Областной Дом радио как памятник Марии Михайловне Лапшиной…

14 ноября 2022 

В середине шестидесятых годов прошлого века стал активно застраиваться пятиэтажками район, прилегающий к центру города Кемерова.  И в это же время, в 1965 году, на улице Красноармейской появился забор вокруг одного строительного объекта.

Жители близлежащих домов сразу заинтересовались, что же здесь возводится? Выяснились, что это будущий областной Дом радио, в который переедет его коллектив. А пробивала этот проект Мария Михайловна Лапшина – на тот момент заместитель по радио председателя областного телерадиорадиокомитета. На эту должность её назначили 27 октября 1961 года. В то время ей шёл пятидесятый год. Мария Михайловна – уроженка села Двойново Владимирской области, родилась 22 декабря 1911 года. 

Кузбасское областное радиовещание очень нуждалось в новом, современном, просторном здании с хорошими эфирными студиями, потому что этого в столице Кузбасса не было. И областные радийщики вынуждены были больше двух десятилетий скитаться по городу: были времена, когда они ютились в тесноте, было и так, что редакционные кабинеты у них – в одном месте Кемерова, а радиостудии – в другом.

Хотя кузбасское ОблРадио организовалось ещё в 1943 году, когда Кемеровская область выделилась из состава Новосибирской области в самостоятельный регион. В то время местное радио пользовалось большой популярностью у кузбассовцев. Для нашей области радио, ежедневно передававшее последние известия, обзор городской газеты «Кузбасс», концерты самодеятельности, другие передачи, давно уже стало привычным явлением. Почти в каждой квартире была радиоточка. Передачи журналистов областного радио полюбились жителям региона. Имена их авторов были на слуху.

Я так с самого детства была влюблена в радио. Вспоминаю себя в тот период. Послушав местные радиопередачи, я раскрывала газету или понравившуюся книгу и начинала громко вслух читать, представляя себя диктором, будущим сотрудником этого самого областного радио. Как говорится, мечтайте, ведь мысли материальны, а потому мечтам свойственно сбываться.

Первоначально кузбасское радио занимало всего одну комнату в кемеровском Дворце труда. Сейчас в этом здании находится областной колледж культуры и искусств. Небольшой коллектив состоял из председателя комитета, главного редактора и семи-восьми литсотрудников, их называли редакторами, которые вели определённую тему, рубрику, передачу. Кроме того, были два диктора, два звукооператора, две машинистки, шофёр «полуторки» и уборщица.

Старожил ОблРадио, диктор, режиссёр Кира Ивановна Донбай-Бровикова рассказывала:

– Комната-студия была заставлена обычными канцелярскими столами. За ними работали сотрудники редакции. Названивая по телефону или беседуя с внештатным репортёром, они готовили выпуски «Последних известий», другие передачи. Машинистка здесь же перепечатывала тексты. Потом микрофонные папки везли в Облито – так называлась цензура. После этого они попадали в руки дикторов. Машинописные листы, как правило, пестрели исправлениями, вычерками.

Позже радиокомитету отдали несколько комнат третьего этажа всего правого крыла Дворца труда. Имелась телефонная связь. Оттуда же вели и дикторские трансляции. Чтобы во время прямых включений не мешать диктору озвучивать в микрофон информацию, все остальные работники выходили из помещения в коридор.

Ольга Севастьяновна Колчева, с 1959 года работавшая на ОблРадио заведующей фонотекой, затем диктором, вспоминала:

– В ужасной тесноте, да ещё на старой технике мы создавали очень неплохие передачи. Спрос же на качество был по самой высокой мерке, так как наши передачи выходили через Новосибирскую студию на всю Западную Сибирь, Урал, Алтайский край, на восточные регионы Казахстана. И мы старались не ударить в грязь лицом. Потом нам отдали помещения на Советском проспекте, где сейчас размещается областное отделение Союза писателей. Потом мы переехали на улицу Красноармейскую, где снова были маленькие закутки – числом на три комнатушки больше. Так и путешествовали мы из одного района города в другой, а наши «большие» студии для записи и вещания всё находились на старом месте – во Дворце труда.

Словом, проблема с «проживанием» областного радио в Кузбассе назрела и давно перезрела. Новый дом радио нужен был как воздух. Разговор об этом, по воспоминаниям очевидцев, якобы начинал ещё Павел Иосифович Бекшанский, самый первый руководитель областного радио, назначенный на эту должность в 43-м. Наконец-то, в бюджете нашлись средства, объект спроектировали, «привязали» к местности, выбрали подрядчика и начали строить. «Но часто мешали, как у нас принято, всякие казусы бюрократические проволочки», – отмечает О.С. Колчева.

И вот однажды в коллективе ОблРадио появилась стенгазета с фотографией: на вбитой в землю свае сидит уважаемая всеми Мария Михайловна Лапшина, которая была к тому времени заместителем председателя областного Комитета по ТВ и РВ – директором ОблРадио. И символизирует она собой как бы ударную силу, толкающую строительство.

Прорабом её не назовёшь, прораб – строительная профессия, скорее, она стала руководителем штаба по возведению нового областного Дома радио. Мария Михайловна дневала и ночевала на объекте. Встречалась со специалистами заказчика, если надо – на повышенных тонах выясняла отношения с подрядчиками. Ставила вопросы «ребром» в высоких кабинетах обкома партии.

«Действительно, это благодаря её энергии, её напористости шла эта стройка, – уверяла О. С. Колчева. – Любят у нас «долгострой». А тут через все тернии дело двигалось к завершению».

Строительство шло долго, коллектив ОблРадио участвовал в субботниках, помогал, чем мог. И вот в 1972 году начали понемногу заселяться в новое здание, а марте 1973-м состоялся окончательный переезд в новый Дом радио.

Это было специализированное здание для профессиональной работы, оснащенное студиями записи программ и прямого эфира. Появилась даже большая концертная студия, где записывали или в прямом эфире шли концерты. Самое новое оборудование: пульты, компактные магнитофоны, ковры, отличная звукоизоляция, кабинеты для персонала, большая фонотека.

…Через много лет и я сама вошла в штат радийцев ОблРадио. Это произошло в середине восьмидесятых годов. Обратила внимание, что коллеги с большим уважением хранят память о тех, кто работал до них и вместе с ними, помогал им осваиваться в радиожурналистике. Тогда-то я услышала впервые о Марии Михайловне Лапшиной, которая приняла на себя строительство нашего Радиодома. 

Подумалось: оказывается построить дом – по силам не только мужчинам. У каждой редакции здесь – свой просторный кабинет. А у некоторых даже два. Несколько больших студий. Оранжерея на втором этаже здания.

Чаще всего воспоминаниями о Марии Михайловне делились Анатолий Фёдорович Пазин, возглавлявший в ту пору редакцию сельского хозяйства, Алла Михайловна Кузнецова, заведующая фонотекой, Тамара Алексеевна Зиндович, редактор отдела пропаганды и Ольга Севастьяновна Колчева, диктор.

Вот что пишет о М. М. Лапшиной в книге «Журналистика Кузбасса: строки истории» Тамара Алексеевна Зиндович, которая работала редактором и в новостях, и в молодёжной редакции ОблРадио с 1960 по 2001 годы:

 «...Шёл 1960-й год. Лето. Председателем комитета по радио и телевидению был деликатнейший Пётр Михайлович Попов. Директором областного радио обком КПСС назначил Марию Михайловну Лапшину. Строгая и справедливая, требовательная и заботливая, простая в общении, заводила на наших вечеринках. Так и стоит перед глазами: в цыганском костюме, с бубном в руках, с копной рыжих волос. Надо сказать, что и П. М. Попов, и М. М. Лапшина были очень скромными в быту людьми… В квартире – книги, журналы, газеты, прямо филиал библиотеки.

…Сколько поколений журналистов сменило друг друга! А какой стала техника! От магнитофонов весом в 60-70 килограммов, которые наши предшественники возили на санках, и первых отечественных «Репортеров», работающих от двух батареек, размером и весом каждая с полноценный кирпич, до импортных сегодняшних, умещающихся на ладони, и компьютеров. От одного кабинета во Дворце труда, где размещались все редакции, бухгалтерия и начальство, до двухэтажного Дома радио, который стал памятником ещё при жизни М. М. Лапшиной – она его «пробивала», строила, обживала и благоустраивала вместе с нами. Рябинки и лиственницы у дома уже вытянулись выше крыши. Их с любовью высаживали наши ветераны».

А вот как вспоминает о ней Алла Михайловна Кузнецова, заведующая фонотекой областного радио с 1964 по 2006 годы:

– Идея большого Дома радио на Красноармейской принадлежит заместителю директора областного радио Марии Михайловне Лапшиной. Когда-то областное радио размещалось во Дворце труда. Там в одном кабинете сидели по восемь человек. И когда мы въехали потом в новый Дом радио, вот он и был настоящим дворцом – Дворцом радио! У каждого здесь появился свой отдельный кабинет. Позже мне доводилось бывать в Москве: и в Останкино на улице Королева, и в Государственной радиовещательной компании «Радио России» на Пятницкой, 25, – даже там нет таких условий, как у нас в областном Доме радио.

– Это был золотой человек! – считает А. М. Кузнецова. – Она целиком жила «радийной» жизнью. Ни один работник коллектива не оставался без её внимания. Была инициатором всех праздников на радио. У неё была красивая цыганская юбка. И когда она её надевала, то преображалась из руководителя коллектива в ведущего наших концертов-капустников. Писала к ним сценарии. И это было и весело, и интересно. При ней с дисциплиной на радио было строго. Помню, как-то раз в день своего рождения я ушла пораньше с работы на полчаса. И вдруг встречаю по дороге идущую навстречу Марию Михайловну. Заметно смутившись, я сказала, что сегодня у меня день рождения и поэтому я на полчаса раньше ушла с работы. Мария Михайловна поздравила меня с улыбкой, сказала добрые слова и пожелания и вручила мне букет фиалок…

Анатолия Фёдоровича Пазина М. М. Лапшина принимала на работу корреспондентом в молодёжную редакцию областного радио. А в бытность моей работы на областном радио он заведовал редакцией сельского хозяйства. Вот что он вспоминает о том времени:

– В апреле 1967 года заместитель председателя по радиовещанию Кемеровского комитета по телевидению и радиовещанию Мария Михайловна Лапшина позвонила в редакцию областной молодёжной газеты «Комсомолец Кузбасса» и поинтересовалась у её руководства, есть ли у них такой журналист, кого бы они могли порекомендовать в молодёжную редакцию радио. Ей назвали и назвали мою кандидатуру. Она попросила меня сделать пробный материал.

Кроме того, Лапшина поинтересовалась у «новобранца»: сможет ли он сходу придумать тему предстоящего сюжета? Анатолий Федорович рассказал ей, что в общежитии на улице Красноармейской, где он в то время жил, комендантом – бывший фронтовик Сергей Иванович Андреянов. Он воевал в одной роте со знаменитым Героем Советского Союза Александром Матросовым, который закрыл собой вражескую амбразуру – и это произошло на глазах Сергея Ивановича. После ранения Сергею Ивановичу ампутировали ногу. В госпитале он лежал вместе с другим героем – лётчиком Алексеем Маресьевым, которому ампутировали обе ноги.

Марии Михайловне понравилось предложение Анатолия Фёдоровича. Вскоре он принёс радиосюжет. В итоге Лапшина представила руководителю молодёжной редакции Геннадию Евгеньевичу Кандаурову нового корреспондента. На следующей день Анатолию Пазину вручили удостоверение сотрудника областного радио. И на той же неделе в эфир вышел его сюжет о коменданте общежития с рассказом о нём и с его воспоминаниями о боевых товарищах.

«Она была справедливой», – подчеркнул А. Ф. Пазин главную черту руководителя областного радио. Он вспоминает, как однажды подготовил сюжет, но руководитель редакции, как сейчас бы сказали, «забанил» его, построив программу только на своих материалах. Анатолий Фёдорович предложил свой материал в другую передачу. Но и там материал не взяли, сославшись на то, что программа уже сформирована. Он высказал свою обиду Марии Михайловне, которая заметила расстроенного Пазина: «Зачем же тогда принимали ещё одного сотрудника в штат?!» – удивилась она. Она просмотрела микрофонные папки и увидела, что программы, отказавшие Пазину, построены только на сюжетах редакторов этих передач. А всё для того, чтобы получить побольше гонорара. И Лапшина пресекла такой подход…

Анатолий Фёдорович оказался последним из радийщиков, кто в 1972 году видел отъезд Марии Михайловны в Москву на постоянное жительство. В то время она серьёзно заболела и очень надеялась, что московским врачам удастся справиться с её диагнозом. А. Ф. Пазин одним рейсом самолета летел вместе с ней и ее мужем в столицу.

Мария Михайловна была очень дружна с диктором Кирой Ивановной Бровиковой. И Кира Ивановна даже написала о ней статью «Наш Дом, как памятник Марии…» в одну из областных газет Кузбасса.  

«Только не пришлось Марии Михайловне вместе с нами радоваться новоселью. Рано она ушла из жизни. Но неофициальным памятником Марии Михайловне стоит наш Дом радио, на который она положила так много сил. И мы, ветераны, помним об этом всегда. Любили Лапшину за справедливость, отзывчивость, демократичность, за большую человечность и за красоту. Это был по-настоящему красивый человек и душой, и внешностью. И нрава чрезвычайно горячего.

Кто видел её на наших вечерах, летящей в огненной пляске с бубном в руках, с искрящимися глазами и вьющейся копной густых каштановых волос, тот никогда не забудет этой красоты. У неё было замечательное свойство притягивать к себе людей. Со всеми проблемами – личного ли характера, творческого ли – мы шли только к ней, и она со свойственной ей распорядительностью быстро и мудро их решала. Мы учились у неё доброте, деловитости и обязательности…»

Марии Михайловны Лапшиной не стало 18 марта 1973 года…

Сегодня областной Дом радио (Кемерово, ул. Красноармейская, 137а) обновил и свой облик, и расширилось его содержание. Иногда я бываю в некогда родных для меня стенах. После Марии Михайловны Лапшиной каждый новый директор Дома радио вносил свой вклад в его модернизацию с тем, чтобы здание соответствовало времени.

И мне отрадно, что его радиопередачи востребованы у кузбасских слушателей.

Сегодня здесь работают две радиостанции: традиционное – филиал ВГТРК «Радио России – Кузбасс», которое можно слушать на волне «Радио России»; и с 2000-го года выходит в эфир губернская радиостанция «Кузбасс-FM». И всё это – живой памятник Марии Михайловне Лапшиной, которая и Дом радио построила, и деревья вокруг него посадила.

Татьяна Микельсон,

ветеран журналистики Кузбасса

На фото: первые сваи на строительстве Дома радио, Кемерово, ул. Красноармейская, 1965 г.; диктор и режиссёр ОблРадио Кира Ивановна Донбай-Бровикова; Тамара Алексеевна Зиндович работала редактором ОблРадио с 1960 по 2001 гг.; Алла Михайловна Кузнецова, заведующая фонотекой ОблРадио с 1964 по 2006 гг.; Анатолий Фёдорович Пазин работал заведующим отделом сельского хозяйства ОблРадио; современный Дом радио; Мария Михайловна Лапшина, 1970 г.

Архив новостей