Раиса Данилова: «Какая же была умница, что так решительно кинулась в неизведанное – в журналистику!»

23 января 2023 

О ней когда-то написали: «У всех журналистов судьба складывается по-разному. Одни всю жизнь пишут в газете, другие душой прикипают к радио или телевидению, третьи уходят работать в пресс-службы. Или совсем уходят в другие сферы деятельности. Председатель Юргинской городской журналистской организации Раиса Никаноровна Данилова не расстается с журналистикой всю жизнь. И опыт у неё огромный – работала в местной прессе и при этом постоянно писала для областной, трудилась на телевидении, была пресс-секретарем главы города Юрги…»

О таких профессионалах журналистского цеха говорят: «Универсал!» Она в этой сфере, действительно, умеет всё. И если современные средства массовой информации позволено будет сравнить с музыкальным оркестром, Раиса Никаноровна одинаково хорошо сыграет на любом из «инструментов» СМИ, будь то теле-, радио, традиционная газета или интернет-портал.

***

Она родилась 23 августа в деревне Левашовка Ижморского района Кемеровской области. Окончила школу № 1 в Юрге. Получила диплом Кемеровского государственного института культуры.

Свои первые статьи она начала публиковать в 1980-е. Если быть точнее, журналистика стала её жизнью с 29 марта 1984 года. А до этого выпускница Кемеровского училища культуры и КемГИКа работала по распределению в отделе культуры райисполкома Юргинского района.

Молодому методисту-организатору Рае Даниловой поручали сочинять сценарии для районных торжеств, вечеров районного масштаба и прочих значимых мероприятий. И как-то само собой повелось, что она же готовила потом в газету заметки и статьи – отчёты о прошедшем культурном событии. Их публиковали, а автору нравилось видеть своё имя на газетной полосе.

В те годы на всю Юргу и Юргинский район выходила одна общая газета. Её выписывали тысячи юргинцев. Так что «культурные пассажи» нашей героини читали и в селе, и в городе. За это нештатного автора в редакции со временем оценили. А тут областные власти решили устроить в юргинской журналистике небольшую «революцию»: району дать свою отдельную газету, городу – свой печатный орган… Во вновь организованных редакциях возник кадровый голод. К этому времени Данилова уже несколько лет отработала в райотделе культуры. Работала бы себе и дальше, но знающие люди считают, что этого ей стало мало.

– Шесть лет я регулярно писала статьи в газету о работе учреждений культуры района, – вспоминает она сама. – Честно признаюсь: писать в газету понравилось. Эта сторона моей работы в сфере культуры и стала определяющей в дальнейшей судьбе. Меня пригласили работать во вновь созданную районную газету «Знамя Октября». Сначала испугалась! Но было очень заманчиво круто изменить свою жизнь. Сейчас думаю, какая же была умница, что так решительно кинулась в неизведанное – в журналистику!

Кто работал в «районке», знает, как без конца и края мотаются её корреспонденты по деревням, колхозам и совхозам. Вот и наша Рая, как говорится, не вылезала из таких поездок, которые и командировками-то назвать трудно: утром – в поле, к вечеру уже сидишь в редакции, отписываешься. Раиса – человек общительный, открытый. В деревне это ценят. Поэтому она легко знакомилась с селянами, а они делились с ней своими заботами и радостями.

Смотришь, вышла в газете критическая статья Даниловой – и поднятую в ней проблему людскую начинают решать, значит, улучшать жизнь деревенскую. Намотали селяне на ус: поверили в силу её публикаций, стали писать молодой журналистке письма с жалобами. И, действительно, получали помощь! У корреспондента рос авторитет, у газеты – тираж.

А тут «генсек» СССР Михаил Горбачёв провозгласил перестройку. Это слово вместе с именем её автора в середине 80-х не сходило с экранов и газетных полос. Жить по-старому, сказал он, больше нельзя, надо жить по-новому. У многих тогда загорелись глаза. Особенно – у журналистов. Да что там греха таить, я и сам поверил Михаилу Сергеевичу, радовался: вот теперь заживём!

– Перестройка… – размышляет теперь, спустя почти три с половиной десятка лет, Раиса Никаноровна. – Сейчас-то я знаю, насколько глубоко она «перестроила» жизнь огромной страны – СССР. Да так, что и самой этой страны – нашей гордости– не стало. А в конце 1980-х годов мы, молодые журналисты Юргинской районной газеты «Знамя Октября», трудились с упоением, окрыленные свободой. Бились в словесных баталиях с журналистами-старожилами, которые всю жизнь проработали в условиях тотальных запретов и не верили, что эти запреты рухнули. А мы поверили… И с «шашками наголо» обрушились на все недостатки, о которых раньше писать не давали.

Когда началась перестройка, даже здесь, в глубокой провинции, в журналистских кругах мы достаточно быстро и чётко уловили, что времена меняются. Если раньше нужно было недоговаривать, умалчивать, а кое-что и вовсе игнорировать, то в середине восьмидесятых рассказывать можно было уже обо всем. Это выливалось в очень интересные публикации.

Мы критиковали тех, кто раньше был вне критики. И делали это не оголтело, а с доказательной фактурой, чтобы не проиграть своей битвы. Свобода слова вдруг была обретена на деле. И голова шла кругом от удовольствия работать, руководствуясь только идеалами.  Был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», и во всей нашей работе мы опирались на его нормы. И не было иных авторитетов!

Юргинская районная газета выходила 4 раза в неделю. В те годы, действительно, не было семьи или районной организации, учреждения или сельхозпредприятия, где бы «Знамя Октября» не выписывали. Журналисты очень гордились этим, старались не обмануть ожиданий читателей, публикуя на газетных страницах самое острое, самое востребованное «чтиво»!

Данилова стала заведующей отделом культуры и писем, позже –заместителем главного редактора. Каждое письмо, каждое обращение жителей за помощью к газете тщательно проверяла. Выезжала на место, разбиралась, вникала в тонкости проблемы. Искренне требовала с газетной полосы от районного руководства искоренить ту или иную проблему в интересах людей.

«Мы допекали начальников до тех пор, пока жалобы селян не решались. Нас уважали и опасались острого языка публикаций. Никто не хотел попасть в список отпетых бюрократов», – вспоминает она.

В редакции работал такой дружный коллектив, что общими идеями и заботами газеты жили даже редакционные водители. Они вместе с журналистами нередко работали почти сутками. Чего стоили, например, вечерние рейды редакции, чтобы увидеть, как работают Дома культуры и клубы, что они предлагают селянам. Никто не роптал, хотя раньше 23 часов вечера домой из таких походов по ночным деревням не возвращались.

Раиса до сих пор считает, что судьба распорядилась правильно: в «районке» она получила такой опыт, которого нигде, кроме как в общении с селянами, получить нельзя: «Деревенский народ – работящий, открытый, жалостливый, доверчивый…»

Всегда с теплотой она говорит о тех, с кем плечо в плечо трудилась в «Знамени Октября». Среди них фотокорреспондент Юрий Панов, фоторепортажи которого с нетерпением ждали читатели.

– Его фотокамера очень любила людей, – уверена Раиса Данилова. – Доярки, телятницы, трактористы у него выглядели как звезды кино. Красота в лицах, глазах – всё подмечал талантливый фотожурналист.

Причём, репортаж о человеке он начинал снимать с утра: дома, в семье, потом, сопровождая героя репортажа, – на работе. Такой фоторепортаж начинался на первой полосе газетного номера и заканчивался на четвёртой.

– Казалось бы, много фотографий передовика… но они все такие разные. Люди видели его в газете не с выпученными глазами на «официальном» портрете – он выглядел трогательным, стеснительным, живым. И всё это благодаря таланту незабвенного Юрия Парфентьевича Панова…

Перестройка для многих журналистов стала временем абсолютной свободы. Данилова считает, что в те годы ей посчастливилось на все сто процентов реализовать свои профессиональные возможности. Жизнь бурлила, многое менялось на глазах, в том числе, менялись взаимоотношения власти, прессы и общества. Не буду утверждать, что власть перестала давить на СМИ. Продолжала, да ещё как! Но и пресса уже научалась огрызаться, выдерживать свою линию.

Да и люди требовали правды и объективности. К началу 90-х годов советский народ верил журналистам. Об этом говорят соцопросы тех дней:прессу уважали, к ней шли за помощью и, если надо, ей помогали во всём разобраться, открыто предоставляя ещё недавно закрытую информацию.

– У нас была твёрдая уверенность, что журналист – помощник общества, – подчёркивает Раиса Данилова. – Абсолютная! Я, например, была убеждена, что всё делаю правильно – так, как будет лучше для конкретного человека, для общества в целом.

Имя журналистки Раисы Даниловой зазвучало не только в районе. Коллеги из Кемерова обратили внимание на её публикации. Вскоре областная газета «Кузбасс» пригласила её к себе в редакцию. А уж там-то настоящие «зубры» работали – ни чета другим! Есть у кого и чему поучиться.

– В начале 90-х меня ждал поворот в судьбе, – признаётся она. – Поскольку я довольно часто публиковалась в областной газете, то однажды, мне поступило головокружительное предложение. В 1991 году стала собственным корреспондентом областной массовой газеты «Кузбасс». В моём «подчинении» оказались четыре больших территории: Юрга и Тайга, Юргинский и Яшкинский районы. А тираж-то у главной газеты угольного региона был 300 тысяч экземпляров! От ответственности перед огромным количеством читателей просто дух захватывало…

Работа «на область» была для Раисы Даниловой интересной, как праздник. В редакции «Кузбасса» в те годы царила атмосфера творчества, постоянного поиска и «узких» мест региона, и хороших новостей о событиях, о людях... У нашей героини глаза горели от желания найти самую интересную, самую недостижимую информацию и передать её читателям. Её профессиональный рост продолжался.

Перед прессой стояли очень непростые задачи. В 90-е годы шёл активный передел собственности, локальные революции происходили на уровне предприятий, колхозов и совхозов. В клубах, в актовых залах и красных уголках часами продолжались жаркие собрания, где шли несмолкаемые споры о том, как жить дальше… Доходило и рукоприкладства. Иной раз и журналисту в таком месте было опасно находиться. Но наша героиня трудностей не боялась – знала, на что шла.

Однажды весь день до вечера пробыла на сельском собрании в деревне Лебяжье-Асаново. Перемёрзла – в Доме культуры было холодно, но уйти не могла, надо было узнать, чем дело кончится. Потом оперативно написала целую полосу в «Кузбасс» под заголовком «Поднятая целина 95-го года». И… слегла на месяц в больницу с простудой.

***

Но не всё в 90-е годы было плохо. Да, экономика СССР и уровень жизни людей пошли прахом, зато новые СМИ в стране и нашем регионе появлялись, как грибы после дождя. Особый интерес вызывали новые каналы телевидения.

Ведь ещё недавно все телезрители смотрели только два центральных канала «плюс» областное ТВ. В «девяностые» же, наверное, не осталось города или района, где не мечтали бы создать своё местное телевещание. Эта тенденция не обошла и Юргу. В самом начале этого безысходного, казалось бы, десятилетия, в Юрге родилось первое городское телевидение. И Раису Никаноровну пригласили на юргинский «10-й канал». Это произошло в 1992-м. Она согласилась и не прогадала. Красивая и обаятельная, умеющая задавать точные вопросы и каждого расположить к себе, – такой увидели её зрители с экрана.

Любое событие в Юрге и её окрестностях отражалось репортажами в ежедневной информационной программе «Факт». Их делали Раиса Данилова, Лилия Исмагилова, Ирина Воржева, Ольга Сухий, Марат Хасанов. Этот коллектив журналистов работал в ЮТВ до конца 1990-х.

– Команда энтузиастов-телевизионщиков первого Юргинского телевидения дневала и ночевала на работе, – смеётся Данилова, вспоминая. – Во-первых, всё необычно и неизведанно. Во-вторых, хотелось объять необъятное. Теленовости всюду строятся на одном принципе: сегодня – сейчас!  Снято, значит, было, и нужно рассказать, об этом именно в день сегодняшний. И мы дерзали! Осваивалась целина, на которой появлялись материалы «с пылу с жару» – смелые, абсолютно правдивые.

Мы знали, ЧТО народ хочет знать. И, не оглядываясь на авторитеты, безбоязненно выдавали в эфире ответы на любые вопросы. С городской властью и ссорились, и вступали в диалог, но всегда отстаивали право говорить людям правду. Конфликты были постоянными, но мы – тележурналисты, не были экстремистами, мы просто делали свое дело. Для нас не было персон нон-грата. Если надо, выдавали в эфир мнение любого персонажа.

Между прочим, немало юргинских тевизионщиков того времени заработали себе в Юрге имя и «сделали ручкой», исчезли из города, уехали в другие города и веси. Данилова осталась верна малой родине. «Звёздная» болезнь на неё не подействовала.

Интересно, что из всех юргинских журналистов, попавших «в телевизор» в начале «девяностых», наибольшую народную любовь сыскала именно Раиса Данилова. Собственно, полюбить тогда было за что, утверждает автор одной из публикаций о Даниловой, потому что «проблемы в провинции не переведутся никогда, а сюжеты на социальную проблематику стали для Раисы Никаноровны своего рода визитной карточкой. И, конечно, телезрители уважали её за авторские программы, спектр которых и сейчас кажется насыщенным – от паранормальщины до пространных диалогов с известными и интересными в городе людьми».

Между тем, дела и в городе, и в области к середине 1990-х складывались совсем плохо. Угольная отрасль Кузбасса находилась в ступоре: закрывали и ликвидировали десятки шахт, а людей увольняли, отправляли на улицу. Начал останавливаться и Юргинский машиностроительный завод – градообразующее предприятие, на котором работали 23 тысячи из 90 тысяч жителей Юрги. Люди стали бороться за свои права, пошли забастовки, голодовки, пикеты. Данилова считала своим долгом снимать всё это и, не скрывая, правдиво показывать в эфире. Власти же заявляли, что такая позиция – чуть ли не экстремизм, который подливает масла в огонь народной борьбы. Но Раиса не боялась ярлыков и своим профессиональным примером увлекала других коллег.

– Мы «просачивались» всюду, – описывает она эти тревожные дни и месяцы. – Обязательно шли туда, куда нас не пускали: на забастовки, голодовки, митинги, собрания. На заседания забастовочных комитетов ходили, будто мы их постоянные члены. Были своими в рядах тысяч бастующих заводчан машзавода, учителей, медработников.

Однажды меня и оператора Алексея Гаевского заводская охрана не пустила на митинг, который проходил на территории Юрмаша. Так мы влезли на подоконник и снимали, как могли. Митингующие увидели нас и поставили условия: немедленно пропустить к ним журналистов. И пока мы с видеооператором не появились на территории, требование не снималось, и митинг не начинался. Сотни заводчан терпеливо ждали нас на морозе…

Вот как! Народ требовал пропустить Раису Данилову!

 

Вспоминает юргинская писательница, журналист Людмила Платонова: «Рабочие города вообще возлагали надежды на городское телевидение. В то время энергетики ТЭЦ объявили длительную голодовку. «Журналюг» к ним тоже не пропускали. Но выход был найден – Раиса с оператором подъехали к дальней 6-й проходной, и забастовщики сами подошли к ним – измождённые, усталые, но не сдающиеся».

А жизнь становилась всё более голодной и бесперспективной. От полной «безнадёги» машиностроители однажды перекрыли Транссибирскую железнодорожную магистраль. Встали поезда, бегущие с запада на восток и с востока на запад страны. Началась эпоха «рельсовых войн». Именно заводчане Юрмаша первыми прибегли к такой отчаянной форме борьбы за свой завод, за свои семьи, за жизнь. Их поддержали шахтёры юга Кузбасса, у которых тоже не оказалось иного способа заставить Москву обратить внимание на их проблемы, чтобы начать всерьёз решать их.

– Во времена «рельсовой войны» мы, журналисты, находились на рельсах день и ночь, – рассказывает Раиса Никаноровна. – Пикеты заводчан были под пристальным вниманием десятков вооруженных представителей силовых структур. В городе за своих забастовщиков боялись семьи. Мы решили найти способ, чтобы в любое время суток ставить репортажи в эфир. О прямых эфирах мы тогда не только не мечтали, но даже и не слышали. И тут нам помогла компания «Юргателеком». Благодаря ей начали транслировать наши репортажи с «рельсов» в любое время вечера или ночи. Мы снимали с Виктором Зориным пикетчиков ночью, потом сразу же мчались в студию, чтобы выдать в эфир: семьи должны знать, как там их кормильцы.

А на Транссибе всю ночь горели костры, кое-где пекли картошку. Кстати, журналистов также кормили той картошкой, чтобы они не уезжали, продолжали работать. Эфир в Юрге был и в час, и в два часа ночи. Потом их сюжеты показывало и областное телевидение в новостной программе «Пульс».

Рабочие вообще возлагали на ЮТВ большие надежды, надеялись, что с помощью телевидения власть узнает об их нуждах, услышит их требования. Доверие тысяч людей обязывало журналистов работать с полной отдачей, на пределе профессиональных возможностей. Информационная телепрограмма «Факт» всегда была наполнена максимально честными сюжетами.

– У меня не было никаких сомнений, – подчёркивает Раиса Данилова, – напротив, складывалось ощущение, убеждённость в том, что журналист – помощник общества. Была уверенность, что я всё делаю правильно. Было особая гордость: мы, журналисты, необходимы людям…»

Кто их только не вызывал на «ковёр»! Кто только не приезжал в студию «кровь журналистам сворачивать»! Они не отступали ни на йоту от «выбранной генеральной линии». И люди были им благодарны за это. Бывало, и защищали «свою» прессу.

Однажды на Транссиб к пикетчикам приехал очередной генерал. Началась перепалка, заводчане хмурые и никому не верящие, отстаивали свои требования – генерал гнул свою линию. Данилова с оператором метались внутри этого круга, успевая «схватывать на камеру и микрофон» всё, что говорили обе стороны. Тут пикетчики заметили пристальное внимание к съёмочной группе ЮТВ человека в штатском и тоже с видеокамерой. Рабочие решительно оттерли его, встав стеной между ним и местными телевизионщиками: «Они нас защищали! Разве можно было обмануть такое доверие?!»

***

Работа на ЮТВ, считает Раиса, стала для неё «золотым временем». Когда она вспоминает и рассказывает об этом, её глаза загораются особым светом. Поэтому, ей веришь. А историй всяких, мыслимых и немыслимых, об этом периоде у неё набирается немало. Когда не только должностью рисковала, и здоровьем – тоже. Вот, например, ещё один эпизод.

Юргу трудно представить без Юргинского военного гарнизона с боевыми бригадами, стрельбищами и учениями. Гарнизон связан с городом сотнями разных видимых и невидимых нитей. Пришлось и тут ЮТВшникам выдерживать нешуточные «войны». Тем более, что военные – люди суровые, при оружии…

1994 год. По городу поползли слухи, что мотострелковая бригада из Юргинского гарнизона уходит в Чечню. Начальство об этом молчало. Почему? Ведь это уже стало «секретом Полишинеля».

Журналисты ЮТВ решили всё выяснить, чтобы успокоить горожан, сказав им правду. Снимать сюжет отправились Раиса Данилова с оператором Светланой Лукьяновой. Приехали на место на старенькой редакционной «Волге», скромно припарковались неподалеку от ворот гарнизона. Ждут – должны приехать большие военные чины.

Действительно, через некоторое время кавалькада чёрных «Волг» подлетела к воротам. Две молодые женщины, выскочив из машины, начали съёмку с того момента, как машины стремительно влетали в распахнутые створки ворот. Светлана снимает, а Раиса на их фоне ведёт стендап: наговаривает на камеру то, что происходит у неё за спиной.

– Минуты три прошло, не успела я закончить репортаж, как из ворот выскочили вооруженные солдаты с автоматами, офицер с пистолетом – и к нам! – усмехается наша героиня. – Мы – к машине. Не добежали. Началась «битва»: бойцы получили команду отобрать видеокамеру. Мы готовы были стоять за камеру насмерть. Ведь тогда нельзя было просто так купить профессиональную видеотехнику, её с трудом приобрели аж через Москву. Солдатики тянули камеру к себе, а мы её не выпускали. Так и мотались две девушки вместе с камерой туда-сюда. В кутерьме как-то изловчились, юркнули в машину, водитель Алексей Ашанин, тут же заблокировал все двери.

Но что для военных такая баррикада! Они окружили «вражеских лазутчиков». Офицер стал грозно требовать видеокассету с кадрами. Дула автоматов и пистолета нацелены прямо в окна. Оператор сумела незаметно вытащить кассету из камеры, и Рая спрятала её за пазухой. Офицеру они отдали другую – с записями передачи «Песня в подарок», которую надо было завезти на трансляцию в эфир.

Данилову вынудили выйти из машины и повели под конвоем в отдел контрразведки! Два офицера более двух часов вели перекрёстный допрос, а потом её доставили к генералу, и тот грозно её отчитывал. Часа через три кое-как отпустили. Хорошо, что водитель с оператором не уехали, ждали у ворот гарнизона. Они едва успели вернуться в студию к самому началу выпуска городских новостей:

– Я на одном дыхании, не сводя глаз с телекамеры, рассказала о том, что произошло. Сюжет тут же вышел в эфир! А на меня напала нервная дрожь: отпустило напряжение, в котором провела половину рабочего дня в окружении вооруженных мужиков в форме. Что ж, каждый из нас делал свою работу… Я это понимала. Сюжет вышел-таки.

А сколько же потом было лиха – от властей, специальных служб и прочих генералов. Но это были девяностые годы, когда в стране многое изменилось. Раиса Никаноровна это проверила на своей шкуре, не в обиду будь сказано. Впрочем, она с удовольствием училась и у коллег, при случае перенимала передовой опыт.

Лично я не припомню ни одного, пожалуй, семинара или крупного собрания журналистов в конце 1990-х – начале 2000-х, чтобы обходилось без её участия. Кроме того, ей помогали и встречи с мэтрами центрального ТВ. Однажды она долго беседовала с телевизионным академиком и ведущим Владимиром Познером. Они встретились в Новосибирске (там проходил финал конкурса ТЭФИ-регион). Интересовалась, как сделать авторскую передачу о политике в масштабах небольшого города. Он много и охотно советовал, рассказывал. Настойчиво убеждал: надо ставить камеру, включать и писать всё подряд. А потом, «порезав» запись и разбавив её ремарками, выдавать в эфир.

Вооружившись его рекомендациями, она стала выпускать на ЮТВ авторскую программу «Власть». Такую острую и интересную, что её зрительский рейтинг был очень высок. Героями экрана в ней стали представители всех ветвей городской власти. Тогда в Юрге был очень колоритный городской Совет: состоял из депутатов с людьми совершенно разными, практически, полярными взглядами. Они постоянно объединялись в разные коалиции – их за глаза называли «хунтами», – и дебатировали, дискутировали... Всё это транслировалось по местному ТВ. В общем, та ещё была передача! Дошло до того, что председатель Юргинского горсовета обвинил Раису ни много ни мало в самороспуске горсовета.

Выходит, рекомендации мастера очень пригодились несмотря на то, что пришёл день, когда она покинула ЮТВ. Кажется, это случилось в 1999 году...

Она так объяснила свой поступок в интервью одному ершистому юргинскому блогеру, назовём его Дмитрий Ш.:

«Мой уход с телевидения был связан с рядом сложившихся воедино обстоятельств – и разочарование, и усталость, и нездоровье...К тому же продолжать носиться по городу за новостями в достаточно зрелом уже возрасте – этот момент тоже немаловажен…»

Вот-вот! Накопившаяся усталость… Но только ли в ней дело? Лихие 90-е завершались, в стране начали появляться первые признаки стабильности. Пусть пока – слабые, но, всё-таки… А вот у свободы для СМИ, по её мнению, начали возникать серьёзные препятствия:

– Не обо всем уже можно было рассказать зрителю, многое нам не удавалось снять. ЮТВ долго не сдавалось. Коллектив стоял сплочённой стеной против системы запретов и угроз. Наступило разочарование не в профессии, а в обстоятельствах, которыми пытались загнать профессию в угол. Изобретались разные способы давления на СМИ, угроза закрытия и прочее. Гражданская активность общества тоже упала, люди становились аполитичнее, пассивнее. И наступила то, что наступило.

Такая журналистика для Раисы Даниловой перестала быть полноценной:

– После того, как нам довелось говорить и писать, что мы хотели и думали, за что нас, бывало, немилосердно ругали, прижимали, на порог не пускали, чувство исполненного долга было стопроцентным. Мне стало жаль новое поколение журналистов…

И она решила сменить свой имидж. Кто-то из местных решил: начала искать тёплое местечко, где можно спокойно встретить пенсию, некоторые забеспокоились: уедет, мол, скоро из Юрги. Так говорили те, кто не знал Данилову. Как же, будет она сидеть спокойно! И ехать никуда не собирается!

Когда ей поступило предложение от главы города Павла Венадьевича Ширшова возглавить пресс-службу горадминистрации, она согласилась:

–Хотя, никогда об этом не помышляла. Уже прошёл конкурс на вакансию пресс-секретаря, приходили люди, оставляли свои резюме... Мне один раз предложили, второй... На третий я подумала – а почему бы и не попробовать? Ни о какой теплоте и сытости речи даже не было. Главе я симпатизировала. Интеллигентный, разумный человек, с которым, как показалось, будет интересно поработать.

***

Всё равно, подумала она, «свобода слова» становится эфемерной. А тут, во власти, будет много информации, которую город не слышит, вот и буду доносить её до народа через все городские СМИ. Наверняка, и Ширшов, зная её стиль и страсть к сюжетам социальной проблематики, просто подстраховался. И вряд ли главе города хотелось видеть, как журналистка в авторской передаче «Власть» талантливо критикует деятельность его администрации. Он так и сказал ей: «Тебя лучше иметь в друзьях».

Но это всё – тонкости закулисья. О них можно рассуждать бесконечно. Поэтому, не буду тратить на это время. А вот о профессии пресс-секретаря поразмышляю. Так как знаю её изнутри: много лет сам занимался пресс-секретарским делом: с конца 80-х – в Кемеровском обкоме КПСС, потом – в первом созыве Законодательного Собрания Кемеровской области, в федеральном Министерстве по делам СНГ, в администрации Кемеровской области…

Работа в должности пресс-секретаря – интересная, насыщенная, но, как правило, – на износ. Обычно в этом занятии нет выходных, а часто – и отпусков. Рабочий день – не нормирован. Ты должен постоянно быть на связи с шефом, поэтому, даже когда уединяешься в туалетной комнате, телефон желательно иметь при себе. И на ночь телефонную трубку кладёшь под подушку: мало ли что. Могут поднять в ночь-полночь, потому что случилось ЧП, авария, и надо срочно бежать или ехать и рассказывать прессе, а, значит, населению, есть ли пострадавшие, как устраняются последствия… А ещё – нельзя пропустить ни одного мало-мальски значимого местного события, добиться, чтобы его обязательно  осветили в прессе… А ещё – ежедневно надо отсидеть на десятке совещаний, и не просто отсидеть, а написать о каждом информацию для СМИ, доходчиво для журналистов изложив самую суть. А ещё постоянно растолковывать гражданам и СМИ принятые властью законы, решения и меры в интересах населения, которые иногда сами-то чиновники не понимают. Ещё – следить за общественным мнением, за репутацией администрации и её составляющих, за тем, чтобы вовремя дали ответ на критическую публикацию, да чтобы он был толковым и конкретным, не похожим на отписку. А ещё…

И несть числа этим «ещё». Наверное, поэтому у пресс-секретарей часто происходит серьёзное профессиональное выгорание…Так что ничего общего с «тёплым местом» это место не имеет.

Все эти прелести нового занятия Раисе Даниловой предстояло примерить к себе. А пока креативное дело для неё оказалось интересным, масштабным. При этом не все знают, что в трудовую книжку Даниловой новую должность записали: начальник информационно-аналитического отдела (так закамуфлировали её пресс-секретарские обязанности). На деле же никакого отдела не было, она трудилась в нём в единственном, так сказать, лице:

– Я там была одна-одинешенька, – признаёт Раиса Никаноровна.

Поэтому с коллегами – журналистами она продолжала работать тесно, на основе обоюдного уважения. И, бывало, прибегала к их неоценимой помощи. А без этого – как без рук!

Вот лишь один из примеров. Юргинский гарнизон – крупнейший за Уралом. И парни со всех уголков страны проходят здесь службу… Только-только закончился конфликт в Чечне. В Юргинский гарнизон за своими деньгами, заработанными в военной кампании на Кавказе, стали приезжать сотни контрактников. И, как водится, где деньги, там и криминал: появилась группа людей, которая встречала ребят сразу после кассы, и…

Город с этой проблемой не справлялся. Министерство обороны на письма городской власти не реагировало. И тогда Данилова предложила главе города рассказать о происходящем собственному корреспонденту «Первого канала» федерального ТВ Константину Антонову. То есть, как рассудили потом люди в погонах, – вынести «сор из избы». Павел Ширшов согласился на этот шаг.

Приехала съёмочная группа, и Рая повезла её в гарнизон. И опять случился целый телебоевик. Едва вышел оператор с камерой на плече, прибежали автоматчики и стали отнимать камеру. Данилову волоком, вытащили из машины, Константина Антонова и его оператора взяли в клещи и трепали из стороны в сторону. Шла настоящая борьба за камеру. Недалеко стояла машина городской милиции. Но, ни на крики о помощи, ни на вооружённое нападение на журналистов наряд милиции не реагировал.

Это сражение увидели ветераны Чечни, они в это время осаждали ворота гарнизона, прибежали и отбили съёмочную группу у нападавших. Под их защитой пресса добралась до гарнизона. Тут уж проигнорировать журналистов высшие чины не могли. Материал вышел в эфире «Первого канала» на всю страну. Репортаж вынудил Минобороны всё-таки найти решение проблемы: деньги стали переводить через банки по месту жительства контрактников.

Но это – всего лишь эпизод, безусловно, яркий, из той текучки, в которой пришлось десять лет «вариться» пресс-секретарю Даниловой. Коллеги до сих пор вспоминают, как одна-единственная Раиса поставляла во все городские СМИ «тонны готовой к публикации информации обо всех сферах жизни». Причём, это был сплошной поток позитивных сообщений.

Тот же Дмитрий Ш. иронизировал: «Забегая к ней в кабинет, я постоянно заставал её тонущей в бумажной работе. Ладно бы только пресс-релизы, а то и – сочинительство поздравлений и некрологов, сюжеты о выставках и спектаклях...»

Добавлю сюда: а сколько просителей тянулись в её кабинет, зная, здесь можно найти помощь и поддержку. Приходили поэты, писатели неведомым образом притягивались к её кабинету: помоги выпустить книжку. И ведь помогала! Если не изыскивались средства в бюджете, попрошайничала у сильных мира сего. Для примера назову очень хороший сборник стихотворений местных авторов «Семиветрие», увидевший свет с её помощью.

В содружестве с талантливыми фотографами Евгением Юрьевичем Тамбовцевым и Петром Владимировичем Ласточкиным Раисе Даниловой удалось написать и издать две книги к юбилеям Юрги: «Портрет города» и «Юрга».  Книгой «Юрга» – к 60-летию города – она гордится особо. Подготовить её ей помогли те же фотохудожники, а смакетировал издание Олег Владимирович Скворцов.  

Пресс-секретарь Раиса Данилова убедила главу города Павла Ширшова в том, что Юрге нужна ещё одна телерадиокомпания – муниципальная, чтобы полнее освещать деятельность органов местной власти. Она рассуждала: своё – есть своё, здесь эфир ни от чьих посторонних капризов и желаний не будет зависеть.

Так появилась Юргинская телерадиокомпания – ЮТРК. И команда там подобралась замечательная. Коллектив работал результативно и талантливо, освещал работу обеих ветвей муниципальной власти. Без славословия, спокойно и сдержанно, показывая все аспекты жизни города:

– Опыт создания и эффективной работы муниципальной ЮТРК, предложили выдвинуть на региональный, а затем на всероссийский конкурс муниципальных проектов, – делится Раиса Никаноровна. – В номинации «Пресс-служба» я стала победителем Всероссийского конкурса «Лучший муниципальный служащий» в 2007 году. Награду вручили в Москве.

Хочу особо подчеркнуть: я точно знал и видел, как при пресс-секретаре Раисе Даниловой в Юрге кипела творческая жизнь. За время, что руководил управлением по работе со СМИ администрации Кемеровской области, не раз побывал в этом славном городе. Вместе с Даниловой мы там и областные семинары устраивали, чтобы пресс-секретари, работающие во властных органах, шли в ногу со временем, специалисты учили их здесь многому и полезному для применения в деле.

– Пресс-секретари со всего Кузбасса были хорошо знакомы между собой, с некоторыми дружу до сих пор, – вспоминает и сама Раиса Никаноровна. – И ведь что интересно, мы тогда охотно делились друг с другом эффективными находками, проектами. Бескорыстно, по-дружески.  

В Юрге тех лет можно было гарантированно на высоком уровне провести любое областное мероприятие. Так, в 2005 году мы провелив Юрге финал областного конкурса для телевизионных СМИ Кузбасса «ТВ-Престиж». Многие участники конкурса, побывавшие здесь, писали и звонили юргинским организаторам, благодарили за незабываемый праздник тележурналистики. 

– Приятным событием лично для меня тогда стало, – сознаётся Раиса, – что мне вручили специальную премию жюри «За вклад в развитие телевидения Кузбасса». До сих пор она остаётся для меня значимой. У нас также прошёл и финал областного конкурса радиожурналистов «Радио-Престиж» в 2006 году. И его подготовка для нас была почётна и нелегка, но мы выстояли…

***

Так уж получилось, что она была начальником пресс-службы городской администрации при трёх главах города Юрги. Десять лет «между молотом и наковальней» – это, поверьте, очень много. Тем более, все градоначальники – разные по темпераменту, опыту, отношению к делу и к людям. Впрочем, всякое бывало, но она всех их вспоминает добрым словом.

– Павел Венадьевич Ширшов пришёл в администрацию как раз на волне очередных экономических изменений, старался сохранить предприятия города, доказывал собственникам важность участия в городской жизни, вникал во всё, происходящее в Юрге. Критику уважал – как высказанную в глаза, так и звучавшую в прессе.

При Хромове многое поменялось. Виктор Дмитриевич – эстет, тяготел к культуре, к искусству. И даже несмотря на «громкий» уход, многое сделал: облагородил главную площадь, достроил спорткомплекс, мост. Многие сегодняшние городские проекты начинались именно при нём. И проектов – украсить город – у него было много…

А Анатолий Тихонович Танков – человек неравнодушный и остро переживающий все те моменты, когда из-за нехватки бюджетных средств многое сделать в городе было невозможно. Его это крайне трогало. Он для города старался...

Менялись в горадминистрации руководители, менялось и их окружение, а Данилова пахала. как вол… К концу своего пресс-секретарского срока она, конечно, очень устала. Устала ежедневно писать горы пресс-релизов, сидеть на бесконечных совещаниях, поддерживать имидж власти, бесконечно объясняя населению в комментариях чьи-то чиновничьи провалы, освещать волнующие людей события, чтобы они видели, что городская власть принимает активное участие в их жизни.

Причём, она всегда старалась делать свою работу искренне, но всё чаще сталкивалась с чиновничьим равнодушием, нежеланием и даже с сопротивлением её предложениям говорить людям правду. Были моменты, когда она едва ли не силком понуждала какого-нибудь начальника отреагировать на проблему, объяснить жителям ту или иную ситуацию. Далеко не все муниципальные служащие нового времени были готовы к тому, чтобы вести, пусть даже через пресс-секретаря, диалог с горожанами.

Ещё одной тяжёлой «каплей» повисла на её душе потеря муниципалитетом её любимого детища – компании ЮТРК, которую она, можно сказать, «родила» от идеи до покупки техники и организации вещания. Она очень болезненно переживала переход этого телевидения в частные руки: «Ну, как ты думаешь, легко ли было мне это видеть?!Как такое вообще возможно?..»

Момент выгорания обрушился на Раису внезапно и сокрушительно. Сказались напряжение, постоянное присутствие «на передовой» почти без выходных: «Я устала… Устала от этой профессии, от недостатка творческой работы…»

– Наверное, я была излишне активной, – объясняется наша героиня. – Это, скорее, репортерская привычка. Административная работа сама по себе мало интересна для журналиста – а первичен во мне всё-таки журналист. Чиновником за всю свою жизнь я себя так и не почувствовала…

Вот как? Это за десять-то лет! Всё же отмечает:

– Для меня опыт работы в пресс-службе стал очень ценным. Теперь знаю, как «делается» политика, какими способами, методами, приёмами. Знаю, как в неё порой не допускают умных, интересных людей, и, наоборот, как туда попадают, те кому там быть строго заказано. 

Ну и, посмотрел человек, сколько народу свободно «пасётся» на творческих просторах, пишут себе люди что-то ради удовольствия, сочиняют, фотографируют, рисуют, и прекрасно себя при этом чувствуют. Задал себе вопрос: почему обычная жизнь проходит мимо меня? А тут: работа – дом, дом – работа... И возникла у человека, наконец, потребность подумать о душе.

«Да, – решила Рая Данилова. – Журналисту всегда найдется работа. Он может быть простым свободным художником, и именно это меня подкупает». И ушла из администрации. Сначала – в никуда…

Ей, безусловно, что-то предлагали. Ещё бы: специалист с таким опытом! Она обещала подумать. Снова звали на телевидение: «Это захватывающая для меня область. Радовало, что есть люди, которые хотят меня где-то видеть, чего-то ждут от меня... Но, в одну реку, говорят, дважды не входят...» Отговаривалась: «Может быть, когда-нибудь…»

Посидела дома, семьёй занялась, садом-огородом. Отдохнула и заскучала по прежней круговерти. Даже, может быть, приуныла, ведь и телефон вдруг стал подолгу молчать, и друзей поубавилось… Впрочем, настоящие-то друзья и коллеги никуда не делись. Не дали пропасть.

В 2012 году Раису Никаноровну единогласно избрали председателем Юргинского городского отделения Союза журналистов России. А следом – выдвинули в состав правления областной журналистской организации Кузбасса. С тех пор – это её работа.

– Городская политическая жизнь отныне меня интересует только как человека, – смеётся она. – А как журналиста – никоим образом…Сейчас для меня важны люди, их мировоззрение, дела, поступки. Наш город на удивительных людей очень богат...

Она продолжает много писать: о своих коллегах, о замечательных юргинцах. Городское отделение СЖ проводит общественно значимые акции, в которых участвуют практически все члены Союза. Одна из них – со всеми общественными организациями три года неустанно боролись за присвоение Юрге звания города трудовой и воинской славы. Результат положительный, в нём есть толика заслуги журналистов Юрги.

– Возглавлять Юргинское отделение Союза Журналистов России для меня это – большое доверие моих коллег, – разоткровенничалась она. – Очень ценю, признательна им. А ещё – постоянное общение со всеми журналистами города, с редакциями СМИ, с ветеранами нашего цеха. Благодаря этому не отрываюсь от общественной жизни города, области.  Слежу за творческой деятельностью молодёжи. Поскольку у меня есть реальная возможность помочь кому-то из них реализовать твёрдое решение о вступлении в профессиональные ряды журналистов, я это делаю. Ведь для молодых коллег стать членом нашего Союза – это и профессиональный рост, и статус, и престиж. И, если они выбирали профессию на всю жизнь, это просто здорово!

Есть у неё и предложения, которые, на её взгляд, способны улучшить ряды творческой организации журналистов. Считает, что надо бы ужесточить требования к приёму в СЖ. Уж слишком много людей, нечаянно ставших внештатными авторами или вообще пишущих Бог знает что, пытаются доказать, что вправе иметь статус профессионального журналиста. Раиса Никаноровна не согласна. Элементарным графоманам не стоит мечтать о вступлении в Союз журналистов: «Мы и сейчас отказываем таким, но Устав нашего профессионального Союза иной раз одёргивает…»

На взгляд Даниловой, надо менять и федеральный Закон о СМИ, чтобы за нарушение его норм наступала реальная ответственность. И, в первую очередь, нельзя оставлять народ без правдивой информации, чтобы не обрекать общество на слухи и домыслы:

– Искренне верю, что в наше информационное время средства массовой информации – четвёртая власть. Если в классической схеме общественного устройства: ВЛАСТЬ-СМИ-ОБЩЕСТВО, – среднее звено выпадает, тогда устойчивость власти ослабевает. И в обществе сразу возрастает сумятица, дезориентация. Ничем хорошим это не заканчивается…

***

Раиса Никаноровна Данилова – член СЖ России (СССР) с 1987 года.  Отмечена наградами Кемеровской области: медалями «За особый вклад в развитие Кузбасса» IIIстепени, «За служение Кузбассу», «65 лет Кемеровской области»; именными золотыми часами. Среди профессиональных наград – почётный знак Союза журналистов России «За заслуги перед профессиональным сообществом», диплом Союза журналистов России «За вклад в развитие журналистики страны».

Сергей Черемнов

Фото из личного архива Р. Н. Даниловой

Архив новостей