Константин Круглов: «Мир не меняется – во все времена люди ищут друг друга»

03 октября 2022 

Несмотря на обожание зрителей и популярность, множество главных ролей, постоянное участие в концертных и гастрольных программах Музыкального театра, Константин Круглов редко общается с журналистами. Для корреспондента «МК в Кузбассе» он сделал исключение. Мы встретились после репетиции мюзикла «Алые паруса», и исполнитель роли Артура Грея поведал об этой работе, поделился мыслями о том, должен ли артист рассказывать о себе, и предложил черты к портрету героя нашего времени.

– У автора повести «Алые паруса» Александра Грина была очень тяжелая судьба. Как вы думаете, возможно ли перенесение образа автора в произведение и стоит ли это делать, если он хотел уйти от действительности в свою феерию, мечту?

– Сложный вопрос. Я был в доме Грина в Феодосии, где он написал «Бегущую по волнам». Меня очень впечатлила бедная, скромно обставленная комнатка, деревянный стул, стол, кровать. Может быть, трудности и невзгоды дают основу такому большому духовному началу, человек погружается во что-то светлое, которого нет в жизни, и отражает это в своих произведениях – в «Алых парусах» или «Бегущей по волнам». Человек ищет спасение не в реальном мире, а в собственном, выдуманном.

Я Грина в какой-то степени понимаю, потому что в моей жизни также были трудные, скорбные моменты. И только театр меня спасал и спасает. Когда я пою, то погружаюсь в другую реальность, где я – не я, где нет ни боли, ни страха, ни окружающей действительности. Только ощущение счастья. Это как полёт во сне – очень приятное чувство. Может быть, поэтому я считаю себя счастливым человеком, ведь я могу уйти из сегодняшней жизни.

Это великое чудо – искусство, которое Бог нам дал, наверное, неспроста. Как глоток чего-то прекрасного, отводящего нас от бытовых суетных мелочей.

– Цитата из Грина, который написал «Алые паруса» ровно сто лет назад: «Герой времени – человек одинокий, бессильный и гордый этим». А каков, по-вашему, современный герой?

– Такой же. Меняются времена, а мечты остаются теми же самыми, что и сто лет назад. Человек ищет свою любовь. Как тогда искал, так и сейчас ищет.

– Грин: «Уже испытанные море, бродяжничество, странствия показали мне, что это всё-таки не то, чего жаждет моя душа. А что ей было нужно, я не знал». А вы знаете?

– Да. Понимание и любовь. «Счастье – когда тебя понимают». Раньше этого выражения не понимал и не принимал, считал, что счастье в любви. Но любовь тоже, случается, предает или бывает безответной. А когда тебя понимают – счастье. Предательство и боль помогут пережить люди, которые тебя понимают. Если такие люди рядом – человек счастлив.

– Артисты говорят, что в роли интересно идти от партнера: повернётся – не повернётся не по сценарию, улыбнётся или нет. У вас было четыре партнёрши в роли Ассоль. Менялся ли ваш Грей?

– Мои коллеги правы. Каждая партнёрша несёт свою энергетику, свои эмоции, которые могут быть более яркими, могут быть сдержанными, но это не значит, что актриса менее талантлива – её глаза передают такой свет, что в них тонешь. Да, если партнерша улыбнется не по сценарию, конечно же, я улыбаюсь в ответ, и сердце начинает учащенно биться.

Безусловно, с разными партнёршами играю по-разному. Например, в мюзикле «Безымянная звезда» у меня было несколько партнёрш, по-своему прекрасных. Они абсолютно разные, и мой герой Морин тоже меняется. Кристина Валишевская – воздушная, нежная Мона, и Морин становится трепетным, страшно проявить грубость, жесткость или даже повысить голос, резко ответить, хотя этого требует сценарий. Играя с Элей Александровой, испытываю другие эмоции, текст произношу по-иному. Получается один и тот же персонаж, но с разными настроениями. Это очень интересно, это живая игра, живое искусство.

– Недавно мои знакомые посетили спектакль «Собака на сене», где у вас главная роль Теодоро. Они были в восторге от игры актёров и спросили – как удается избежать механического повторения заученного текста и мизансцен в обычном, непремьерном спектакле? Как вы добиваетесь того, чтобы роль вас не «выбросила», а спектакль был живым, интересным, нравился зрителям?

– По правде говоря, бывает, что роль не вдохновляет, не соответствует психофизике, не подходит материал, и персонаж тогда делается вынужденно. Это, конечно, большой минус в нашей профессии. Но у меня таких ролей, может быть, две или три.

Но даже когда роль очень нравится и часто её играю, наступает момент, когда эмоции, сильные вначале, притупляются, превращаются в привычку, это понимаю я и чувствует зритель. В такие моменты приходится себя настраивать, искать новые краски роли, стараться увидеть её по-другому, пытаться дать тем же самым фразам иной смысл, обнаружить своего персонажа в другом ракурсе. И вот тогда роль не надоедает, и возможно, не «выбрасывает», механического действия не происходит.

– В одном из интервью вы сказали: «Моя любимая роль – Морин в спектакле «Безымянная звезда». Этот герой напоминает меня, но 20 лет назад. Тогда я был чист душой и мечтал о недосягаемом». А сейчас не настолько чист душой?

– Нет, я так же чист душой. Но со временем стал грустен, разочарован в жизни, в людях – не полностью, но в какой-то степени. Да и персонажи меняются. Приходят другие роли, становятся более любимыми. Мне интересен характер сэра Джона Кентервиля, Призрака. Там есть над чем поработать, думаю, это образ, который я могу передать в полной мере.

– Вы вводились на эту роль в спектакле «Призрак замка Кентервиль», а ввод на главную роль – задача очень сложная. Хотя некоторые ваши коллеги-артисты признаются, что любят вводы. А что вам интереснее – репетиции с режиссёром или ввод?

– Я, конечно, люблю репетиции. Ввод сложен, потому что нужно самому, без репетиций с партнерами на сцене, выучить мизансцены, нет возможности отшлифовать роль с режиссёром, дирижёром, хореографом.

Но роль Призрака мне понравилась, я с огромным удовольствием начал её учить. В какой-то степени работать над образом помог режиссёр, в большей мере я делал роль самостоятельно. Я увидел драму этого персонажа, он не стал для меня чудовищем, монстром или маньяком. Человек умер, и дух его мается. Призрак – жертва обстоятельств: он совершил ошибку и за неё расплачивается. Мне было очень интересно играть именно такого человека. Я не давал себе ни минуты покоя, работал без выходных и всё свободное время отдавал работе над персонажем, старался углубиться в роль.

В разучивании материала мне помогали мои давние друзья-поклонники, за что я им благодарен. Думаю, в дальнейшем буду обволакивать своего персонажа ещё какими-то эмоциями, и роль заиграет новыми красками.

– Ваш герой, сэр Джон Кентервиль, убил жену за то, что она изменяла ему с его родными братьями. Почему он не раскаялся в убийстве?

– Всё можно простить, кроме измен. Думаю, мой персонаж не простил предательства и измен жены, поэтому и не раскаялся в её убийстве. Но Джон Кентервиль искупил свои преступления тяжёлыми терзаниями, муками, он перестал быть призраком и умер, а дух его обрёл долгожданный покой. Следовательно, Бог его простил.

– Вы активны в соцсетях. При просмотре вашей страницы в соцсети у меня сложилось впечатление, что вы, с одной стороны, идёте на контакт с аудиторией, а с другой – оставляете дистанцию между собой и зрителями. В этой связи вспомнилось высказывание замечательного артиста Юрия Катина-Ярцева, который своим студентам говорил: «Лучше, чтобы об артисте не знали ничего, чем знали всё». Согласны ли вы с его высказыванием?

– Он абсолютно прав. Чем загадочней человек, тем он интересней. Я по своей сути интроверт, я плохо иду на контакт, мне гораздо легче общаться в соцсетях, ведь общение необходимо моим зрителям и мне иногда тоже. Для общения вживую могут сложиться препятствия, бывает, что нет настроения или человек мне неприятен, но обидеть его отказом я не могу, поэтому предпочитаю диалог в соцсетях.

В жизни у меня друзей немного, я необщительный человек, но не могу сказать, что закрытый. На любой вопрос всегда отвечаю искренне. В соцсетях часто размещаю фото своей собаки, мне кажется, она очень обаятельная и красивая. Делюсь со зрителями моментами репетиций или сюжетами из спектаклей. И чуть-чуть, совсем немного личного. У меня жизнь насыщенная и интересная, но не для общего обозрения.

– Ваша недавняя работа – Ростовцев, одна из главных ролей из мюзикла «Рок» по мотивам романа Бальзака «Шагреневая кожа». Напомню цитату из Бальзака: «Ему (Рафаэлю. – Прим. авт.) завидовали, его ненавидели только потому, что он был богат и исключительно умён. Своим молчанием он обманывал надежды любопытных, людям мелочным и поверхностным его скромность казалась высокомерием. Он понял, какое тайное непростительное преступление совершал по отношению к ним: он ускользал от власти посредственности». Я ошибаюсь, или ваш персонаж, человек-посредственность, как раз из мелочной и завистливой толпы?

– Да, высказывание про него. Мой персонаж олицетворяет толпу, желание людей жить земными удовольствиями, не думая о духовном, о высоком. Я думаю, Ростовцев из той категории людей, которые не знают, что такое любовь. Им совершенно чуждо это понятие. Они не стремятся найти свою любовь, потому что имеют другие приоритеты в жизни.

– Может, Ростовцев ещё хуже? Бальзак говорит: «Он подавлял своей развязностью и непоколебимой самоуверенностью».

– Он искуситель, в нём что-то от лукавого. При его обаянии это опасно. А когда зло надевает маску добродетели, это ещё страшнее. Я давно хотел сыграть подобную роль, потому что у меня много ролей положительных, романтических, а хочется отойти от привычных образов. И начать не с откровенного зла, а принять лукавый образ. С удовольствием играю этого персонажа.

– Можно ли сказать, что режиссёры, предлагая вам роли в диапазоне от романтических персонажей до людей толпы, развивают вас как артиста?

– Конечно. Одна их первых ярких ролей, которая помогла мне отойти от привычного амплуа – роль Нуаре в мюзикле «Голубая камея». Не понимал, как его подавать, как играть, как его воспримет зритель. Но справился. Зритель доволен, это видно на каждом спектакле. Мне импонирует этот образ, потому что это что-то новое.

– Ваш Ростовцев – человек толпы, а человек, повелевающий толпой – Волшебник Изумрудного города. Как только Гудвин перестал развлекать толпу, горожане оттолкнули его и нашли нового вождя. Они предатели.

– Да, они предатели. Он дарил им сказки, он украсил их серый город. Когда они поняли, что город был создан искусственно, что Гудвин на самом деле не волшебник, а обычный человек, который старался украсить их жизнь, они его тут же предали. Он, в свою очередь, всегда хотел стать обычным человеком, вернуться туда, откуда прибыл, и это ему удается.

– Можете ли вы сказать, что судьба вела вас в театр? Вы чувствовали руку судьбы, провидения, рока в поворотных моментах жизни?

– Я чувствовал руку Бога. Конечно, хотел петь в театре, но знал, что мне туда никогда не попасть. В детстве у меня была мечта – я хотел летать и понимал, что никогда этого не будет. Вот так и театр в моей жизни. Но эта мечта сбылась. Это чудо! И чем дольше я служу в этом прекрасном театре, в моём втором доме, а может, и в первом, тем больше в этом убеждаюсь. Великое чудо – что я сюда попал. Я благодарю и Бога, и людей, которые меня поддерживают, и, может быть, любят и ценят. Это судьба, рок в хорошем смысле слова.

– В качестве блиц-вопросов вновь предложу цитаты из романа «Шагреневая кожа». «Жизнь простая и механическая, притупляя наш разум трудом, приводит к некоей бездумной мудрости».

– Да.

– «Всё несчастье одарённых людей состоит в разрыве между их стремлениями и возможностью их осуществлять».

– Нет. Любое стремление может преодолеть любую невозможность.

– «Где царит бедность, там не существует ни стыда, ни преступлений, ни добродетелей, ни ума».

– Нет.

– «Стоит молодому человеку встретить женщину, которая его не любит, или женщину, которая его слишком любит, и вся жизнь у него исковеркана».

– Да! (Смеется.)

– «Мне хочется спросить у нашего капиталиста, честный ли он человек?»

– Нет.

– «Ты трудишься? Ну так ты никогда ничего не добьёшься».

– Нет.

– «Здесь, на земле, ничто не осуществляется полностью, кроме несчастья».

– Нет.

– «Разве счастье не в нас самих?»

– В нас самих. В каждом моменте жизни можно найти что-то хорошее, быть счастливым. Пьёшь утром кофе в тишине – какое счастье! Для меня это один из самых радостных моментов: утренние полчаса, пока проснулся и пью кофе, негромко работает телевизор, собака рядом. Или просыпаюсь утром и понимаю, что никуда не надо идти – тоже счастье. Или соскучился по работе, а завтра любимый спектакль – какое счастье, скорей бы! Человек сам создает своё счастье. В этом я уверен.

Светлана Алпатова/

Фото из Internet

Источник: https://mk--kuzbass-ru.turbopages.org/mk-kuzbass.ru/s/culture/2022/06/23/konstantin-kruglov-mir-ne-menyaetsya-vo-vse-vremena-lyudi-ishhut-drug-druga.

 

Наша справка

Константин Круглов родился 22 января 1975 года в Уфе. Окончил Ошский государственный педагогический университет по специальности «Учитель музыки». Учился в Новосибирской Консерватории.

Пришёл в Музыкальный театр Кузбасса в 2004 году, сразу вошёл в спектакли текущего репертуара, подготовив такие разные роли, как Котэ в музыкальной комедии Г. Кончели «Ханума» и Россильон в оперетте Ф. Легара «Весёлая вдова».

Артист с самого начала показал себя человеком, одарённым и вокально, и артистически, обладающим сценическим обаянием, лёгкостью и выразительностью.

За время работы в театре Константин Круглов создал целый ряд интересных образов как в классической оперетте, так и в современном мюзикле. Это – Рауль в оперетте И. Кальмана «Фиалка Монмартра», Карло в мюзикле М. Самойлова «Прелести измены», Этьен в мюзикле А. Журбина «Французская любовь».

В его послужном списке – участие в опере П. Чайковского «Евгений Онегин», где он достойно справился с партией Ленского, а в опере Р. Леонкавалло «Паяцы» прекрасно спел и сыграл Беппо-Арлекина.

Артист занят в главных ролях во многих спектаклях театра. Артур Грей в мюзикле «Алые паруса»; Призрак в мюзикле «Призрак замка Кентервиль»; Заглавная роль в «Дубровском»; Теодоро в «Собаке на сене»; Маркиз Родольфо де Самбрей в «Парижских тайнах»; Граф Алексей Орлов в «Голубой камее»; Морин в мюзикле «Безымянная звезда»; Гудвин в «Волшебнике Изумрудного города»; Нуаре в «Голубой камее»; Ростовцев в мюзикле «Рок». И в других.

Удостоен звания почётный работник культуры Кузбасса. Дважды удостаивался звания лауреата премии губернатора Кемеровской области в сфере театрального искусства. Обладатель приза «Скрипач на крыше» за лучшую актёрскую работу в сезоне 2013-2014 годов.

Архив новостей