Российский живописец из Новокузнецка Константин Генрихович Дверин

04 января 2025 

Константин Дверин известен далеко за пределами Кузбасса. Его персональные выставки проходили в Театре «Содружество актёров Таганки», Московском доме национальностей, Государственной Думе, Центральном Доме художника в Москве, на кинофестивале в Берлине.

Родился Константин Генрихович 22 июля 1960 года в Новокузнецке. Учился в школе № 96 в Кузнецком районе. Посещал мастерскую Любови Петровны Овсянниковой в изостудии Дворца пионеров Кузнецкого района.

Общая направленность её преподавания определялась пиететом перед русской классикой XIX века в её формальном и, главное, содержательном наполнении. Подобное отношение к традиции Дверин сохраняет до сих пор. Это даёт ему основу совершенствования в своём мастерстве, находясь в чётко обозначенных для себя стилевых рамках. А отсутствие специального художественного образования ни в коей мере не умаляет таланта художника.

По окончании школы увлёкся музыкой, играл на барабанах, гитаре, вращался в музыкальной среде Новокузнецка (ансамбли «Кузнецкие ребята», «Сувенир»). По его собственным словам, это был период «хулиганства, фарцы, донжуанства».

Серьёзное отношение к профессии художника появилось после женитьбы. Долгое время Константин Генрихович работал художником-оформителем.

Сменил несколько профессий. Искусством начал заниматься в начале 1990-х годах. В основе творчества – интерес к традициям реалистической школы живописи:

«Мне важен сам процесс. Без посыла любви и рука к кисти не потянется. Я рисую жизнь такой, какова она есть, как говорится, «то, что лежит у нас под ногами».

Живопись Дверина – грань между реализмом и сюрреализмом. Тема, волнующая художника, – Родина. Обыденная рутинная повседневность вдруг преображается на картинах в самую главную истину: жизнь созидательная полна тяжёлого труда и радости существования. Художник обладает редким даром объединять людей, приближать их к родине, делать дружнее в круговороте современной жизни.

Его работы находятся в коллекциях Московского союза художников, музея В. С. Высоцкого, Русского центра США (Вашингтон), в частных коллекциях Н. Михалкова, И. Кобзона, Р. Абрамовича, А. Розенбаума, П. Ришара (Франция).

Среди наград художника – звание лауреата премии Кузбасса (2006), почётный знак «Золотой знак «Новокузнецк» (2015).

Константин Дверин живет в Новокузнецке, при этом активно реализует свои проекты в Москве и за рубежом.

Осенью 2015 года принят в Союз художников России.

Есть и другие увлечения. Он прекрасно играет на гитаре, поёт. Очень вкусно готовит.

В ноябре 2016 года в Новокузнецком художественном музее прошла выставка одной картины К. Дверина «Посвящение Леонардо да Винчи». Эта картина – авторская попытка закончить работу Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов».

В августе 2017 года в Новокузнецком художественном музее открылась персональная выставка Константина Дверина «Взгляд» – подарок известного художника любимому городу накануне 400-летия.

Эта выставка знаменитого новокузнечанина – большое событие для города, настоящее открытие в изобразительном искусстве. Константин Генрихович, «смелый до безобразия» живописец, представил публике впечатляющий авторский взгляд на русскую историю. На выставке представлены 6 полотен, изображающих с одной стороны трёх знаковых политических деятелей, а с другой – выдающихся русских писателей.

Добро и зло – вечные категории, отраженные в искусстве всех времен, – стали лейтмотивом художественного эксперимента Мастера.

А мерилом глубинности порочных и добродетельных смыслов – глаза выдающихся исторических личностей. Масштабно исполненные портреты практически сразу заставляют мысль трудиться, освобождая сознание от стереотипов, пробиваются в душу и смущают чувства.

Каждый смотрящий видит что-то совсем непохожее на собственный устоявшийся взгляд, казавшийся доселе единственно верным. А ведь может быть и по-другому, – этому вдохновенно учит нас Художник, на картинах которого и политики, и писатели смотрят одновременно и в прошлое, и в будущее России, и каждого из нас!

Выставка художника радовала новокузнечан и в дни Первой международной научно-практической конференции «Творчество Ф. М. Достоевского и современный культурный процесс» (20-21 сентября 2017 года, Новокузнецк). Потом выставочные картины ездили в Москву, а во время Ночи искусств порадовали кемеровчан.

Е. Э. Протопопова,

Источник: https://новокузнецк400.рф/persons/23-dverin.html

 

Константин Дверин: «Для людей всё и делается»

В художественной галерее Новокузнецкого муниципального банка проходила выставка Константина Дверина, на которой было представлено около 80 работ художника. Среди них было немало новых, сделанных недавно и говорящих о сложных и неоднозначных размышлениях Дверина о человеческом бытии.

Выставку художника можно назвать предъюбилейной – через несколько месяцев ему стукнуло пятьдесят. Замечательный возраст мужской и творческой зрелости. Художник, как говорится, пользуясь случаем, благодарил администрацию города и управления культуры за предоставленную ему мастерскую, друзей, всячески помогающих ему, и, конечно, поклонников его творчества: «Когда художник говорит, что не думает о зрителях, он просто лжёт… Скажу, что огромное счастье – видеть благодарность в глазах людей». – Мы уже цитировали эти слова Константина Дверина.

Для художественной галереи муниципального банка, по словам её арт-президента Александра Гаврилова, выставка Константина Дверина – продолжение стратегической, если так выразиться, линии на представление художников интересных и разных, оттеняющих друг друга, контрастных предыдущему: «Художественный процесс в Сибири очень интересен. Мы хотим показать его во всём многообразии. Думаю, что выставка Константина Дверина логично и органично служит решению этой задачи».

С этим трудно не согласиться: Константин Дверин – художник очень своеобразный, имеющий мало аналогов в художественной практике даже не региона – России. Наверное, первый, кто приходит на ум, американский художник Эндрю Уайет, картины которого пронизаны тем же напряжённым одиночеством, и он тоже скорее сюрреалистичен, нежели реалистичен в своих работах, которые, впрочем, при том, что прописывают окружающее в мельчайших подробностях, скорее развернутые метафоры бытия.

Например, о совершенно новой большой работе «Кони» Константин Дверин говорит так: «Кони – это просто предлог поговорить о нашей жизни. А о жизни лучше говорить на понятном красивом языке». Действительно, на мощной красивой картине кони бьются не на жизнь, а на смерть – чем не метафора нашего бытия?!

– Я не отказываюсь, что Эндрю Уайет – тот, кто повлиял на моё творчество, он мне глубоко интересен, – говорит Константин Дверин. – Скажу так: я стараюсь смотреть его глазами. Но в моих картинах русский воздух. Что касается скрупулёзности, с какой выполнены работы, то это – в моей природе.

– Как много времени уходит на создание картины?

– По-разному. Можно за день написать, можно много месяцев «ковыряться». Это не булка хлеба, которую пекут по строго определенной технологии. Вот вид из окна дома отца (Константин показывает на большую работу: это пейзаж, уходящий в пасмурную даль. – В.Н.). Я годами ходил здесь: там, внизу, ручей, в котором я однажды поймал пятьдесят хариусов – мой рекорд. Годами смотрел, чтобы сейчас это написать.

– Константин, я писал о пронзительном – волчьем – одиночестве твоих картин. Твои пейзажи обезлюжены, если так выразиться…

– Человек живёт и умирает в одиночестве. Это не моя выдумка. Так есть. Но это не значит, что я пессимист. Я вполне социальный человек. Что касается содержания картин, то каждый волен видеть их по-своему.

– А откуда ты берёшь сюжеты своих картин?

– Знать бы откуда! Картины я не выдумываю, я их подглядываю. Вот картина «Человек на качелях». (Потрясающая, на мой взгляд, по эмоциональной силе метафора одиночества: человек сидит на качелях, а перед ним не то мгла, не то пустота неизвестности – очень тревожная и напряжённая работа. – В.Н.) Я увидел её во сне. И это для меня самое непонятное: что, как и почему это произошло и происходит.

– Хорошо. Как вы относитесь к пространству художественной галереи муниципального банка? Мне, признаться, поначалу трудно было к нему привыкнуть – казалось, что что-то здесь не так.

– Я прошёл центральные площадки Москвы и Питера, но лучше этой – по духу и по тому, как и кто этим занимается, – не видел. Там – чистая коммерция, здесь – чисто по духу. Это так: лучшей площадки в моей выставочной биографии не видел. Единственное, что можно с ней сравнить, – новый прокопьевский «Вернисаж». И конечно, надеюсь на внимание людей. Потому что в конце концов для людей всё и делается…

Валерий Немиров,
Источник: газета «Кузнецкий рабочий», 18 февраля 2010 г.; https://kuzrab.ru/publics/konstantin-dverin-dlya-lyudej-vsyo-i-delaetsya/

Архив новостей