Композитор Дмитрий Поляков: «Искусство любит тишину»

23 октября 2025 

В конце 2024 года на сцене Филармонии Кузбасса был представлен спектакль «Разница во времени». Постановка стала возможна благодаря гранту Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.

Для кузбасской сцены это событие стало поистине знаковым – и не только потому, что проект был реализован на высочайшем художественном уровне. Самое главное – на афише (наконец-то!) стояло имя нашего, кузбасского композитора Дмитрия Полякова. Его вокальный цикл для солистов с оркестром «Рождественский альбом» на стихи Роберта Рождественского стал основой для музыкального спектакля об общечеловеческих ценностях – любви к женщине, семье, Родине.

Мне представилась уникальная возможность узнать о «Рождественском альбоме» от самого автора. Это был двухчасовой разговор – и об исполненном произведении, и о природе уникальной профессии «композитор», и о музыкальном образовании...

Конечно, в итоговом тексте интервью многое из разговора вынужденно осталось «за кадром». Но, надеюсь, сохранилось главное – чтобы читатель, как и я, получил редчайшую возможность по грузиться в тайну создания музыки...

– Дмитрий Михайлович, долго ли музыка, прозвучавшая в спектакле, шла к своему слушателю?

– Наверное, долго. Потому что это сочинение, созданное изначально не для спектакля. Сначала был написан цикл – вокальный, камерный, для фортепиано и голоса. Первые наброски его были сделаны ещё в 2008 году в Питере на кухне, где я ночами сидел и писал просто под гитару.

Но добраться до полной профессиональной записи получилось только в 2020 году, когда началась пандемия и появилось время уединиться и спокойно заняться музыкой. Получается, это 13 лет – с 2008-го по 2021-й год, когда мы представили его у себя в театре в Кемерове в камерной форме. И еще три года понадобилось для того, чтобы цикл прозвучал на большой сцене. Значит, 16 лет эта музыка шла до большого зрителя.

– Какая работа над первоначальным замыслом потребовалась для этого?

– Изначально были сделаны наброски 15-17 песен, а в цикл вошли только 10. Я посчитал, что этого достаточно для того, чтобы пройти все этапы формы, и чтобы это не звучало дольше, чем обычно в вокальных циклах. В «Прекрасной мельничихе» Франца Шуберта 20 номеров, и это около 50 минут. Я себя ограничил форматом одного акта.

Кроме вокальных номеров, есть также инструментальные. Начинать крупное произведение сразу с вокальной партии было просто неправильным, поэтому появилось вступление, такое протяжное – нужно было показать природу, места, откуда начинается большой поэт. Так всегда бывает: чтобы сделать основную часть, получить сто процентов, нужно сделать двести. Поэтому цикл долго и сложно строился, десять с лишним лет после написания основных фрагментов.

Возможно, я просто ещё не был эмоционально готов его закончить. Нужно было пережить некоторые вещи, чтобы это сделать.

– Какая интересная история у произведения! Но давайте по порядку. Как вообще вы пришли к идее стать композитором? Музыкальная школа, училище, выбор специальности в консерва тории...

– Есть в жизни то, что мы не выбираем. Есть то, что формирует человека: он приспосабливается к среде, в которой живёт, к условиям, которые ему даны, используя свои сильные стороны. Да, музыкой мне самому захотелось заниматься ещё в дошкольный период:

«Мама, я хочу заниматься музыкой!

– Ну и ладно, пойдешь в музыкальную школу».

Всё просто. Многие так и начинают, но меня в четвёртом классе подхватил профессиональный композитор. Я приехал в Кемерово, и здесь начались занятия с профессиональным кузбасским композитором Виктором Владимировичем Шерговым, с которым я общаюсь до сих пор.

В школьные годы он сформировал то понимание профессии, то понимание жизненного уклада, который я стал и дальше в себе растить и культивировать. Наставничество – так это можно назвать: человек берёт тебя за руку и ведёт по профессиональной лестнице, и есть потребность пройти весь этот путь. Окончив музыкальную школу, ты уже знаешь, что будешь оканчивать училище, к каким педагогам пойдёшь. Поэтому в музыкальной школе это началось, а продолжилось на теоретическом отделении Кемеровского музыкального училища в 1996-2000 годах.

Это хорошая, крепкая школа, это возможность получить большой багаж прикладных знаний. Он очень помог в понимании музыки и её технологии. Были в училище и поездки в Новосибирск к Юрию Павловичу Юкечеву: задания, подготовка, поступление в консерва торию. Да, потом была попытка поступить в аспирантуру, но уже в Питер, к Сергею Михайловичу Слонимскому.

Всё я сдал очень хорошо: 9 из 10 набрал по композиции на вступительных экзаменах в аспирантуру Санкт-Петербургской консерватории. Думаю, что Прокофьев наверняка получил десятку, то есть мне чуть-чуть не хватило до гения. Я, конечно, немного шучу. Но за мою вступительную программу Тищенко, Слонимский и Банщиков поставили 9 из 10.

Однако английский язык меня просто-напросто, как гвоздь, придавил в пол. Я свой урок получил таким образом, и теперь любому скажу: «Занимайтесь всем, чтобы можно было не потерять основное». Ребята, которые учатся в Питере и Москве, эти вещи понимают. Или, точнее сказать, понимали тогда, потому что они ездили на различные фестивали, гастроли, ездили просто подзаработать в Чехию, Польшу, Германию. А мне в Новосибирске английский не нужен был, и не хватило понимания, что это потребуется.

В аспирантуру не поступил, но свой путь всё равно прошёл за эти годы. В студенческие годы писалось много всего, но темп был совсем другой, не такой, какой нужен в работе. Слонимский говорил на уроках (я практически полгода ходил к нему на занятия):

«В ноябре вы должны сдать работы по специальности на экзамен, а потом писать всё, что хочется. Не к экзамену. Экзамен должен быть сдан в ноябре. А к январю будем делать всё остальное».

И вот у каждого студента каждые полгода получался «двойной баланс» произведений, а не одинарный, чтобы только экзамен сдать. И это очень важный момент, который в моём случае был упущен. Можно быстрее этот путь пройти, если так заниматься.

– Как прошли годы вашего учения в классе Юрия Юкечева?

– Пять лет как один день. Мне кажется, что для Юрия Павловича это были золотые годы в профессиональной и педагогической деятельности. Он был председателем Союза сибирских композиторов. Был реализовавшимся автором знаменитого новосибирского театра «Старый дом». Писал музыку для государственных мероприятий, выполнял частные заказы, ездил на концерты в Европу и в Америку.

И наш класс был самым большим в Новосибирской консерватории. Годы интересные, но всего не припомнишь, потому что есть вещи, которые педагогом вкладываются даже не на уровне конкретных знаний, а на уровне инстинктов.

Это понимание формы, ведения музыкальной мысли, работа с тематизмом, с оркестром. Всё-таки сама природа композиторства ниже, чем консерватория, не находится. Познавать профессию композитора нужно от её прямого носителя – она очень зависит от традиции, а традиция передается устно. Поэтому только общение со своим педагогом и кафедрой, где много представителей этой профессии, позволяет понять её природу.

Нужно общаться с тем, кто на этом пути прошёл все этапы – от написания до исполнения и реакции слушателя: это триединство, без него никуда. На носителя профессии накладывает отпечаток её этика, и это закладывалось в консерваторские годы. «Поэт в России больше, чем поэт», но это же относится и к композитору. Любая авторская профессия накладывает ответственность на автора, ведь он на прямую отражает то время, в котором живёт.

– И вот, спустя несколько лет после окончания консерватории, в 2008 году, появляется идея обратиться к стихам Рождественского. Почему именно этот поэт?

– Это, опять-таки, не просто так. Кажется, я вот в Кемерове, а Рождественский вообще где? Но, купив как-то сборник его стихов, читаю: «Родился я в селе Косиха. Дождливым летом. На Алтае…». Косиха... У меня отец из той самой Косихи в Алтайском крае. Конечно, не было такого, что: «А, вот! Тогда надо писать, тогда надо делать!» Но этот момент меня очень привлёк. Да, Рождественский только родился там, а через полтора года уже оттуда уехал. Но всё равно этот факт привёл меня к попытке отдать дань поэту, известному задолго до моего рождения, с которым мы в некотором роде с одной земли.

Конечно, была опасность не соответствовать тому уровню, который представляет этот человек, но очень хотелось ответить – я имею в виду, музыкально ответить. Я просто не мог себе в этом отказать. Если посмотреть на эти стихи, фактически никто не создал из них вокальных сочинений.

Как я угадал, – намеренно или ненамеренно, – что взял эти стихи в работу? Позже мне филолог говорит: «Вы знаете, в этих стихах очень сложная ритмика, как вы вообще смогли обуздать их? Это нонсенс». Одно дело – стихи Рождественского для песен, а другое дело – эти стихи, за которые никто не берётся, потому что они очень сложны по ритму.

Но меня как раз заинтересовала эта гибкость, за которую хотелось ухватиться и вытягивать, как нить. Когда готовилась премьера, стоял вопрос: кому это надо, почему это надо?

С одной стороны, кто-то воспринимает это как рефлексию прошедших десятилетий. И действительно, при написании музыки была жанровая отсылка к произведениям 1960-70-х годов – намеренно брались мелодика, близкие обороты, фактура, чтобы соответствовать гражданской лирике того времени. С другой стороны, гармонический план музыки сложный, современный, он основывается уже не на тех, эстрадных, реалиях.

Конечно, язык музыки выдает, что она написана не в 60-80-х годах прошлого века, а сегодня. Я надеюсь, что это произведение достойно того, чтобы от кликаться в людях.

– Спектакль «Разница во времени», где прозвучал вокальный цикл на стихи Рождественского, собрал аншлаг. Как вы думаете, что привело публику в зрительный зал?

– Я думаю, что здесь несколько причин. Есть два коллектива: Камерный оркестр филармонии Кузбасса и театр «Слово», который тоже находится в филармонии. У каждого из этих коллективов есть свой зритель, поэтому я уверен, что большая часть людей пришла в зал осознанно – именно на эти два коллектива. Кроме того, музыку исполняли два солиста, у которых тоже есть своя публика.

Свой зритель, я знаю, есть и у меня. Люди, которые пришли именно потому, что знают меня, чтобы поддержать меня.

Другой момент – это Рождественский. Для людей старшего поколения появилась возможность окунуться в ту атмосферу, когда они были в авангарде своего времени. Кроме того, сегодня филармония активно занимается маркетингом. Так что есть много путей, чтобы привести зрителя в зал, и, очевидно, всё это сработало. Это здорово, что народ откликнулся. Но вообще, сам занимаясь театром, я считаю, что более важный показатель – это второе выступление. Вот если на него придёт столько же зрителей, значит, это было не зря.

А будет ли это второе выступление, зависит не от меня, а от филармонии. Поэтому, наверное, надо немного подождать, чтобы получить реальную оценку того, насколько этот аншлаг был объективным.

– А вы допускали, что имя композитора на афише будет кому-то незнакомо?

– Конечно. Популярность – это хороший бонус, но только к тому, что человек собой представляет. Как-то в мою сторону было сказано: «Вы не популярны? Тогда вам здесь нечего делать». В смысле, не лезьте на рожон. Но я не считаю, что именно этот момент нужно ставить во главу угла.

Популярность – это явление временное и временное. Популярность – это отражение общества, а не самого человека, который популярен. Он просто-напросто по падает в тренд. А профессиональные качества – штука очень тихая, как я говорю: «Искусство любит тишину». Для того, чтобы заниматься чем-то достойным, нужно как раз иметь возможность делать это в очень закрытой обстановке.

Профессиональные качества требуют времени, чтобы развиться, чтобы появился показатель того, что ты имеешь возможность и право себя представлять. Но я не считаю, что популярностью вообще стоит оценивать это событие. Меня многие не знают, у нас в Кузбассе вообще не знают, что такое профессиональная композиторская музыка на местном уровне. Наверное, в обозначенном смысле она не популярна.

Дело ещё, наверное, в том, что у нас такой среды просто очень мало. Наверное, я хочу, чтобы у нас эта среда сформировалась, чтобы мы любили тех авторов – любого направления, про которых можно сказать: «У нас здесь, на такой-то улице, живёт наш поэт, наш композитор, наш художник». И чтобы общество знало, что этот человек достойно живёт. Чтобы было уважение, уважение общества.

– Где вы работаете и где можно услышать вашу музыку?

– Мне очень часто задавали этот вопрос раньше, когда мы приезжали в школы, детские сады: «А где вы работаете? В каком театре?» Я говорю: «Я работаю только в своём Театре-студии Дмитрия Полякова. И всё». Мне больше некогда где-то работать.

Скажу честно, в Кемерове есть редчайшая площадка, где есть частный театр. И им заведует не театрал, не режиссёр, не актёр, а композитор, как ни странно. Вот здесь я работаю. Мы проводим спектакли у себя, выезжаем с ними в учреждения образования. Я также с недавнего времени веду различные концертные мероприятия, встречи.

С 2011 года сделано уже больше 25 детских спектаклей с авторской музыкой, от которых мы, исполнители, сами в восторге, как и наши зрители. Это музыка, которую я могу представлять и отдельно в концертах: в прошлом году такой концерт прошёл в Кемерове в 69-й школе искусств, недавно был концерт в 46-й школе искусств.

Я думаю, постепенно таких мероприятий станет больше – не раз в год, а раз в квартал, месяц, может, ещё чаще. В Филармонии Кузбасса «Сибирский калейдоскоп» много раз показывал свой спектакль «Hello, Kuzbass», где три части поставлены на мою музыку. Показы спектакля проходят в разных городах Кемеровской области. Музыка звучит и, скажем так, работает.

Надеюсь, что эта же участь будет и у «Разницы во времени» и что произведения цикла на стихи Рождественского будут звучать в концертных программах филармонии не только в формате спектакля, но и отдельно. А ещё мне очень хочется, чтобы этот цикл был исполнен на родной земле поэта, в Алтайском крае.

Елизавета Белова,

г. Новокузнецк

Источник: журнал «Огни Кузбасса», № 3 2025 г. С. 157-160; https://ognikuzbassakci.ru/iskusstvo/tpost/ebajg85y01-polina-bobrova-anna-zahareva-nikita-burl

 

Наша справка

Российский композитор, театральный деятель, артист, предприниматель Дмитрий Михайлович Поляков родился 19 апреля 1981 года в Кемерово в семье военнослужащего.

Заниматься композицией начал в 10 лет – во время обучения в музыкальной школе. Делал это под руководством композитора, доцента Кемеровского государственного института культуры Виктора Владимировича Шергова.

В годы учёбы четырежды становился лауреатом конкурса юных композиторов, организованного Фондом «Юные дарования Кузбасса», являлся стипендиатом этого Фонда.

В 1998 году, уже обучаясь в Кемеровском музыкальном колледже занимался педагогической деятельностью в Детской музыкальной школе № 43 (ныне ДШИ № 69 Кемерова).

С 2000-2005 годы обучался на теоретико-композиторском факультете в Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки, (класс профессора Юрия Павловича Юкечева, «Мастерская электронной музыки»).

По окончании этого заведения вернулся в Кемерово и занялся профессиональной композиторской практикой. Одной из его первых работ стало музыкальное оформление спектакля «Трепетные истории» (2005) для кемеровского Театра для детей и молодёжи. 

В 2010 году начал предпринимательскую деятельность: организовал театральную труппу, стал писать музыкальные спектакли для детей и выступать в учреждениях Кемерова и Кемеровской области.

В 2015 году его коллектив представил спектакль «Остров» на внеконкурсной программе фестиваля «Кузбасс театральный». В 2019 году его спектакль «Калиф-Аист» стал лауреатом V международного Фестиваля-конкурса «Рыжий клоун» в номинации режиссура и исполнительский состав.

В 2017 году «Театр-студия Дмитрия Полякова» обрёл свой дом, при котором была открыта детская театральная студия. А с 2018 года коллектив стал представлять жителям и гостям города спектакли и программы на постоянной основе.

Теперь на базе этого театра-студии постоянно проходят профессиональную практику студенты Кемеровского областной колледжа культуры и искусств имени народного артиста СССР И. Д. Кобзона.

Предпринимательскую и творческую деятельность Дмитрий Михайлович ведёт совместно с супругой – режиссёром театра-студии Мариной Юрьевной Поляковой.

Они воспитывают двоих детей. Любимое занятие семьи – культурные путешествия по городам Сибири на автомобиле.

Основные произведения и виды творческих работ композитора Д. М. Полякова:

– Музыка к гимну «Губернаторского культурного центра «Юные дарования Кузбасса» (2001).

– Музыкальное, звуковое оформление и сценарии к театральным постановкам – более 20 спектаклей, начиная с 2005 года.

– Оратория «Памяти А. А. Ахматовой» (на стихи А. Ахматовой, Л. Гумилева и М. Цветаевой, 2004).

– Камерные кантаты: «Поэма о Солеа» на стихи Г. Лорки (2005), «Три небольших предательства» на стихи М. Малановой (2006).

– Более 80-ти песен, как отдельных, так и в рамках вокальных циклов и спектаклей, и около 20 камерных инструментальных композиций.

– Соавтор музыки к кузбасскому игровому художественному кинофильму «Так хочется жить» (режиссёр С. Басалаев, 2021).

– Автор музыки к балету-ревю «Hello, Кузбасс» в 3-х частях (Губернаторский Театр танца «Сибирский калейдоскоп», руководитель В. Селиверстов, 2021).

Архив новостей