Любовь Иванова: «Мои дорогие, Некифирыч и королева Марго» (О кемеровской телекомпании «Антенна домашнего телевидения и другие заметки)

16 февраля 2023 

(Автор – Любовь Викторовна Иванова родилась в Кемерове. Окончила Кемеровский политехнический институт, получив строительную специальность.

Увлекалась созданием любительских фильмов, что однажды привело её в студию кемеровской телекомпании «Антенна домашнего телевидения», где она трудилась два года.

В 1993 году её пригласили работать на областное государственное телевидение ГТРК «Кузбасс», здесь она зарекомендовала себя как интересный журналист, автор и ведущая телепрограмм.

Так, в 1994-м вместе с режиссёром Л. Антоновой и оператором И. Линником она создала популярный детский тележурнал «Колесо», который на V международном телефестивале программ для детей в Оренбурге получил специальный приз – за работу с детьми.

Ещё одной её передачей, полюбившейся зрителям, стала «Городская среда». Любовь Викторовна делала её с душой, вкладывая в каждый выпуск весь свой профессионализм. Программа выходила с 2000 года каждую среду и шла только в прямом эфире. В выпусках было много сюжетов о проблемах горожан и путях их решения, рассказывалось о ЖКХ, ремонте дорог, о родительских заботах. Телезрители помнят и замечательные сюжеты Л. Ивановой о культуре Кузбасса, о творческих людях и коллективах.

С 1999 по 2000 годы она занимала должность программного директора ГТРК «Кузбасс».

В 2004-м перешла на работу в областную газету «Кузбасс». А затем – переехала из Кемерова в Новосибирск, где активно сотрудничала с телерадиокомпаниями города и Новосибирской области).

Котики сегодня – наше всё! Режиссёр Геннадий Егоров знал, что коты покорят сердца миллионов задолго до фейсбука и соцсетей. Геннадий Никифорович был и сам когда-то неотразим: тёмные очки, кепочка, субтильный организм прикрыт пиджачком и заряжен волшебством слова «режиссёр ТВ».

Серым карандашиком на ватманском листе его рука изобразила кота на крыше дома между антенн под буквами АДТ. В стародавнюю пору заставки с рисунками активно применялись в прямом эфире для монтажных переходов, отбивок и прочих украшательств.

Он был мастер «ретрухи», что ни говори. Мы, обзывавшие его Некифирычем, подтрунивали над приёмчиками уходящей эпохи камер-гигантов и плёнок в чемоданах и поклонялись эпохе видео с кассетками и камерами формата VHS.

В 1991 году его идея назвать новорожденный 40-й канал в городе Кемерово «Антенна домашнего телевидения» очаровала Маргариту Степановну Ильяшенко (бывшего первого секретаря Ленинского райкома КПСС города Кемерово) – ставшую впоследствии генеральным директором телецентра и одновременно главным редактором телекомпании «АДТ 40 ДМВ канал».

Маргарите Степановне было поручено создание телецентра «Томь» Заводского района города Кемерово и на его базе – телекомпании. Она смело взялась за новое дело. Достроила помещение телецентра, добилась выделения 40-го дециметрового канала. Первая передача телекомпании «АДТ 40 ДМВ канал» вышла в эфир 29 октября 1992 года.

Учредителями канала были Администрация Заводского района города Кемерово, Ново-Кемеровская ТЭЦ, управление «Сибэнергомонтаж», фирма «Конверс-программа».

Телевидение Заводского района? Для нашей королевы Марго районный масштаб был маловат. Она расставляла напольные вазы в вестибюльной гостиной редакции по адресу: улица Тюленина, 8, и готовилась встречать гостей. Обширные связи должны были гарантировать выход далеко за узкие территориальные пределы. Территория человеческих душ – вот куда метила идеологически крепко заряженная основательница АДТ.

И, знаете, у неё получилось!

А мне было уготовано попасть в лапы телевидения здесь, в уютных цехах, устланных коврами.

Помню лицо Валентины Муравьёвой, профессионального редактора – она читала мой сценарий, подняв листки к очкам, и стёкла блестели как экраны телевизоров. Лицо было серьёзно, как и приговор: «Ген, а она – видит. У неё есть видение картинки!»

У меня, как оказалось, есть видение «картинки». И мы пустились во все тяжкие в условиях нахлынувшей откуда ни возьмись творческой свободы и вседозволенности.

Мы мотались по Кузбассу, снимая... дома престарелых. А там нашлись потрясающие сюжеты.

Столетняя революционерка, видевшая живого Ленина. Медицинская сестра, излечившаяся от неизлечимой болезни – рассеянного склероза. История сказочного дедушки – художника Ивана Егоровича Селиванова и его бессмертных рисованных петухов и собаки, в чьих глазах вся скорбь мира и вся же его радость – кто что прочтёт…

Некифирыч доверял мне, он достал однажды из своих сундуков бесценные сокровища – лекции по режиссуре, которых нигде не сыщешь, и научил помахивать веточкой перед объективом камеры, создавая активный передний план.

Наша первая с ним программа – юмористическое телевизионное шоу потребителей – была провалом, как мне казалось. Однако, друзья и знакомые были ошеломлены моим сенсационным явлением в новой сфере деятельности, а стыда и позора никто не заметил.

Когда вышел наш фильм «Романс старости», и там звучала песня Александра Суханова на стихи Омара Хайяма, зрители не смолчали. Они писали. А ещё ко мне подходили люди и удивительным образом цитировали наизусть куски текста, который прослушали один раз – о руке в руке, которая остывает, ведя за собой...

Сейчас я, конечно, не вспомню в точности слова. Только то, как сердце замерло, поняв, что я пропала. Что я обречена или обручена. Новая профессия схватила меня и потащила лавиной.

Фильм нашей «Антенны» попал на глаза тогдашнему председателю ГТРК «Кузбасс» Геннадию Митякину, он вызвал меня к себе через своего зама Светлану Войтович и убедил, что настоящее большое телевидение ждёт меня и надо соглашаться принять вызов судьбы.

Но АДТ с первыми дорогими и любимыми коллегами осталась со мной навсегда. Слава Шилов, Лена Ровда, Ярослав Соловьёв.

Лен, ты ж помнишь, как ты приехала после интервью Филиппа Киркорова и рассказывала о его не безупречной красе ногтей?.. Тогда он ещё не оброс павлиньими перьями. А мы уже были тем, кто и теперь: неизлечимыми телевизионщиками!

Люба Иванова,

г. Новосибирск

 

Наша справка

Маргарита Степановна Ильяшенко родилась 9 февраля 1940 года в городе Болотном Новосибирской области, в семье рабочих.

Окончив в 1954 году семилетнюю школу, поступила в Болотинское педагогическое училище. Легко осваивала уроки живописи, пения, игры на музыкальных инструментах. Активно занималась художественной самодеятельностью, участвовала в концертах, смотрах, соревнованиях, слётах.

После окончания училища в 1958 году молодая учительница по направлению приехала работать в школу № 25 города Белово. Здесь она трудилась 5 лет. Параллельно окончила Новосибирский педагогический институт, а также Московскую Центральную комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ.

В 1963-м её назначили заведующей отделом учащейся молодежи и пионеров Беловского горкома ВЛКСМ.

Свою трудовую карьеру в Кемерове Маргарита Степановна начала в 1966 году, когда перешла на работу в отдел учащейся молодёжи Кемеровского обкома ВЛКСМ.

С 1969 по 1970 годы получила второе высшее образование в Новосибирской высшей партшколе. В этот же период училась в аспирантуре при Кемеровском государственном университете. Работала в отделе науки и учебных заведений Кемеровского обкома КПСС.

В 1980 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Деятельность партийных комитетов Западной Сибири по организационно-политическому укреплению комсомольских организаций и повышению трудовой активности рабочей молодёжи в 1966-1970 годах», получила ученое звание кандидата исторических наук.

В 1980 году М. С. Ильяшенко избрали секретарём Центрального РК КПСС, а в 1983 году – первым секретарём Ленинского РК КПСС города Кемерово.

В 1991 году, в связи с прекращением деятельности КПСС, Маргарите Степановне было поручено создание телецентра «Томь» Заводского района города Кемерово и на его базе – телекомпании «Антенна домашнего телевидения». Работая генеральным директором телецентра, совмещая должность главного редактора телекомпании «АДТ 40 ДМВ канал».

С 1992 по 2001 годы М.С. Ильяшенко избирали депутатом районного и городского Советов народных депутатов.

В 2002 году Маргарита Степановна вышла на пенсию и активно включилась в ветеранское движение. Была председателем совета ветеранов войны и труда Ленинского района Кемерова.

Ушла из жизни 10 июля 2013 года.

За активную трудовую деятельность в Кузбассе Маргарита Степановна награждена медалями «За заслуги перед Кузбассом» III степени, «60 лет Кемеровской области», «За служение Кузбассу» и другими наградами.

Источник: https://alertino.com/ru/231679.

 

Мой музей

Во время съёмок фильма в Музее изобразительных искусств Кузбасса  нам встретилась посетительница, которой мы по сути посвятили фильм.

Девочка. Но мог быть и мальчик. Только мальчик попался голодный и ещё ничего не увидев, поднимаясь по лестнице на выставочный этаж, требовал еды: беляшей хотя бы.

На самом деле, почему бы в музее с картинами и скульптурой не подавать беляши посетителям? Дирекцию такая постановка вопроса возмутила. НИКОГДА! Это значит, мальчик не вернётся сюда, запомнит, что здесь всё не так, как ему нравится.

Как сделать, чтобы нравилось? Включить в школьную программу и обязать ходить сюда? Насильно? Некоторые горячие головы полагают, что «искусство надо прививать насильно» и ссылаются на учёного физика Капицу.

Но Капица сказал иначе. «Культуру надо насаждать! Даже силой... Иначе нас всех ждёт крах». Понимаете ли, что понятие «сила» для физика означает не насилие, а нечто иное? Сергей Капица требовал силы от культуры, это она должна наполниться достаточно силой, чтобы насаждаться. Так полагал академик фундаментальной науки.

А его отец, наблюдая как высшее образование охватывает всё большее число молодых людей Советского Союза, предположил, что оно вскорости станет подобно начальному и среднему образованию – всеобщим. Зачем только он проговорился! Ответом на «всеобщее высшее» стала атака на образование и культуру, атака такой силы, что насадилось другое – то, что мы видим сегодня.

Но это воздействие было извне, было планомерным и целенаправленным, опускающим культуру до низа. А вот такую «культуру» и прививать не надо – она сама как сорняк в запущенном огороде уничтожит ростки, которые возделывались усилиями долгих лет.

Мы снимали фильм о музее картин. Было трудно. Потому что мы попали на поле боя, где рвались снаряды гнева. Какой быть культуре и искусствам? «Такой!» – летел снаряд и взрывался. С другой стороны – пуляет «Такой…»

И вдруг в музее появляется девочка, и бой затихает – стороны смотрят, чем сманить девочку, если не беляшами, на свою сторону света-тьмы?

А потом у меня родились стихи…

 

Впервые в музее

Мы выбрали Элю. Впервые она в музее.

Приехала с мамой из города Ленинск-Кузнецкий.

Идёт по музею, глаза округляя, глазея –

Картины на стенах встречают её не по-детски.

Картины полны удивления: девочка Эля...

Кудрявая, радуется так откровенно...

И смотрит на нас так искренно!.. – Так, каруселя

Кружили малышку, шептали ей что-то настенно.

...Не прыгнуть из рамы ни лету, ни рыбе в корзине.

Не взять её за руку тёплому призраку леса.

Идёт наша Эля, идёт от картины к картине.

Как будто картины её выбирают принцессой.

Остаться ли здесь? – Они манят её не притворно.

Домой ли вернуться и жить, как ни в чем не бывало?

Не тесно картинам, когда их полюбишь, просторно.

Не в рамах они проживают и даже не в залах...

Ушла наша Эля, держа свою маму за ручку.

Не раз оглянулась, не раз на картины, прощаясь.

И в раме окна, видя дома случайную тучку,

Подумает Эля о чём-то, сюда возвращаясь.

 

Голоса на рассвете

Всего восемь лет назад у меня была настоящая отдушина – блог на портале «Сибкрай». Спасибо, Константин Антонов! Ты предоставил прекрасную возможность.

Программа «Есть мнение» предлагала начать думать уже с утра. Когда другие развлекают и будят, в лучшем случае, информируют, здесь решили, что слушатель радио нуждается в разговоре.

Журналисты, эксперты, едва сами откроют глаза, погружаются в гущу происходящего. Вот она – за окном. По утрам она темна.

Я люблю прогуляться по Новосибирску до Дома радио на улице Вертковского, 10, – сквером с толстыми рыжими черемухами, вишнями, рябинами. Гнезд не видно, ворон и сорок не слышно, но они где-то здесь. На обратном пути после эфира птицы появятся. Они обязательно что-то скажут – на своем, на птичьем языке. В продолжение темы эфира, так кажется. Потому что невозможно не думать.

Не думать о разговоре, который длился целый час. Но его оказалось мало. Вы звонили на радио, вы высказывались. Рамки программы, конечно, не позволяют достичь глубины и искренности, с какой общаются близкие родственники. Но тенденция есть. Звонят незнакомые, абсолютно чужие люди, но в какие-то секунды разговора вдруг между нами устанавливается очень тесный контакт. Мне кажется, я вижу лицо говорящего. Говорящего что-то важное. Ведь включил же он радио, чтобы слушать «Есть мнение». 

Разве забудешь Александра Геннадьевича? Кажется, я произнесла это вслух, и сорока, отрывающая чешуйки дерева, подозрительно посмотрела. Чтобы работать на радио, надо тренировать плотность текста. Паузы там – дыры. А выражение глаз никто не видит… Поясняю сороке, она поняла.     

Александр Геннадьевич был на связи всего минуту. На просьбу раскрыть историю своего имени он откликнулся. Оказалось, что назван в честь деда – блокадника, который не дожил до внука. Но имя ему передал. Всё, что мог… Комок стоял в горле. Хотелось обнять радиослушателя, никакого не родственника мне и не близкого, названного в честь чужого мне деда, пережившего самое жуткое испытание прошлой войны.     

Нам дают имена родители, дают на счастье. Но они хотят, чтобы мы кое-что запомнили и передали дальше. В каждом имени есть родовая тайна, родовое бессмертие. И в моём, и в вашем.

– Меня назвали в честь прабабушки – говорит Ирина – предлагаю назвать новый мост через Обь – Сибирь!

– Меня? Почему так назвали – Исмаил? В честь сына Пророка… А мост… я хочу назвать – Жемчужина.

Четыре программы мы посвятили акции «Дай имя мосту». Четыре авторитетных гостя рассуждали у нас о грядущем и прошлом. Игорь Маранин, историк, пришёл с предложением назвать мост Бугринским.

– Ну, как же, Игорь Юрьевич! Вы же историк, вы знаете, почему Бугринским назвали село и рощу – ропщу я – Вы же знаете, чем занимались бугровщики! Они грабили курганы – бугры, доставали могильное золото. Целые деревни занимались мародерством, по сути.    

– Об этом уже не помнят, забыли… 

Возражение принято. Да, про занятия бугрованием все забыли, конечно. За исключением узкого круга посвященных. Или интересующихся. А другие, как Ларичев Владимир Фёдорович, не виноваты, что родились в Буграх и всё лучшее у них связано с этим селом.

Он написал мне после программы, поделился своей историей, встретились, познакомились. Показал, где была школа, в которой учились многие из рода Ларичевых. Провёл по мосту через реку Тулу к своему родному дому. Там другие теперь живут, но он-то помнит своё! Мосту требует имя Бугринский, потому что имя села хочет оставить в истории.

В его истории, в которой нет золотых добыч из могил, а есть пленные немцы, идущие по мосту на строительство оловозавода… А он им вслед кричит что-то обидное. Потому что отца своего родного он не запомнил – ушёл тот Ларичев в 43-м на фронт сразу по окончании мединститута и – погиб в 44-ом под Ленинградом, на Волховском фронте. Может, потому Ларичев-сын был причастен к изготовлению ракеты «Тополь», что остался фронтовой след на счастливой в целом его мирной жизни… 

Был в эфире гостем поэт Владимир Берязев, родившийся, кстати, в Прокопьевске. Я его все называла «экспертом по смыслам». У него предложение было назвать мост Чуйским. Ведь с него начинается чуйскотрактовое направление на Алтай, да и красиво, лучше Бугринского. Так он считает.   

Был историк-музейщик Иван Ветров, которому новый мост пока мало полезен. У него нет ни истории, кажется, ни имени, ничего, чтобы сделать героем экспозиции. Но наша акция делает его героем.

Мост приходит в историю с нашей помощью. Народное голосование применялось в истории Новосибирска при выборе городских названий только раз – об этом рассказывал Михаил Николаевич Щукин. И вот – второй случай. Щукин делился опасениями: что делать с теми, кто думал над именем мосту, да останется ни с чем – и название его не пройдет и приза не получит – зря ли старался такой человек?

Мы тоже искали меру, чтобы не разделить всех участников акции, а объединить… Моя мысль – всех участников и их названия-имена написать вдоль моста, благо, он достаточно длинный – все поместятся. Щукин, как член жюри, обещал обсудить предложение.

ГТРК «Новосибирск» и директор Светлана Войтович, затевая акцию, предполагали, что будет отклик в народе, но ТАКОГО не ожидали. Тысячи писем! Люди всех возрастов и всех, кажется, качеств – дают понять, что их мнение надо учесть.     

Сколько было имен!  Анна, услышав зачин: «Здравствуйте, с вами снова Любовь и Надежда – присоедините к нам вашу веру, что у нас все получится», – откликнулась так:    

– Предлагаю назвать наш мост в честь Софии – матери трёх дочерей, коих звали Вера, Надежда, Любовь! Чтобы мост собирал лучшее и лучших… А ещё у нас родилась внучка… по имени Соня, София…     

Конечно, когда рождается внучка, и её нарекают Софией, а новый мост может стать ей парой, тезкой по имени – это удивительная история! Легенда просится в жизнь. Легенда счастья. Жили-были… У них родилась внучка. Назвали её… А в это время строился мост и его тоже назвали… Дальше история уходит вслед за солнцем – в грядущий день, потом в сумерки ночи и – опять…

Возвращаясь с эфира, бормоча продолжение разговора, озадачивая сорок, видя лица за голосами, испытываешь такую благодарность, такую силу внутри! Поневоле покажется, будто гуща тьмы за окном, в которой мы начинаем эфир, исчезает не только работой солнца. Мы тоже немного ему помогаем.

***

Радио строит мосты между людьми, а для мостов через реки – строят опоры вечности – Имена…

Кажется, вчера. Акция ГТРК «Новосибирск» называлась «Дай имя мосту». И мне довелось в ней участвовать. Казалось бы – безрезультатно. Моё название не прошло. Но прошло название моего героя – Ларичева.

Сюжет о нём был признан лучшим. И я была рада за него, хотя имя Бугринский мне не было по душе. Noblesse oblige (Происхождение обязывает). Журналист? – Значит, себя прижми, а покажи героя, гостя, человека, о котором рассказываешь. Он важнее тебя. Сейчас, конечно, всё перевернулось. Но не буду бурчать…

 

Моим дорогим

Можно ли любить телевидение сильнее изобретателя Владимира Козьмича Зворыкина? Если да, то это про меня. Началось с детства, когда телевизор приходилось смотреть, распластавшись на полу и прижимая младенческие щёки к щели под дверью, а щель была не больше сантиметра.

Экран чёрно-бело горел в темноте родительской комнаты, а напротив него сидела Максимовна (бабуся соседка) и загораживала. Крикнуть ей, чтобы подвинулась, было нельзя. Приходилось терпеть и следить за шпионами по звуковому сопровождению.

Сегодня мне никто не скажет папиным голосом: «Детское время вышло», – после чего надо было закрыть дверь и лечь в постель.

Счастье пришло в каждый дом и как сказочный горшочек с кашей варит и варит – круглые сутки по всем каналам и кабелям. Мало того, что теперь можно по-взрослому смотреть всё, что хочу, телевидение пустило меня на свою жаркую кухню.

Но не сразу! По окончании детства, школы, вуза – и не думала, что придётся «варить кашу» для прожорливого нашего телеэфира. Не строила планы работать диктором, как Галина Скударнова, в нимбе модного начеса с завитками, режиссёром а-ля Виктор Руденский рассказывать о кино интереснее самого кино, сатириком Владимиром Аренским с язвительным рефреном «ай-я-я-яй!»

Люди из телевизора были далеко. И только решетчатая треуголка вышки, подпирая серенькое кемеровское небо, – так запечатлевают её старые фотографии – виднелась на горизонте.

Жизнь двигалась по колее «октябрёнок-пионер-комсомолец», собирала взносы, наклеивала марки. И чтобы она «выбилась из колеи», как у чеховского дяди Вани, ей не хватало порчи от прибытия кого-то, чего-то, куда-то...

И вот я уже было решила писать что-то вроде диссертации и поехала в командировку в город Таллин. Гуляя по зимнему Старому городу познакомилась с милейшими жителями столицы Эстонии, среди которых был молодой рыжий художник. Он вскользь в разговоре обронил фразу, которая в результате перевернула мою жизнь.

Скажите, что можно «обронить», чтобы камешек сорвал лавину? Маленький нетяжёлый кусочек породы по принципу домино стукает по другому, потяжелее... И вот уже несётся и орёт смесь камней и снега по ущельям, сметая на пути прежде незыблемое и хрупкое.

А фраза была о профессии, что он не может определить мою профессию по внешнему виду, что это ему нравится.

Фигня, а призадумавшись, почувствуешь, что всё!

Так начинается... карьера на ТВ. Потому что колея предала меня, вытолкнув без церемоний и поцелуйных прощаний.

На предлагаемом вниманию коллаже видны мы с Хлустовым и Лиль Борисовной у 4-го блока ЧАЭс, мы с Колей Смольским и Серёгой Матвеенко – рассказывают о Высоцком в Кузне – и мы с микрофоном ТВК – логотип украшен знаменитым свиномишкой – в малом зале филармонии Кузбасса.

г. Новосибирск

Архив новостей