С царями в голове

23 марта 2013 

Выставка «Романовы. Начало династии» в Государственном историческом музее (ГИМ) Москвы открывает сезон торжественных мероприятий по случаю 400-летия избрания на царство Михаила Федоровича и основания последнего дома российских государей.

Поскольку 350-летие дома Романовых на просторах бывшей Российской империи по понятным причинам не отмечалось, уместно предположить, что нынешний юбилей компенсировал эти упущения.

На выставке представлены предметы, повествующие о призвании на царство Михаила Федоровича Романова. Как сообщили в пресс-службе музея, экспозиция состоит из двух разделов: "Смутное время. Рождение новой династии" и "Первые Романовы: портрет на фоне столетия". В первой части представлены реликвии, свидетельствующие о противоречивости и драматичности Смутного времени. Особое место здесь занимают церемониальное знамя польского короля Сигизмунда III, хранящееся в музее армии Швеции и впервые привезенное в Россию, а также факсимиле знаменитого 15-ти метрового Стокгольмского свитка.

Кроме того, здесь можно увидеть экспонаты, рассказывающие о том, как именно происходило призвание на царство Михаила Романова. Среди них есть икона "Богоматерь Феодоровская", которой, по преданию, инокиня Марфа благословила своего сына Михаила на царство.

Во второй части выставки посетители смогут увидеть мемориальные вещи, одежду, предметы дворцового обихода, дары членов царской семьи церквям и монастырям. Здесь же экспонируются портреты первых Романовых. С помощью специальных технологий посетители выставки могут почитать письма молодого Петра I своей матери Наталье Нарышкиной и зашифрованные письма царевны Софьи Алексеевны к князю Василию Васильевичу Голицыну. В масштабном выставочном проекте приняли участие музеи, архивы, библиотеки России, а также Королевский замок в Варшаве, Кабинет гравюры Библиотеки Варшавского университета, стокгольмские Музей армии и Королевская Оружейная палата.

Из библиотеки Варшавского университета прибыли гравированные портреты Лжедмитрия I и Марины Мнишек. Существенно помогли реликвиями музейщики из российской провинции – так, из Ипатьевского монастыря под Костромой позаимствован выносной церковный фонарь, принадлежавший     кому-то из участников Великого посольства – оно было отправлено из Москвы, дабы испросить согласия 16-летнего Михаила Романова на управление страной.

Как отмечают специалисты, этой выставкой организаторы хотят подчеркнуть исторические традиции народного единства. И напомнить, что утрата его чревата смутными временами, преодоление которых и символизировало когда-то воцарение юного Михаила Федоровича.

Драматургия этой выставки такова: показать, как зашатались и стали рушиться основы государства, как низко пала аристократия и как в итоге воодушевился народ, вставший на борьбу с иноземными захватчиками. Как постепенно стала налаживаться жизнь под руководством нового царя, потом его сына, потом его внука

Кстати, сами музейщики понимают это лучше остальных, так что обозначенную канву заполнили экспонатами. Например, в экспозиции хватает портретов представителей династии Романовых. Тут и царь Федор Алексеевич, не оставивший наследников, и соправитель Петра, его старший брат Иван Алексеевич, и их регентша Софья. Но, есть и живописный портрет польского королевича Владислава, которого  бояре совершенно официально, по всем правилам, усадили его на русский трон в сентябре 1610 года… Здесь можно вспомнить о подлиннике договора между поляками и русскими о перемирии на три года и одиннадцать месяцев - и вряд ли нужно уточнять, что договор этот был нарушен почти сразу после подписания.

Основанием для интронизации послужила «Утвержденная грамота Земского собора об избрании на царский престол Михаила Федоровича Романова». Подлинник этого документа на выставку не попал, но удостоился подробной мультимедийной презентации. Виртуально представлены здесь и еще некоторые важные документы эпохи, однако базируется экспозиция все же на оригиналах. Шлемы, принадлежавшие Михаилу Федоровичу и Алексею Михайловичу, семейный иконостас последнего, письмо Марины Мнишек своему отцу, отправленное из Москвы, сабля в инкрустированных ножнах, с которой шел на битву герой народного ополчения князь Дмитрий Пожарский, - подобные раритеты на выставке встречаются во множестве.  

При этом все отмечают, что экспозиция сделана без дидактических нажимов и без урапатриотического градуса.

Такие проекты будут продолжены. Скажем, петербургский Русский музей откроет большую художественную выставку к 400-летию династии в начале апреля, примерно тогда же федеральные архивы предъявят экспозицию «Русские императрицы: мода и стиль», а в том же Историческом музее в сентябре ожидается «вторая серия» нынешнего показа – она будет именоваться «Романовы. Портрет династии». Там в фокусе внимания окажутся послепетровские времена.

Источники:
http://www.inmsk.ru/news_culture/20130321/359963264.html
http://www.gazeta.ru/culture/2013/03/22/a_5112857.shtml

Архив новостей