Нереализованные идеи и упущенные возможности. Кузбасс под руководством первого секретаря Вадима Викторовича Бакатина (с 7 мая 1987 года – по 20 октября 1988 года)

18 апреля 2024 

После внезапной смерти Н. С. Ермакова в ЦК КПСС почти полтора месяца решали вопрос о его преемнике. Выбор в итоге пал на Вадима Викторовича Бакатина (6 ноября 1937 – 31 июля 2022). На тот момент Бакатин уже два года возглавлял Кировскую областную партийную организацию, и на этом посту зарекомендовал себя очень неплохо.

7 мая 1987 года на пленуме Кемеровского обкома партии он был избран первым секретарём обкома. Решающим фактором при выборе и утверждении главы области явилось то, что Бакатин был коренным кузбассовцем, прожившим в нашем крае более 45 лет.

Родился в Киселёвске. В 1960 году окончил Новосибирский инженерно-строительный институт. Затем в течение почти десяти лет работал в тресте «Кемеровохимстрой»: был мастером строительного управления, прорабом, начальником участка, главным инженером строительного управления № 3, начальником строительного управления № 4.

С 1971 по 1973 годы работал главным инженером домостроительного комбината в Кемерово. Затем по рекомендации и при поддержке первого секретаря Кемеровского горкома КПСС Г. А. Навасардянца перешёл на партийную работу.

В 1973-1975 годы был вторым секретарём Кемеровского горкома, курировавшим, в основном, многообразные связи парторганов с хозяйственными организациями города, в том числе, конечно, в строительной сфере.

В 1975-1977 годы заведовал отделом строительства Кемеровского обкома КПСС, в 1977–1983-х – секретарь Кемеровского обкома. Затем два года Бакатин проработал инспектором ЦК КПСС в Москве, пока не был направлен руководить Кировской областью. В процессе карьерного роста на всех порученных ему участках работы со своими обязанностями вполне справлялся.

Столь успешному карьерному росту в немалой степени способствовали деловые качества Вадима Викторовича плюс некоторые личные особенности его характера. И стиль руководства у этого человека был весьма своеобразный. Само собой разумеется, В. В. Бакатин являлся широко образованным человеком, грамотным и компетентным специалистом, талантливым организатором и руководителем, энергичным, инициативным и трудолюбивым работником, обладавшим ярко выраженной харизмой.

Но были и недостатки, которые он и сам признавал: взрывной, непредсказуемый характер; излишняя грубость при критике подчинённых; жёсткий, если не сказать, агрессивный стиль руководства.

***

Не секрет, что Бакатин хорошо владел литературным словом (как, впрочем, и кистью художника). Он – автор нескольких книг. В частности, в 2015 году увидело свет второе издание его мемуаров «Дорога в прошедшем времени», переработанное и дополненное автором. И в этой книге Вадим Викторович прямо, без обиняков, пишет о своих методах руководства в Кировской области:

«Не теряя даже дня на раскачку, на подготовку, на вхождение в курс дела, сразу начал руководить. Да ещё – взял на вооружение жёсткий стиль: давление, давление и ещё раз – давление. Мне было легко. Я никого не знал. Не было ни любимчиков, ни свата, ни брата. Все были одинаковы. Тяжело, наверное, было со мной вятичам, но, на удивление, такой бешеный и наглый стиль, как оказалось, принёс хорошие результаты. Конечно, дело не во мне и, тем более, не в жутком моём стиле руководства. Ничего выдающегося здесь не было – обычное хамство начальника, правда, не ради себя, а ради общего дела».

В другом месте своих воспоминаний В. В. Бакатин оправдывает подобный стиль руководства, критикуя порядки и традиции, сложившиеся внутри партийной номенклатуры. Он пишет, в частности:

«У многих тошноту вызывали эти обязательные встречи, проводы, сопровождения, прогулки, тосты, посиделки. Но «этикет», «субординация» соблюдались свято. На кого жаловаться? Старайся быть самим собой. Я чувствовал низость этого своего приспособленчества и позже вернул себе минимум самоуважения подчеркнутой самостоятельностью, независимостью, резкими, малоуместными репликами и остротами».

Неудивительно поэтому, что в Кузбассе Бакатин оставил по себе двойственную память. Известный кемеровский историк А. Б. Коновалов не без основания писал:

«В Кузбассе его деятельность многим пришлась не по нраву. Ни по одному из партийных лидеров области нет столь противоречивых оценок и мнений, сколько их существует по Бакатину. Сейчас у бывших соратников этого кузбасского лидера по отношению к нему в основном бытует негативизм».

С другой стороны, Вадим Викторович умел не только чрезвычайно жёстко контролировать ситуацию, но и весьма дипломатично налаживать сотрудничество с различными министерствами и ведомствами. В одной из своих книг, вышедшей в начале 1990-х годов, он признавался:

«Я находил общий язык и в Госплане, и в Госснабе, и в Совмине, не всё решал на сто процентов, но большую часть всё-таки решал. Дело в том, что я старался реально оценивать и наши потребности, и возможности партнера. Не люблю играть втёмную. Принцип такой: давай вместе разберёмся и вместе выберем оптимальный вариант. Меня иногда упрекали, что я вхожу в положение министерств. Особенно, когда снова пришёл в Кемерово, где обком делал вид перед общественностью, что «воюет» с министерствами. Я это прекратил. Никому от этого толку не будет. Нужно вместе находить оптимальное решение».

Однако стоит заметить, что большинство его планов, инициатив и решений так и остались нереализованными (либо полностью, либо частично). Всё было как всегда. Обком просил, а министерства и ведомства упирались, как могли. Так что в плане результативности политика Бакатина мало чем отличалась от деятельности его предшественников.

***

Впрочем, на посту руководителя Кемеровской области он пробыл не более полутора лет. Откровенно говоря, это не тот срок, чтобы можно было развернуться в полной мере. Но кое-что всё же было сделано. Несомненный приоритет в те годы в Кузбассе отдавался решению многочисленных экологических проблем, которые накапливались десятилетиями. Естественно, без активного участия Кемеровского обкома партии никаких реальных подвижек невозможно было добиться, особенно, когда речь шла о закрытии тех или иных экологически грязных и вредных производств.

Например, обком неоднократно поднимал вопрос о полном закрытии цеха по производству технической салициловой кислоты на заводе «Коммунар» из-за загрязнения реки Томи фенолом. То же предприятие постоянно травило кемеровчан выбросами вредных веществ в атмосферу. Однако соответствующие ведомства отделывались туманными обещаниями о переносе вредных производств за пределы Кузбасса в следующей пятилетке либо о кратковременной приостановке производства в зависимости от метеоусловий в городе.

Аналогичным образом В. В. Бакатин пытался решить вопрос о немедленном закрытии производства слабой и крепкой азотной кислоты на ПО «Химпром» (из-за постоянного загрязнения городской атмосферы). В качестве компромисса предлагалась временная приостановка выпуска крепкой азотной кислоты в случае неблагоприятной метеообстановки. Однако, единственное, что удалось добиться от Москвы – это обещание закрыть данное производство через 2–3 года.

Как и его предшественники, В. В. Бакатин не мог не пройти мимо проблемы перевода тепловых электростанций Кемерово и Новокузнецка на природный газ в качестве основного вида топлива, делал соответствующие запросы, но получил из правительства очередной отказ.

Кроме того, Кемеровский обком КПСС по-прежнему активно выступал против продления срока эксплуатации коксовых батарей на Кемеровском коксохимическом заводе, на чём настаивала Москва. А ведь коксохим традиционно давал большую часть загрязнений воздушного бассейна над городом.

В Новокузнецке подобную же негативную роль играл Кузнецкий металлургический комбинат, на долю которого приходилось до 30 % вредных выбросов в атмосферу южной столицы. Согласно правительственных постановлений, достижение приемлемых норм выбросов на КМК отодвигалось на конец следующей пятилетки, но выделяемых средств на сооружение очистных и природоохранных объектов явно не хватало. В ответ на критику Кемеровского обкома Минчермет отделывался заверениями самого общего характера.

Правда, В. В. Бакатину удалось настоять на прекращении строительства производства минеральной кислоты на объединении «Азот». Экологическая опасность в данном случае состояла в том, что в технологическом процессе указанного производства, если бы оно было введено в эксплуатацию, использовалось большое количество высокотоксичного и агрессивного сырья. Так что это был пусть небольшой, но всё же успех в деле улучшения экологической ситуации в городе.

Таким образом, нельзя сказать, что экологическая политика, проводимая Бакатиным, не давала никаких результатов. Продолжая линию своих предшественников, он, конечно же, во многом способствовал постепенному и, надо признать, неуклонному улучшению экологической обстановки в промышленных городах Кузбасса.

***

Ещё одним важным направлением в деятельности Кемеровского обкома КПСС при Бакатине было создание в Кузбассе новой системы управления производством на базе крупных межотраслевых территориальных комплексов.

За короткий срок своего пребывания в должности «первый» выдвинул немало инициативных предложений и планов, которые, правда, так и не довёл до конца по причинам, о которых мы говорили выше.

В частности, одна из целей «перестроечных» реформ в экономике Кузбасса виделась в то время в усилении руководства комплексами хозяйств, подведомственных Кемеровскому облисполкому, для чего при последнем создавалось главное производственно-экономическое управление.

В результате осуществления новой политики М. С. Горбачёва партийная вертикаль власти в экономической сфере начинала рушиться, а новые механизмы хозяйственного управления ещё не заработали (или не заработали вовсе). Кстати сказать, через много лет в своих мемуарах Бакатин признавал это главной политической ошибкой Горбачёва.

Ещё одна инициатива, с которой выступал Кемеровский обком партии, состояла в создании государственного территориально-отраслевого производственного объединения на базе предприятий Министерства машиностроения СССР (к последним в Кузбассе относились заводы «Коммунар» и «Знамя», ПО «Прогресс» и мехзавод). Реализация этого предложения позволяла бы решить многие экономические и социальные проблемы.

Ну и, конечно, реформирование управления угольной промышленностью в Кузбассе.

***

С начала 1970-х годов созданные в бассейне угольные комбинаты, а затем и производственные объединения решали лишь свои узколокальные задачи. В масштабах же всего бассейна, к примеру, постепенно прекратилось строительство новых шахт, сокращалась реконструкция и подготовка новых горизонтов, увеличивалось отставание в социальной сфере и т. д., и т. п. Проблемы нарастали.

Защищая перед Минуглепромом региональные интересы, Кемеровский обком партии выступал за сохранение на территории Кузбасса крупной управленческой структуры, подчиненной Минуглепрому.

В. В. Бакатин выдвигал предложение о создании Кузбасского территориально-отраслевого производственного объединения угольной промышленности «Кузбассуголь» с подчинением ему всех угледобывающих объединений области или же, на худой конец, производственного объединения по подземному способу добычи угля с тем же названием, которому должны были подчиняться территориальные шахтоуправления (последние планировалось создавать в крупных шахтёрских городах региона).

Однако министр М. И. Щадов не согласился с этими новациями, и, в конце концов, было образовано Кузбасское главное территориальное управление угольной промышленности «Главкузбассуголь» с весьма ограниченными правами.

В июле 1988 года, когда в стране уже шла экономическая реформа, В. В. Бакатин обратился к М. И. Щадову с новыми предложениями по созданию в Кузбассе единого координирующего и исполнительного органа управления угольной промышленностью. Учредителем нового объединения должен был выступить сам Минуглепром, который в этом случае вошёл бы в объединение своим представительством в качестве равноправного хозяйственного партнёра.

Высшим органом предлагалось сделать совет директоров в составе генеральных директоров объединений, директоров и руководителей самостоятельных предприятий и организаций, а исполнительным органом – правление объединения, состоящее из высококвалифицированных специалистов и возглавляемое выборным председателем. Впоследствии Бакатин подобрал и название для новой структуры – Консорциум «Кузбасс». По его мнению, консорциум должен был заниматься вопросами комплексного развития бассейна, созданием общерегиональной производственной и социальной инфраструктуры, сбытом угля потребителям, оказанием возмездной финансовой помощи отстающим предприятиям через создаваемый коммерческий банк, развитием внешнеэкономических связей.

Ответа из Минуглепрома не последовало, но в стране уже вовсю дули «ветра перестройки». Экономическая реформа приводила к первым последствиям. Так, политика «раскрепощения» предприятий от министерства повлияла на систему планирования. Если до 1988 года госзаказ на добычу угля включал в том числе и сверхплановую добычу, то с середины 1988 года предприятия Кузбасса существенную часть добытого угля реализовывали уже по прямым договорам.

В частности, государственный заказ для производственных объединений на поставку топлива потребителям в 1989 году был установлен в размере 56,5 %, и на это в централизованном порядке были выделены соответствующие лимиты на материалы и оборудование. Оставшуюся часть материальных ресурсов предприятиям предлагалось получать через прямые договоры с поставщиками.

Однако с последними стали возникать проблемы, и эти тенденции очень тревожили Кемеровский обком партии.

***

Говоря об экономической политике В. В. Бакатина, нельзя не упомянуть об одном важном событии в жизни области, к которому он имел самое непосредственное отношение. Речь идёт о большой научной конференции по комплексному изучению проблем Кузбасса, прошедшей в несколько этапов в апреле – июне 1988 года.

Пленарное заседание состоялось в Кемерово 2-4 июня. Официальное название конференции: «Социально-экономические проблемы достижения коренного перелома в эффективности развития производительных сил Кузбасса».

Это была уже вторая конференция подобного рода, проведённая в нашей области. Первая имела место быть за 40 лет до этого. В итоговой резолюции конференции содержались предложения по уточнению концепции развития области на перспективу до 2005 года, которые Кемеровский обком КПСС полностью поддерживал.

Концепция, разработанная в недрах Госплана, исходила из определяющего развития отраслей тяжёлой промышленности, что только усиливало негативные диспропорции в экономике региона. В связи со сложной экологической ситуацией в Кузбассе предлагалось исключить из концепции строительство некоторых новых предприятий цветной металлургии, химической промышленности и т. п.

Поскольку в тот период активно обсуждались проекты строительства водохранилищ в регионе, предлагалось провести научную экспертизу по этому злободневному вопросу.

По итогам научной конференции Кемеровский обком партии просил правительство о соответствующей доработке схемы развития области, но до поры, до времени безрезультатно.

***

В сфере социальной политики, особенно актуальной для Кузбасса, В. В. Бакатин также выступил с рядом инициатив.

Острейшей проблемой для кузбасской экономики советского периода был дефицит продовольственных и промышленных товаров. Решить эту проблему кардинально никак не удавалось.

При Горбачёве попытались покончить с дефицитом путем пересмотра ценовой политики, в первую очередь, путем повышения цен на основные группы продовольственных товаров, что позволило бы увеличить ассигнования на дальнейший рост их производства. Одновременно предполагалось снизить уровень цен на промтовары, зачастую завышенный. Сложность состояла в том, как это на деле осуществить без негативных для власти социальных и политических последствий.

Рассматривались различные варианты. В своих предложениях Москве В. В. Бакатин склонялся к компромиссному решению: во избежание недовольства населения предлагалась полная государственная компенсация выросших расходов на питание для низко- и среднеоплачиваемых слоёв населения, и частичная компенсация (или отсутствие таковой) – для высокооплачиваемых слоёв. В этом ему виделась гарантия того, что уровень потребления всех категорий населения, по крайней мере, не понизится.

Ещё одна инициатива Бакатина: в целях улучшения санаторно-курортного обеспечения трудящихся Кузбасса он обратился в правительство с просьбой разрешить строительство нескольких здравниц на южном берегу Крыма объединениям угольной, металлургической и химической промышленности, причем сделать это предполагалось силами самих промышленных предприятий Кузбасса, за счёт собственных капвложений.

***

Определенный интерес представляют официальные письма В. В. Бакатина М. С. Горбачёву, посвящённые ключевой проблеме – всё возрастающей диспропорции между ростом производственного потенциала и развитием социальной сферы в регионе.

Так, по состоянию на осень 1988 года, в улучшении жилищных условий нуждалось уже 235 тыс. кузбассовцев, 220 тыс. проживали в ветхом жилье, в санитарно-защитных зонах и на подрабатываемых территориях.

Всё это являлось результатом многолетней практики своего рода экономии на социальных нуждах трудящихся. И нельзя сказать, чтобы здесь совсем ничего не делалось. Как писал первый секретарь обкома, «начиная с 1970 года, было принято восемь постановлений по проблемам Кузбасса.

Однако некомплексный подход, слабая подготовка ресурсной базы для решения поставленных задач, недостатки в организаторской работе по их исполнению не позволили существенно изменить обстановку. А узковедомственный подход к развитию Кузбасса, к решению его проблем «малой ценой» продолжается. Это приводит к относительному снижению уровня жизни по сравнению с другими регионами, не соответствует той роли, которую область играет и может играть в общесоюзном разделении труда».

***

Для улучшения социально-экономической ситуации в Кузбассе В. В. Бакатин выдвигал ряд предложений. Интересно отметить, что кое-что было реализовано в последующие годы (правда, без ожидаемого эффекта), но большая часть предложений так и осталась на бумаге.

Среди новаций Бакатина в первую очередь следует назвать предложение о переводе Кемеровской области на хозрасчет с 1990 года. Правда, понимая реальные возможности Кузбасса, он при этом делал существенную оговорку: финансирование строительства важнейших, наиболее крупных объектов народнохозяйственного значения осуществлять всё же за счёт централизованных госкапвложений.

Среди других предложений Бакатина можно упомянуть расширение прав региона в отношении производимой продукции и полное обеспечение кузбасских предприятий и организаций материалами и изделиями, производимыми в Кузбассе, в том числе и в отношении производства товаров народного потребления.

Предлагалось также расширение прав области в сфере внешней торговли, разрешение отдельным кузбасским предприятиям выходить на международный рынок напрямую. Предполагалось весь объём продукции, производимой сверх плана, направлять на экспорт, а выручку – на техническое перевооружение предприятий и т. д.

В качестве основного источника трудовых резервов для реконструкции предприятий и нового строительства первый секретарь Кемеровского обкома видел почему-то военно-строительные отряды. Кроме того, вновь была поднята старая идея о создании в Кузбассе крупной строительной организации, которая вобрала бы в себя многочисленные подразделения отраслевых министерств и ведомств.

Планировалось активное привлечение к работам отечественных ученых-экономистов. Любопытно, что в переизданных в 2015 году мемуарах В. В. Бакатин почти ничего не говорит о своей деятельности в Кемеровском обкоме КПСС, в том числе на ответственном посту первого секретаря обкома. Автор прямо заявляет:

«Свою работу в Кемерове не буду подробно описывать. С одной стороны, приятно с новым опытом вернуться туда, где родился и прожил 45 лет, и пленум ОК единогласно (!) за тебя голосует, а с другой – почувствовал справедливость старой истины: нет пророка в своем отечестве. Кругом были друзья и приятели, и, хотя они меня сами позвали, попросили вернуться из Кирова, доказать свое лидерство было гораздо труднее, чем на незнакомой Вятской земле».

В его книге есть ещё одно небольшое рассуждение самого общего характера, связанное с работой в Кузбассе. «В то время, – писал Бакатин, – у меня не было какого-либо заметного несогласия с Горбачёвым. Первый секретарь обкома каждый день занимался конкретными хозяйственными вопросами, отстаивал в центре интересы населения области и не особенно глубоко задумывался над очевидной недоговорённостью экономической реформы. Это воспринималось как болезни роста».

И все! Больше Вадим Викторович о своей партийной работе в Кузбассе ничего не написал, не счёл нужным лишний раз поделиться воспоминаниями о родном крае. Почему? Историк А. Б. Коновалов не без оснований предполагает, что тем самым «бывший «первый» даёт понять кузбассовцам, что время его работы первым секретарём обкома – это череда нереализованных идей и упущенных возможностей».

***

Такая оценка, может быть, и жёсткая, но, по большому счёту, справедливая. Как уже отмечалось, методы руководства В. В. Бакатина не отличались особой деликатностью. И последствия подобного стиля работы не заставили себя долго ждать.

В своё время А. Б. Коновалов записал устные воспоминания Е. З. Разумова, который при Горбачёве был членом ЦК КПСС, первым заместителем заведующего отделом организационно-партийной и кадровой работы ЦК партии.

Этот бывший партийный функционер вспоминал, как в конце 1988 года он прибыл с визитом в Кузбасс и к нему внезапно явился В. В. Бакатин (который был в тот момент в отпуске, но специально приехал для встречи). Именно тогда у них и состоялся очень откровенный разговор.

По словам Разумова, Бакатин жаловался, что не знает, как ему быть, что «у него не получается», что «он груб, не находит общего языка с активом». И действительно, явные признаки подспудного противостояния с областным партийным активом у первого секретаря обкома вполне наметились.

Е. З. Разумов утверждал, что в ЦК вовсе не собирались снимать Бакатина, хотели лишь поправить его, по-товарищески помочь, как вдруг... внезапный телефонный звонок Горбачѐва. По причинам, одному ему известным, генсек решил назначить Бакатина министром внутренних дел СССР (!). Решение спонтанное, странное, неожиданное для всех, включая самого Вадима Викторовича. Однако, с учётом сложившейся ситуации в Кемерово, можно предположить, что новое назначение явилось для этого человека поистине спасительным выходом.

20 октября 1988 года вышел соответствующий указ, и для В. В. Бакатина началась совершенно другая, можно сказать, новая жизнь. Говоря о том, что отношение к Бакатину у кузбасских ветеранов сложилось, в основном, негативное, надо иметь в виду, что известную роль в такого рода оценке сыграли не только его пресловутый «стиль руководства», но и мировоззренческий аспект.

Не будем забывать, что В. В. Бакатин – единственный из первых секретарей Кемеровского обкома КПСС, кто эволюционировал с идейных позиций марксизма-ленинизма в сторону идеалов современной западной социал-демократии. Об этом он сам подробно пишет в своих мемуарах. Большинство же кузбасских ветеранов партии и комсомола своих коммунистических убеждений не меняли.

До сих пор приходится слышать, – и у историка А. Б. Коновалова тоже звучит этот мотив, – что «если бы в конце 1988 года не последовало бы телефонного звонка генсека, то, возможно, Бакатин мог руководить областью и до 1991 года».

Что ж, очень может быть. В своё время, в разгар шахтёрских забастовок в Кузбассе, некоторые лидеры рабочего движения высказывались вполне однозначно: если бы Кузбассом продолжал руководить Бакатин, он вмиг бы окоротил рабочее движение, и если бы даже не пресёк его в зародыше, то в свойственной ему напористой, энергичной манере держал бы рабочкомы в кулаке, а ситуацию в области – под жёстким контролем.

Вместе с тем, с высоты сегодняшнего дня становится понятным, что М. С. Горбачёв если и не поддерживал шахтёров Кузбасса в активной форме, то определённо заигрывал с ними, а В. В. Бакатин, как это он и сам неоднократно подчёркивал, был человеком Горбачёва, его сторонником и единомышленником.

Источник: книга «Они строили большой Кузбасс: лидеры региона (1943-1991 гг.)». Кемерово, 2017. С. 139-147.

Фото из свободного доступа в Internet

Архив новостей