Ирина Сидоренко родилась в кузбасском Соцгородке (ныне город Полысаево). Здесь училась в школе, несколько лет работала руководителем пресс-службы в городской администрации Полысаева. Организовала и запустила местную газету и городское телевидение. Однажды решилась и в середине «нулевых» переехала на постоянное жительство в Москву. Трудилась на посту PR-директора московского агентства по недвижимости.
Но и этого ей показалось мало. И отважная сибирячка надумала совершить ни много ни мало кругосветное путешествие за рулём легкового автомобиля. С собой взяла только верную собаку Грету и мечту увидеть мир.
В мае 2017 года она стартовала из Москвы на небольшой машине марки Hyundai Elantra с российскими номерами. В пути наша землячка провела шесть лет. Трижды пересекла экватор, побывала на четырёх континентах, несчитанное количество раз проходила через погранпереходы, переболела малярией и почти на год оказалась в карантине в Америке из-за пандемии COVID-19, оказывалась в центре массовых празднеств и становилась свидетельницей массовых протестов, видела последствия войн, знакомилась с представителями разных культур и побывала в самых красивых природных парках мира. Обо всех этих приключениях она каждую неделю писала колонки в журнал «Forbes Woman.
Наконец, она вернулась в Москву. Позади 250 тысяч километров пути, 80 стран мира.
Репортёр редакционный журнала Мария Михантьева взяла интервью у ставшей всемирно известной автопутешественницы о том, как готовилась и проходила эта кругосветка.
– Кажется, что кругосветное путешествие – что-то из разряда далеких мечт. Вы помните тот момент, когда поняли, что точно едете, и начали целенаправленно готовиться к этому?
– Да, помню момент, когда я приняла решение. Мои близкие друзья поехали в кругосветку на машине и примерно за год обернулись вокруг земного шара. Я следила за ними и думала: «Боже, это так круто, так здорово, почему бы и мне теперь…». Путешествовала я и раньше. Но в тот момент прямо представила себя за рулем, поняла, что не буду зависеть от расписания поездов или ещё каких-то ограничений. Это не автостоп, когда стоишь на трассе и ловишь попутку. Я вдохновилась, даже написала друзьям, что хочу так же, и пошла учиться водить. Просто взяла и записалась в автошколу.
– То есть вы учились водить машину специально к кругосветке?
– Да, это было такое поступательное движение. Говорят же, что мамонта невозможно съесть целиком, его нужно есть по частям. Вот и я делала последовательные шаги. Конечно, тогда ещё не было такого, что вот «через год я еду». Я просто начала идти к цели.
– А вы ставили себе какие-то дедлайны (крайние сроки)? Чтобы это последовательное движение не растянулось.
– Ну, конечно. Я, как и все кругосветчики, как и все путешественники, себе построила четкий план. Друзья за год обернулись, но я подумала: «Я не такая шустрая. У меня нет ещё навыка, нет такого опыта. Я заложу 1,5 года». Построила маршрут: через месяц я буду там-то, через полгода там-то, через год я в этой точке, а через 1,5 года, конечно, я уже вернусь. У меня был такой план.
Как стало понятно уже в процессе, в моём случае такие планы не работают. Я ведь, по сути, маршрут скопировала у друзей. Но не прошло и месяца после старта, как его пришлось менять коренным образом. Потому что там, где, как я думала, дорожка протоптана… В общем, протоптана она оказалась для других. Даже советы по поводу того, как проехать на ту или иную территорию, не работали.
В какой-то момент поняла, что так и должно быть, что я должна следовать своим путем. Честно говоря, меня до сих пор не отпускает чувство, что меня как будто кто-то взял за руку и ведёт. Были моменты, когда я пыталась уклониться, но меня будто возвращали: «Вот твоя дорога, она ведёт сюда».
– Вы доехали до Турции и вернулись.
– Нас не пустили в Израиль, я поехала в Болгарию, в Грецию, чтобы переправить машину в Египет и объезжать Африку по восточной части континента. Не получилось. Примерно месяц я провела в Турции и вернулась.
Это был момент, когда я, по сути, перезапустила своё путешествие, потому что поняла, что нет смысла копировать чужие маршруты. И поехала в Африку уже по западной части.
– Как это ощущалось в моменте?
– Трудно было признаться себе, что я облажалась. Тем более что я очень боялась ехать по западной Африке. У меня были долгие, скажем так, переговоры с самой собой. Были и сопли, и слёзы, и отчаяние – казалось, что всё, конец моей кругосветке. А я уже начала вести блог в Forbes.
– Вы в этом блоге неоднократно писали, что предпочитаете не идти напролом. Но были ли моменты, когда оказывалось, что всё же стоило проявить настойчивость?
– Да, конечно. Например, в Иордании я, по сути, попала в тупик. Я уже объехала всю Африку, приехала в Иорданию, и мне нужно было каким-то образом оттуда выезжать. И я не могла найти способ, как это сделать. Я буквально стучалась во все двери, настойчиво-настойчиво. Обошла по несколько раз посольства Ирака и Саудовской Аравии –мне нигде не выдавали визу.
В Ираке требовали поручительство из посольства России. Я бегом туда, прошу такое письмо, а мне говорят: нет, не дадим, в Ираке опасно, терроризм. Потом я просто собралась и поехала на границу с Саудовской Аравией, потому что мне путешественники сказали, что были случаи, когда прямо на границе давали визы. Но меня даже из Иордании не выпустили – я женщина, за рулем, одна, да ещё и с собакой. Я вернулась в Амман и опять пошла по посольствам. В это время открылась граница с Сирией, и я поехала через Сирию.
Ещё один такой случай – когда я получала визу Пакистана, находясь в Иране. Пакистан в то время выдавал визы только в стране проживания соискателя, то есть я должна была вернуться в Москву, получить там визу, прилететь обратно в Тегеран и оттуда с визой ехать в Пакистан. Даже не знаю, что мне помогло. Может, то, что я действовала хоть и настойчиво, но мягко. На третий раз пакистанский консул пошёл мне навстречу, позвонил в своё Министерство иностранных дел и попросил разрешения выдать мне визу на месте.
Конечно, было бы сложно справиться без помощи друзей и подписчиков, которые поддерживали и морально, и финансово.
– Вам некоторые писали, мол, сначала научись машину водить, чинить. Не было синдрома самозванца?
– Мне было обидно, мне было неприятно. Конечно, иногда обуревало чувство, что я никчемная, ни на что не гожусь. Не сосчитать, сколько слёз я наплакала и сколько соплей намотала. Наверное, мне хватило мудрости и зрелости не идти на поводу у хейтерских комментариев, не вестись на эмоциональные крючки. Стоит на них отвлечься, как теряешь фокус, концентрацию, растрачиваешь силы на всё, что угодно, только не на свою основную цель.
– Теперь эти слёзы – тоже часть воспоминаний о путешествии?
– Безусловно. Моя первая реакция всегда эмоциональная. Другое дело, что период этого эмоционального всплеска с каждым разом короче. Я сначала пожалею себя, а потом, когда проревусь, появляются силы, возможности посмотреть на проблему с другого ракурса. И войти в ресурсное состояние, принимать решения, видеть разные варианты действий.
– Вы встречали негатив именно по отношению к самой затее? «Куда ты едешь, зачем?»
– Конечно. Особенно в первые месяцы путешествия. Мне говорили: «Куда ты едешь, зачем, вернись, а как же дети, а у тебя внучка родилась, а ты на какой-то «пузотерке» едешь». Они появляются волнами: приходят новые подписчики, и почему-то обязательно находятся среди них те, кто лучше меня знает, как мне ехать, где ночевать и так далее. Потом они за мной понаблюдают и успокаиваются. Но приходят новые, и опять волна поучений.
А после февраля 2022 года стали говорить наоборот: «Куда ты возвращаешься, все отсюда уезжают».
– А с сексизмом сталкивались?
– Только в комментариях хейтеров. В дороге мне часто помогали, и многие, вероятно, делали это потому, что видели мою уязвимость. Считать ли это сексизмом?
– Не могу не спросить о положении женщин в разных странах. Вам что-нибудь запомнилось?
– Например, Иран. Мусульманская страна, и там на законодательном уровне отражено, что женщина должна покрывать голову в общественном месте, не имеет права носить облегающую одежду. Должны быть прикрыты бедра. Я, может быть, могу ошибаться в точности формулировок. Я там ходила с покрытой головой, даже если была в пустыне, – не потому, что меня арестуют, а потому, что я уважаю законы той страны, в которую приехала.
В Латинской Америке часто видела, что женщина владеет небольшим ресторанчиком. Если говорить о кафе при заправках, то это чаще семейный бизнес, где женщина принимает участие в управлении.
– Почему вы решили ехать с собакой и насколько это добавляло сложности?
– Как-то само собой получилось. Одновременно в мою жизнь пришли машина и собака. После автошколы я выезжала за город, чтобы практиковаться водить, и не с кем было собаку оставить. Так она и стала ездить со мной. Мне с ней очень комфортно, живая душа рядом, и она себя нормально чувствует в машине. Мы стали с ней путешествовать, всё дальше и дальше, самое дальнее путешествие было в Марокко через Европу. Именно тогда у меня и родилось название проекта «С Гретой вокруг света». Я окончательно приняла решение, что готова – и физически выдерживаю, и в вождении поднаторела, и собака себя нормально ведёт. Я и не представляла, что поеду без неё.
Сложности это добавило в том смысле, что это дополнительные документы и дополнительные расходы, потому что Грете нужны справки, осмотры, прививки, разрешения на переход границы. Например, в Израиль нас пустили не с первого раза, потому что срок действия документов на Грету подошёл к концу. Иногда было так, что оформление разрешительных документов на нее оказывалось дороже, чем виза для меня.
Но те плюсы, которые даёт путешествие с собакой, абсолютно перекрывают все сложности.
– Расскажите о ваших расходах в путешествии.
– Многие известные путешественники находят спонсоров и могут рассчитывать на ежемесячный бюджет. У меня такого не было. Меня поддерживали подписчики, друзья, родственники. В месяц у меня могло быть и $2000, и $200. Планирования бюджета как такового не было. Но что интересно, у меня всегда было ровно столько денег, сколько требовалось на настоящий момент. И если планировался дорогостоящий переход через море или океан, могли внезапно прийти «дополнительные» донаты. Я не знаю, как это объяснить.
На самом деле было бы странно, если бы спонсоры согласились меня поддержать, потому что вся эта затея выглядела как несбыточная авантюра – пока я не пересекла экватор в Африке. Вот тогда суммы донатов выросли, появились подписчики, которые начали поддерживать меня на регулярной основе. И хейта стало меньше.
– Насколько кругосветка на машине тяжела физически?
– Тяжело было поначалу. Потом я уже слилась с водительским креслом – особенно когда поняла, что дорога у меня своя и торопиться некуда. Захочу – остановлюсь, захочу – поеду дальше, захочу – задержусь, если место красивое.
Физически я не перегружала себя, кроме тех моментов, когда нужно было быстро куда-то добраться. Например, когда я ехала через провинцию Белуджистан в Пакистане. Там опасная территория, я ехала в сопровождении вооруженного конвоя. Однажды пришлось проехать более 800 км, 18 часов почти без остановок (только сходить в туалет, поесть, заправить машину). У меня было такое ощущение, что я вошла в какое-то измененное состояние. Очень сильно физически устала. Но потом позволила себе отдохнуть подольше.
– Если бы вы планировали кругосветку сейчас, вы что-нибудь сделали бы иначе?
– Сложно говорить про то, что я сделала бы иначе. Конечно, сейчас у меня опыта больше. Если бы появилась возможность отправиться второй раз в кругосветку, я бы технически более правильно, скажем так, подготовила маршрут. Увеличила бы проходимость машины, оборудовала бы её более комфортно. Подумала бы об альтернативных источниках энергии.
А с другой стороны, я уже прошла этот маршрут именно так. Если будет ещё одно путешествие, я буду ехать гораздо увереннее, зная, что столько людей меня поддержали.
Мария Михантьева
Источник: https://www.forbes.ru/forbes-woman/491202-a-prosto-nacala-idti-k-celi-kak-irina-sidorenko-odna-ob-ehala-ves-mir-na-masine
Ирина Сидоренко: финал истории и возвращение домой, которое чуть не отменилось
На последнем этапе путешествия Ирина оказалась в столице Аргентины Буэнос-Айресе. Здесь путешественницы сталкиваются с очередным препятствием – невозможностью переправить машину через океан. Последняя виза заканчивается, но в аэропорту вылета их не пускают в самолёт.
– В Буэнос-Айресе я провела больше месяца. Всё это время у меня заняли расчёты и изучение маршрутов возвращения в Россию. Важный и, как оказалось, самый сложный этап экспедиции #сГретойВокругСвета. Ко всем трудностям с логистикой добавилась ещё одна: большинство морских перевозчиков на грузовых паромах прекратили работу с физическими лицами, а отправка машины контейнером стоит совершенно неподъёмных для меня денег. Это значит, что переправа моей Элантры через океан ещё сильнее усложняется. Всё больше склоняюсь к мысли, что отправить машину мне поможет только чудо. Если чуда не случится, придётся оставить её в Южной Америке.
Я оценила все варианты и решила так: самый надёжный и бюджетный способ – отправиться мне с Гретой на самолёте из Бразилии. Из Сан-Паулу летают самолёты Qatar Airways, а у меня уже есть положительный опыт перелёта с этой авиакомпанией из Таиланда в США. Кроме того, авиабилет оказался значительно дешевле, а на перевозку собаки – фиксированная цена. Итак, я вновь еду в Бразилию, чтобы завершить там мою кругосветку.
На границе неожиданный сюрприз: в Бразилию я могу заехать только на один день – именно столько осталось от моего предыдущего посещения страны. Возможно, я невнимательно прочитала и неправильно поняла миграционные правила для российских туристов, а может быть, это техническая ошибка, которая будет стоить мне дополнительных расходов. «Завтра вы будете считаться нелегалом», – предупредили меня в офисе федеральной полиции. Не-ле-гал. И штраф 100 риалов – это примерно $20 за каждый день нелегального пребывания в стране. Иначе для меня навсегда будет закрыт въезд в Бразилию.
В недоумении и с вопросом: «Что делать?» – отправилась в Сан-Паулу (Бразилия). Вся эта ситуация выглядит как очередной тупик – миграционные вопросы, невозможность отправить машину через океан. Сколько таких тупиков было на протяжении шести лет странствий вокруг земного шара, каждый из них кажется ещё сложнее. Но этот оказался самый сложный, и способа выбраться из него я пока не вижу. Несмотря на всё это и с пониманием, что может произойти всё что угодно, мы так, или иначе, возвращаемся домой.
На одной из АЗС попросила залить технической воды в бак. Так мне ещё и машину помыли, и кофе угостили. «Эту воду нельзя пить», –объясняет сотрудник заправки. «Я не пить, только para lavar (помыть)!» – отвечаю. «А питьевая вода у нас здесь», – и показывает на фильтр с холодной проточной водой. За что и люблю бразильские АЗС. Всё, что нужно для путника, здесь предусмотрено. Включая душ и интернет. Вот бензин бы ещё продавали без примеси этанола, цены бы им не было!
Да, Бразилия не была бы Бразилией, если бы позволила себе оставить неприятный осадок. Она ещё раз показала мне, что это самая лояльная страна для путешественников. Вот я пишу пост в соцсети. И вот на мои просьбы откликаются бразильцы. И помогают продлить легальное пребывание в миграционной службе, объясняют, как правильно оформить необходимые документы на машину и как разобраться с бюрократической машиной по заполнению бумаг для ветеринарного контроля в аэропорту. А самое главное – есть возможность оставить мою Элантру на хранение в надёжном месте с надёжными людьми.
Это Цезарь. Тот самый Цезарь, который оперативно организовал встречу запчастей для капитального ремонта двигателя моей Элантры и отправил их в Ресифе, где находится автомастерская. Теперь он откликнулся на мою просьбу оставить машину на хранение в Бразилии на неопределенный срок. И организовал встречу у нотариуса – и мы вовремя подготовили все документы, буквально за несколько часов до вылета. И только благодаря ему мы с моей собакой смогли улететь из Сан-Паулу, потому что Грету отказались сажать в самолет, и Цезарь так же оперативно разрулил и этот казус.
А дело было так. Уже на стойке регистрации выяснилось, что размеры переноски для моей собаки оказались на грани допустимого, и сотрудники авиакомпании не разрешили в ней перелёт. Категорически. Это значит, что нужно срочно искать переноску большего размера. Цезарь и его друзья объездили все зоомагазины в округе – нет таких переносок. Обзвонили все точки, в которых они могли продаваться во всем Сан-Паулу, – нет таких переносок. Регистрация закончилась, самолет улетел…
Совершенно обессилевшая от безысходности, я рисовала в своём воображении красочные картинки жизни Бразилии. Вот и друзья у меня здесь появились отличные, как-нибудь справлюсь. А если не в Бразилии, то Южная Америка огромная, буду кочевать по ней из страны в страну. Ведь друзья у меня есть на всём континенте, да и по всему миру.
Дальше всё происходило уже без моего участия. Цезарь договорился с авиакомпанией о замене билетов на следующий рейс без дополнительной оплаты, заказал переноску на заводе-производителе в другом конце города, и её привезли в аэропорт. Переживания исчезли, остались только внутренняя уверенность и знание: всё происходит наилучшим для меня образом, и мы с Гретой улетим в Россию, пусть и на несколько часов позже.
И это случилось. Перелёт протяженностью почти двое суток с пересадкой в Дохе (Катар) и, наконец, встреча в Шереметьево, поздравления от близких и друзей. Но это уже другая история.
А что Элантра? Элантра осталась в Бразилии. Цезарь – владелец коллекции экзотических ретро-автомобилей. Большинство из них – модели 1970-х, 1980-х и 1990-х годов, они были заботливо отреставрированы и теперь составляют экспозицию проекта OACERVO в Сан-Паулу. Неудивительно, что моя Элантра оказалась в руках человека, влюблённого в автомобили. Меня же радует, что бразильцы оказались такими отзывчивыми и в очередной раз подтвердили, что это самая гостеприимная и лояльная страна к таким странникам, как мы с Гретой.
Пожалуй, это лучшее, что могло случиться со мной, с моей собакой и моей старушкой-Элантрой. И прекрасное, вдохновляющее завершение экспедиции #сГретойВокругСвета.
Финальная точка моей кругосветки и не могла быть иной.
Источник: https://www.forbes.ru/forbes-woman/489587-odna-vokrug-sveta-final-istorii-i-vozvrasenie-domoj-kotoroe-cut-ne-otmenilos
Фото: Дмитрий Коробейников, Ирина Сидоренко, журнал «Кузбасс XXI век», Internet