Те ветераны Новокузнецка, кто работал на Кузнецком меткомбинате или на строительстве Западно-Сибирского металлургического комбината в 1950-1960-е годы, вспоминают выпускавшиеся на этих предприятиях боевые многотиражные газеты, которые регулярно приходили в рабочие коллективы кузбасских гигантов.
В этих изданиях не один год работал, оттачивая профессиональное мастерство, новокузнецкий журналист Владимир Полюшко.
Владимир Ильич родился в 1931 году в Черниговской области УССР. Когда мальчику было девять лет, он с родителями переехал в Сибирь. Семья поселилась в большом старинном селе Костёнково, что на берегу реки Чумыш, в 30 километрах от Новокузнецка. (Ныне село в Новокузнецком районе Кемеровской области).
Здесь с 1940 года Володя учился в сельской школе. В 1945 году вступил в комсомол. После окончания школы поступил в Новокузнецкий пединститут. Активно занимался общественными делами. Неслучайно первым местом работы энергичного юноши стал Сталинский (Новокузнецкий) горком ВЛКСМ.
Его первые заметки сначала появились в стенгазете, потом в студенческой многотиражке. И газетная стезя привлекала его, как никакая другая.
И вот в 1957 году 26-летнего Владимира Полюшко приняли литсотрудником в многотиражную газету «Металлург» Кузнецкого меткомбината. Это было крупное издание, по тиражу могло запросто конкурировать с иными городскими газетами. Редактором в то время был Сергей Филиппович Знатков – фронтовик, орденоносец, он возглавил многотиражку в 1956 году, но, по мнению новокузнецких журналистов, умело руководил небольшой редакцией этого издания.
В редакции каждое перо было на счету, поэтому молодому литсотруднику Владимиру Полюшко раскачиваться было некогда, репортёрские навыки он осваивал на ходу. По заданию редакции писал о передовом опыте, критиковал отстающих. Словом, с помощью требовательного редактора поддерживал высокий авторитет газеты в многотысячном коллективе комбината.
Во второй половине 1950-х о газете «Металлург» в Новокузнецке говорили с уважением, она стала инициатором многих начинаний. Её справедливо называли кузницей журналистских кадров, которые с удовольствием принимали к себе другие издания.
Так вышло и с Владимиром: отработав три года в «Металлурге», он в 1960-м перевёлся в редакцию городского радиовещания, а вскоре стал собственным корреспондентом по Новокузнецку на областном радио (ныне «Радио России-Кузбасс»). Несколько лет его репортажи с юга Кузбасса звучали по проводам и волнам ОблРадио на всю Кемеровскую область.
Журналистская биография В. Полюшко на этом не оканчивалась. Ещё он успел поработать корреспондентом в многотиражной газете «Металлургстрой» – печатном органе парткома, объединенного профсоюзного комитета и управления треста «Кузнецкметаллургстрой», подразделения которого возводили Запсиб. Её так и называли «газетой строителей Запсиба». В то же время на её страницах освещались не только вопросы строительства меткомбината, но и печатались новости со всего Новокузнецка.
В этой редакции он близко познакомился с начинающими тогда, а ныне знаменитыми российскими литераторами, работавшими в этой газете, Гарием Немченко, который был редактором «Металлургстроя», и Геннадием Емельяновым. Работа с ними в одном коллективе оставила глубокий след в судьбе Владимира Ильича – он увлёкся публицистикой, стал работать над документальными книгами и брошюрами в качестве автора и редактора.
Ещё одной газетой, где потрудился В. И. Полюшко, была «Сельская правда» Новокузнецкого района (ныне «Сельские вести»). Здесь ему тоже было интересно, ведь под крышей «районки» в ту пору собрался добротный коллектив, заводилой в котором стала бывалая Анна Александровна Шибаева: начинала тут литсотрудником, была завотделом, заместителем редактора, а с 1978 года стала редактором этой газеты.
С удостоверением «Сельской правды» Владимир Ильич не по одному разу побывал практически во всех хозяйствах района, написал об их работе не одну сотню добрых заметок.
Его приняли в Союз журналистов СССР. А написанные им материалы не раз печатались в городской газете «Кузнецкий рабочий», областных газетах «Кузбасс» и «Комсомолец Кузбасса», журнале «Советский шахтёр», альманахе «Огни Кузбасса».
Наконец, опытному газетчику Владимиру Полюшко доверили ответственный пост – он возглавил в Новокузнецке корреспондентский пункт московской газеты «Нойес лебен» («Новая жизнь») на немецком языке.
Это издание было центральным печатным органом советских немцев. Газета служила для советских, затем, российских немцев основным источником информации на родном языке, знакомила читателей с важнейшими событиями внутри нашей страны и за рубежом. («Neues Leben» издавалась до начала 2010-х). Целых 15 лет Владимир Ильич руководил новокузнецким корпунктом этой газеты.
А ещё он занимался написанием и редактированием справочно-публицистических книг, брошюр. В их числе – «Кооперативом стал завод», «Жизнь на колёсах», «Хлеб наш насущный», «Истории строки». Книга «От кузницы до завода» была написана им в соавторстве с А. Новиковым (1986), также он был редактором книги «Орджоникидзевский шахтёрский» (авторы Г. Емельянов и другие, фото Г. Нефедова, В. Волченкова. Новокузнецк, 1990).
В 1991 году В. И. Полюшко вышел на заслуженный отдых.
Он ушёл от нас в 1998-м, на 68 году жизни…
Собинф
Художник телевидения Александр Георгиевич Островский
Почти двенадцать лет участник Великой Отечественной войны Александр Георгиевич Островский трудился на Кемеровской областной студии телевидения, был художником-постановщиком, главным художником. Телезрители порой и не догадывались о его творческой работе (ведь о ней упоминают разве что в титрах), но без неё не обходилось большинство телепередач 1960-1970-х годов.
Александр Георгиевич родился в 1918 году в большом селе Романово Чулымского района Томской губернии (ныне территория Новосибирской области). Здесь ходил в сельскую школу, здесь кроме обычных деревенских полевых работ знакомился с сельскими ремёслами: в селе, насчитывающем в ту пору около 600 дворов, имелось и несколько мелких частных предприятий – пекарни, сыроцех с конным приводом, кустарные мастерские.
Но мальчишку с раннего детства сильнее всего тянуло к рисованию, у него были явные природные способности. В конечном счёте это и определило его будущую специальность. Но сначала по достижении 18-летнего возраста его отправили на срочную службу в Красную армию. А потом в его жизнь ворвалась война.
Парню было 23 года, когда гитлеровская Германия 22 июня 1941 года напала на СССР. Александр Островский оказался в числе первых своих земляков, кого отправили на фронт. Он воевал в артиллерийской части.
Осенью 1941-го участвовал в Тихвинской оборонительной операции в Ленинградской области. Гитлеровцы превосходящими силами рвались к Ленинграду, к Ладожскому озеру. Войска Ленинградского фронта вели боевые действия в крайне тяжёлых условиях. Бойцы героически проявили себя в боях и не допустили, чтобы фашисты захватили Ленинград.
Здесь Александр Георгиевич был ранен. После лечения вновь вернулся в строй. Теперь артиллерист Островский оказался под Москвой, где в самом конце 1941 года Красная Армия впервые перешла в крупное контрнаступление, проведя ряд успешных фронтовых наступательных операций, отбросила немецкие войска на 150-300 километров от столицы.
Ещё он воевал под Сталинградом, летом 1943 года сражался на Орловско-Курском направлении. Был контужен, снова ранен. После длительного лечения в госпитале продолжал долечиваться в «домашних» условиях, чтобы покрепче встать на ноги. А поправившись, демобилизовался, работал на разных должностях на гражданке, развивал и свой природный дар художника – рисовал.
В 1948 году Александр Островский поступил в один из ведущих художественных вузов страны – Харьковский государственный художественный институт, где специализировался на станковой живописи. Создавая в ходе учёбы живописные картины, он упорно осваивал работу с такими материалами, как масляные, темперные и акварельные краски, гуашь. Наконец, в 1953 году Александр Георгиевич успешно окончил вуз и получил диплом художника…
Однажды судьба привела его в Кузбасс, в Кемерово. В 1967 году на Кемеровской студии телевидения (КСТ) оказалось вакантным место художника-постановщика. И Александра Георгиевича, чей возраст приближался к 50-летию, пригласили на эту должность.
В конце 1960-х телевидение уже прочно вошло в жизнь большинства кузбасских семей. К этому времени Кемеровская область с помощью станции космической связи «Орбита» уверенно получала программы московского телевещания. Да и на самой КСТ сложился крепкий профессиональный коллектив, который создавал для кузбасских телезрителей интересные передачи, спектакли документальные и даже художественные фильмы.
В декабре 1969 года директором Кемеровской студии ТВ – заместителем председателя Комитета по ТВ и РВ Кемеровского облисполкома назначили Юлиана Ароновича Вишневского, человека умного, интеллигентного, творческого. Под его началом в стенах студии вдохновенно трудились и радовали телешедеврами уникальные, увлечённые своим делом специалисты: режиссёры, операторы, редакторы, инженеры.
Александр Островский сумел быстро вписаться в коллектив. Тут для него было много увлекательной работы. Почти ежедневно перед ним режиссёр ставил новые задачи, которые Александр Георгиевич профессионально решал. Оформлял постановочные передачи; рисовал заставки, задники для студийных программ; делал наброски для оформления телеспектаклей и фильмов, эскизы декораций, костюмов, реквизита, принимал участие в их изготовлении и контролировал их производство и использование в процессе съёмок; писал титры для киноочерков.
Выполнял и другие многочисленные задания главного художника КСТ Рудольфа Францевича Желеховского, без которых чёрно-белый телеэфир тех лет был бы беден, выглядел бы неказисто, ведь до эры цветного компьютерного ТВ было ещё далеко. И многое в телевизионной картинке, которую видел телезритель на экране своего телевизора, напрямую зависело от художника. Часто заставки А. Г. Островского, нарисованные им для обозначения начала передачи или для её окончания, представляли собой небольшие произведения.
Бывший главный режиссёр КСТ Фёдор Мефодиевич Ягунов писал в своих воспоминаниях: «Вот и ещё одна незаменимая на телевидении профессия – художник. И сейчас, когда на телевидении широко используется компьютерная графика, и раньше, когда создавали игровое пространство с помощью кисти и красок. Многие передачи КСТ своим успехом не в последнюю очередь были обязаны талантливым художникам-постановщикам Рудольфу Желеховскому, Михаилу Бакшаеву, Александру Островскому».
Если говорить о конкретных передачах с участием художника-постановщика А. Г. Островского, запомнившихся больше всего, то можно, к примеру, выделить музыкально-развлекательную программу «Резонанс» (авторы – Владимир Аренский и Карина Кошелева, ведущими – артисты Музыкального театра Кузбасса Алла Тараненко и Владимир Титенко). Первая передача вышла в эфир в феврале 1973 года. А в 1981-м – на Всесоюзном телефестивале молодёжных и развлекательных программ в Кишинёве – кемеровский «Резонанс» стал обладателем третьей премии.
Среди других крупных постановочных работ А. Г. Островского отметим телеспектакль «Буду любить» (по роману Вадима Кожевникова «В полдень на солнечной стороне» – о подвиге советских людей в годы войны как в тылу, так и на фронте, о первых мирных годах восстановления разрушенного хозяйства). Его премьера состоялась 30 апреля 1975 года.
В том же 1975-м Александра Георгиевича назначили главным художником КСТ. На этом посту он сменил другого фронтовика Р. Ф. Желеховского. Работал А. Г. Островский на Кемеровской студии телевидения до 1979 года – до выхода на заслуженный отдых.
Здоровье ветерана пошаливало – давали знать о себе фронтовые раны. Но он не поддавался болезням, всегда держался бодро. Продолжал бывать в коллективе Кемеровского областного телевидения, особенно, в праздничные дни.
В 1985 году – году 40-летия Великой Победы – к его многочисленным боевым и трудовым наградам добавился орден Отечественной войны II степени.
Участника войны А. Г. Островского не стало в 1991-м…
Сергей Черемнов