По-снайперски. (О юргинском журналисте, участнике Великой Отечественной войны Александре Васильевиче Ионове)

11 мая 2023 

Как удалось установить, Саша Ионов родился в 1923 году в деревне Углянка (или Углы) Шимского района Новгородской области. Детство его проходило непросто. Вспоминая детские годы, он рассказывал, что его родители подверглись репрессиям. И сам он был наказан за кражу колосков с колхозных полей. Однако это не мешало Саше с самого детства мечтать о профессии журналиста.

Он готов был поступить на работу и в типографию, пусть хоть резальщиком бумаги, чтобы быть поближе к печатному слову. Настолько велика была любовь к газете! Но пока надо было учиться в школе. И Саша выпускал школьную газету, вкладывал в неё всю свою душу.

В первые дни войны он – семнадцатилетний – вместе с товарищами тщетно обивал пороги военкомата, требуя отправки на фронт. Прослышав, что в Петергофе идёт набор в ополчение, товарищи ринулись туда...

Вот как он рассказывал об этом на веб-сайте «Юрга… история нашего города»:

«Когда началась война с фашистской Германией мне не было ещё 18-ти лет. Жил в Ленинграде и учился в педагогическом училище. Твёрдо решив попасть на фронт, я обошёл все райвоенкоматы Ленинграда, но ни в одном в армию меня по молодости не призвали.

Узнав, что в городе Петергофе формируется стрелковый батальон из добровольцев, поехал в Петергоф и был зачислен в батальон рядовым бойцом…»

Уже в июле 1941 года батальон принял участие в боях за Петергоф. Под железнодорожной станцией Стрельня Александр Ионов принял боевое крещение. Бой был жестокий, кровопролитный. Батальон понёс огромные потери. Из нескольких сотен бойцов в живых осталось 48 человек. Их зачислили в 106-й полк, оборонявший город Ораниенбаум (позднее переименован в город Ломоносов, ныне – внутригородское муниципальное образование в составе Петродворцового района Санкт-Петербурга).

Здесь он освоил профессию снайпера. До 1944 года воевал на Ораниенбаумском «пятачке» в составе Приморской оперативной группы Ленинградского фронта. «Пятачок» находился на южном побережье Финского залива, был отрезан от основных советских сил и сыграл значительную роль в обороне Ленинграда. Этот плацдарм удерживался до начала наступления и соединения советских войск в середине января 1944 года:

«Наша снайперская группа постоянно перемещалась по передовой линии обороны. Как снайперу, мне вручили книжку-удостоверение «Личный счёт снайпера-истребителя» №132. В ней на моём боевом счету записано 16 уничтоженных фашистов. Надо сказать, что каждый убитый снайпером гитлеровец – результат напряжённого длительного наблюдения за противником, выдержки, мужества и риска».

Александр Васильевич вспоминает такой фронтовой эпизод:

«... Рабочие Кировского завода изготовили и прислали нашей группе снайперов две снайперские винтовки с глушителями. Выстрела из неё почти не слышно. Вручить подарок кировских рабочих на передовую прибыл батальонный комиссар Рожков, который лично пожелал с кем-либо из снайперов опробовать винтовки с глушителями. Сопровождать его вызвался я.

С наступлением темноты мы выползли на нейтральную полосу поближе к немецким позициям. Оборудовав снайперское гнездо в 30-40 метрах от немецких траншей, стали ждать, когда по ходу сообщения пойдёт на смену наряд немецких часовых. Ведя наблюдение, пролежали всю ночь. На рассвете в немецких окопах показалось четыре гитлеровца. Двоих уничтожил батальонный комиссар Рожков, двоих я. Это удалось благодаря винтовкам с глушителями. Лишь через полчаса немцы обнаружили своих убитых часовых. И открыли минометный огонь по нейтральной полосе, видимо, догадавшись, что часовые уничтожены русскими снайперами.

Нам пришлось укрыться в воронке, образовавшейся от взрыва снаряда. В воронке оказалась вода, по-осеннему ледяная. Весь день мы с батальонным комиссаром вынуждены были пролежать в этой воде под носом у немцев. И лишь когда стемнело, смогли уползти к своим…»

А вот ещё один эпизод из воспоминаний ветерана:

«Была у меня и дуэль с неуловимым немецким снайпером. Это матёрый фашист, ас в своём деле. Ему удалось убить четырёх наших солдат из боевого охранения. С ним-то и состоялся у меня поединок, в котором я одержал верх».

В середине 1943 года полк, в котором воевал А. В. Ионов, подчинили 2-й Ударной Армии. В 1944 году он участвовал в штурме и освобождении от фашистских захватчиков Петергофа. Затем с боями дошёл до города Нарва в Эстонии, где шли особенно упорные, кровопролитные сражения.

В июне 1944 года всю снайперскую группу направили в распоряжение штаба 107-го погранотряда войск МВД: «Я попал на заставу №5 под город Энсо на Карельской перешейке (ныне город Светогорск в Выборгском районе Ленинградской области). Сначала служил там командиром отделения, а затем был переведён в штаб комендатуры».

Демобилизовался Александр Ионов в июне 1946 года. За проявленную храбрость и мужество он награждён боевыми медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», а также медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другими наградами.

В Юргинском городском музее хранится снайперская книжка защитника Ленинграда Александра Васильевича Ионова. Немало фашистов уничтожил он, снайпер одного из регулярных подразделений, стоявших насмерть.

После войны, уже в Сибири, бывший фронтовик завязывает тесную дружбу с редакцией объединенной юргинской газеты «Свет Ильича». Впоследствии его пригласили сюда на должность корреспондента промышленного отдела.

Здесь же Александра Васильевича вскоре приняли в члены Союза журналистов СССР.

Почти в каждом номере газеты тех лет можно было встретить статьи, корреспонденции, зарисовки, подписанные журналистом Александром Ионовым. Его глубокие, хорошо осмысленные материалы чаще печатались под рубриками «Пятилетка: эффективность и качество», «Всекузбасский фонд экономии», «Сегодня на стройплощадках», «Правофланговые пятилетки», «Никто не забыт, ничто не забыто».

Было время, когда Александр Васильевич поработал и школьным учителем. Бывший редактор юргинской газеты Юрий Яковлевич Атучин вспоминает:

– Ионов был корреспондентом отдела промышленности. А в 1965-1966 году преподавал у меня в школе №14 города Юрги рисование и черчение. И где-то в начале 1990-х переехал из Юрги в Томск на постоянное жительство.

Как удалось выяснить через органы записи актов гражданского состояния (ЗАГС), А. В. Ионов ушёл из жизни в городе Томске 4 августа 1993 года…

Но юргинские журналисты не забыли своих коллег – фронтовиков Великой Отечественной войны. 12 июля 2013 года в память о журналистах и полиграфистах состоялось открытие мемориальной доски на здании Юргинского полиграфобъединения.

Инициатором и организатором открытия памятной доски стала ветеран кузбасской журналистики Т. И. Баженова. Она же написала об этом событии:

«Учителей, наставников в профессии и в жизни уже нет, и нельзя, как когда-то, положиться на их мудрость, профессиональную честь, стойкость, закалённую в боях великой войны. Можно только благодарно помнить их, беречь их наследие и стараться передать его новому поколению журналистов.

Многие наши читатели не только по газете помнят наших ветеранов, но и знали их лично. Вспомним ещё раз их имена, которые теперь помещены на мемориальной доске: журналисты газеты «Свет Ильича» («Резонанс-Ю») Владимир Игнатьевич Воронин, Яков Алексеевич Атучин, Григорий Петрович Задорожный, Николай Максимович Колмогоров, Александр Васильевич Ионов, Владимир Иванович Кузнецов, полиграфисты Михаил Захарович Шатун, Григорий Николаевич Лузин, Павел Романович Намаконов…»

Сергей Черемнов

Источник: по материалам книги «Овеянные славой дороги в сорок пятый», Кемерово, 2010 г.; веб-сайт «Юрга… история нашего города» (http://www.yurga.su/peoples/ionov_aleksandr_vasilevich/) 

На фото внизу: журналисты города Юрги – участники Великой Отечественной войны (слева направо) Владимир Иванович Кузнецов, Александр Васильевич Ионов, Владимир Игнатьевич Воронин и Николай Максимович Колмогоров.

Фото: газета «Резонанс», 5 мая 2009 года, г. Юрга

Архив новостей