Новокузнецкий Хит-парад «Ша-Мажор» и его основатель Сергей Осипов

29 сентября 2022 

Большую роль в развитии музыкальной эстрадной культуры в Новокузнецке в 1990-е годы сыграл телевизионный проект-фестиваль «Хит-парад «Ша-Мажор»». Программа выходила восемь лет в период с 1993 по 2001 год в эфире телевидения «Ново-ТВ» (ведущий Константин Речкин). Её основателем и режиссёром стал Сергей Осипов (ныне работающий режиссером-постановщиком на канале «НТВ»).

Вспоминает Сергей Осипов:

«Я с детства видел фото и кинокамеры, отец этим увлекался. А лет с двенадцати и я увлекся. Сначала – фото, а в старших классах кино стал снимать. Ну, не то, чтобы кино, освоил камеру, везде с ней ходил, снимал, что видел. Сам проявлял пленку, сам монтировал, использовал ножницы, клей, пресс. Отец моего одноклассника тогда работал главным инженером в корпункте областного ТВ. А осенью 1991 года там была образована первая городская телестудия «Ново-ТВ». Понадобились телеоператоры.

Мой одноклассник вспомнил, что я последний год приходил на уроки с кинокамерой. Порекомендовал меня отцу, а дальше всё завертелось, понеслось, и моя жизнь разделилась на «до» и «после». Это было начало 1992 года. Представляете? Полтора часа эфирного времени, и надо что-то ежедневно показывать! Это сегодня каждая секунда эфира распродана, а тогда открытки, наклеенные на картонку, или живые цветы из студии минут по пять транслировали под музыку, чтобы как-то заполнить время.

Меня взяли ассистентом оператора в апреле 1992-го, а уже в сентябре я вместе с журналистом Мариной Кислицыной предложил сделать на «Ново-ТВ» музыкальную программу. Никто особо и не возражал, скорее, было наоборот: давай, пробуй! И вот 16 октября в эфир вышел первый выпуск, программа называлась «Осенний коктейль».

Если честно, так себе названьице. И тогда я придумал конкурс на новое название, а в декабре, как сейчас помню, Марина стояла под ёлкой у цирка (почему-то в семь утра). Держала кипу почтовых конвертов, якобы пришедших в редакцию, и подводила итоги конкурса. «Победило» название «Ша-Мажор».

Мы все тогда подпитывались идеями московских каналов, а на «Останкино» (будущем «Первом»), совсем недолго была передача «Ша-Мажор», которую вёл Михаил Борзин. «ВИД» в то время много чего выпускал. Московский «Ша-Мажор» вскоре закрылся, а мы подхватили название. Вышли в таком виде на «Ново-ТВ» в январе 93-го (последний выпуск был весной 2001 года). Музыкальная программа шла почти девять лет каждую последнюю пятницу месяца, аж по сорок минут!

Я точно помню, что героями первых выпуском были Стас Кудряшов, группа «Сейшн», Юрий Саянов. Видимо, звёзды сошлись, мне хотелось снимать что-то про музыку, а местным музыкантам нужна была возможность заявить о себе. Тогда ведь не было интернета, только Дворцы культуры, где иногда кто-то играл по выходным! Играли в основном чужую музыку.

А тут я! Хотите, мы на ваш концерт приедем? Интервью с вами запишем? Но просто снимать интервью мне быстро надоело. Хотелось большего. Тогда начали записывать заезжих артистов и делать клипы своим. Концерты снимали в несколько камер.

Учитывая, что камер особо не было, как и операторов, чувствующих музыку, я собирал сборную команду из сотрудников «Ново-ТВ», «Апекс-ТВ», «Запсиб-ТВ». Мы объединяли свои технические ресурсы, вместе ехали записывать концерт, например, в Кемерово. Дружили все, хоть и работали в разных компаниях».

«Ша-Мажор» был не зря

«Первые местные клипы были сняты группе «Марина», Косте Речкину, Саше Кузнецову, группам «Сейшн» и «Дубль-W». Это сегодня для продакшн и постпродакшн есть всё: камеры всех мастей, коптеры, слайдеры. А тогда! S-VHS камера Panasonic S-500 считалась вершиной качества, в то время я один на неё снимал. А монтаж был линейный на «паре», о которой нынешнее поколение телевизионщиков может услышать только от старожилов офиса на улице Курако, 51.

Сегодня это вызывает улыбку, но нам было безумно интересно, весело и весьма прогрессивно. Только этого мне тоже стало мало, захотелось сделать свою музыкальную площадку! Так в 1996 году появился «Хит-парад программы «Ша-Мажор», куда я, рассылая письма по всей Сибири и обзванивая ДК, а после и выезжая лично, приглашал почти всех тогдашних музыкантов.

Таким образом Новокузнецк и узнал о таких исполнителях, как «Карт-Бланш», Милена, Александр Зиборов, Ирина Ортман, группа «Африка», «К-315», «Секретный проект», Салават Хайдаров, группа «Сулико». И это далеко не весь список наших гостей, некоторых я просто уже позабыл.

Ну и, конечно же, наши ребята: «Сейшн», Александр Кузнецов, «Дубль-W», Доктор Мартин, Ольга Юшкова, «Чёрная Вдова», «Ермаков и Ко», Костя Речкин, который не только вёл эти концерты, но и сам выступал.

Уже после первого концерта «Хит-парад» перебрался из Театра металлургов в ДК ЗСМК по приглашению Тамары Николаевны Макринской, которая в то время была его директором. А на пятилетие «Ша-Мажора» даже пришлось вызывать наряды милиции, так как желающих попасть на концерт было намного больше, чем мест в зрительном зале.

Музыкальное движение 1990-х?

Представьте, музыкой занимались только сами музыканты, никто их не поддерживал. Базу имели единицы: ребята, работающие в разных ДК, да и Слава Кудряшов. Вот и всё! Ещё была очень качественная, даже профессиональная самодеятельность при ДК заводов: М-Studio, «Калинка», «Весна», «Фа-Солька», «Комарик». Два раза в год приезжали москвичи на День города и День шахтёра. Так что молодёжи в городе и пойти-то было некуда.

И вот, то ли в 1996 году, то ли годом позже нам доверили провести День молодёжи! Вы представляете, «Ша-Мажор» развлекал тысяч пятьдесят зрителей, почти в полной темноте, толком не имея нормального концертного освещения. Но было круто! Оцепление вокруг сцены не поставили, так что выступавших музыкантов толпа почти носила на руках.

Потом мы регулярно закрывали все Дни города, где нам отводили последние два часа. И мы, всей нашей большой новокузнецко-кемеровско-алтайской командой, делали шоу. И… у нас получалось!

А когда в День 380-летия города в финале городского концерта все музыканты вышли на сцену, и Михаил Соколов исполнял под салют лучшую, намой взгляд, песню о Новокузнецке «Мой город», гордость просто захлёстывала. Значит, не зря мы здесь, и всё это не зря!»

По итогам 1998 года группа «Ермаков и Ко» получила звание «Открытие года» по версии программы «Хит-парад «Ша-Мажор». К этому мнению все музыкальные эксперты программы пришли единодушно. Годовой отчётный концерт хит-парада (фестиваля) с подведением итогов и награждением состоялся в январе 1999 года в ДК ЗСМК.

Вспоминает Сергей Осипов:

«Ермаков поставил всех на уши. Кажется, это был 1997 год. Готовя очередной выпуск «Ша-Мажора», я искал темы, думал, кого же снимать. И тут меня кто-то позвал в студенческий театр «Фаэтон» на концерт новой группы «Ермаков и Ко». Помню, очень маленький зал и очень энергичного Серёгу, носящегося, скачущего, разве что не прыгающего в толпу зрителей. Зал, и правда, был очень маленьким, не предусматривал партер с танцполом, а так бы он точно сиганул!

Разумеется, Сергей сразу привлёк моё внимание. К тому же он устраивал концерты то тут, то там чуть ли не каждый месяц, в отличие от других исполнителей и коллективов города.

А ещё работал в магазине «Вега», продавая музыкальные кассеты и диски в киоске «Меломан». Он-то и стал поставщиком свежей музыки для хит-парадов топ-10 месяца, каждый раз предоставляя нам свежие записи.

Когда мы подводили итоги первого года фестиваля и встал вопрос о номинациях, не раздумывая, отдали «Открытие года» Ермакову.

Ведь он буквально ворвался в наш город, причём, в прямом смысле этого слова. Приехал в Новокузнецк и сразу же поставил всех на уши своей активностью.

Снимать на концерте Ермакова было сложно. Он очень активно передвигался, и наши операторы просто не успевали за ним, а режиссёры не знали, на какую кнопку жать. На финальном концерте в ДК ЗСМК Ермаков выдал незапланированный трюк: в финале он оказывается в трусах с изображением российского триколора. Зал заревел! Это было нечто по тем временам».

Вспоминает Сергей Ермаков:

«Номер с раздеванием и показываем трусов в виде национального флага довольно известный трюк среди любителей рок-музыки, который впервые исполнил гитарист группы АС/DC АнгусЯнг. Я здесь ничего нового не изобрёл, разве что был первым, кто это сделал с российским триколором. И действительно не планировал это.

Точнее я его планировал, но ничего никому не сказал, ни музыкантам, ни продюсерам фестиваля. Чем мог очень подвести организаторов. И если бы трюк не прокатил, тогда бы и на моей музыкальной карьере в Новокузнецке можно было поставить точку. Я очень рисковал. Но трюк сработал.

Накануне на репетиции я попросил музыкантов на финальной песне «Ты красива» сыграть на коде несколько дополнительных аккордов. Каждый аккорд был как финальная точка, на которой я планировал снимать с себя по одной одежде и так до трусов. Уговорил знакомых сшить мне трусы большого размера в виде российского триколора. В день самого концерта я надел на себя несколько дополнительных предметов одежды. Три футболки, две куртки. Выглядел я довольно странно. Все спрашивали: зачем? Но я хранил молчание.

И вот само выступление. Мы играли последними, как открытие года. Звук был великолепный, прямо как на пластинке. Был полный зал, в темноте виднелись белые респектабельные рубашки бизнесменов и официальных лиц.

Я внутри себя со всем в этой жизни попрощался, понимая, что после раздевания будет либо всё, либо ничего. И вот завершающий аккорд, я передвигаюсь по сцене, поочерёдно сбрасывая с себя все куртки и футболки, затем джинсы, падаю на авансе. Несколько секунд тишина. Жду реакции. Зал заревел! Ура победа! Меня отпустило.

Этот трюк я потом исполнил ещё раза два. Летом 1999 года на Дне города и в 2010 году на фестивале «Пурга».

Газета «Франт» (05.02.1999г., Алёна Музыкантская):

«Ермаков и компания» – группа хоть и относительно молодая (она-то и победила в номинации «Открытие года»), но свои возможности прекрасно сознающая. Посмотрели бы вы на солиста, скачущего по сцене в ритуальном танце древнего индийского племени!

О-о-о! Это вызвало бурный восторг дамско-тинейджеровской половины зрительного зала. Но настоящего апогея эмоции достигли в тот момент, когда г-н Ермаков перешёл к стриптизу. Поочередно срывая с себя все многочисленные детали сценического костюма, артист дошёл до исподнего…

Зал замер в напряжённом ожидании. Но, слава Богу, ничего страшного не произошло. Продемонстрировав публике трусы цвета российского триколора, «оригинал» дал понять, что представление закончено.

Вот такие они, наши местные артисты! Если дело и дальше так пойдет, скоро вся московская эстрадная тусовка может отдохнуть!»

Фото на заставке: Сергей Осипов – режиссёр и основатель телевизионного фестиваля «Хит-парад «Ша-Мажор».

Фото из архива Сергея Осипова и Сергея Ермакова

Источник: книга «ПроРок в Родном Отечестве. История эстрадной культуры Новокузнецка 1960-2000»

Архив новостей