Счастливый билет Ларисы Мызиной

14 сентября 2020 

(Лариса Ивановна  Мызина родилась в городе Часов Яр Донецкой области. В 1974 году окончила Уральский государственный университет. Трудовую деятельность в музее  начала в 1975 году и прошла все ступени профессионального становления: от младшего научного сотрудника до директора музея, которым является с 1990 года.

Особое внимание Л.И. Мызина уделяет выставочной политике. Ежегодно в музее проводятся от тридцати до пятидесяти выставок. Это экспозиции из собственных фондов, а также из фондов других музеев России, стран СНГ, частных галерей.

Кемеровский музей плодотворно сотрудничает с крупнейшими музеями страны, такими как Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей (г. Санкт-Петербург), Государственная Третьяковская галерея, Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова (Московская область) и другими.

В 2010 году Лариса Ивановна стала автором проекта «Усынови картину», что позволило привлечь к реставрации произведений искусства средства благотворителей и отреставрировать более 30 произведений живописи и иконописи.

Особое внимание Лариса Мызина уделяет развитию новых информационных технологий. Музей имеет своё WEB–представительство в Интернете, активно сотрудничает с крупными информационными порталами.

Активно развиваются и продвигаются нетрадиционные для музея формы работы. Например, это – работа с пенитенциарными учреждениями Кемеровской области в рамках проектов «Свобода, которую я выбираю» (при поддержке Фонда Сороса и Института Открытое общество) и «Это сладкое слово - Свобода» (при поддержке Фонда Форда и газеты «Культура»). За свою деятельность в этой области музей награждён Почётной грамотой Правительства России.

Лариса Ивановна – член координационного совета «Союза музеев России», член Международного национального комитета музеев (ИКОМ). В 2003 году стала членом президиума ИКОМ России.

За большой вклад в развитие музейного дела Ларисе Ивановне присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», она награждена нагрудным знаком Министерства культуры России «За достижения в культуре». Удостоена Почётных грамот Министерства культуры Российской Федерации и Российского профсоюза работников культуры. Ей присвоены звания «Почетный работник культуры «Кузбасса», «Лауреат премии Кузбасса». Отмечена почетным знаком «Золотой знак «Кузбасс», медалями «За заслуги перед Кузбассом» III степени, «За служение Кузбассу», «За веру и добро»).  

Как развивается выставочная деятельность в XXI веке? Как живется сегодня областному музею изобразительных искусств? Главный редактор журнала «Bellissimo» Ольга Прокудина побеседовала об этом с Ларисой Мызиной, директором ГУК «Кемеровский областной музей изобразительных искусств». 

Под руководством Ларисы Мызиной были организованы грандиозные выставочные проекты, демонстрирующие шедевры мирового и отечественного искусства, в том числе работы мастеров Кузбасса. Она активно сотрудничает с крупными музеями страны и готова сделать все, чтобы жители и гости областной столицы прикоснулись к настоящему Искусству.

 

Директорами не рождаются

– Лариса Ивановна, то, чем Вы занимаетесь, – это случайность или Вам всегда хотелось этого?

 Все мы в детстве слышим от взрослых один и тот же вопрос: «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?». В 50-е все девочки мечтали стать врачами и учителями, а мальчики летчиками. Я всегда твердо знала, кем буду, и отвечала: «Я буду артисткой», поэтому с детства посещала драматический кружок в школе и Дворце культуры, всегда играла характерные роли; знала, что поступать буду только во ВГИК. После удачного спектакля мне предложили поступить в Свердловское театральное училище. Но будучи максималисткой, я сразу же отвергла данное предложение. Пойди я тогда учиться в театральное, то жизнь сложилась бы, наверное, совсем по другому сценарию.

В десятом классе у меня произошел конфликт с одной учительницей, после которого я услышала её фразу, обращенную к директору: «Она никуда не поступит». Меня насторожили эти слова, а во ВГИКе в то время конкурс был сто человек на место! И конечно же, я могла провалиться. Но не поступить – значит доказать тем, кто в тебе сомневается, что ты липовая отличница и что ты не по праву все годы в школе считалась лидером.

Я решила: еду в Свердловск и подаю документы на филологический факультет. Приехала. Сдала все экзамены на 4 и 5. Поступила. И только потом поняла, что вытащила счастливый билет. Уже в университете в свободные вечера посещала с подругами лекции по изобразительному искусству на искусствоведческом отделении. Но это было скорее для расширения кругозора. Я собиралась связать свою жизнь со Свердловском и как филолог реализовать себя в одном из научно-исследовательских институтов.

Но мужа (а он хороший журналист) пригласили на работу в Кемерово, в газету «Комсомолец Кузбасса». А следом за ним, с маленькой дочерью, поехала и я. Уже через неделю устроилась на работу в Кемеровскую областную картинную галерею на должность младшего научного сотрудника. Работать было очень интересно. Я водила многочисленные экскурсии, читала лекции по изобразительному искусству, знакомилась с художниками Кузбасса, писала о них статьи в газеты, изучала коллекцию музея.

– Получается, случайность стала судьбой!

– Да, с 1975 года я работаю в музее, а с 1989 года являюсь его директором. Работу в музее знаю изнутри, ведь прежде чем стать директором, я была здесь младшим научным сотрудником, методистом, завотделом пропаганды, главным хранителем. И когда молодежь говорит: «А вот сами сделайте это» – отвечаю: «Я не родилась директором и прежде чем стать им, прошла все ступени роста». Я много училась и стажировалась в ведущих музеях России и мира. Дважды в Америке и, конечно, в Государственном Эрмитаже, Русском музее, Историческом музее. Много времени проводила в запасниках министерства культуры СССР и РФ, отбирая экспонаты для нашей коллекции.

Во время учебы в Москве в свободное время посещала театры. Знала и видела весь репертуар театра им. Моссовета, Таганки, Ленкома, театра Сатиры. Я видела на сцене Р. Плятта и Ф. Раневскую, А. Папанова и А. Миронова, В. Высоцкого, А. Демидову и многих великих актеров нашего русского театра. Это не только расширяло мой кругозор, но и помогало в работе.

– Как сегодня пополняется коллекция музея?

– Сегодня в фондах Кемеровского областного музея изобразительных искусств хранится свыше шести тысяч произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Коллекция пополняется каждый год. Наш музей – музей отечественного искусства XX и XXI веков. И всегда есть приоритеты в приобретении тех или иных произведений искусства. Работа по комплектованию фондов не останавливается ни на один день – это одно из основных направлений нашей деятельности.

Мы и сейчас продолжаем комплектовать фонды, но приобретать произведения искусства становится всё труднее. Растет число коллекционеров и аукционных домов, приобретать предметы искусства стало модно, престижно. Пришло время работать с меценатами и коллекционерами, чтобы с их помощью пополнять коллекцию.

Встает вопрос дополнительного привлечения средств в бюджет музея. Мы все активнее начинаем заниматься фандрайзингом (сбором пожертвований), менеджментом, маркетингом.

Именно новые реалии подтолкнули меня к тому, чтобы получить второе высшее образование. Вместе с моими молодыми сотрудниками я поступила и успешно закончила ФГУП «Интерстудио», где ведущие специалисты России, Англии, США и Франции учили нас зарабатывать деньги, находить новых партнеров, искать выход в, казалось бы, безвыходных ситуациях.

– А как Вы считаете, музей должен зарабатывать деньги?

– Жизнь в XXI веке показала, что деньги должны уметь зарабатывать все, и учреждения культуры в том числе. Даже Государственному Эрмитажу с его колоссальным бюджетом средств все равно не хватает. А что же говорить о бюджете небольшого провинциального музея? Нужно уметь зарабатывать средства, а затем и распоряжаться ими. Вкладывая дополнительные доходы в модернизацию музея, нельзя забывать и о людях. У них должен быть стимул привлекать дополнительные средства в музей, которые будут направлены на различные социальные выплаты.

Мне часто задают вопрос о том, должен ли музей брать деньги с посетителей. Ведь есть примеры в разных странах, когда представители тех или иных слоев населения посещают музей бесплатно, а государство возмещает музею эти расходы. Это замечательный пример, но мы пока не можем этого себе позволить. У нас пока плохо развит институт волонтерства, люди не привыкли бескорыстно и бесплатно помогать музею реализовывать творческие замыслы, и нам есть над чем работать.

Надо сотрудничать с меценатами и спонсорами, которые, к сожалению, в России еще не стоят в очереди, чтобы пожертвовать средства музею на развитие, на пополнение коллекции, на модернизацию фондов и оборудования. Морозовых и Мамонтовых на всех не хватает. Сегодня это один из самых важных вопросов в музейном деле. Но кажется, дело тронулось с мертвой точки. Наш президент Российского национального комитета ИКОМ России В.И. Толстой стал советником президента по культуре. И в этом мы все видим доброе предзнаменование.

 

Музей – не массовое зрелище

– Выезжая за границу, люди включают в свой маршрут известные галереи и музеи, тратят на это деньги. А вот у нас была замечательная выставка акварели Сергея Андрияки, но ее мало кто посетил…

– Да уж, если российские туристы приехали в Париж, то они хотят непременно посмотреть Эйфелеву башню, кладбище, где похоронены великие русские писатели и, конечно же, Лувр, чтобы потом можно было сказать: «Я был в Лувре и видел Париж». А почему не престижно пойти в музей в родном городе и изучить его коллекцию, посмотреть своих художников?

Сегодня говорят: «В театре – бум». А где бум в музее? Там, где туристы. Но мы удалены от туристических маршрутов. Музей должен отличаться от театра, и должен иметь свое лицо. Значит, нужно создавать и реализовывать необычные проекты, удивлять и учиться привлекать посетителя.

Что нужно привезти в Кемерово, чтобы зритель пришел в музей? Эрмитаж и Третьяковку мы уже привозили не раз, организовывали выставки икон из собрания Ярославского художественного музея, привозили выставки музея Истории религии Санкт-Петербурга и многих других замечательных музеев России. Сегодня у нас открыта потрясающая выставка народного художника СССР и РФ Зураба Константиновича Церетели. Когда мы готовили этот проект, я думала, что будет огромная очередь, ведь Зураб Константинович показал не только скульптуру, но и живопись, шелкографию и потрясающие эмали. А посетитель пока не очень спешит в музей…

– Для многих же изобразительное искусство является чем-то элитарным…

– Не каждый человек может себе сознаться, что он не знает, как прийти в художественный музей, как переступить его порог. Вот американцы планируют такие походы, готовятся к ним. Они знают, какие выставки будут в субботу и воскресенье, и идут туда всей семьей! Посетить музей всей семьей, с двумя детьми, – дорого, но мы готовы пойти навстречу – создать специальный семейный билет, чтобы в выходные к нам ходили семьями.

Я – очень частый посетитель драматического и музыкального театров, частый зритель филармонии, но я очень редко вижу приходящих туда людей в нашем музее. Что нужно сделать, чтобы этот глубокий и замечательный зритель пришел к нам? Учиться выстраивать партнерские взаимоотношения со всеми учреждениями культуры. Мы подписали договор с Кемеровским драматическим театром о сотрудничестве и партнерских взаимоотношениях. На очереди договор с музыкальным театром и областной филармонией. Мы не конкуренты друг другу, а партнеры, и от нашей дружбы выиграет только наш зритель и посетитель.

 

Сохранить и приумножить

 – Считаете ли Вы, что Ваша работа красивая, но в то же время рутинная?

 Музей – это комплекс проблем, в том числе финансовых и хозяйственных. Однако главная функция музея – комплектование, хранение и изучение музейных предметов. У музея очень разный зритель. И если старшее поколение углубленно смотрит наши экспозиции, то молодежь знает нас по акциям, среди которых бесспорным лидером является музейная ночь, а сейчас еще и культурные среды.

Конечно, раньше работать в музей шли энтузиасты, ведь больших денег здесь не заработаешь. Кто придет нам на смену, каким станет музей в будущем – эти вопросы очень беспокоят тех, кто связал свою жизнь с музеем.

– Напоследок попрошу Вас оставить пожелания нашим читателям.

 Хочу пожелать читателям журнала, чтобы тусовка не была главной в их жизни. Вокруг еще много другого, прекрасного и интересного. Когда мы все вместе будем смотреть на мир широко открытыми глазами, обязательно станем более грамотными, культурными и интеллектуально развитыми!

Ольга Черкасова.

Источник: http://bellissimo-kuzbass.ru/head/schastlivyjj-bilet-larisy-myzinojj.html

Архив новостей