Клишин Анатолий Владимирович: журналист и учитель

17 апреля 2013 

1. «ПАПА КЛИШИН», - НАЗЫВАЛИ ЕГО СТУДЕНТЫ

Две записи из его трудовой книжки: 17.08.1992г. - принят старшим преподавателем на кафедру журналистики и русской литературы ХХ века; 09.08.2010г.  - исключён из числа работников в связи со смертью. Между этими датами – жизнь, отданная обучению журналистов. Для 349 выпускников отделения журналистики университета Анатолий Владимирович был первым, кто встречал их, ещё абитуриентов, на творческом экзамене, и из его рук они получали дипломы пять лет спустя.  

А начиналось всё здесь же, на филфаке, в 1975, когда студент Толя Клишин выбрал специализацию «журналистика», только что открывшуюся на факультете благодаря подвижничеству известного в Кузбассе журналиста Ю.С. Котлярова. А уже в 1984 Клишин стал редактором юргинской городской газеты, самым молодым в области. Стремление постичь профессию до самых глубин привело его на отделение журналистики Новосибирской высшей партийной школы – единственного тогда  центра повышения квалификации для журналистов  Сибири. 

О преподавательском поприще и не задумывался. Поэтому предложение остаться в этой же школе преподавателем было неожиданным. Новое дело требовало новых знаний. Анатолий Владимирович поступает в аспирантуру Российской академии управления (Москва). 

И вновь неожиданный поворот в судьбе: в 1992 году Анатолий Владимирович, защитив диссертацию, возвращается на родной факультет, не будучи в силах отказаться от приглашения глубоко уважаемого им учителя – Ю.С. Котлярова. Возвращается, чтобы возглавить только что созданное отделение журналистики.

Первый набор студентов-журналистов состоялся в переломном 1991 году. Таким образом, осенью 1992 года было уже два курса студентов и… один преподаватель специальных дисциплин да несколько идеологически устаревших учебников.

Нужно было обладать недюжинными  организаторскими способностями для того, чтобы вести  обучение в таких условиях, практически с нуля создавать методическую базу, готовить учебные планы и программы. И это не было формальной «бумажной» работой. Анатолий Владимирович ко всему, за что брался, подходил творчески, заинтересованно, с полной отдачей. Репутация отделения журналистики с самого начала была для него превыше всего. Понятие «успешный менеджмент» тогда не было в ходу, но именно так следует определить деятельность Анатолия Владимировича по созданию качественной системы подготовки студентов по специальности «журналистика».

Он понимал, что глубина знаний студентов зависит от уровня преподавания, от того, как молодая кафедра справится с чтением новых курсов. Он сам читал лекционные курсы по всем профессиональным дисциплинам: «Основы журналистики», «Новостная журналистика», «Аналитическая журналистика», «Основы творческой деятельности»; привлекал профессионалов-журналистов, искал новых преподавателей. Себе он всегда оставлял самую тр
удную, ответственную работу - такую, как семинар дипломников. Услышать, вникнуть, разобраться в любой проблеме, сделать важные замечания, увидеть нужные повороты – всем этим отличался преподаватель, руководитель А.В. Клишин.

В 1994 году коллеги  избирают Анатолия Владимировича заведующим кафедрой. И он до последнего дня был достоин оказанного доверия, оставаясь единодушно признанным лидером, любимым руководителем. На кафедре порой звучала фраза: «Анатолий Владимирович, мы за Вами, как за каменной стеной». Это не были пустые слова или слова лести. С ним мы, действительно, ощущали себя надёжно прикрытыми от всех житейских и производственных бурь. С ним существовал на кафедре особый микроклимат, в котором совмещались уважительно-деловые отношения с семейно-дружескими. Анатолий Владимирович умел собирать вокруг себя людей добросовестных и ответственных, болеющих душой за факультет. Это был человек, для которого понятия «честь» и «совесть» не были пустым звуком. Будучи глубоко порядочным, он был убеждён, что это и есть норма жизни, и наивно удивлялся, что для кого-то это не так.  В нём было «самостоянье человека», был тот необходимый нравственный стержень, который позволяет человеку остаться человеком в самые трудные времена.

 

…Студенты первого набора переходили с курса на курс, и для них, как  и для кафедры, всё было впервые – практика, научная работа, программа госэкзамена, дипломирование. Все  новые формы  нужно было продумать и организовать, и это было сделано настолько качественно и перспективно с точки зрения стратегии, что позволило построить на созданном прочном фундаменте всю систему обучения. Причём система не была застывшей, неизменной. Почивать на лаврах – это было не в характере Анатолия Владимировича. Была открыта вторая специализация – «Телевидение», что потребовало оборудования телецентра. За казённой фразой «создание материально-технической базы» стоят конкретные дела конкретного человека: от поиска средств, переговоров с влиятельными людьми до сборки мебели своими руками. Воистину, он умел всё.

Анатолий Владимирович никогда не порывал с практической журналистикой. Его мнение было авторитетным и для начинающих репортёров, и для умудрённых опытом редакторов. Он был постоянным участником жюри всех областных профессиональных конкурсов. Участником неравнодушным, заинтересованным в развитии кузбасской журналистики. Именно поэтому было организовано обучение на отделении журналистов-практиков, не имеющих профессионального образования.

Студенты, выпускники были ЕГО СЕМЬЁЙ. Он стремился научить их тому, что умел и знал сам. Профессионал готовил профессионалов. Не случайно наши дипломные работы признавались лучшими на  всероссийских конкурсах; среди студентов и выпускников отделения – три победителя Всероссийской олимпиады по журналистике, лауреаты национальных конкурсов «Тэфи», «Радиомания», областных конкурсов «Золотое перо», «ТВ-престиж». Он гордился их успехами, радовался их победам. Он ЛЮБИЛ их. И они платили ему тем же.

Последние два года жизни Анатолий Владимирович боролся с тяжёлой болезнью. Чего это ему стоило, можно только догадываться. Многие долго не знали о том, что он болен, а знавших поражало его мужество, сила воли и ответственность. Он ни на кого не перекладывал свои обязанности, продолжал читать лекции, руководить дипломными работами. Факультет под его руководством успешно прошёл аттестацию и аккредитацию, была открыта магистратура,  одержана очередная победа на всероссийской олимпиаде по журналистике… В конце июня 2010 года Папа Клишин вручил дипломы очередным своим выпускникам.  Жить оставалось всего полтора месяца.

…В последнюю минуту прощания с ним хлынул дождь. Или это были слёзы горя его коллег, студентов, выпускников, которые почти полным составом пришли проститься с любимым Учителем.

Кафедра журналистики Кемеровского университета осиротела. Но человек жив до тех пор, пока мы помним о нём и любим его всей душой. Поэтому для нас всегда будет жить наш  Анатолий Владимирович. Жить в наших мыслях, в наших делах, в заложенных им традициях.

2. ОТ ПРЕВОГО ЛИЦА: СЛОВО УЧИТЕЛЯ

3 декабря 2009 года:

Преподавателям я бы, конечно, пожелал удовлетворения от своей работы. Причём не только морального, но желательно ещё и материального. Факультету в целом – прежде всего достойно, без потерь пережить эту нынешнюю эпоху реформирования.

25 июня 2010 года:

Если отбросить всю шелуху, и вы со временем это поймёте, то вообще в жизни человека есть три, на мой взгляд, принципиальные, главные вещи: это семья, работа и здоровье.

Я очень хочу пожелать вам, чтобы у всех вас были крепкие любящие семьи, где бы вы всегда находили поддержку, опору, взаимопонимание.

Я хочу, чтобы на работе у вас дела складывались только благополучно. Тем более, что работа у вас ответственная: и журналисты, и филологи работают не с каким-то абстрактным материалом – они работают с человеческой душой. Поэтому ваша работа очень важная, выполняйте её честно и добросовестно.        

И я очень хочу, чтобы у вас было крепкое, замечательное здоровье, которого хватило бы на воплощение всех ваших планов, устремлений и надежд.

А.В. Клишин

3. СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ

Таких больше не делают…

Степан Дубков

ххх

Настоящий Папа. Болел за каждого из нас, где-то был строгим, но всё равно - бесконечно добрым и заботливым. Он нас любил как своих детей. Каждый выпуск. Радовался нашим успехам. Мы же всегда рядом были - висели на стенах его кабинета. Каждую фотографию в рамку прятал и вешал красиво, рядом с остальными.

А ещё он был очень уютным. Когда сидел в своем маленьком кабинетике, за столом, улыбался в усы и говорил, что мы солнышки. И если в чём-то недотягивала в учёбе, это "солнышко" прямо резало по сердцу, было стыдно, хотелось быстрее нестись, делать, исправлять, работать. Он лучезарно улыбался, но то, что он очень добрый, мы поняли только ко второму курсу: старшекурсники старательно поддерживали миф о "великом и ужасном". Я помню, как он читал лекции, равномерно вышагивая от окна к двери и обратно. Как любил иногда, обозначая тему, повторить пару раз последнее слово. А голос-то какой! Я только потом, работая уже на радио, записала как-то Анатолия Владимировича на микрофон и поразилась его низкому, бархатному тембру. Он всегда останется в моей памяти живым, весёлым, любимым преподавателем, нашим Папой Клишиным, как мы его называли.

Марина Белявцева

ххх

Мы не всегда общий язык находили, но он был настоящим мужиком... Несмотря на все свои трудности, занимался делом, не ссылаясь ни на какие личные проблемы. А советы, которые он мне давал, пригодились не только в учёбе, но и в жизни.

Владислав Петров

ххх

Первый набор на отделение журналистики КемГУ состоялся в 1991 году. Абитуриентов было около 40, поступило 23 человека. Каждый по-своему - яркая, интересная личность. Однако ко второму курсу нас осталось  в два раза меньше. Почему? Во многом из-за непродуманности учебного процесса. Нам безо всякой логики включили в учебный план  максимум филологических дисциплин и немного – от журналистики. Поэтому часть ребят просто разочаровались в выбранной профессии (решив, что филолог и журналист мало чем отличаются) и покинули вуз.

К счастью, со второго курса, когда на кафедру пришел Анатолий Владимирович, ситуация резко изменилась – в самую лучшую сторону. Просто и ненавязчиво, и своим примером, и привлекая известных журналистов и новых преподавателей, он заново вдохнул в нас энтузиазм, заинтересованность в учёбе, с которыми мы сдавали вступительные экзамены и которые изрядно поугасли за время обучения на первом курсе. Анатолий Владимирович вёл каждого студента, стараясь каждому уделить максимум внимания, усилий, чтобы человек дошёл до окончания университета, чтобы получил не просто образование «для галочки», а действительно знания и квалификацию.

Жанна Чернова

ххх

Он был достаточно строг с нами и справедлив в то же время. Мы его очень уважали. Это идеальный преподаватель, каких лично я в своей жизни встречала мало. Таким может стать только человек с большой буквы.

Ксения Королёва

ххх

"Ну, помучились-помучились, зато попали на самый классный факультет", - примерно такая весёлая фраза прозвучала от него на зачислении группы Л-035. Услышав этот дружеский тон, мой папка тогда вздохнул с облегчением - чадо попало в добрые руки на пять лет. А потом, уже при выпуске, когда Анатолий Владимирович выяснял наши планы на будущее и услышал, что собираюсь следовать за мужем-офицером, с широкой улыбкой поддержал благородные намерения: "Будешь современной декабристкой!" Услышав же место нашего назначения - его доуниверситетскую Юргу, опять же  с улыбкой отметил: "Не самое худшее место в мире".

Альмира Хабибулина

ххх

И в копилку цитат от Анатолия Владимировича:

"Смотрите! У многих "Первый снег" плавно переходит в последнюю осень". По-моему, лучше не скажешь.

"Человек должен сам добывать себе пищу. В том числе и духовную".

"Надоело жить благополучно и красиво? Умные вывод из разговора сделают, а другим здесь делать нечего". (Это мы тогда всей группой что-то начудили. Кажется, пару какую-то сорвали, Анатолий Владимирович был очень нами недоволен).

Ксения Сидорова

ххх

Я была последней поступившей  в нашей группе второго высшего. Когда началось обучение уму-разуму, я  сильно пожалела  о том, что учусь на заочном, а не на дневном.  Насколько более многогранным могло бы быть общение с преподавателями! С тех пор я считаю, что у меня одно высшее образование - то, которое я получила благодаря Клишину. Ведь он и правда был даже для нас, взрослых, папой. Истинно повезло тем, кто имел счастье общаться с ним больше, делиться, советоваться, просить подсказок...  Мы урвали лишь толику этого. Тем не менее, знания пригождаются ежедневно. А посему, сколь бы банально это ни звучало, Анатолий Владимирович живёт в каждом из нас, на какую бы стезю этой специальности нас не занесло.

Юлия Голубева

ххх

Я благодарна Анатолию Владимировичу за то, что он не отчислил меня на зимней. Я боялась идти к нему в кабинет, как на Голгофу поднималась по лестнице в деканат. А он просто спокойно поговорил и объяснил. И взял слово, что не повторится такого.

Екатерина Салтыкова

ххх

Наверное, вся группа Л-995 помнит орнитологическую историю, после которой  мы все смеялись-веселились… В общем, зимой была установлена кормушка для птиц, за которой Анатолий Владимирович регулярно наблюдал. Рассказывал про синичек-воробьёв он вдохновенно, «играл лицом и голосом»: «А потом большой и весь красный такой снегирь ка-а-ак прыгнет! Всех распугал, все зёрнышки ему достались!» 

Елена Дрёмина

ххх

Помню первый курс, лекцию у Анатолия Владимировича в 206 аудитории. Я сидела на первой парте, что-то мы  напряжённо записывали, и в самый неподходящий момент у меня падает ручка, громко ещё так стучит об пол и катится к стенке. Я с ужасом понимаю, что мне нужно что-то важное  обязательно пометить, а писать нечем. И тут Анатолий Владимирович, не прерывая лекции, встаёт из-за стола, поднимает мою ручку и тихонечко кладёт мне на тетрадь.  Это даже восторгом нельзя назвать. Весь день всем рассказывала, что САМ мою ручку поднял.

Ксения Климкина

ххх

Я прекрасно помню свои ощущения, с которыми приходила к нему на пары - такое предвкушение. Предвкушение интересного общения, общения на равных, общения с компетентным, интересным человеком – человеком, которому ты по-настоящему не безразличен.  Неравнодушие - это такая редкость.

Татьяна Долгопол

ххх

…Почему нас всех так задела его смерть? И, вроде, это - не горе, но это - ПОТЕРЯ. И поняла – он нас воспитывал. Он не просто был завкафедрой и самый главный препод журналистов, он был наставник, и кодовая кличка у него была «папа Клишин». Он был неравнодушный,   ему было не всё равно. Всё не всё равно. Уже когда я закончила универ, осталась работать на кафедре и вела за ним семинары, он не переставал меня воспитывать… И учил, как надо воспитывать их, первокурсников. А они приходили к нам на экзамены зелёные от ужаса, а потом те, кому не удалось сесть отвечать мне, говорили: «А Клишин-то прикольно принимает!»

Евгения Кутузова

ххх

Года три назад пришла в университет к Анатолию Владимировичу по делу. Мы тогда уже несколько лет не виделись. Налил чаю, выслушал и сразу же выполнил мою просьбу. Честно говоря, я к тому времени уже отвыкла от того, что люди могут просто так помочь. Вроде бы ничего особенного в этой встрече не было, а чувство такое, как будто к родственникам в гости пришла…

Екатерина Саломахина

ххх

Хотел отчислить меня аж три раза... Но именно он в своё время спас меня от тех, кому пофиг, как вербовать к себе людей... Он тогда сказал мне: "Ни на что не соглашайся, сделай так, как я говорю, потом не пожалеешь". Я не пожалел. Все было давно... Если честно, только его взгляд перед глазами. Настоящий, человеческий, понимающий, мудрый.

Остап Григорьянц

ххх

Он действительно так просто и искренне к нам относился, без всякого пафоса и позы! Несмотря на высокую должность и своё положение. Его пример побуждает честно работать, не хитрить, не лицемерить, не предавать. И ведь жизненный пример – это лучшее воспитание…

Мария Галаганова

ххх

Как-то, спустя 5-6 лет после окончания университета, я встретила Анатолия Владимировича на улице. Он обрадовался мне как родному человеку и, назвав по имени, спросил про дела. Честно признаюсь, была потрясена тем, что он помнил, как меня зовут! Во время учёбы в любимчиках не ходила, отношения с преподавателями имела нейтральные.

Оксана Циммерман

ххх

Его интересовала политическая журналистика, и он разбирался во всех её тонкостях. Но больше всего он разбирался в людях, особенно молодых. Это главная черта педагога. Студентов он считалсвоими детьми, и они отвечали ему любовью и уважением. Нет, он не умер. Просто вышел на минутку. Сейчас зайдёт в аудиторию, прищурится, подёрнет уголками рта и расскажет то, что навсегда застолбится в памяти. И прежде всего, он сам.

Сергей Брызгалов

ххх

Сейчас еду в автобусе по трассе, смотрю на небо, а там... там нет солнышка. Как нет и человека, который так любил это слово,  да и само солнце, наверное, тоже. Остались только солнышки. И эти солнышки всё то время, пока будут светить, его не забудут!

Вероника Дзвоник

ххх

И мы всегда будем помнить, благодаря кому мы стали тем, кем стали...

Источник:  Взаимодействие в поле культуры: преемственность, диалог, интертекст, гипертекст.
Сборник научных статей.
Кемерово, 2011.

Архив новостей