Михаил Анохин – журналист и литератор

01 апреля 2024 

Известный кузбасский журналист, поэт, прозаик, публицист Михаил Петрович Анохин, родился 29 сентября 1944 года в селе Калары Таштагольского района Кемеровской области.

С 1958 года жил в Бийске, откуда был призван в ряды Советской армии. Служил в городе Хороль Приморского края в войсках стратегической авиации (был командиром машины аэродромно-эксплуатационной роты).

После службы работал в военизированной части командиром отделения пожарного расчета. Познал много рабочих профессий, трудился в организациях города Бийска: автогрейдеристом, рабочим в геологоразведочной партии, грузчиком на Бийском мясокомбинате, грузчиком в мебельном магазине, слесарем по ремонту башенных кранов.

В 1971 году окончил в Бийске вечернюю общеобразовательную среднюю школу. В 1976 году участвовал в первых Шукшинских чтениях в Сростках.

В 1979 году заочно окончил литературные курсы при Союзе писателей Алтайского края. Тогда же в Барнауле вышла книга его стихов «Первая ступень». Рецензентами книги стали москвич Алексей Марков и красноярская поэтесса Аида Фёдорова.

И после этого работал по оргнабору рабочим на судах тралового флота Камчатки. С 1984 года жил в Прокопьевске, трудился на стройках города, был специалистом по дорожной и строительной технике в Прокопьевском домостроительном комбинате.

Михаил Петрович был человеком думающим и неравнодушным. У него всегда имелся самобытный взгляд на события, про исходящие в нашей жизни.

В 1989 году участвовал в забастовочном движении шахтёров, после чего написал документальную повесть «Записки забастовщика». С 1990 по 1992 год – избирался депутатом Прокопьевского горсовета, где был председателем комиссии по правам человека.

Затем работал ведущим инженером НПО «Прокопьевскгидроуголь», заведовал информационно-аналитическим центром Прокопьевского теркома «Росуглепрофа».

В 1995-1999 годы также был заведующим информационно аналитическим отделом газеты «Весь Прокопьевск». С 2002 года начал сотрудничать с областной газетой «Край», с 2005 года – с областной газетой «Кузбасс» (печатался в приложении «Круг чтения»).

Произведения Михаила Анохина публиковались в журналах «Наш современник», «Звезда», «Нева», «Сибирские огни», «Алтай», «Огни над Бией», «Огни Кузбасса».

Его повесть «Только память» стала лауреатом премии журнала «Огни Кузбасса» как лучшая проза 2005 года.

В декабре 2008-го автор был рекомендован Кемеровской областной писательской организацией для вступления в Союз писателей России, а с июня 2010 года стал членом СПР.

Михаил Анохин – также лауреат журнала «Огни над Бией» 2013 года, победитель литературного конкурса «Энергия творчества» (2013).

В мае 2014 года за книгу публицистики «Пережитое» был удостоен специального диплома Берлинского фонда «Литературное наследие» в номинации «За художественное мастерство и высокую гражданскую позицию». Организатором Международного литературного конкурса «Лучшая книга 2014 года» стала Берлинская библиотека со временной литературы при Берлинском литературном институте им. А. П. Чехова.

Ушёл из жизни Михаил Анохин 31 марта 2022 года. Похоронен в Прокопьевске.

В числе книг Михаила Анохина и такие, как «Если в доме теряются ножницы: повести и рассказы (2008), «Пережитое» (публицистика, 2009), «Только память» (повести, 2012), «Сказки для взрослых» (2014), «Жажда немоты» (Стихи 2011-2015 годов), «Мерцающая аритмия» (сборник рассказов, 2017). И многие другие.

Анфиса Акимбетова

 

Василий Попок: «Город Гремящих трамваев» (Из рецензии на книгу «Если в доме теряются ножницы»

«Если в доме теряются ножницы» (2008) – это первая книга прозы прокопьевского литератора. Но не первая по счёту. В самом начале были стихи: они вышли отдельной книжкой давным-давно, где-то в 1970-х годах.

Автор тогда жил в Бийске и ходил в городской литературный кружок. Тогдашний отбор кандидатов на публикацию был строг, и любая книга становилась событием в литературной жизни. Однако бывший бийчанин (а по рождению он наш – из села Калары, что под Таштаголом) Михаил Анохин – личность, больше известная Кузбассу не в качестве литератора. В 1989-1990-х годах он был одним из вождей забастовочного движения шахтёров, потрясшего страну. Хотя и не шахтёр, по профессии он строитель. А если заглянуть глубже в биографию, то матрос тралового флота, геологический рабочий, да много чего перепробовал.

Но про забастовки. Главным содержанием тех забастовок, если глянуть трезво и беспартийно из сегодняшнего времени, был бунт против засилья номенклатуры, за правду и справедливость. Однако энергия бунта была перенаправлена в иное русло – номенклатура обернула народную социальную самодеятельность в свою пользу, совершив «капиталистическую революцию» и придя в 1990-х годах к олигархической форме «демократии» и ельцинизму.

Приватизация соцсобственности, обнуление вкладов в сберегательных кассах, либерализация экономики, раздел страны, невыплата зарплат и пенсий, расстрел политических противников в 1993 году, «рельсовые войны» 1995-1998-х годов, дефолт и галопирующая инфляция – такое ни одному, даже самому рьяному забастовщику-экстремисту и в голову не могло прийти.

Как бы там ни было, а новое время настало. Кто-то из лидеров рабочего движения ушёл в тень, кто-то занялся профсоюзной деятельностью, кто-то стал штрейкбрехером, и его встроили в новую политическую систему. А самых резвых – во власть или в правопартийную деятельность.

Об уровне социальной справедливости 1989 или 1990 года, которым были недовольны забастовщики, теперь можно рассуждать лишь в жанре социальной фантастики…

На этом вульгарно-социологическую часть текста завершаю. А нужна была она, чтобы уяснить: зря Анохина попрекают за 1989 год, путая шахтёрские забастовки с последующим развалом страны. Он страну не разваливал, это точно.

После поражения рабочего движения Михаил Анохин ушёл в философию и литературу. Время от времени выступал в периодической печати – дома и в газете «Край». В литературном приложении газеты «Кузбасс» – «Круг чтения». В программе «Русское слово» на кабельном канале ТВ Прокопьевска. Написал книгу «Записки забастовщика». Она, к сожалению, не опубликована, а могла бы прояснить многое из недавнего прошлого. И углубленно занимается прозой.

В большинстве своём прозаические работы Анохина пока остаются в рукописях. Напечатано лишь несколько рассказов и сокращённый вариант одной из повестей в журнале «Огни Кузбасса». То есть предлагаемая вашему вниманию книга – первое полноценное издание прозы Михаила Анохина.

Дóлжно сказать, что Анохин не стилист в общепринятом смысле слова, не из школы Тургенева или Бунина, он не стремится отделать фразу, отшлифовать её до блеска. Он мыслитель. Если позволите сравнение с великими, то его духовная родня – Достоевский и Толстой. Иногда слово Анохина не поспевает за смыслом и возникает некоторое косноязычие. Впрочем, вполне извинительное в свете иных достоинств текста.

Рассказы Анохина многоплановы и сложно организованы. Написанное возможно понимать буквально, но не только. Подумаешь над прочитанным – обнаружишь подтекст. А поразмыслишь – возникнет новый, пожалуй, наиболее интересный смысловой этаж художественного произведения.

Замечу тематическое и жанровое разнообразие произведений, включённых в книгу. Тут и классический рассказ (можно, однако, назвать это маленькой повестью) «Билет в Фатерлянд» – упрощённо говоря, о современном Акакии Акакиевиче Башмачкине, тихонько существовавшем в одном из «присутственных мест» и потерпевшем в результате «четвёртой революции» карьерное и человеческое фиаско. «Свет в конце тоннеля», привидевшийся было ему, использовать не успел – человека подмяла под себя грубая жизнь.

Дальше – стилизация под «житийную» литературу. Вещь так и называется – «Житие странника»: о человеке, взыскующем святости, не то бродяге, не то бомже, которого активно отвергает власть, светская и духовная, и не вполне понимает даже ближайший соратник, практически ученик.

Блестящий абсурдистский рассказ, давший название книге, – «Если в доме теряются ножницы», его в двух словах не охарактеризуешь, следует читать.

А это бытовой детектив с фрейдистским анализом «Прокурорская сага». И мрачная социальная фантастика в духе Джорджа Оруэлла «Ковчег».

И нечто, одновременно напоминающее Платонова и Шукшина, однако содержательно совершенно оригинальное: «Смерть матери», «Трое». А также «ностальжи» из детства «Васятка», только без присущей такого рода «средним» произведениям сентиментальности. И просто-таки агностический философский трактат, замаскированный под художественную прозу, – «Как будто».

Не лишены рассказы, повторюсь, словесных недостатков, есть композиционные огрехи (например, «Прокурорская сага», где явно лишний рассказчик-журналист), но в целом книга ощущается как работа зрелого мастера слова. И добавлю важное. Все рассказы созданы на живом, современном материале. Ситуации, даже самые, на первый взгляд, фантастические («Ковчег», «Житие странника»), абсолютно узнаваемы. Характеры прописаны, иногда до мельчайших деталей («Кафка из Таштагола»), физиономии персонажей яркие и запоминающиеся.

Большинство произведений Анохина помечены конкретным адресом. Это сибирский город Прокопьевск. Его серый снег. Его «тупорылые» трамваи. Его шахты, проглатывающие людей поутру и возвращающие (а зачастую не возвращающие) ввечеру, после основной смены.

Писатель Анохин создает (возможно, приспосабливает под себя, под свое видение) личное литературное пространство. Как Гоголь – Петербург, Фолкнер – округ Йокнапатофа, Солоухин – владимирские просёлки. Только у него это литературное пространство наполнено тревогой и ощущением неблагополучия. Видите ли, если в доме постоянно теряются ножницы, дом накануне беды...

Возвращаясь к началу данной заметки, скажу, что во многом книга Анохина  – это художественная фиксация разочарований бывшего советского человека, надеявшегося в период перестройки и последующих реформ на изменения к лучшему в общественной и приватной жизни. Подчеркну при этом: слёз по прошлому нет. Бывшая власть (а Анохин – человек немолодой, помнит смерть Сталина и время правления последующих социалистических начальников), бывший уклад жизни ощущались среднестатистическим гражданином СССР чужими. Но нынешние – ещё более чужими.

Осмелюсь назвать Михаила Анохина стопроцентно состоявшимся прозаиком. Жаль, что книги такого уровня встречаются в кузбасской (да и российской) прозе не столь часто, как хочется.

2008 г.

Источник: книга Классика земли Кузнецкой: в 3 томах. Т. 3. Книга вторая. Проза. Современная литература Кузбасса. – Кемерово. 2023. С. 37-43

 

Михаил Анохин: «Мой крест»

Не скорбен мой дух
не в тумане.
Не камнем,
не сталью укрыт.
Подобно волне в океане
навстречу с землёю спешит.
Спешит,
чтобы бренная пена
в зыбучих осела песках…
Чтоб вышла она
и взлетела,

парила в духовных мирах.
Где время над нею не властно
Где чувства полны и остры…
Я верю, что жизнь не напрасно
Свои предлагала дары.
Что совести острые муки,
что разума ясный обман –
все эти метанья,
науки –
мой крест,
что Тобою был дан…

Архив новостей