Многие передачи Кемеровской студии телевидения своим успехом не в последнюю очередь были обязаны талантливому художнику-постановщику Рудольфу Желеховскому

06 января 2025 

Художник театра и кино Рудольф Францевич Желеховский, работавший в 1960-1970-х годах на Кемеровской студии областного телевидения, несомненно, был одарённой творческой личностью. Участник Великой Отечественной войны, своим более чем десятилетним мирным трудом он оставил заметный след в истории телевидения Кузбасса, о котором надо рассказать.

В 1925 году в большом селе Тогур Сибирского края (ныне посёлок в Колпашевском районе Томской области) в семье Франца и Марии Желеховских родился сын, родители назвали его Рудольфом.

Село, где жила семья, – одно из старейших поселений в Сибири. Издревле его образовали селькупы (остяки-самоеды) – малочисленный коренной народ, проживающий на севере Западной Сибири. В начале XVII века сюда стали приезжать русские переселенцы, позже здесь обосновывались и ссыльные люди. Благодаря новым жителям в поселении оживилось ремесленничество, торговля, в Тогурском проходила знатная ярмарка.

В своё время село было крупным административным центром с каменным Воскресенским храмом в самой его середине. Окружённое речными просторами, густыми хвойными перелесками, поселение жило не только активной экономической жизнью, здесь родилось немало талантливых известных россиян. Среди них – большой советский писатель Вадим Кожевников, автор знакомых многим повестей «Знакомьтесь, Балуев», «Щит и меч», «Великий призыв»; журналист и писатель Виль Липатов, произведения которого «Деревенский детектив», «Инженер Прончатов», «Анискин и Фантомас» и другие были экранизированы.  

Так же родились и окончили здесь местную школу популярные политики, герои войны, сибирские поэты и мастера живописи. Художник Рудольф Желеховский – один из них. Его родословная утекает корнями в царство Польское. Однако его родители давно прикипели душой к Сибири, привили сыну любовь к своей стране, к малой родине.

Мальчишкой любил он вглядываться с высокого берега – в том месте, где река Кеть впадает в полноводную Обь, – в красивые пейзажи окружающей природы. С детства у мальчишки прорезалась способность переносить на бумагу то, что однажды увидел. Сначала это были первые неумелые рисунки карандашом, а потом – и красками на холсте. Уроки рисования в школе стали для него самыми любимыми.

К окончанию школы он уже хорошо рисовал. Но всё же до конца ещё не решил: станет он ли портретистом, живописцем, а, может быть, баталистом. Однако, природные задатки мастера определили его дальнейшее призвание. Хотя реализовать его на первом этапе Рудольфу помешала война.

***

Когда комсомольцу Рудольфу Желеховскому исполнилось восемнадцать лет, его призвали в армию. В начале августа 1943-го он получил повестку из райвоенкомата. Сначала его направили на обучение в Военно-авиационную школу, расположенную в Троицке – городе в Челябинской области. Здесь готовили авиамехаников по эксплуатации самолётов, стрелков авиавооружения и воздушных стрелков.

Желеховский попал в группу стрелков. Прежде всего, на земле их обучили стрелять из пулемёта. Потом были первые вылеты с боевой стрельбой. Ещё курсанты школы проходили тактику воздушного боя, приобретали навыки оказания медицинской помощи. И самое главное – от них требовали уверенности в себе!

Через несколько месяцев ефрейтор Рудольф Желеховский освоил специальность воздушного стрелка и очередное воинское звание, став сержантом. И к весне 1944 года прибыл в действующий авиаполк в составе 810-го штурмового авиационного полка, входившего в 15-ю Воздушную армию 2-го Прибалтийского фронта.

Для воздушного стрелка Желеховского начались военные будни, состоящие из вылетов на задания командования, участие в воздушных боях.

В летних наступательных операциях 1944 года 15-я ВА содействовала наземным войскам Прибалтийского фронта при прорыве сильно укреплённой обороны противника в районе поселений Идрица и Себеж – Псковской области, Дрисса – в Белоруссии, участвовала в Режицко-Двинской операции. В сентябре-октябре принимала участие в боях за освобождение Латвии и её столицы – Риги. Враг не хотел сдаваться, поэтому у Рудольфа Желеховского и его фронтовых товарищей боевой работы было много.

В 1945 году в составе 2-го Прибалтийского, а с 1 апреля – в составе Ленинградского фронтов 15-я Воздушная армия участвовала в ликвидации курляндской группировки противника. Авиаполки армии участвовали в наступательной операции по разгрому группировки противника в районе Клайпеды.

Воздушному стрелку в составе лётного экипажа порой приходилось очень непросто. «Летишь в самолёте задом наперед, обороняя самолет, себя и жизнь экипажа, – вспоминал после войны Рудольф Францевич. – Ничем не защищён, сидишь под прозрачным колпаком, как воробей на блюдечке. Вся защита – пулемёт, которым должен отбиваться от нападающих истребителей».

Во время одного из вылетов самолёт был сбит. Но Рудольфу удалось выжить, вернуться к своим.

Подсчитано, что за годы Великой Отечественной войны лётчики 15-й Воздушной армии совершили около 160 тысяч самолётовылетов. Часть из них пришлась на долю Рудольфа Желеховского.

***

В феврале 1946 года его демобилизовали. И он решил выбрать для проживания столицу недавно созданной Кемеровской области. Работал на разных должностях. В свободное время снова начал рисовать. Рудольф хотел учиться, а для продолжения образования выбрал открывшийся в 1949 году Кемеровский учительский институт.

В то время молодой вуз имел всего два отделения: физико-математическое и историко-филологическое. Рудольф выбрал второе. А когда окончил его и получил диплом школьного учителя, несколько лет трудился в школе. При этом он продолжал развивать свой природный дар живописца. Рисование постепенно становилось его второй специальностью, призванной всё полнее раскрывать его талант.

В апреле 1958 года в Кемерово пришло телевидение – Кемеровская телестудия начала постоянное вещание в эфире. В годы становления ТВ Кузбасса многие профессии телевизионщиков по популярности были чем-то сродни первым космонавтам. Телезрители хорошо знали наших первых дикторов Галину Скударнову и Татьяну Болотникову, режиссёра Виктора Руденского, умно и обстоятельно рассказывающего с экрана о новинках искусства. В титрах, которыми сопровождались телесюжеты, часто мелькали одни и те же имена первых тележурналистов и операторов. Их любили, им завидовали, с ними хотели знакомиться. А потому работа на телевидении была престижной, многие молодые мечтали о ней.

Впрочем, не только молодые… Ведь судьба привела Рудольфа Желеховского на Кемеровскую телестудию, когда ему «стукнуло» уже 39 лет. Однажды он узнал, что на СКТ требуется художник-постановщик (эту должность ещё называют «главный художник»), предложил свои услуги, и его приняли. Приказ о его назначении подписал директор Кемеровской студии ТВ Дмитрий Иванович Култаев.

Роль художника на заре телевидения была особенно важной. На студии не хватало кинокамер, не было видеозаписи. От художника на ТВ требовалась быстрая и точная работа, поскольку часто серия поясняющих рисунков заменяла в телесюжетах фото- и киносъёмку.

Начало 1960-х годов – ещё и время расцвета телеспектаклей на КСТ. Жанр телевизионного спектакля возник на областном телевидении как вынужденная мера заполнения эфира, когда других собственных программ не было или их не хватало, чтобы привлечь зрителей.

Первые телевизионные спектакли Кемеровской студии: «Орлиная степь» и «Гранатовый браслет», «Горное гнездо», – вышли в эфир в 1960-1961 годах. Их первым режиссёром, как правило, был В. Я. Руденский. Потом были телепостановки «Ветер», «Сибирская новелла», «Чрезвычайное», «Рассказы А. Чехова» и многие другие.

Для каждого из спектаклей требовались костюмы для актёров, специальные декорации. Кстати, декорации нужны были не только для телеспектаклей. С самого начала работы телевидения в Кузбассе из-за отсутствия видеозаписывающей техники все передачи шли в прямом эфире. И для их внешнего оформления – для красивой картинки на экранах – работала большая служба декорационно-постановочного цеха (ДПЦ), куда, кроме художников, входили, декораторы, столяры, швеи.

Вот где постоянно были необходимы организаторские навыки и дар художника. Рудольф Францевич – а именно так его теперь всё чаще называли на студии – с головой погружается в работу, рисует эскизы, ставит задачи перед коллективом ДПЦ.

Художник-постановщик Желеховский под руководством главного режиссёра КСТ или других режиссёров телевидения создает оформление телевизионных спектаклей, документальных фильмов и передач, готовит эскизы декораций, костюмов, реквизита, создаёт эскизы титров, принимает участие в их изготовлении, контролирует их производство и последовательное использование в процессе съёмок.

При этом надо помнить, что у телепередач – жёсткие временные рамки. Передача – телеспектакль или, к примеру, детская программа «Весёлый Карандаш» – должна была выйти в эфир согласно заранее опубликованной в газетах программе ТВ-передач. Поэтому оправданий типа: «Не успели», «У нас не получилось», – здесь не принимаются. Мало того, всё необходимо подготовить уже к тракту – генеральной репетиции-прогону перед выходом в эфир, которые проводили с использованием всех необходимых телевизионных технических средств.

Все трактовые репетиции проводили при смонтированных декорациях и с полной установкой в студии микрофонов, освещения, все участники должны были репетировать в сценических костюмах и гриме.

По оценкам коллег того периода, Рудольф Францевич с текущими задачами справлялся успешно, быстро схватывал задания и требования режиссёров, часто на ходу делая наброски будущих телевизионных сцен. Часто проявлял инициативу, предлагая свои варианты для лучшей реализации режиссёрских задумок. С особым мастерством расписывал задники большой студии ТВ. Поэтому сослуживцам нравилось с ним взаимодействовать.  

Среди работ Р. Ф. Желеховского особо можно выделить оформление таких телепостановок, как оперетта «Прекрасная Елена» (1965), оперный спектакль «Риголетто» (1965), спектакль по пьесе Булата Окуджавы о декабристах «Глоток свободы» (1968) и другие.

Заметим, что последний из названных спектаклей телезрители увидели уже не в прямом эфире, а в видеозаписи. Телевизионная техника не стояла на месте: первая техника видеозаписи на КСТ появилась осенью 1967 года. «Но, чтобы вовремя снять и смонтировать постановку, наша группа затратила две бессонные ночи», – вспоминал потом режиссёр КСТ, постановщик пьесы Анатолий Григорьевич Моисеев (1934-1993).

А про талант Рудольфа Желеховского прознали в театре оперетты Кузбасса и стали привлекать его к сотрудничеству без отрыва от основной работы. Сначала – в качестве консультанта. Но вскоре он, как художник-постановщик, смог самостоятельно поставить в стенах театра спектакль, который назывался «Улыбнись, Света!» Это произошло в 1965 году.

Музыкальную комедию в двух действиях по пьесе Б. Рацера и В. Константинова советский композитор Георгий Портнов написал в 1962 году. После премьеры в Ленинграде пьеса была поставлена ещё в двадцати двух театрах страны, в том числе в Кемерове. У кузбасских любителей оперетты спектакль имел успех.

Чем его объяснить? Завязка действия проста. Студент пединститута однажды встретил стюардессу. И родилась любовь с первого взгляда. Вначале она не может так же радостно и безмятежно, как он, смотреть на мир. Ей уже пришлось испытать измену близкого человека. Она осталась одна с ребёнком, и ей кажется, что она больше никогда не поверит в добро. Но её окружают хорошие, отзывчивые люди из студенческого бюро добрых услуг. И её сердце начинает оттаивать. Она снова ощущает вкус к жизни, снова начинает верить в возможность настоящей любви…

Согласитесь, сюжет просто беспроигрышный. А во-вторых, режиссёр, конечно, не без помощи художника, – модными костюмами, яркими декорациями, лёгкой музыкой, другими сценическими средствами сумел организовать на сцене непринуждённую атмосферу лёгкой интриги и последовавшего за ней счастливого соединения двух молодых сердец.

«…Ещё одна незаменимая на телевидении профессия – художник, – подчёркивал в своих воспоминаниях бывший главный режиссёр областного телевидения Фёдор Мефодьевич Ягунов. – И сейчас, когда на телевидении широко используется компьютерная графика, и раньше, когда создавали игровое пространство с помощью кисти и красок. Многие передачи КСТ своим успехом не в последнюю очередь были обязаны талантливым художникам-постановщикам Рудольфу Желеховскому, Михаилу Бакшаеву, Александру Островскому…».

Кроме рисования у Рудольфа Желеховского были и другие таланты, которые тоже оказались востребованными. Он хорошо играл на баяне, прилично пел. Всё это пригодилось в 1960-1970-е годы – время расцвета художественной самодеятельности во многих коллективах Кузбасса. Кемеровская студия не стала исключением – здесь тоже любили петь, хористы-телевизионщики даже принимали участие в конкурсах самодеятельных исполнителей.

А организовал и слаживал хоровиков телестудии для участия в смотрах художественной самодеятельности именно Рудольф Францевич. Он же и аккомпанировал певцам на баяне…

К сожалению, Р. Ф. Желеховский рано ушёл из жизни. Это случилось в 1975 году. Ему было всего 50 лет.

Сергей Черемнов

Архив новостей