Михаил Звягин – от «Катюши» к строкомеру

02 сентября 2024 

Гурьевские металлурги ещё находились под впечатлением от полученного знака «3а трудовую доблесть», когда из Москвы прилетела весть о присуждении Гурьевскому металлургическому заводу диплома Минчермета СССР и ЦК профсоюза. Событие архиважное. Газета «Знамя Ильича» на экстренную новость ответила оперативностью.

Михаил Павлович Звягин, ответственный секретарь редакции, потеснил рядовые заметки и под крупным заголовком вверстал информацию в полосу. Утром читатели узнали подробности успеха литейщиков, которые в России всегда славились мастерством.

Известен был Звягину факт: в 1922 году на восстановленном ГМЗ из первой плавки чугуна они искусно отлили миниатюрный бюст В. И. Ленина и отправили в Кремль. Музейная комната Кремля пополнилась необыкновенным экспонатом.

Так сложилось, что полвека спустя – по направлению областной организации Союза журналистов – группа редакторов из Кузбасса проходила переподготовку в Центральном Доме журналистов. В свободное время они знакомились с достопримечательностями Москвы. Турбюро пригласило газетчиков на экскурсию в Дом правительства.

Вот и кабинет-музей. На одной из подставок стоял тот самый бюст – подарок сибиряков. Первым заметил экспонат редактор «Знамени Ильича» Пётр Исаев. К удивлению экскурсовода, он начал рассказывать подробности изготовления бюста на металлургическом заводе Гурьевска, который из далекого тыла в военные годы поставлял на многие предприятия детали точного литья.

Гид продолжал излагать заученную программу, но среди нас находился свой знаток, и было очень приятно слушать эмоциональные похвалы из уст москвичей, которые, возможно, никогда не бывали в Сибири и часто уточняли, где находятся Кемеровская область и Кузбасс…

Журналист Михаил Звягин чётко исполнял свой долг на фронтах Отечественной войны. Юный доброволец (родившийся 18 октября 1923 года. в селе Арбузовка Павловского района Алтайского края. Призван в армию 7 октября 1941 Гурьевским райвоенкоматом, Новосибирской – ныне Кемеровской области. – Прим. ред.) сменил карабин на огненную «Катюшу», научился управлять секретным оружием и занял место в её боевом расчёте. (Воевал в 45-м гвардейском минометном полку 40 армии Воронежского фронта. – Прим. ред).

Первое боевое крещение получил в битве под Воронежем, где наши дивизии доблестно отражали противника. Спасали «Катюши» и на Украинских фронтах, где солдат Звягин заслужил звание сержанта. Воевал на Воронежском, Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Ракетное оружие наводило страх на врагов до конца войны.

Приближалась Победа. Появились более совершенные ракетные установки. Потребовались бойцы, прошедшие первоначальную школу ракетчиков. Один из них, М. Звягин, командованием был направлен в Московское гвардейское минометно-артиллерийское училище.

Молодой курсант, ставший старшим лейтенантом, учился, как и воевал, прилежно. 24 июня 1945 года на Красной Площади в Москве он участвовал в Параде Победы. Послевоенную службу нёс в Туркестанском округе.

Старший лейтенант М. Звягин за мужество награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Возраст давал о себе знать. Но бывший фронтовик, журналист поддерживал связь с газетой, получившей новое название «Знамёнка». Его в Гурьевске хорошо помнят и как члена совета ветеранов города, который прежде справлялся и с «Катюшей», и со строкомером.

(Умер ветеран гурьевской журналистики 20 июля 2009 года. Похоронен в г. Кемерово. – Прим. ред.).

Борис Жарков,

член Союза журналистов СССР и России, ответственный секретарь Кемеровского областного СЖ в 1998-2003 годах

Источник: книга «Журналистика Кузбасса: строки истории», Кемерово, 2008. С. 341-342.

 

Николай Александрович Фетисов до войны работал в городской газете Прокопьевска

В Прокопьевском городском краеведческом музее хранятся экспонаты выставки «От «Забоя» до «Шахтёрки», посвящённой городской газете «Шахтёрская правда».

Среди них представлены редкие документы, фотографии, предметы, связанные с историей издания. Материалы собраны как из фондов музея, так и из личных архивов ветеранов и сотрудников «Шахтёрской правды».

Материалы музейной экспозиции напоминают, что из числа сотрудников редакции на фронтах Великой Отечественной войны сражались журналисты П. А. Садов, В. Л. Баринов, И. Ф. Ларин, Я. А. Атучин, B. C. Лутков, В. Д. Синев, М. В. Мальцев, Т. Н. Нарицына, Л. П. Нарицын. Пять прокопьевских журналистов: Н. А. Фетисов, С. Н. Васильев, М. С. Астапов, М. С. Попрядухин, Ф. Д. Гусев – погибли в боях за Родину.

Об одном из них – Николае Александровиче Фетисове – известно немного. Родился в 1915 году. С городской газетой начал дружить ещё со школьных лет. Перед войной стал работать литсотрудником газеты «Ударник Кузбасса» (ныне «Шахтёрская правда»). На фронт ушёл в первые дни начала военных действий. Больше в редакцию не вернулся – погиб в 1943-м.

Долгие годы табличка с именами погибших на войне журналистов-прокопчан висела в холле бывшего теперь уже здания редакции «Шахтёрки» по адресу: улица Октябрьская, 11а. Теперь городские власти разместили здесь другую организацию. Но память о тех прокопьевских репортёрах, которые сменили ручки на винтовки и автоматы и погибли в боях за родину, мы не должны забывать.

Собинф

 

Мой старший брат Николай Фетисов

И родилась, и выросла я в Прокопьевске, но долгое время жила в Средней Азии. А вернулась в родной город и очень обрадовалась, когда узнала, что в редакции «Шахтерской правды» давно установлена мемориальная доска журналистам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, на которой есть имя и моего старшего брата – Николая Александровича Фетисова.

Наша семья до сих пор не знает, где похоронен Коля. Воевал он на Ленинградском направлении. Здесь же и сразила его вражеская пуля. Несколько лет назад мы с мужем были в Ленинграде. Обошли почти все Пискарёвское кладбище, думали, может, здесь где-то лежит наш Коля, раз погиб всего в 30-ти километрах от блокадного города. Но не оказалось тут его могилы. Некуда нам было пойти или поехать, чтобы поклониться родному человеку, почтить его память.

Спасибо Колиным товарищам по профессии за то, что они дали такую возможность нашей семье, да, наверное, и другим семьям тоже.

Моему брату сейчас исполнилось бы 72 года (в 1987 году. – Прим. ред.). Но трудно представить его пожилым, а тем более старым. Помню его всегда молодым, сильным.

Он знал, что Родине нужны крепкие, выносливые люди, и постоянно тренировал себя, был с детства спортсменом, отличным лыжником, много раз занимал первые места в соревнованиях. Это, как он говорил, возвратившись с финской войны, очень пригодилось ему на другом фронте.

После войны с белофиннами Колю пригласили работать в редакцию городской газеты, и он, конечно, с радостью согласился, потому что эта работа всегда его увлекала.

Да и по характеру, по жизненным устремлениям, газетное дело ему подходило как нельзя лучше. Коля вырос в комсомоле, совсем молодым вступил в партию. Был всегда весел, неутомим, всё, чем жил город в годы первых пятилеток, воспринимал как самое родное, кровное. Везде ему хотелось успеть, обо всём сказать свое слово.

В газете он, начал принимать участие, когда ещё учился в школе, а потом работал в спорткомитете. Став штатным корреспондентом, собирался учиться, чтобы посвятить журналистике всю свою жизнь.

Но вдруг напали фашисты. Опять война, опять Коля надел армейскую форму. На фронт мы его провожали на третий день после того, как пришла к нам страшная весть. Знал, на что идёт, но старался не показать, как тяжело ему расставаться с семьёй. Он улыбался и утешал то маму, то жену Таню и маленького сынишку Володю.

Коля обещал вернуться. С фронта часто приходили от него письма. Они были всегда тёплые и нежные. И непременно ободряющие. «Здравствуй, Таня, – писал он жене. – Здравствуй, мой милый мальчик Володя. Я жив и здоров. У нас уже засентябрило, становится прохладно. Сижу в землянке и вспоминаю вас. Как, милый сыночек, твоё здоровье, как играешь? Как здоровье мамы?» Каждое письмо заканчивалось словами: «Не беспокойтесь, я обязательно вернусь».

Не передать словами, как мы все этого ждали. Но дождались ужасной вести: старший лейтенант Николай Александрович Фетисов 13 февраля 1943 года погиб в битве за Ленинград.

На извещении о его гибели были изображены мать, прижавшая к себе ребенка, а под ними слова: «Воин Красной Армии, спаси!»

Коля выполнил этот святой долг.

Р. Клепикова,

ветеран труда

г. Прокопьевск

Источник: газета «Шахтерская правда». – 1987, 5 мая (№ 87). – С. 3; https://cbsprk.ru/BAZA/GVIJ/Прокопчане%20в%20ВОВ%20Диск/uchastniki/fetisov.htm

Архив новостей