Легендарный сталинский кинотеатр “Коммунар”, все титулы и достоинства которого не перечислишь, ныне сиротливо приуныл, потихоньку ветшая и разваливаясь.
Когда-то самое заметное сооружение проспекта Молотова, а ныне - самое разрушенное строение проспекта Металлургов, оно заслуживает куда лучшей судьбы, чем нынешняя печальная участь обшарпанной торговой точки. И его любопытная история даёт основания надеяться на внимание горожан и властей.
Вообще история кинематографа в Кузбассе началась ещё в 1899 году, когда в Мариинске открылся первый во всей тогдашней Томской губернии кинотеатр “Фуроръ”. Каждый вечер его большие окна закрывались металлическими ставнями, потухали керосинки и механики Виктор Каратаев и Алексей Пузанков под блестящий аккомпанемент на рояле ссыльного поляка пана Савицкого вручную крутили шедевры типа “Симъ победиши”, “Камо грядеши” и “Хлысты”.
Несколько лет спустя пришло кино и в Кузнецк. Но пришло как-то очень уж кособоко. “Синематограф” с ценой билета две медных копейки был открыт слесарем Николаем Афанасьевичем Степановым в... своём огороде в старом деревянном сарае. И это при том, что в 1913 году даже безуездный городишко Тайга обзавёлся своим нормальным кинотеатром “Колизей” на главной в городе Первой улице (теперь Интернациональной) - там показывали за 10 серебряных копеек немое кино. Так что в 1914 году Степанов построил для кино в районе винзавода глинобитное здание и открыл частный кинотеатр “Иллюзiонъ”, проработавший до 1920 года. Билет подорожал до пятачка, а ежедневных сеансов стало три: в шесть, семь и восемь часов вечера.
В весенние дни 1917-го, когда Ильич писал свои апрельские тезисы, городская газета “Кузнецкий край” приглашала кузнечан посмотреть “страшную драму из русской жизни” под названием “Отравленная любовью”, в анонсе к которой предупреждалось, что “картина производитъ потрясающее впечатленiе”. Драма “Невинный убiйца, или Детективъ по принуждению” рекламировалась как “настоящiй гвоздь сезона и мировая сенсацiя”. Киноманы появились даже среди школьных учителей: в 1919-м педагог Окороков велел каждому ученику принести деньги на билет и организованно водил свой класс в кино.
Совсем другой стилистики кино буквально ворвалось в город в 1931 году. В феврале Новосибирская кинофабрика сняла первый фильм о Кузбассе - “Четвертый в мире”. В апреле 1931-го на стройплощадке КМК создана первая в Кузбассе киностудия - агентство Госкино.
И вот 6 июля 1931 года бригада московской кинохроники с режиссером Яковом Блиогом начала съёмки кинохроники, а кинооператор Георгий Михайлович Гребёнкин снял шесть выпусков хроники и фильм-обращение к задолжавшим поставщикам “Счёт Кузнецк-строя - заводам-поставщикам”.
Умудрялись снимать даже детские агитки - во втором выпуске киножурнала “Пионерия” 1 октября 1931 года вышел сюжет: кузнецкие пионеры передают из рук в руки кирпичи. Мастерство росло как на дрожжах. Уже в 1932-м по всей Стране Советов крутили первый и единственный 70-минутный игровой фильм о Кузбассе - “В боях рождённый”.
Сами кузнецкстроевцы не были обделены “важнейшим из искусств”. К 7 ноября 1932 года, за год до сдачи “Коммунара”, сталинцы уже начали смотреть звуковое кино. Временный звуковой кинотеатр под названием “Кинотеатр Роскино” разместился в клубе Стальмоста. Первым фильмом со звуком стала заграничная драма “Кнут надсмотрщика” аж в шести частях.
Если билеты в цирк стоили тогда от рубля до трёх, цены на невиданную диковинку были демократичные - от 80 копеек до рубля. Красным партизанам предоставлялась скидка в 50 процентов. Через 8 дней в клуб не завезли дрова, и в газете появилось объявление: “Ввиду отсутствия отопления звуковое кино не работает”. 6 декабря, когда вопрос с топливом был решен, кинотеатр продолжил работу.
Киноленты менялись каждые два дня, спрос на билеты был огромный, предварительная касса начинала работать с раннего утра. Впрочем, “Роскино” недолго снимало сливки с монополии, так как вскоре все клубы поголовно стали переходить на звук. К примеру, в соседнем Прокопьевске к октябрю 1933‑го запустили кинотеатр имени Николая Островского - первый в Кузбассе звуковой, да ещё с широкоэкранной установкой. Он работает и по сей день аккурат за драмтеатром.
Тогда же в самом центре Сталинска было решено сразу строить не просто кинозал, а первый в городе звуковой кинотеатр с залом на 1200 мест. Проектировать невиданное сооружение пригласили немецкого архитектора Герхарда Козеля. Он блестяще справился с задачей.
Композицию конструктивистского здания он построил на асимметричном сочетании объёмов разной формы и величины: доминирует трёхэтажный полуцилиндрический объём, завершенный высоким аттиком, а нарушает симметрию выступающий слева прямоугольный блок лестничной клетки. Окрашен был “Коммунар” в ярко-красный цвет, а башню опоясывали две белые полосы по высоте окон. Инженерный гений Козеля проявился в уникальных перекрытиях огромного зала - деревянными арочными фермами пролётом до 26 метров! В своё время за такое решение перекрытия Манежа в Москве архитектор Бетанкур получил от Николая I медаль. Да и общие габариты здания кинотеатра в плане оказались большими: 45,3 на 73 метра.
“В 1933 году на проспекте Молотова был в стиле конструктивизма построен большой кинотеатр “Коммунар”, - писали в книге “Сталинск” в 1954 году. - Как и большинство сооружений тех лет, это сооружение несло на себе черты аскетизма и формалистического разрыва между внешним обликом и внутренним содержанием”. Сказано точно - голые стены и полное отсутствие декора совсем не вязались со статусом культурного центра города. Но это неудивительно - 1933 год - эпоха безграничного торжества “чистого” конструктивизма.
Надо сказать, у “Коммунара” есть и родной брат - точно такой же кинотеатр в это же время был построен в Новосибирске, причём по проекту Эрнста Мая. Это заставляет некоторых исследователей именно Маю приписать авторство и нашего кинотеатра. Но это вопрос, так сказать, под вопросом. Кстати, новосибирский собрат в отличие от нашего избежал реконструкций и по сей день сохраняет ярко выраженный конструктивистский облик.
Столь строгое следование этому стилю уже вскоре после возведения звукового кино стало раздражать. Тем более сталинцам было с чем сравнить - наглядным примером стал строившийся в то же самое время и открытый 30 апреля 1937-го самый большой кинотеатр Кузбасса до войны - кемеровский Дом кино “Москва”. Его архитекторы Д.Ф. Зезин и С.П. Скобликов не постеснялись смело заимствовать греко-римские элементы и поразили великолепной отделкой и своими залами: большим на тысячу мест и малым - на 130.
Меж тем и “Большевистская сталь” 10 октября 1936 года написала о Сталинске: “Он не может жить провинциальной жизнью. Он должен иметь лучшее, что достигнуто мировой и советской культурой. При этом условии над производством чугуна и стали будут работать ещё лучше, всё повышая их качество, высококвалифицированные люди”.
Поэтому уже 24 ноября 1940 года была проведена первая модернизация “Коммунара”: не только установлена новая звукоусилительная аппаратура, но и голые фасады были пусть скромно, но украшены лёгким пост-конструктивистским декором типа ромбовидного ковра по стенам и кессонированного пояса по верху второго этажа башни. Кстати, он повторял декор, полученный в 1936 году Дворцом культуры и техники КМК, а кессоны на башне сохранились с дворовой стороны, хотя и закрашены.
Вячеслав Паничкин.
Источник: http://www.kuzrab.ru/