Полковник в отставке, военный журналист, член Союза писателей России, лауреат премии МВД России, книги которого читают любители остросюжетных детективов, исторических ретроспектив и военных романов, Сергей Александрович Лагодский родился 17 августа 1960 года в городе Шклове Могилевской области Белорусской ССР. Его родители переехали в Сталинск (ныне Новокузнецк) на комсомольскую стройку.
Школьные годы Сергея прошли в «южной столице» Кузбасса: учился в новокузнецкой средней школе № 31. После окончания восьмого класса поступил в Новокузнецкий строительно-монтажный техникум.
А 1975 году начал сотрудничать с редакцией газеты «Кузнецкий рабочий».
О годах, проведённых в Новокузнецке, о наставнике-журналисте Александре Гольцеве, кто помог ему выбрать верный путь, «направил в то русло, которое стало единственным и неповторимым», он рассказывает в одной из глав своей новой книги «Мемуары», написанной к 100-летию центрального печатного издания Министерства обороны газеты «Красная звезда».
Публикуем эту главу.
Журналистика взяла верх
С Новокузнецком меня связывают самые добрые воспоминания и искренние чувства. Здесь прошла треть моей жизни, самые лучшие годы юности. Никогда не забуду свою первую учительницу средней школы № 31 Анастасию Андреевну Якунину, которая привила мне любовь к русскому языку и литературе.
Затем 3,5 года учебы в монтажном техникуме, где повезло встретить ещё одного уникального человека, который стал для меня вторым отцом. Это – заведующий электромонтажным отделением Борис Алексеевич Соболев, который параллельно преподавал нам ещё химию, был моим тренером по баскетболу и заодно приучил меня к судейству. Мы с ним в паре довольно успешно судили баскетбольные матчи на первенство города и Сибири, выезжали на многие крупные турниры.
И особая страница в моей биографии – это Александр Владимирович Гольцев. Он вдохнул в мою жизнь новую гамму чувств, постепенно вовлекая меня в совершенно другую профессию, о которой я даже и мечтать не мог. Потому что видел себя электромонтажником, а впереди замаячили какие-то радужные перспективы.
У меня в трудовой книжке записана первая строчка: «06.04.1979. Принят электромонтажником 5 разряда (всего – шесть) Первого Новокузнецкого монтажного управления треста Сибметаллургмонтаж Минмонтажспецстроя СССР». Правда, уже через 12 дней моя трудовая биография по этой стезе оборвалась в связи с призывом в Советскую Армию (затем мне предоставили отсрочку, и моя жизнь опять закружилась по новой спирали). Кстати, в Минмонтажспецстрой СССР я был потом призван и служил в газете Главспецстроя «На стройке» военным корреспондентом.
И всё-таки журналистика перевесила всё. Поэтому я с особой благодарностью вспоминаю своего первого наставника, «генерала» советской журналистики Александра Гольцева. Именно под его неусыпным руководством в семидесятые годы я проходил первые университеты журналистики на кузнецкой земле, о чём ни разу не пожалел. Прожив 20 лет в Новокузнецке, я знаю не понаслышке, что сибирская земля требует стойкости духа и особой твёрдости характера от людей. Это я усвоил от Александра Владимировича с самых первых встреч с ним.
Я был тогда 15-летним мальчишкой, и многие взрослые газетчики относились ко мне с некоторой иронией, дескать, «молодо-зелено», называли сынком. Но только не Александр Владимирович!!! Ко мне он относился как-то по-особенному и старался общаться со мной на равных. Но, признаюсь, на меня авторитет корифея очень давил. Вскоре мы с ним общались уже на «ты», хотя разница в возрасте была солидной – 12 лет. Для меня это было многовато…
Не знаю, как он в электромонтажнике разглядел будущего журналиста, который потом вырос в писателя… Жаль, что мы об этом не узнаем никогда. Он ушёл внезапно в самом расцвете жизненных и творческих сил – в 53 года.
Прежде всего, он приучил меня к дисциплине. Может, поэтому я впоследствии стал военным корреспондентом центральной газеты Министерства обороны СССР «Красной звезды», вырос до полковника.
Александр с детства прилично играл в хоккей с шайбой, входил в различные юношеские и молодёжные сборные и подавал большие надежды. Коробка, так же, как и Дворец спорта, находились рядом с его домом. Но глупая травма поставила жирный крест на его хоккейной карьере. И он стал спортивным репортёром, в основном, активно пропагандировал хоккей, рассказывая о нём на страницах «Кузнецкого рабочего», «Кузбасса», Комсомольца Кузбасса», «Советского спорта», «Спорт-Экспресса». Также Гольцев профессионально вёл прямые репортажи с хоккейных площадок по радио и на телевидении. Его хотели видеть в своих рядах многие спортивные издания, но он остался верен своей родной газете…
На первой встрече Александр Владимирович неожиданно спросил, читал ли я рассказ Гария Немченко «Хоккей в сибирском городе»? К своему стыду, я об этом произведении нашего знаменитого земляка даже не слышал. Читал тогда в основном специфическую литературу, которой нас, студентов, не забывали загружать преподаватели монтажного техникума. Книгу о хоккее я прочитал за один присест. А потом, когда я уже переехал в Москву, Александр Владимирович во время своей командировки познакомил с Гарием Леонтьевичем, и мы часто ходили вместе на хоккей. В основном, это были матчи Высшей лиги с участием нашего «Металлурга». Вот тогда мы лихо болели за земляков, перекрикивая столичных фанатов, громкоголосым кличем: «Кузнецкий металл!!!». Однажды, наши, проигрывая столичным армейцам – 0:3, сумели вырвать победу – 5:3. Но тогда блистали – Дмитрий Орлов, Захар Арзамасцев, Кирилл Капризов, Илья Сорокин, Максим Кицын…
Примечательно, что Гарий Немченко – автор полусотни книг и четырёхтомного собрания сочинений, обладатель многих литературных премий, в 1983 году за рассказ «Хоккей в сибирском городе» был поощрён поездкой на чемпионат мира в ФРГ в составе группы журналистов, спортсменов, хоккейных судей и тренеров. И уже много лет спустя, в 2016 году, в романе «Красная машина» он рассказал о множестве сюжетных хитросплетений, главным героем которых стала сборная СССР с легендарными хоккеистами Владиславом Третьяком, Вячеславом Фетисовым, Алексеем Касатоновым, Сергеем Макаровым, Игорем Ларионовым, Владимиром Крутовым, до сих пор вызывающих восхищение болельщиков всего мира.
На хоккей в 70-е годы ходили как на праздник. А что это был за хоккей, нынешнее поколение фанатов даже не подозревает! Площадка была открытая, без крыши над головой. А зима тогда стояла колючая, всегда за минус 30. Однажды в гости к сталеварам приехала команда рижского «Динамо» во главе с легендарным Виктором Васильевичем Тихоновым и виртуозом Хельмутом Балдерисом. Игры тогда были спаренными, проходили два дня подряд.
Конечно, «горели» наши безбожно – 0:11 и 0:6. Матчи проходили при полных трибунах и заканчивались поздно. А уехать на общественном транспорте было проблематично. Все трамваи шли с полной загрузкой. Домой возвращался за полночь. Ночью сочинял репортажи. А утром в редакции меня уже поджидал Александр Владимирович. В 9.00 я уже слушал лекции в техникуме. Учеба проходила до 15.00 часов. Далее-тренировка, комсомольская работа (секретарь комитета ВЛКСМ – В. В. Табачников), вечером – игры на первенство города. Домой приходил только переночевать, а утром снова марафон. Вот такая была расписанная до минут студенческая жизнь. Но мне это нравилось, и я полностью отдавался этому счастливому периоду!
Уже во время дипломной практики Гольцев всё чаще напоминал о продолжении учёбы. Уехать из Новокузнецка!? Я не мог подумать об этом даже в страшном сне. Для меня всё прекрасно складывалось. Я дважды по линии комсомольского «Спутника» съездил за границу в Польшу и Румынию. И это в 16 лет! Получил прекрасное распределение после окончания техникума. И вполне возможно, меня ожидало предложение от «Кузнецкого рабочего» продолжить работу журналистом…
Но с благословения Александра и особенно моей мамы Нины Иосифовны я всё-таки решил ехать в Москву, где у меня даже знакомых не было. С характеристикой и рекомендациями от «Кузнецкого рабочего» для поступления на журфак МГУ имени М. В. Ломоносова помог мой наставник. Но пройти творческий конкурс, где на одно место набиралось тогда до 20 человек, не удалось.
Получилось так, что после неудачных экзаменов возвращаться было некуда. Отец с матерью развелись. Мама уехала на малую родину – в Минск. Пока она с сестрой там определялась, я поехал в город Шклов, где жила моя бабушка, устроился благодаря дяде Евгению Иосифовичу электриком на бумажную фабрику «Спартак», а оттуда уже призвался на службу в армию в посёлок Лоза Загорского района Московской области. Через полгода накануне Олимпиады-80, перевелся в Москву и стал служить военным корреспондентом газеты Главспецстроя СССР «На стройке».
Александр Владимирович часто приезжал в командировки в столицу, поэтому наши встречи проходили на различных мероприятиях, и мне было интересно наблюдать за его работой на ответственных соревнованиях. Особенно на хоккейном турнире на призы газеты «Известия». У меня до сих пор хранится ценная реликвия – книга «Три скорости Валерия Харламова», изданная в 1984 году умопомрачительным 200-тысячным тиражом!!! И благодаря Александру в том же году на пресс-конференции хоккейного турнира на призы газеты «Известия» на титульном листе уникальной книги свои автографы оставили Виктор Тихонов, а также главные тренеры сборных Чехии, Швеции и Финляндии Людек Букач, Лейф Боорк и Алпо Суханен и спартаковец Виктор Шадрин.
Кстати, после службы в армии, со второй попытки мне всё-таки удалось поступить на журфак, причём на дневное отделение. Но так как надо было работать и содержать семью, я предпочёл учебу на вечерне-заочном отделении.
Однажды, в 1986 году, уже работая в штате «Красной звезды», мне позвонил Александр Владимирович и сказал, что приезжает с «Металлургом» на очередную игру чемпионата страны. Конечно же, я пришёл в Лужники. Играли с московским «Динамо». Проиграли… Гольцев пригласил меня в гостиницу на Ленинских горах. Вот так я познакомился со старшим тренером Кузни легендарным Анатолием Мотовиловым, бывшим игроком «Металлурга», а затем московского «Динамо».
Как-то он снова приехал в Москву с Александром, и мы отметили эту встречу походом в знаменитые Краснопресненские бани. Анатолий Геннадьевич был заядлым банщиком. У него в Москве квартира была на улице Куусинена около метро «Полежаевская», а я работал в редакции газеты «Красная звезда» на Хорошевке. Бани находились на Краснопресненской. Всё рядом. И мы частенько с Анатолием Геннадьевичем стали появляться в бане. А приходили в обед, когда народу не было. Банщики очень уважительно отзывались о нем: «Сейчас Мотя приедет»! Но недолго длилась эта идиллия. С ним случилась жуткая трагедия. 21 декабря 1990 года Мотовилов с женой Галиной, бывшей фигуристкой, возвращался после обследования в Швеции... Погиб в автокатастрофе на Ленинградке в 44 года. Мастер спорта международного класса Анатолий Мотовилов входил в сотню самых результативных игроков чемпионата страны «Клуб 100 бомбардиров». Память о знаменитом земляке живёт в сердцах сибиряков до сих пор.
…В 1996 году я был доверенным лицом губернатора Кемеровской области Амана Тулеева на выборах Президента России. Мне посчастливилось войти в журналистский пул кандидата в Президенты и однажды в составе группы из 40 ведущих журналистов страны, мы вылетели на губернаторском самолете в Кемерово. Каждый из нас получил редкую возможность подготовить материал для своего издания. Я, конечно, попросился съездить в свой родной город. Времени было в обрез, и уже на следующий день самолет вылетал обратно в Москву. Но я успел встретиться с Александром Гольцевым, побывал в городском военкомате, о работе которого потом был опубликован материал в «Красной звезде». И переночевал у родной тетушки Людмилы Иосифовны Фатеевой…
Новокузнецк подарил стране и миру много славных имен в различных отраслях, профессиях и начинаниях. Имена, которыми гордится город, можно перечислять долго. «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», – напутствовал меня Александр Гольцев, отправляя в далекую и недосягаемую Москву. И я, безусловно, благодарен ему за мудрые советы, и что не подвёл своего старшего коллегу. Он был и остается для меня примером. А. В. Гольцев – лауреат многих областных и городских творческих конкурсов, лучший спортивный журналист Кузбасса 1998 и 1999 годов. У него был много задумок и идей, но, к сожалению, воплотить их не успел…
Источник: сайт https://starodymov.ru/?p=44384