдём-ка лучше попросим священника отслужить в церкви молебен о том, чтобы встретить и проводить Царевича благополучно».

По счастливому совпадению, ненастье, на другой день, 30 июня, к вечеру, остановилось, и погода стала исправляться, так что вздохнули с облегчением и отнесли это к особой милости Божией.

«Наконец долго ожидаемый и желанный приезд Государя Наследника Цесаревича в г. Мариинск наступил 3 июля. Ещё с утра того дня, извещённый заранее телеграммою о времени прибытия Его Высочества, я прибыл туда для содействия заведывавшему этим городом временно горному исправнику Перегонцу, а затем и для сопровождения Его Высочества от Мариинска до границы Томского округа. В Мариинске я встретил уже всё и всех готовыми к встрече Его Высочества.

Масса народа, как из местных жителей, так и крестьян окольных селений, собравшихся сюда, с утра суетливо сновали по улицам в праздничной одежде. Около квартиры, которая предназначена была здесь для ночлега Его Высочества и около перевоза чрез реку Кию, где должен был высадиться в городе Дорогой Гость, и где устроены были для встречи Его богато убранная цветами, зеленью и флагами, арка...

Источник: газета «Вперёд» г. Мариинск, № 7 (11978), 23 февраля 2023. С. 6.

 

Наследник престола в Мариинске

В октябре 1890 года с целью получения новых знаний в области дипломатии, а также для того, чтобы посмотреть мир, наследник престола Николай Александрович отправился в путешествие на Восток.

Морской круиз проходил по Средиземному морю, через Суэцкий канал и далее в Индию и Японию. Именно в Японии на Николая II было совершено покушение, после чего он стал недружелюбно относиться к японцам. В российскую столицу наследник престола возвращался сухопутным путем через всю Сибирь.

Мариинские власти были заранее извещены о том, что Николай Александрович будет проезжать через их город. В мае 1891 года состоялось специальное заседание Мариинской городской думы, на котором рассматривался вопрос о подготовке встречи цесаревича. Прежде всего, было решено навести порядок на улицах и площадях. Сделать это было поручено городской управе. Очень важным являлся вопрос о переправе наследника через реку Кию. Моста в городе тогда не было, все перевозки осуществлялись на пароме. Ответственность за подготовку парома, его снаряжение и украшение поручили известному купцу Ивану Трифоновичу Савельеву, который был городским головой.

Недалеко от переправы была построена специальная арка. Она имела простую конструкцию: четыре нетолстых столба были зарыты в землю и обшиты тесом. Сверху столбы соединялись аркой. Под этой аркой должен был проехать наследник. Арка и помост были украшены: арка увита цветами и зеленью, помост весь застлан коврами; мелькали государственные флаги.

Будущий царь выехал из города Ачинска в половине восьмого утра. Известно было, что в Мариинске ждать его нужно лишь к вечеру и что он заночует в Мариинске. Под ночлег определена была квартира в здании уездного училища.

Весь день постоянно прискакивали гонцы-информаторы. В половине первого в селе Большой Косуль ожидаемый высокий гость в специально устроенном шатре завтракал, в 4 часа в Тяжине пил чай. Согласно полученной из Боготола телеграмме, ожидать прибытия государя наследника нужно было не ранее восьми вечера.

В девятом часу прискакал нарочный, объявил, что государь наследник цесаревич выехал с последней станции. Прибыли вслед за нарочным начальник губернского жандармского управления вместе с мариинским исправником Новогонским. Теперь-то уж ясно было: высокий гость появится с минуты на минуту.

3 июля 1891 года ровно в 9 часов 15 минут на противоположной стороне реки по тракту показались быстро мчавшиеся экипажи.

Баркас, устроенный специально для перевоза Его Высочества через реку, стоял уже у того берега вместе с гребцами (из местных купцов), одетыми в богатые русские костюмы.

Как только баркас достиг половины реки, все воспитанники и воспитанницы (учащиеся прогимназии и училищ) запели народный гимн, который подхватили все стоявшие рядом, а затем раздались заглушившие все крики «ура» многотысячной толпы.

Его Высочество поднимался по помосту. На середине площадки городская депутация встретила его с хлебом и солью: затем сейчас же поднесли хлеб и соль на серебряных блюдах и депутации от волостей, которым Его Высочество, принимая хлеб и соль, изволил сказать: «Спасибо, передайте мою благодарность всем крестьянам».

После этого Его Высочество в одной коляске с начальником губернии и в сопровождении свиты направился в собор св. Чудотворца Николая, где, встреченный у входа городским духовенством со св. Крестом и хоругвями, выслушал краткое молебствие.

Пока был ужин, и Его Высочество не лег спать в 12 часов ночи квартиру окружал народ, почти несмолкаемо кричавший «ура».

Его Высочество утром выходил на балкон и кланялся народу. Ровно в семь часов утра последовал отъезд в Томск.

Его Высочество утром выходил на балкон и кланялся народу. Ровно в семь часов последовал отъезд в Томск».

Вот, собственно, и всё, что связано с длившимся лишь около десяти часов пребыванием государя наследника цесаревича в Мариинске по пути из Владивостока в Петербург.

Валерий Привалихин,

писатель

***

Недолгое пребывание цесаревича Николая Александровича оставило большой след в памяти жителей города. В сентябре 1891 года с инициативой увековечения памяти пребывания на Мариинской земле наследника престола выступила церковь. Протоиерей Гаврила Вишняков обратился в городскую думу с предложением «в память посещения Его Императорского Высочества Великого Князя и наследника Цесаревича Николая Александровича города Мариинска и Николаевского собора» ежегодно совершать в местном соборе 3 июля торжественную литургию и молебен о здравии и благоденствии всего августейшего царствующего дома».

На очередном заседании городской думы 6 октября 1891 года было рассмотрено это предложение. Трудно было ожидать от членов думы отрицательного заключения. Они не просто согласились с предложениями священника, но и объявили о том, что день 3 июля считается «свободным от учения учеников городского училища и учениц женского приходского училища».

Мариинцы очень гордились аркой, построенной специально к приезду высокого гостя, ведь Мариинск – это единственный город Кузбасса, который посетил последний российский царь Николай II. Эта арка в народе была названа «Царскими воротами».

Источник: https://ok.ru/profile/574624822429/statuses/156443854099357

Архив новостей