Наталья Налегач. Поэтический мир Андрея Правды (из литературно-критического эссе)

11 марта 2024 

Андрей Правда – поэт, чьё творчество началось в 1980-е годы и развивается до сих пор. К настоящему времени оно свидетельствует о себе сборниками: «Только горсть можжевеловых ягод» (1995), «Забытая латунь» (1995), «Синяя глина небес» (1999), «Стихография» (2005), написанная в соавторстве с Верой Лавриной книга «Вдвоём» (2009) и начатый в том же 2009 году поэтический цикл «Бегущая строка», стихи из которого уже отчасти были опубликованы в журнале «Огни Кузбасса», но работа над ним продолжается и по сей день.

Неслучайно, что в первом же стихотворении, открывающем первый из упомянутых сборников, «Может быть, не стихи?» стихи сравниваются с горстью можжевеловых ягод, горько-смолистых, «как капли тоски», в силу чего сама культура сопоставляется с «милым лесом».

В стихах Андрея Правды отказ от жалоб и упрямое стремление сохранить в душе способность переживать радость бытия оказывается, по сути, тем заветом, который предстоит обрести и исполнить поэту:

Вот дар пронзительных небес –

Прозрачная твоя цикада,

Пролив отвесную прохладу,

Тревожит клавесинный лес...

Вот пыл таинственных светил

Пыль золотую образует...

Но всё, что с жизнью нас связует, –

Лишь трепет ломких крыл...

Пусть брашном мы обнесены,

Нам христарадничать не надо –

В тенетах нищенской весны

Мы просто солнцу просто рады!..

Установка на преодоление всего суетного ради чуда прозрения первозданного замысла о мире и человеке пронизывает собой всё творчество А. Правды. Эта позиция влияет и на образность этой лирической системы, в которой вещность, зримость, конкретность реалий свидетельствует не о житейской приземлённости, а о способности прочувствовать в этих земных явлениях чудо сотворённого мира, ощутить дыхание Вечности в пространственных формах созерцаемой нами природы.

Устремлённость лирического героя к постижению божественного замысла пронизывает собой и поэтический сборник «Забытая латунь», то подспудно раскрываясь в мотиве слияния субъекта переживания с миром, то явственно проступая в поэтическом выражении, как, например, в стихотворениях «Я очнулся и сквозь онемелость…» или «Мне жалко тишины…».

В этих стихотворениях мир постепенно раскрывается как храм, наполненный любовью, теплотой человеческих отношений, светом. Возможно, это интуитивное восприятие мира как отражения райской гармонии побуждает поэта в первых поэтических сборниках отдавать предпочтение летним пейзажам, в которых раскрывается благодатное состояние природы, вызывающее в душе лирического героя чувство благодарности Творцу за его творение.

И в центре этого мира – любовь, в переживании которой – земная страсть – оборачивается способностью увидеть возлюбленную как воплощение всей красоты этого мира, в чертах которой сквозят образы Афродиты и Евы.

Так, в стихотворении «Меж нами плыли облака…» уже не богиня роняет с колен подобное апельсину солнце, но любимая роняет уподобленное яблоку солнце из рук, наделяясь тем самым божественными чертами:

Твоя рука была светла,

Как день, как ночь, как рек начало...

Ты солнце яблоком роняла

Из пятипалого тепла…

Способность прозреть в своей возлюбленной Вечноженственное романтически одухотворяет страсть, испытываемую лирическим героем, и становится источником счастья, усиливая тему приятия мира и своего места в нём.

Обретённое на земле небо, нераздельность идеала и его воплощения в восприятии поэта нашли отражение в заглавии третьего поэтического сборника «Синяя глина небес». От земных образов взгляд поэта стал подниматься к небу, но при этом небо не противопоставлено земле, что подчёркнуто его метафорическим уподоблением синей глине, невольно отсылающим к мотиву Божественного творения.

Упрямая воля к творчеству дала возможность высветить новые грани созданного поэтического космоса в диалоге с другим поэтическим я. Так, в 2009 году увидела свет книга «Вдвоём», в которой голоса двух авторов подсвечены, как это подчеркнуто в предисловии и символике заглавия, неразрывностью творчества и любви. Первый раздел книги состоит из стихов Андрея Правды, второй – из сказок Веры Лавриной.

Ключевые темы сказок – смирение, приятие своего места в мире, любовь и самоотречение, доброта и мудрость – оказываются магистральными и для стихотворений. Показательно, что мотив сказочной красоты мира и способности на неё откликаться тоже скрепляет меж собой оба раздела, оказываясь сквозным.

Благодаря композиции книги, этот мотив способствует возникновению эффекта эха, усиливая символичную перекличку двух голосов, созвучным дуэтом воспевающих пронзительную красоту жизни, открывающуюся двум в такт бьющимся сердцам:

                  * * *

В этой сказке весенних закатов

Нет дорог, кроме светлых аллей,

Вдоль которых в серебряных латах –

Кавалькады сырых тополей.

Но зачем, но зачем они медлят?!

Этих всадников ждут небеса!

Покрываясь окисленной медью,

В облаках пропадают леса!

И, встречая вечерние зори,

Рассветает дроздами капель,

И, пронзительно чист и минорен,

Подступает к гортани апрель!

Сохранившаяся в творческой душе человечность трогательным и чутким теплом наполняет душу читателя, входящего во всё ещё расширяющуюся поэтическую Вселенную Андрея Правды.

Наталья Налегач,

г. Кемерово

Источник: https://журнальныймир.рф/sites/zhurmir/files/pdf/25_nalega4_pmap.pdf

 

Наша справка

Поэт Андрей Правда родился 29 марта 1962 года во Фрунзе Киргизской ССР. Жил с родителями на юге Казахстана в городе Джамбул. В 1979 году поступил в Томский медицинский институт, а в 1985 году в связи с переездом в Кемерово перевёлся в Кемеровский медицинский институт, который окончил в 1987 году.

По распределению остался в городе Кемерово врачом «Скорой помощи», где проработал семнадцать лет. В конце 2003 года возглавил редакционно-издательский отдел издательско-полиграфического предприятия «Кузбасс». После восьми лет работы на предприятии перешёл в Православное издательство «Глагол» на должность выпускающего редактора.

С 2019 года – главный специалист по издательской деятельности ГАУК «Кузбасский центр искусств».

Творчество поэта началось в 1980-е годы и развивается до сих пор. В студенческие годы был участником нескольких литературных студий. В Кемерове занимался в литературных студиях «Притомье» и «АЗ» (КемГУ). Участник коллективного сборника «Мы – Притомье» (1989), «Поэты университета» (2004).

С 1988 года стихотворения публикуются в журнале «Огни Кузбасса», с 2001 года – в журнале «Сибирские огни».

Первый поэтический сборник «Только горсть можжевеловых ягод» вышел в 1995 году.

В 2002 году стал членом Союза писателей России. С 2002-го по 2009 год руководил литературной студией «ЛИСТ» при Кузбасском государственном техническом университете.

Автор шести поэтических сборников. «Только горсть можжевеловых ягод (1995); «Забытая латунь» (1995); «Синяя глина небес» (1999); «Вдвоём» (2011); «Бегущая строка» (2019); «Малоизвестные стихи» (2021).

Творчество автора трогает сердца читателей и погружает их в удивительную поэтическую Вселенную Андрея Правды.

Живёт в Кемерове.

 

Андрей Правда. Стихи из сборника «Вдвоём»

Это лето так богато тишиной.

Это лето... Это локоть твой,

Небо, хвоя, солнечный песок,

Горсть черники и воды глоток...

Будто в мире только мы с тобой

Упоённы солнцем с тишиной...

Лето-лето – голый локоть твой.

1987

 

                  ***

Белый свет разлила хризантема,

По пластинке иголка бежит...

Как в росе паутина, дрожит

Из колонок гитарная тема.

На столе беспорядок, и лист

С переписанными стихами...

Мир прозрачен, заснежен и чист

С голубыми своими дымами.

Сердце будто очнулось – Покров! –

За ночь стали негодны чернила...

И спешащее вечно перо,

Чуть помедлив, рука отложила.

Белый свет затаён в хризантемах.

Как в росе паутина, дрожит

Из колонок гитарная тема,

И игла по пластинке бежит...

1987

           ***

 

В КАЗАХСКОЙ СТЕПИ

Они текут

И блеяньем курчавым

Хвалу возносят

Блёклым небесам.

Им в пищу соль

И умершие травы,

Сухой песок

Да скудная роса...

В одном лице

И Ирод и Мессия.

Их пастырь царственный,

Как мгла ночная, смугл.

Он, смутно зная –

Северней Россия,

Себя и степь

Приторочил к седлу...

1988

 

      ***

Облачно.

Небо весеннее.

На колокольне

Сухой, как вдова,

Спят голуби

Да колокола...

А завтра

День Воскресения...

А завтра

Вышедшему из церкви

После Всенощной

Ляжет на грудь синева,

Молитв горящих смола

Тогда отлетит к Всевышнему...

И если подняться на гору,

На самый откос,

То можно увидеть:

Нательным крестиком

К небу припал Христос...

1987

 

РОЖДЕСТВО

Тёплый свет свечей сочельных

В полынье зимы зажгли...

То ли звук виолончельный,

То ль поют в печи угли?..

То ли ангелы задели

Канители нашей ели,

Обратившись с высоты

В нашу сторону? А ты...

Что ж у губ ты задержала

Искры белого вина?

Что сжимаешь ость бокала

И не пьёшь до дна?

Это там – сквозь мглу метели,

Первозданно гол и бос,

Из соломенной постели

Плачет маленький Христос.

1991

 

СЕНТЯБРЬСКИЙ БАЗАР В ДЖАМБУЛЕ

В мясном ряду, в мясницких рыжих латах

Сидит Сентябрь, тяжелее плах.

А воздух прелым яблоком пропах,

И в ноздри бьёт размякший жёлтый запах.

Размеренный повсюду ритуал

Степенной, уважительной торговли...

Что хочешь здесь – от спички до оглобли,

От чая до фарфоровых пиал...

Упитанность и сытость... И лоснятся

Арбузов тонкошкурые бока!

Вот слив зрачки в мои глаза косятся...

Дрожит весов железная рука!

Давно уж не был в вашем я краю,

Но всё без разговора понимаю,

И верно, что о вас и заскучаю,

Когда, даст Бог, очнусь и я в раю.

Эй ты, базар! Эй, астры в лейке!

Вот, я приехал! Вот, стою!

И вам кричу: «Салям алейкум!».

Я рад безмерно сентябрю!

1983–1993

 

ОСЕННИЙ ЭСКИЗ

Оплывший полый голый лес

Дождём обглоданных черёмух...

Но, как отчаянный пловец,

Раздвинув гибельную дрёму,

Он рвется вплавь от этих мест,

Обняв октябрь водоёмов

И холод пустоты окрест,

Туда, где, грезилось ему,

В дыму черёмухи цветущей

Качаем тьмой, качая тьму,

Барак плыл баркою скрипучей

К прогнившим сходням, где луна

Украденная с колокольни,

И как-то дерзко, и крамольно

Умкнутая путём окольным

С весельным всплеском баркарольным,

В зелёной патине одна

Почила колоколом медным

В объятьях жирной тины дна,

Там будучи погребена

Или утоплена намедни.

И лишь порожняя баржа,

Страшась, ржавея и дрожа,

Заскрежетала вдруг невольно,

Но сном мятежным сторожа

Забылись глубоко довольно,

Да так, что их не оторвать

От дна, и сна, и от теченья –

Пловцов, стремящихся поймать

Намёки лунного свеченья

В размытых полосах верже,

В ночном кошмаре спящей баржи,

Который зиждется и брызжет

Под патиною Фаберже.

1992

 

              ***

Сырая акварель апреля

Прозрачным холодом сквозит.

А солнышко бордюры белит

И окна пыльные стеклит.

Мной каждый встречный узнаваем,

Мне в каждом оклике – привет,

Меня пунцовые трамваи

Проносят на зелёный свет

Туда, где верба молодится,

Где воздух беден, но счастлив,

Где в кепке пригород кружится,

Махорки прелой покурив.

1996

 

            ***

Пока уверены морозы,

Что им ещё отпущен век,

Но уж от зимней снежной прозы

Набрякших не разлапить век.

Уж снега, смётанного в шапки,

Как сена колкого, – стога,

И, как в котёночьих царапках,

Зудится на ветру щека.

Но всё же, в плечи пряча шею,

Пимы напялив, пешеход,

Словно в глубокую траншею,

Гулять на улицу идёт.

Да что на улицу! На реку!

Где клохчет в прорубях вода,

Где на рыбалке человеку –

К лицу усы и борода!

А у зимы по счёту третий

Примак Февраль, туда и он –

Тянуть плотвицу междометий

Из-под слепого льда окон.

1996

 

             ***

Вот уже и первою окрошкой

Балуем пустые животы,

И уже нас донимают мошки,

С наступленьем майской темноты.

Жизнь течёт, всему есть свой черёд:

Жечь костры, а там сажать картошку…

Брать колбу в плетёное лукошко

В лес спеша, как будто в огород.

Ну а тот, кто дальше всех зайдёт,

Может быть, порадуется чуду –

Сквозь листвы пожухлую полуду

Первоцвет пробившийся цветёт.

1999

 

                    ***

Отсюда, из ямы, мой ямб не слышён –

У нас в захолустье, в пупке мирозданья.

Живём мы вдали от столиц, и смешон

Столичным вам вид наш и наше сознанье…

Но звёзды отсюда нам лучше видны,

Они здесь крупнее и ближе,

Они по хозяйству бывают годны,

Когда опускаются ниже…

Порою луна здесь в халате и в бриджах

Верхом на медведице едет неспешно,

Отсюда рукою подать ей до Фиджи,

До Пасхи, до Куско, до Пешта…

Прислушаться если: а здесь тишина,

К земле прижимающим ухо,

Вам песня Австралии будет слышна

О нашем братке, о Миклухо…

2004

Источник: https://litmap.kemrsl.ru/documents/works/40__pravda_stihi.pdf

Архив новостей