Участник Великой Отечественной войны Алексей Михайлович Поздняков скупился на рассказы о войне, зато любил вспоминать о том, как в 1967 году они с коллегами по Кемеровской студии телевидения сумели обойти телевизионщиков из Новосибирска во внедрении аппаратуры видеозаписи. Впрочем, обо всём по порядку.
Родился Алексей в 1926 году в одной из деревень Тисульского района Сибирского края (ныне территория Кемеровской области). Учился в сельской школе. Парнишку с малолетства тянуло ко всякой технике, которая в 1930-е годы начала появляться в сибирской глубинке. Вместе с мальчишками трудился в поле, помогая взрослым растить урожай.
Когда началась война, ему было всего пятнадцать лет. Всех деревенских мужчин забрали на фронт. Их места в сельском производстве заняли женщины да какие же, как Алексей, пацаны. С начала военных действий ходило немало разговоров о том, что Красная Армия быстро разобьёт фашистов, и мужики скоро вернутся домой. Но война растянулась на годы.
В 1944-м Алексею исполнилось восемнадцать, и местный военкомат призвал парня в действующую армию. Вскоре он стал стрелком-автоматчиком в одном из подразделений 115-й стрелковой Холмской Краснознамённой дивизии, которая воевала с фашистами в составе 2-го Белорусского фронта.
Дивизию удостоили этого звания за успешное участие в наступательной Старорусско-Новоржевской операции, которая велась в январе-феврале 1944 года против немецкой 16-й армии Группы армий «Север» за освобождение юго-западной части Ленинградской области, западной части Калининской области и создания условий для дальнейшего наступления в Прибалтику. 21 февраля в результате упорных боёв 115-я дивизия освободила оккупированный гитлеровцами город Холм, входивший тогда в Калининскую область.
Алексей Поздняков не прятался за спинами сослуживцев – фронтовых товарищей. Участвовал в боях за населённые пункты Глыжино (Онуфриево), Чёртова Гора, Гнилуха, Мишны, Мошино, Горушка, Забоево. Смело и решительно вступал в огневой контакт с врагом.
Преодолевая ожесточённое сопротивление противника, 115-я дивизия, в рядах которой сражался наш земляк, успешно форсировала по льду реку Великая и создала так называемый Стрежневский плацдарм на её западном берегу – северо-западнее посёлка Пушкинские Горы в Псковской области.
В июле 1944 года 115-я дивизия участвовала в Режицко-Двинской операции. Наши роты автоматчиков с ходу брали укреплённые траншеи гитлеровцев.
В жарких боях Поздняков вносил свой боевой вклад в полное освобождение Калининской области. В конце лета 1944-го Алексей с однополчанами сказали своё веское солдатское слово в ходе наступления советских войск в Мадонской операции – это были сражения за освобождение Латвийской ССР. Советские бойцы решительно прорывали оборону немцев, гнали их на запад.
Вместе со 115-й дивизией наступал на врага наш боец и в ходе Рижской операции, освобождал Ригу, бился с гитлеровцами в Восточной Пруссии – на подступах к Тильзиту (ныне город Советск в Калининградской области).
После кровопролитных боёв дивизия оказалась на переформировании. В этот период Алексею Позднякову последовал приказ о направлении на учёбу в Орловское ордена Ленина, Краснознамённое бронетанковое училище имени М. В. Фрунзе, которое тогда дислоцировалось в городе Балашов Саратовской области. До конца войны оставалось ещё несколько месяцев, поэтому училище продолжало активно готовить специалистов для танковых войск.
Всего за годы войны здесь прошли обучение более 6 тысяч командиров-танкистов, из них немало стали известными военачальниками. 112 выпускников были удостоены звания Героя Советского Союза.
Танкистом стал и Алексей. Он освоил профессию водителя танка, получил офицерское звание. В стенах училища встретил и известие о капитуляции Германии и нашей полной победе. После выпуска из училища механик-водитель Поздняков несколько лет служил в танковом полку (военная часть № 75493).
Демобилизовался только в 1950 году. Бывшему воину только что исполнилось 24 года. Он вернулся в Кузбасс, побывал на малой родине, потом решил перебраться в Кемерово. А поскольку ему было интересно заниматься техникой, в 1952 году в столице Кузбасса он окончил курсы киномехаников. И до 1959-го трудился киномехаником в городских кинотеатрах: сначала – в кинотеатре «Москва», затем – в кинотеатре «Металлург», который располагался в заискитимской части Кемерова – в районе Знаменского собора. Был любим местной публикой. В одном из кинообзоров той поры местная пресса именно «Металлург» называла самым уютным и гостеприимным в городе. По качеству обслуживания и по культурному уровню зрителей его зал обходил даже легендарную «Москву». (Потом сгорел и был заброшен в годы перестройки).
За время работы в кинотеатрах Алексей Поздняков основательно освоил своё дело, научился хорошо разбираться в проекционной аппаратуре. Умел так показывать кинокартины, что на его сеансах народ не свистел и не выкрикивал в адрес хозяина кинобудки традиционное: «Сапожник!» Техника у него функционировала исправно, потому что он её бережно обслуживал, вовремя ремонтировал.
Он был на хорошем счету, считался высококвалифицированным специалистом, который умело обращается с проектором. А это получалось далеко не у всех его коллег. Ведь полный метраж полуторачасового художественного фильма составлял 3,5-4 километра плёнки, при этом фильм поставлялся в частях на отдельных бобинах – на каждой примерно по 600 метров плёнки.
Задача Алексея заключалась в том, чтобы проверить до сеанса, все ли части на месте, пригодна ли плёнка для показа, нет ли порывов. Если плёнка порвана, её надо склеить. Делать это нужно очень внимательно, если киномеханик ошибётся, фильм с середины может пойти вверх ногами. Но и во время кинопросмотра Поздняков не сидел без дела, готовился в означенный момент мгновенно включить следующую часть кино, чтобы зрители не почувствовали паузы.
Так что, работа у него была непростая. На одной из встреч со школьниками ветеран войны в шутку говорил даже, что профессия киномеханика чем-то сродни водителю танка: тоже требует технических знаний, внимательности и умения быстро реагировать на неполадки.
Как известно, в 1958 году в Кемерове появилось своё телевидение, для чего построили телецентр, возвели телевышку. Появившиеся там новые профессии привлекали молодёжь. Многие стремились поработать в только что образованной современной медиасфере. Среди желающих оказался и Алексей.
Он узнал, что его знания киноаппаратуры востребованы на Кемеровской студии телевидения, решил рискнуть и предложить свои услуги. И его приняли! В 1959 году он оказался на должности механика точной аппаратуры Радиотелевизионного центра, который в то время входил в объединённый состав телестудии. В его обязанности входило обслуживание и ремонт кинокамер.
Переносных телевизионных видеокамер, как сейчас, на Кемеровском ТВ ещё не было. Поэтому, репортажи, очерки, документальное кино кинооператоры телевидения снимали на киноплёнку.
На Кемеровской студии ТВ кинопроизводство организовали в 1959 году: были созданы киногруппа, которой руководил А. М. Чигарёв, и кинолаборатория – её возглавляла В. С. Кандинская. На этой структуре и держалось первые годы областное телевидение, ведь регулярный эфир постоянно требовал новых сюжетов.
Сначала обработку кинопленки производили в примитивных условиях, без специального оборудования. Но 1961 году студия получила первую проявочную машину. У инженерной группы, связанной с кинопроизводством, в которую входил Поздняков, работы хватало.
Руководство КСТ было довольно трудолюбивым и знающим своё дело Алексеем Михайловичем. При нём в 1962 году внедряли первый копировальный аппарат для 35-мм киноплёнки (КМЦ-1), а в 1969 году – первую профессиональную проявочную машину «Дефа» для кинопленки 35 и 16 миллиметров.
Кстати, уже тогда А. М. Поздняков начал собирать свою домашнюю коллекцию отработавших кинокамер.
Особую роль специалист-профессионал Алексей Михайлович сыграл и во время внедрения на КСТ первого оборудования видеозаписи, о котором дотоле в Кемерове только мечтали.
Поздняков скупился на рассказы о войне, зато любил вспоминать о том, как в 1967 году они с коллегами по Кемеровской студии телевидения сумели обойти телевизионщиков из Новосибирска во внедрении этой аппаратуры. История постепенно обросла подробностями, превратившись почти в легенду. Однажды она подробно, в лицах, была описана в очерке «Рассказ о том, как Юрий Командиров стал первым телеоператором в истории телевидения Кузбасса». Поэтому не будем «изобретать велосипед», напомним, как был изложен этот случай:
«В 1967 году студия получила первые видеомагнитофоны КМЗИ-6 (эти первые серийные видеомагнитофоны выпускались в СССР в Ленинграде заводом «Ленкинап» и составляли основу технического парка в телецентрах СССР). «Приехали» они в Кемерово из Новосибирска. Там с ними не смогли управиться, не хватило у местных специалистов ума, чтобы запустить их в эксплуатацию.
Юрий Иванович Командиров (первый руководитель участка видеозаписи КСТ) припомнил, как в однажды к ним в аппаратную пришёл Юлиан Аронович Вишневский, который в 1967-м занимал должность главного редактора политического вещания Кемеровской студии телевидения:
«Ну что, ребята, – говорит, – будем видеозапись внедрять?
– Какую видеозапись? – удивились мы. – Под неё же нет никакого оборудования…
А он:
– Новосибирск предлагает нам два аппарата видеозаписи. Они с ними совладать не могут, поэтому у них эти магнитофоны считаются неработающими. Предлагают нам передать, может, мы их запустим в дело…».
Ребят не надо долго уговаривать: вставить новосибирским специалистам «фитиль» было для кемеровчан особым успехом. Обратимся к воспоминаниям Фёдора Мефодиевича Ягунова:
«Новосибирская студия телевидения считалась базовой и снабжалась лучше других сибирских студий. Она первой получила два видеомагнитофона марки КМЗИ-6, но запустить их так и не смогла. Заказала себе более совершенные аппараты, а эти предложила нам. Привезли видеомагнитофоны, от которых отказались новосибирцы, в Кемерово. Специалистов по видеозаписи у нас, естественно, не было. Заниматься этим поручили телеоператорам-умельцам Юрию Командирову и Герману Рязанову и механику точной аппаратуры Алексею Позднякову. Вес каждого аппарата 430 килограммов и по четыре стойки к ним. Кое-как перевезли мы подарок к себе в Кемерово. Колдовали над «видиками» наши спецы дни и ночи. И запустили их в работу! Освоение видеозаписи стало очередным прорывом…».
А вот что добавил Юрий Иванович:
«В инструкции к этим аппаратам КМЗИ-6 была допущена ошибка: запятую забыли поставить. Новосибирцы-то действовали по инструкции: давали напряжение на стабилизатор через сопротивление 47 килоом, а надо было – всего 4,7 (четыре целых и семь десятых). Мы эту ошибку выявили и исправили, когда съездили в командировку на завод-изготовитель, неделю провели там, поставили бутылки кому надо. И дело пошло. Новосибирцы удивлялись: как так, вы же ничего не знали и не умели, а у вас получилось?!
Первую видеозапись – демонстрацию трудящихся в честь 50-й годовщины Октября – мы выдали в 1967 году. После этого раздаётся звонок из здания с площади Советов: «Молодцы!» Долго потом мы на этой технике работали, даже собственные фильмы с её помощью озвучивали».
Эти магнитофоны проработали почти пять лет и были заменены на более совершенные. Видеозапись значительно расширила возможности телевидения. Уже не надо было показывать всё только в прямом эфире. Также можно было создавать архив, накапливать записи, сохранять для истории, повторно использовать их в эфире – целиком либо частично, в монтаже…». (сайт слово-сочетание.рф, 7 ноября 2024; https://слово-сочетание.рф/news/Rasskaz-o-tom,-kak-Yuriy-Komandirov-stal-pervym-teleoperatorom-v-istorii-televideniya-Kuzbassa-).
Вот такой трудовой подвиг, в котором принимал непосредственное участие герой этого очерка. Завершение у этой истории было более чем значительное – видеозапись стала серьёзной вехой в развитии областного телевидения Кузбасса.
Но на этом формирование ТВ не останавливалось. Наряду с внедрением современной видеотехники двигалось вперёд и кинопроизводство, по-прежнему востребованное в производстве телепередач. В 1975 году кинопроизводство на КСТ перевели с 35-ти на 16-миллиметровую киноплёнку. В 1979-м построили здание кинокомплекса (теперь – корпус № 2 ГТРК «Кузбасс»), первый и второй этажи которого занимал киноцех (на первом этаже организовали процесс проявки плёнки, на втором вели монтаж и озвучивание кинопродукции).
В декабре 1982 году было получено и смонтировано – в том числе и руками А. М. Позднякова – оборудование для обработки, проявки, копирования цветной киноплёнки и специальные монтажные столы. В 1982-1983 годах он помогал вводить в эксплуатацию магнитофоны «Кадр-3ПМ»... Всего и не перечислить.
В конце 1980-х на телевидении Кузбасса началась эра внедрения цифрового видеооборудования – эта техника начала вытеснять кинопроизводство. После полного перехода на цифровые телевизионные журналистские комплекты формата «Betacam» и на электронный видеомонтаж на областном телевидении кинопроизводство окончательно ликвидировали. Это произошло в 1992 году. Однако Алексей Михайлович продолжал трудиться, обслуживал и ремонтировал видеооборудование в составе цеха ТВ.
Работал добросовестно, надёжно, помогая журналистам и режиссёрам создавать телепродукт. Самое главное, ветеран всегда старался не отставать от времени, идти в ногу с техническим прогрессом. За что его не раз отмечали и награждали.
Не забывали на ГТРК «Кузбасс», в которую в 1992 году вошли Кемеровская студия телевидения, Кемеровское областное радио и Кемеровский телецентр, о ветеране и после его выхода на пенсию. На заслуженный отдых Алексей Михайлович ушёл в 2000 году. Но и потом бывал в родном коллективе, которому отдал более 40 лет жизни.
Страна тоже не забывала об участнике войны. Так, в честь 40-летия Победы к медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другим наградам А. М. Позднякова добавился орден Отечественной войны II степени.
За время работы на областном телевидении в его личной коллекции скопилось немало кинокамер разного «возраста» и моделей. После ликвидации кинопроизводства он сумел сохранить списанную там технику, чем существенно пополнил своё собрание. В 1998 году Алексей Михайлович передал весь свой комплект видеотехники в музей ГТРК «Кузбасс».
Не стало ветерана в 2003-м, когда ему было 77 лет…
Сергей Черемнов