Прокопьевск – город, в котором я родилась, выросла. Да, выросла, мне уже пятнадцать лет. И все эти пятнадцать лет связаны с городом моего детства. «Малая родина» – как-то не совсем сочетаемые слова. Может ли быть родина малой?
Родина! Как звучит громко!
А что такое Родина?
Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова гласит: «Родина – Отечество, родная страна, место рождения, происхождение или возникновения кого, чего-нибудь».
А какие синонимы у слова «Родина»! Отечество! Страна! Государство! Держава! Россия!
Так и чувствуется – Мощь! Сила! Единение!
Родина – это семья: большая, сплочённая. Семья, в которой живут родные люди. Родня – члены семьи, близкие по роду, духу, традициям, привычкам. Это дорогие, близкие, милые понимающие друг друга люди – народ. Люди одного рода, одной нации.
Как Родина может быть «малая»?! Город – неотъемлемая часть моей России. Я считаю, что город, в котором живут мои родители, родственники, друзья, люди, близкие по крови, духу, образу жизни, – это моя Большая Родина.
Здесь мои корни! Здесь мой дом, мои любимые места. Родильный дом, в котором я родилась. Детский сад, в который я ходила маленькая с мамой и папой за ручку. Школа, которую окончила в прошлом году со своими одноклассниками. И даже они уже для меня родственники – мы вместе проучились 9 лет. Девять лет «грызли гранит науки»!
Улочки города, парки, зоны отдыха – любимые места горожан и даже белки, которых мы любим кормить с подружкой по выходным. Пусть не так много в моём прошлом, но это память – память моего детства.
Город наш необычен, уникален. Прокопьевск носит духовное имя – имя святого Прокопия Устюжского! Поэтому город просто «пропитан» духовностью!
Хотя раньше мне казалось, что имя города связано с чёрным углем – «промышленные копи», «прокопченный»…
А нет! Оказывается, что в имени есть более благозвучное и могучее. Прокопьевск – в нём сила и мужество тех, кто осваивал Сибирь, тех, кто ставил на многотрудном пути первопроходцев часовенки в честь своего святого покровителя, а ещё смирение и любовь самого Прокопия праведного Устюжского чудотворца, благословившего свою новую Родину, жившего для людей и молящего за неведомых ему странников.
Имя города определяет судьбу горожан. Мы потомки должны соответствовать благозвучию своего города: знать прошлое своих корней, уважать историю города, быть неравнодушными к своему настоящему. То есть всем тем, что составляет основу любви к великой Родине.
Кто владеет прошлым - тот владеет настоящим.
Кто владеет настоящим - тот владеет будущим.
Кто он Прокопий праведный? Версий появления праведного на Руси много. Как свидетельствуют некоторые церковные источники, он из бывших богатых иностранных купцов, ходивший по «обычаю гостей иноземных» на своем корабле в Новгород для торговли.
Князь прусский, имя которого в миру – Гланда-Камбила Дивонович. Первый русский юродивый, что означает «безумец, обладающий даром прорицания», праведный Прокопий Устюжский. От него пошло много русских дворянских родов – императорский дом Романовых, Шереметевых, Коновницыны, Сухово-Кобылины, Епанчины, по словам потомка Прокопия А. А. Епанчина, который собирал информацию о своей родословной. (Александр Александрович Епанчин (1948-1998) – краевед из Мурома, собиратель исторических, фольклорных, церковных преданий).
Более 20 боярских родов России возводят к нему свою родословную, рассказывая о знатном пруссе, воевавшем с тевтонцами и бежавшем со своей завоеванной родины.
Гланда-Камбила как историческая персона фигурирует отчётливо. Вождь самбийцев (одного из древнепрусских племён. Населяли Земландский полуостров, к северу от нынешнего Калининграда), возглавивший восстание своего народа против крестоносцев в 1260 году.
Позднее имя Гланда Камбила появится на Руси. В Новгороде он с именем Иван примет православие, пленившись красотой величественных храмов, звонами колоколов и благолепием православных богослужений. Он роздал свои богатства бедным и поселился в Хутынском монастыре, расположенном на правом берегу реки Волхов, в 7 км от Великого Новгорода. Пострижётся в иноки и вновь поменяет имя. Теперь он Прокопий.
С глубокой древности известно, что имя тесно связано с судьбой человека. Имя определяет цель в жизни человека, предлагает определенный способ существования на земле. Интересно, что линия имён Прокопия (Гланда, Иван, Прокопий) едина и идёт по нарастающей: Гланда – «утешение», Иван – «милость Божья», Прокопий – «вынутый из ножен, обнаженный меч». Каждое из имён говорит о СЛУЖЕНИИ.
Инок Хутынского монастыря Прокопий привлёк к себе внимание новгородцев, многие восхищались его смирением. Как истинный юродивый, он обладает пророческим даром. Избегая мирской славы, он с благословением духовного наставника покинул монастырь и отправился на восток.
Пройдя не одну сотню вёрст, Прокопий добрался до Устюга. Там он и вступил на путь юродства Христа ради: ночи проводил в молитве на паперти Успенского собора, а днём ходил по городу в изорванной одежде, смиренно перенося насмешки и побои. Мало кто предлагал блаженному тёплый уголок и кусок хлеба. Не имея своего пристанища, часто ночевал у Успенского храма. Голодный, замерзающий от зимней стужи, принял это как волю Божью.
Но он молится за своих обидчиков, за град Устюг, за всех живущих в нём людей. Легенда гласит, что 21 июля 1303 года в Устюге выпал обильный снег. Но вскоре растаял везде, кроме одного места, у Михайло-Архангельского монастыря. Оказалось, что в этом месте под сугробом покоилось бездыханное тело блаженного.
Культ Прокопия сложился в Устюге в XVI веке. Были поставлены часовни, церкви, появились иконы. Через крестьян-беглецов из Устюга, Кайгорода, Вятки… и деятельность купечества культ святого Прокопия праведного стал бытовать в Томском и Кузнецком округе. Богатый сибирский край способствовал развитию и процветанию купечества. Купцы закупали у населения грибы, ягода, орехи, мед; вывозили лес, рыбу, пушнину...
Поселенцы же за бытовыми заботами никогда не забывали о духовной составляющей своей жизни. Жители сибирского края, а историки утверждают, что это были устюжане, высоко чтили праздник 8 июля, не потому что это праздник Казанской иконы Божий Матери, а потому что это Прокопьев день, то есть, день Прокопия Устюжского.
В разных уголках западных частей Сибири были построены молитвенные дома, часовенки, церкви, посвящённые Прокопию праведному, возведены храмы.
В1618 году был основан Кузнецкий острог, в 1648 – село Монастырское вблизи мужского Христорождественского монастыря.
В Монастырском приходе была церковь во имя святого Прокопия Христа ради юродивого Устюжского чудотворца, построенная в 1872 году. А в Манеихинском логу (на территории села Монастырского) над родником стояла часовня.
Каждый год жители совершали пышные шествия к часовне и брали святую воду из родника. Во имя святого Прокопия была освящена и Прокопьевская церковь. Почитание святого было столь велико, что к 1868 году село Прокопьевское и деревня Монастырская сливаются и получают общее название Прокопьевское.
В 1911 году село Прокопьевское становится центром одноименной волости. С 1917 года начинается промышленное освоение Прокопьевского рудника. И село преобразовалось в рабочий посёлок.
С 1931 населённый пункт носит статус города Прокопьевска.
Наша страна – грандиозна, неповторима. Духовностью буквально дышит вся история страны. Россия – страна великого прошлого: в её берёзовых солнечных рощах по сей день чувствуется дух русский, а священные дубы и кедры украшены трепещущими на ветру яркими лоскутками. Над её степями плачут жалейки в честь древних божеств и героев. Народные праздники, традиции, обряды…
В сознании народа глубоко укоренился идеал страны – Святая Русь.
«Россия – единственная страна мира, – писал Николай Константинович Рерих, – которая величайшим праздником своим славит праздник утверждение жизни».
А духовность – идеал нашей русской нации!
Источник: https://ognikuzbassakci.ru/publicism/tpost/homv697lc1-mariya-kuznetsova-kto-imya-dal-slavnoe-g