Ровно через год творческая общественность Кемеровской области отметит 90-летие со дня рождения Валентина Васильевича Малахова, поэта, прозаика, журналиста, члена Союза писателей СССР (31 июля 1933 года – 27 февраля 2010 года).
Он родился в Горьком (ныне Нижний Новгород). Учился в фабрично-заводском училище Горьковского автозавода. Работал слесарем-водопроводчиком, автосборщиком на Горьковском автозаводе. Учился во Владивостокском высшем мореходном училище.
В 1944 году его стихотворение об Александре Матросове опубликовала газета «Пионерская правда». В начале 1950-х годов, во время обучения в Мильковской средней школе на Камчатке, куда уехали работать его родители, публиковал стихи в областной газете «Курильская правда».
Валентин окончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета. Был членом литературного объединения Ленинградского государственного университета, которым руководили профессор Е. И. Наумов, поэты Игорь Ринк, Вадим Шефнер.
Также Махалов принимал участие в областных совещаниях молодых литераторов Ленинграда и Ленинградской области. Занимался в поэтических семинарах Веры Инбер и Михаила Дудина. Его стихи студенческих лет опубликованы в 1956 году в газете «Кузбасс», где он проходил журналистскую практику.
После окончания ЛГУ в 1958-м приехал в Кемерово, работал в газете «Кузбасс», позднее был корреспондентом «Строительной газеты» по Западной Сибири.
В 1960 году в Кемеровском книжном издательстве вышел первый сборник стихов Валентина Махалова «Сердце ищет песню». Основными мелодиями этих стихов-поисков станут радость жизни, стремление на всё откликнуться душой, молодой и пытливой, поделиться со всем миром увиденным и узнанным.
В 1964 году Валентин Махалов написал для оперетты «Жемчужина Сибири» (либретто Евгения Буравлёва) слова пяти песен, в том числе «Над Томью плывут соловьиные зори...», которая уже много десятилетий открывает радиопередачи Кемеровского областного радио.
С 1961 по 2006 годы Валентин Васильевич был членом редколлегии альманаха «Огни Кузбасса», в 1989-1990 годах – ответственным секретарём журнала «Литературный Кузбасс». Руководил литературной группой Кемеровского творческого объединения молодёжи (КТОМ). Был одним из руководителей литературной студии «Притомье».
Валентин Махалов известен российским и кузбасским читателям и как автор прозаических произведений – «Ступени к солнцу», «Полюс любви», «Возраст сердца», «Высокая грива», «Тихая родина».
Он – автор более трёх десятков поэтических, прозаических и очерковых книг. В 2000 году за лучший поэтический сборник «Вечерний разговор» удостоен премии имени Василия Фёдорова.
В 2005 году В.В. Махалову присвоено звание почётного работника культуры Кузбасса. Дважды лауреат премии «Молодость Кузбасса».
Валентин Васильевич Махалов похоронен в Кемерове на Центральном кладбище. На могильной плите высечено строки поэта:
Звезда сгорела.
Небосвод
её означил след.
А в жизни всё наоборот:
Сначала след,
А после – свет.
Источник: https://litmap.kemrsl.ru/person/10/
Нина Инякина. Слово о Валентине Махалове
Ко дню рождения (неюбилейному, кстати – юбилей будет только на будущий год!) поэта и прозаика Валентина Васильевича Махалова, которому 31 июля исполнилось бы 89 лет, решила рассказать о нём скорее всего для того, чтобы эти материалы почитали наши молодые писатели, у которых в августе – Областное совещание-семинар «На 55 широте».
Валентин Махалов – личность известная. Талант у него был многогранный. Но, как частенько бывает с молодыми и амбициозными, самоутверждался он довольно громко, напористо, отбросив ложную скромность. Чем и вызывал определённого рода неприятие и даже отторжение у старших собратьев по перу, к которым относился поэт-фронтовик Михаил Небогатов. Историю их взаимоотношений благостной не назовёшь. И дружескими, и доверительными эти отношения тоже не были.
Вспоминается один эпизод из фильма «Доживём до понедельника». Помните сцену, когда учительница русского языка и литературы Светлана Михайловна (в исполнении актрисы Нины Меньшиковой) обнаруживает в учительской на месте сочинений на тему «Что такое счастье» лишь горстку пепла?.. Эти сочинения сжёг Генка Шестопал (артист Валерий Зубарев), написавший всего одну фразу: «Счастье – это когда тебя понимают».
И Светлана Михайловна, перепачканными этим пеплом руками в недоумении водит по лицу и говорит: «Им всех себя отдаёшь, а они…» А учитель истории Илья Семёнович Мельников (артист Вячеслав Тихонов) отвечает раздумчиво: «Было бы что отдавать…»
Так вот, применительно к творчеству Валентина Васильевича Махалова, можно с уверенностью сказать: ему было ЧТО отдавать, было ЧЕМ делиться со своими читателями. Он оставил нам не только стихи – писал он и прозу, был хорошим литературным критиком, умел находить добрые слова в адрес своих собратьев по перу, и молодых – в том числе.
Является автором больших очерков о творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Имеет опыт работы в содружестве с другими поэтами: свидетельство тому – их – на троих – Баянова, Буравлёва и Махалова – стихотворный лирический репортаж под названием «Дыхание земли родимой» – о поездке по городам и сёлам Кузбасса в сопровождении прекрасных рисунков художника Николая Бурцева. Не это ли название легло потом в название коллективного сборника 1979 года, предисловие к которому написал Василий Фёдоров?
Всколыхнул мою память Валентин Васильевич и своими стихами, ставшими песней, которая звучала в радио- и телеэфире в исполнении Владимира Константиновича Трошина. Помните? «Над Томью плывут соловьиные зори, // Весенние ветры трубят…» (музыкальную фразу из этой мелодии куранты на кемеровском главпочтамте каждый час отбивали много лет).
Об этой песне, как сопернице, писал в своих дневниках Михаил Небогатов, когда говорил об их с Владимиром Игнатьевым песне о городе Кемерово.
Ко дню рождения Валентина Васильевича сделала подборку газетных публикаций, дневниковые записи Михаила Небогатова, посвящённые молодому собрату по перу. Думаю, что они воссоздадут достаточно полный творческий портрет нашего именинника. И ведь все эти материалы – ещё и страницы летописи писательской организации Кузбасса, которая в этом году отметила своё 60-летие.
Вот лишь небольшие выдержки из дневника М.А. Небогатова, которые наглядно показывают, как с годами изменялись отношения двух поэтов:
«1963 год, 18 июня, вторник:
Махалов не раз делал попытки сблизиться, но я как-то не шёл на это, не верил в его искренность. Когда газета «Кузбасс» дала мою подборку стихов в связи с принятием меня в члены СП, он написал тёплую вводку к ней – делом, так сказать, доказал своё уважение ко мне.
А вот ещё деталь. Накануне обсуждения его рукописи в издательстве я позвонил ему и сказал, что хотелось бы, чтобы он выслушал мои замечания по ней – и он пришёл. Не считался бы с моим мнением – не пришёл бы. Да и рекомендацию (для вступления в Союз писателей) мог бы достать помимо меня, хотя бы у Молостнова. И то, что они обратились с Женей (Буравлёвым) за содействием ко мне, для меня, конечно, лестно, и я не собираюсь важничать, отказываться. Очень тёплой моя рекомендация, разумеется, не получится, но положительную оценку его работе я дам: я умею быть объективным. Не в моей натуре поворачиваться к человеку спиной, когда он подходит с открытой душой. А если его примут и он забудет моё доброе слово, начнёт пренебрегать мною, ну что ж…»
«1981 год, 23 февраля, понедельник:
…Валя Махалов что-то воспылал ко мне любовью (заявил об этом во всеуслышание в своём выступлении). Это, видно, потому, что ему очень понравились мои восьмистишия, которые я предложил альманаху («Огни Кузбасса», № 3) и которые он как член редколлегии читал (да и в газетах, наверно, эти миниатюры не прошли мимо его внимания).
...В этот же день родилось ещё одно стихотворение – ответный душевный порыв на чувства Валентина Махалова: «Годы многие словно в тумане». Прочитал ему по телефону, стихотворение понравилось, и он не возражает, чтобы я посвятил эту вещицу ему».
«16 октября, пятница:
В полдень этого же дня по радио прозвучало выступление Вали Махалова о моём творчестве. Всё он расставил по местам – и трудное наше сближение, связанное с его критикой в мой адрес в годы, когда он был молодой и хотел утвердить себя, и о простоватости моих стихов, в которой некоторые упрекают меня, сказал веско: это не простоватость, а высокая простота».
Занимаясь поиском и собиранием в один читаемый файл публикаций Махалова и о нём в старых номерах газеты «Кузбасс», я попутно читала эти свои находки, и должна честно сказать: многое из обнаруженного я видела и читала раньше, но случились и настоящие открытия – несколько стихотворений произвели на меня сильное впечатление.
Валентин Махалов. Стихи
Опять склонилась голова
Над непорочною страницей,
И лампы тихий свет струится,
И в строчки вяжутся слова.
Я слышу боль твою, душа,
Я слышу стон освобожденья,
Когда на свет стихотворенье
Родится, трепетно дыша.
И мне дано его спасти,
И, взяв горячею рукою,
Как друга верного, с собою
Навстречу людям увести.
Что суждено ему судьбой?
Какие выпадут дороги?..
Молчат таинственные боги.
И лишь восходит надо мной
Заря надежды и тревоги.
Поэту Василию Фёдорову
У поэтов всё не слава богу,
Не давая сердцу отдохнуть,
Рано собираются в дорогу,
Первыми заканчивают путь.
Умирают не в почётных креслах –
С верой и отчаяньем в глазах:
Кто известным, кто совсем безвестным,
Миру слово доброе сказав.
И ночами в космосе морозном
Не о них ли в дальнем далеке
Тихо разговаривают звёзды
На своём высоком языке?
***
Я над бумагой долго колдовал,
Искал слова весомые, без фальши.
Но ускользали, таяли слова,
Просачивались, как песок, сквозь пальцы.
Им было тесно в комнате моей –
Они искали воздуха и света…
А где-то лето славил соловей,
И загоралось марево рассвета.
Высоких туч гудели паруса
Над золотыми росными полями.
Дыханье ветра, птичьи голоса
Слились – и стали словом и стихами.
Я понял, что поэзия мертва,
Пока на ней ветра не колобродят,
Что самые весомые слова
Лежат в ладонях солнца и природы.
Источник: подготовлено Н. М. Инякиной