Журналист Михаил Васильевич Ялин почти два десятилетия трудился в редакции областного радиовещания (ныне «Радио России – Кузбасс»). Участник Великой Отечественной войны, сражался в войсках ПВО с воздушными силами противника. Его яркая жизнь и судьба заслуживают того, чтобы помнить об этом удивительно интересном человеке.
Михаил родился 1 мая 1925 года в селе Алгасово Тамбовской губернии (ныне Тамбовская область). Окончил сельскую школу-восьмилетку, работал в селе счетоводом. Рано вступил в члены ВКП(б). Когда в 1941-м началась война, рвался на фронт, но пыл 16-летнего парня остудили, сказав, что надо повзрослеть.
Михаил трудился в тылу на сельскохозяйственной ниве. Лишь в 1943 году Алгасовский райвоенкомат прислал ему повестку. Вначале он оказался на военно-пересыльном пункте 267-го запасного стрелкового полка, где прошёл курс молодого бойца. А вскоре оказался в действующей армии – в 272-м отдельном зенитном артиллерийском дивизионе 77-й дивизии войск противовоздушной обороны, которая стояла на охране Череповецко-Вологодского района ПВО Архангельского военного округа.
Затем были Западный и Ленинградский фронты, потом и Северный фронт, где зенитные дивизионы ПВО, а вместе с ним и наводчик орудия – ефрейтор Михаил Ялин, выполняли боевые задачи по охране неба от вражеской авиации, прикрывали от воздушных нападений врага стратегические объекты.
Его демобилизовали из рядов Красной Армии 4 января 1945 года. Среди наград фронтовика одна находилась на его особом счету – медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
После войны Михаил решил осесть в Сибири. Выбрал Яшкинский район. Поскольку у него проявилась склонность к тому, чтобы писать заметки, он увлёкся этим делом. Так оказался в редакции местной районной газеты «Знамя труда» (ныне «Яшкинский вестник»). Работал в сельхозотделе, мотался по полям и фермам, писал репортажи, статьи, зарисовки о сельских тружениках.
Однажды коллеги из Кемерова, из ОблРадио, попросили его продиктовать по телефону один из своих материалов, чтобы он прозвучал по областному радио на весь регион. Опыт удался. Ялин услышал свой голос, который доносился из динамика местного радиовещания, и ему это понравилось. Михаил начал активно сотрудничать с областным радиокомитетом. А через некоторое время он уже стал совмещать работу в газете с обязанностями собственного корреспондента радио Кемеровской области.
В 1957 году Михаила пригласили в Кемерово – в штат ОблРадио, на что он с удовольствием согласился. Фёдор Мефодьевич Ягунов (отработал на ОблРадио с 1952-го по 1959-й год, был здесь диктором, корреспондентом, редактором общественно-политических программ, затем трудился на Кемеровской студии телевидения – режиссёром, главным режиссёром КСТ) пишет:
«Согласно Приказу председателя Комитета от 7 декабря 1951 года, на областном радио, которое тогда размещалось во Дворце труда, действовали две главные редакции: «Последних известий» и общественно-политическая. В неё входили редакция передач по народному хозяйству, детская, музыкальная, позднее к ним добавилась литературная редакция. Почти все они размещались в самой большой комнате, бывшей студии. Получалось, что ни стол, то редакция. В «Последних известиях» работали Костя Миронов и Лидия Токарева… Передачами по промышленности занимались Михаил Ялин и Василий Дубский.
…Среди других «китов» облрадио тех лет нельзя было не заметить редактора, занимавшегося передачами о промышленности, Михаила Ялина. Невысокого роста, подвижный, экспрессивный, он был энергичен в работе и решителен в суждениях. Пришёл Ялин на радио из Яшкинской районной газеты и ко времени моего появления там был уже ведущим радиожурналистом. Его творческий почерк особой оригинальностью не отличался, однако был он плодовит, еженедельно в эфире звучало несколько его материалов…». (Ф. М. Ягунов, «В начале было слово». Альманах «Красная Горка», вып. № 7, 2006. – С. 73-82).
В те годы делать репортажи с мест было не так-то просто: во-первых, была громоздкая звукозаписывающая аппаратура, во-вторых, тогда не было, как сегодня, набора нужных фоновых звуков; сейчас на компьютере задал программу – и звучит мотор трактора или мычание бурёнок. Тогда радиорепортёру приходилось придумывать что-нибудь, чтобы слушатель поверил в излагаемые в репортаже события.
К примеру, коллеги вспоминают эпизод, когда приехавшие в пятидесятые годы в деревню радиожурналисты записывают репортаж. Один из них, позвякивая перед микрофоном двумя гаечными ключами, вещает: «Мы находимся в поле... Тракторист такой-то прямо в борозде устраняет поломку...». И так далее.
Вот и Михаил Ялин в разгар сева, когда по крестьянскому присловью день год кормит, приехал в один из колхозов делать позитивный репортаж. (Иных тогда почти не делали!). У него был магнитофон – единственный на ОблРадио большущий «МЭЗ-8», который называли передвижным. К магнитофону был приставлен звукооператор. Работала эта техника, как известно, только от электросети. В поле с ней делать было нечего. Тогда Михаил со звукооператором решили подключить аппарат к колхозной конторе. Шнур с микрофоном протянули через окно.
Ялин потребовал, чтобы лучшего колхозного тракториста вместе с трактором пригнали к конторе. Журналисты из области пользовались тогда непререкаемым авторитетом: ослушаться нельзя! Пришлось председателю хозяйства скрепя сердце снимать с посевной трактор и гнать в деревню. Михаил велел трактористу газовать перед конторой, как будто он тянет в поле сцепку сеялок. Этот шум был наложен потом на короткий разговор с трактористом, с председателем и на комментарии самого репортёра.
Сюжет «с поля битвы за урожай» вышел в эфир, и все остались довольны. «В том числе, думаю, и председатель колхоза, – подчёркивает Ф. М. Ягунов. – Слава – она ведь штука заманчивая. Я и не думаю в чём-то упрекать Ялина. Он хотел сделать впечатляющий репортаж, а техника этого не позволяла. И в общем-то, инсценировки были обычным явлением и в радиожурналистике, и в документальном кино».
Как говорится: голь на выдумки хитра!
Конечно, фронтовику не хватало знаний. И Михаилу Васильевичу предложили получить образование на двухгодичном лектории по журналистике. (Всесоюзный заочный лекторий по журналистике и фоторепортажу был тогда предшественником появившихся позже факультетов журналистики в Высших партийных школах).
Там он изучал историю советской журналистики, особенности разных жанров, основы редактирования текстов, осваивал обзоры СМИ… Окончил лекторий в 1961 году с хорошими оценками. После чего пошёл на повышение: его из корреспондентов назначили старшим редактором редакции информации на ОблРадио.
Ещё один ветеран областного радио Кузбасса Тамара Алексеевна Зиндович в разговоре со мной вспоминает:
– Наш радиоколлектив наполовину был молодёжным. Помню, у нас работали выпускники МГУ – москвичка Нина Пчёлкина, Володя Степанов, Света Рыжкова. А руководил отделом новостей на ОблРадио Михаил Васильевич Ялин. Необыкновенно мобильный человек, не вылезал из командировок. Оперативно готовя в командировке репортаж, он вечером ещё успевал и порыбачить. Михаил Васильевич был очень популярным среди радиослушателей. Мне кажется, все егеря были его друзьями…
А это слова Т. А. Зиндович из статьи «Я не хочу судьбы иной»: «В фонотеке областного радио ещё, кажется, хранятся записи передач, посвященных 50-летию Советской власти. Их готовили выездные бригады: М. Ялин, И. Сокол и я…
Мы жили работой и были единой семьей. Ведь работа – это действительно второй дом для очень многих. Особенно в молодости, когда ещё не обременен семьей. Наш рабочий день никогда не заканчивался в шесть вечера, а лишь тогда, когда сделана, смонтирована передача.
После особенно успешной коллективной работы мы могли компанией отправиться к Валентину и Галочке Малининым (она пекла вкуснейшие пирожки) и до утра читать стихи, петь окуджавские песни. Или к Лёве Бероеву, который чудно готовил хинкали. Или пойти в горсад на танцы с Т. Кутайсовой и М. Ялиным…». (Книга «Журналистика Кузбасса: строки истории», Кемерово, 2008. С. 239, 241).
Михаил Васильевич возглавлял редакцию информационного вещания на ОблРадио до 1975 года. Но и после этого не прерывал связи с коллективом, ставшим ему родным. Здесь ему всегда были рады и в будни, и в праздничные дни. А советы ветерана молодым всегда были особенно важны.
После кончины 16 марта 1976 года Михаила Васильевича Ялина похоронили на старом Кемеровском кладбище…
Сергей Черемнов