Свет, который всегда с ней (К юбилею старейшего журналиста Кузбасса Нэлли Николаевны Соколовой)

22 декабря 2022 

«Сама удивляюсь,– рассказывает она, – как хватило сил на всё, что пришлось вынести тогда. Одна работа на лесозаготовках в 15 лет чего стоила!»

Она родилась 11 декабря 1927 года. Детство и юность пришлись на трудное для страны время. Но несмотря на все тяготы военных и послевоенных лет, девушка успешно закончила в Улан-Удэ, где родилась и выросла, среднюю школу. А затем – филологический факультет Иркутского госуниверситета.

Здесь же, в Иркутске, в Областном книжном издательстве началась её трудовая биография. Судьба подарила ей встречи с талантливыми литераторами, живущими в то время в Иркутске – поэтом Юрием Левитанским, писателем Георгием Марковым, возглавившим позже Союз писателей СССР, драматургом Павлом Маляревским и многими другими.

И уже тогда проявились её редкое умение работать с авторами, тонкое понимание художественного слова. В Иркутске она получила и первую свою награду, которая ей особенно дорога. За помощь молодым авторам, которые освещали грандиозное строительство каскада Сибирских гидроэлектростанций и ЛЭП, ей вручили почётный знак «Строителю ЛЭП Иркутск – Братск».

Работать с литераторами она продолжила и в Кемеровском областном книжном издательстве, переехав в областную столицу Кузбасса в 1958 году.

Здесь же открылся ещё один ее талант – талант журналиста. В 1960 году Нэлли Николаевна переходит на работу в литературно-драматическую редакцию областного радио. И зазвучали в эфире её тёплые душевные рассказы о наших земляках. И не удивительно, что именно она первым из журналистов страны встретилась в Тяжине с Героем Советского Союза Николаем Ивановичем Масаловым и записала его рассказ о спасении девочки в Берлине. Это ему поставлен памятник в Трептов парке в Берлине. А теперь такой же памятник открыт и в Кемерове.

Сейчас все материалы и плёнку с записью самого рассказа Н. И. Масалова об этом событии Нэлли Николаевна передала в областной краеведческий музей.

Потом произошёл новый поворот в её судьбе – встреча с телевидением. С 1970 по 1984 годы Нэлли Николаевна возглавляла главную редакцию художественного вещания на Кемеровском телевидении и эти годы стали самыми плодотворными для нашего ТВ.

Кемеровская телестудия гостеприимно распахнула двери для поэтов и писателей, художников и артистов, музыкантов и коллективов художественной самодеятельности. Именно по инициативе Н. Н.  Соколовой был проведён фестиваль национальной драматургии, посвящённый очередной годовщине образования СССР. И к нам приехали со своими спектаклями телевизионщики из 12 регионов Советского Союза.

В те годы телезрителям Кузбасса была представлена широкая театральная палитра. Телестудия знакомила земляков не только с лучшими постановками областных театров, но и наших соседей Новосибирска, Томска, Барнаула, и даже Москвы. Но особая её гордость – собственные телеспектакли, поставленные студией в основном по произведениям кузбасских авторов. 

Несмотря на загруженность, Нэлли Николаевна не бросала журналистику. Она была автором телеочерков о наших земляках – простых тружеников Кузбасса. Под её пером их судьбы начинали сверкать особенно яркими гранями. И недаром телеочерк Нэлли Соколовой «Свободная ковка», рассказывающий о кузнеце Юргинского машзавода, Герое Социалистического Труда Фёдоре Покровском, был удостоен первой премии областного конкурса Союза журналистов СССР.

Она была создателем и таких известных телеочерков, как «Остановись у родника», «Красота горячего металла» (для ЦТ СССР). Была автором сценария кинопрограммы «Мы этой силы частица» (для ЦТ СССР).

Журналистскую премию имени Волкова – кстати, одной из первых, – она получила, уже будучи корреспондентом ветеранской газеты «Земляки», куда пришла работать после оформления пенсии.

На газетных страницах было опубликовано немало её прекрасных статей, посвящённых фронтовикам-кузбассовцам. А очерки о Николае Масалове, о старшине медицинской службы 22-й Сибирской добровольческой гвардейской дивизии Лидии Мичуриной, радистке одного из Белорусских партизанских соединений Анне Черепановой были даже перепечатаны в «Литературной газете», журнале «Огни Кузбасса» и других изданиях.

В очерке о Николае Масалове Нэлли Николаевна писала: «Со многими знаменитыми людьми за полвека работы в журналистике я встречалась, но знакомство с Николаем Ивановичем оставило в моей душе свет, который всегда со мной»…

Вот таким душевным светом пронизано всё творчество, вся судьба этой замечательной женщины.

11 декабря 2022 года заслуженному работнику культуры РСФСР, отличнику телевидения и радио Нэлли Николаевне Соколовой исполнилось 95 лет. В этот замечательный день коллеги и друзья пожелали ей, чтобы как можно дольше не гас в её душе этот ясный свет.

Н. П. Ермакова,

член союза журналистов СССР и России,

Совет ветеранов ГТТК «Кузбасса»

Источник: http://ruj42.ru/news/svet-kotoryj-vsegda-s-nej/

 

Н. Н. Соколова: «На областном телевидении мы создавали впечатляющую картину культурной жизни Кузбасса»

В 1970 году меня перевели из литературно-драматической редакции областного радио на должность главного редактора художественного вещания Кемеровской телестудии. Поле моей работы необычайно расширилось.

Насыщенной, богатой была культурная жизнь Кузбасса… Художественное телевещание стремилось везде успеть, отсмотреть, договориться с организаторами гастролей о возможности видеозаписи в филармонии, в театре при публике или днём в павильоне студии.

Расписание у творческих коллективов было до предела жёстким. Но и для телевидения место находилось, хотя времени съёмки занимали немало. Нужны были репетиции: правильно выставить свет, микрофоны солистам и оркестру. Режиссёр должен был запомнить движения исполнителей по сцене и т. д. А после репетиции по правилам работы телевизионной техники нужен был 45-минутный перерыв.

Вот и старались наши студийные службы, инженеры видеозаписи работать точно и безупречно. Просматривая потом готовую плёнку, не обижались на нас известные исполнители, а часто и благодарили режиссёра К. Кошелеву, звукорежиссёров М. Фирсова, С. Черногубова, Р. Бакшаеву, телевизионных операторов В. Дунаева, А. Бялоуса, Ю. Аникина за удачную съёмку. А совсем не просто было услышать похвалу от И. Кобзона, А. Соловьяненко, Т. Синявской, Е. Образцовой, Е. Нестеренко, Э. Пьехи.

Сколько прекрасных спектаклей гастролировавших в Кузбассе столичных и ленинградских театров мы показали зрителям! На одной коробке с плёнкой я когда-то написала: «Хранить вечно!» Это была запись спектакля Театра на Малой Бронной «Мальчики». Инсценировка В. Розова по одной из линий романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Постановщик спектакля – А. Эфрос. В телевизионной студии сняла его на плёнку режиссёр К. Кошелева со своей дружной бригадой.

Среди фондовых (долго хранящихся) бобин с видеозаписью были литературный концерт «Народный артист СССР Михаил Царев читает Пушкина» (Малый театр), «Творческий портрет народного артиста СССР Леонида Маркова (театр им. Моссовета)», встречи с композиторами А. Пахмутовой, Я. Френкелем, А. Эшпаем, С. Туликовым, О. Фельцманом.

Много других радостных, счастливых встреч с известнейшими творческими людьми было на нашей студии. И денег нам на оплату их выступлений хватало. Каждый год директор студии Ю. Вишневский «выбивал» их из Москвы, в письмах в финансовое управление Центрального телевидения нажимал на то, что зрители Кузбасса – труженики очень тяжёлых профессий, они достойны того, чтобы видеть лучшие спектакли столичных театров, слушать выдающихся исполнителей.

Окрестные сибирские студии, не имея такого объёма средств, всегда удивлялись нашим возможностям. Сейчас часто звучит в газетах и в эфире слово «регион», рассказывают об экономических проблемах, торговых и промышленных связях областей. Художественное вещание Кемеровской студии, выражаясь современным языком, имело свой регион – регион культуры.

Мы приглашали на встречу с кузбасскими зрителями писателей Новосибирска, Томска, Красноярска, Барнаула. Регулярно показывали спектакли новосибирского театра «Красный факел», Томского драматического, Барнаульского ТЮЗа. А когда задумали к очередной годовщине образования СССР (1977) устроить фестиваль национальной драматургии, к нам приехали с записями спектаклей своих театров телевизионщики от Риги до Владивостока.

Сами мы подготовили к этому дню постановку по пьесе молдавского драматурга И. Друцэ «Святой колодец» (режиссёр Н. Ставцев, художник М. Бакшаев). Две недели каждый вечер шли в эфир по второй программе спектакли по пьесам драматургов разных республик. Чувство «семьи единой» жило тогда не только в лозунгах и плакатах.

Но все это не значит, что мы забывали о своих творческих коллективах. Рассказывали зрителям обо всех новых постановках Кемеровского, Новокузнецкого, Прокопьевского драматических театров и показывали спектакли, перенося их в студийный павильон.

Готовили творческие портреты артистов театра оперетты А. Боброва, Г. Епифановой, Л. Фроловой, концерты силами солистов Кемеровской филармонии. Частыми гостями у нас бывали Б. Мазун, артисты коллектива «Люди и куклы», фокусник Кио. Артисты Кемеровской драмы участвовали в наших литературных постановочных передачах, их силами в студии был подготовлен спектакль по повести кузбасского писателя В. Мазаева «Дамба» (режиссёр В. Дунаев, художник М. Бакшаев).

Кузбасские писатели, и прозаики, и поэты, всегда были желанными гостями в студии. Об их новых произведениях рассказывала зрителям, беседовала с авторами принимавшая активное участие в работе литературно-драматической редакции журналист Тамара Махалова.

Наш земляк, большой русский поэт Василий Фёдоров в каждый свой летний приезд в родную Марьевку бывал на студии, читал новые стихи, говорил о том, что его волнует. Мы снимали его на пленку в Марьевке, был сделан хороший киноочерк о нём. Не один раз он шёл в эфире (автор сценария Т. Махалова, режиссёр Н. Ставцев, кинооператор С. Мякишев).

Редактор литдрамы Зоя Естамонова не только хорошо знала всех кузбасских художников и постоянно готовила репортажи из их мастерских, она искренне любила их. Зоя Николаевна – признанный искусствовед, автор книг о художниках. Режиссёром её передач всегда была Ирина Киселёва.

Гвоздем работы киноредакции (редактор И. Сокол), её украшением были, конечно, выступления В. Руденского. Был он настоящим златоустом и имел массу поклонников среди зрителей и особенно зрительниц.

Я не знаю ни одного интересного события в культурной жизни области, включая и самодеятельное творчество, мимо которого прошло бы наше телевидение. Стремились к тому, чтобы всё, что нас радовало, чем гордились, стало достоянием и союзных зрителей.

Конечно, не всё у нас получалось безупречно хорошо, не всегда доставало таланта, мастерства. Несовершенна была ещё и техника. Только начинали осваивать не только цветную кинопленку, но и цветную передвижную телевизионную станцию. А сколько было ограничений условий её работы! Но мы старались в меру сил своих, и не было большей радости, чем удачно осуществленная съёмка.

Если сейчас взять бы и перелистать журнал фондовых (значит, наиболее значимых, удачных) видеозаписей, сделанных в те годы (не знаю, сохранился ли он в фильмотеке, как и сами записи?), можно бы составить впечатляющую картину культурной жизни Кузбасса…

Источник: https://wiki.vesti42.ru/люди/соколова_нелли_николаевна

Фото из архива ГТРК "Кузбасс"

Архив новостей