Телевидение в целом стало своеобразным оригинальным видом творчества, причём самым массовым, синтетическим видом, вобравшим в себя достижения смежных искусств и на их основе развивающим свои особые закономерности, новые тенденции.
Как образно и точно это отметил генеральный директор АО «Первый канал» Константин Эрнст: «Кризис медиа связан с очень многими вещами. И сейчас всё острее, чем в 1995-м, потому что за последние годы все медиа съели тот язык, которым разговаривали. Этим языком уже нельзя рассказать о сегодняшнем дне. Интернет, захватив значительную часть аудитории, не может предложить ей ничего, кроме взаимного текстового и файлового обмена. Истерично, многими голосами говоря о сегодня, он мало что сообщает нам о сути этого сегодня. Кризис медиа конца первого десятилетия в том, что медиа – от почти уже античных до суперсовременных – мычат в попытке выплюнуть из себя слова уже наступившего тысячелетия».
Пожалуй, более всего в медиакризис переломной эпохи рубежа тысячелетий пострадали теле- и радиопостановки, которые вплоть до конца восьмидесятых годов были едва ли не главной составляющей наполнения советского эфира.
Начиная с 1989 года, на кемеровской студии телевидения не было поставлено и записано ни одного телевизионного спектакля, тогда как до этого периода архивы ГТРК «Кузбасс» свидетельствуют об активном творческом поиске работников телевидения и плодотворном сотрудничестве с театральными труппами Кемеровской области.
Напомню, что первый телеспектакль «Гранатовый браслет» был показан в эфире Кемеровской студии телевидения (КСТ) в 1960 году, второй – «Горное гнездо» – в марте 1961-го (режиссёры-постановщики – А. Я. Волгин и В. Я. Руденский). В 1962 году был подготовлен ещё один спектакль «Орлиная степь», где использовалась даже передвижная телестанция и были сцены «на натуре» (постановщики – режиссёр театра драмы В. А. Шабанов и В. Я. Руденский).
В 1960-70-е на КСТ ежегодно ставилось по нескольку телеспектаклей: «Ветер», «Сибирская новелла», «Чрезвычайное», «Рассказы А. Чехова», «Комендант Пушкин», «Бессмертный Сирано», «Глоток свободы» (1968), «Здравствуй, Галочкин!» (1968), «Пашка – моя милиция», «Полметра до катастрофы» (1971), «Мать» (1971), «Самая короткая ночь» (1974), «Антонина» (1975), «Буду любить» (1975), «1418» (1978), «Этот удивительный Хармс» (1978), «Святая святых» (1978), «Концерт для контрабаса с собакой» (1979), «Дамба «(1984). И это далеко не полный список!
Постановки осуществляли режиссёры КСТ В. Я. Руденский, А. А. Кузнецов, А. Г. Моисеев, Н. Н. Ставцев, Г. Н. Егоров, Т. П. Гаверова, И. А. Киселёва, В. А. Дунаев, И. М. Якубович и другие.
В 1967 году режиссёром Г. Н. Егоровым была создана на КСТ молодёжная театральная студия «Телетеатр «Эфир», существовавшая до середины 1970-х и подготовившая массу спектаклей. Занимались, как вспоминает сам Егоров, на энтузиазме. Трижды в неделю в кинозале Кемеровской студии телевидения студенческая и рабочая молодёжь с 7 часов вечера брала уроки сцен речи и сцен движения. Часто расходились в ночь.
***
Всё рухнуло, можно сказать, в одночасье, и даже не потому, что к началу 1990-х сменился государственный строй, и начались кризисные явления в российском обществе. Перед обществом в целом и перед каждым человеком в отдельности встали задачи оценки предшествующей эпохи, определения путей дальнейшего развития. В этих условиях телевизионные постановки были «заброшены», как крайне затратный ТВ-продукт, не отвечающий на тот момент разбалансированности интересов всех социальных групп российского общества.
Другой причиной, обусловливающей «выдавливание» теле- и радиоспектаклей из эфира, стало стремительное обеднение культуры (политической, экономической, духовной и т. д.). И телевидение, словно индикатор, показало весь ужас этой деморализации. По меткому заявлению первого президента Академии российского телевидения В. В. Познера: «Такие настали времена, старый телевизор треснул и в этот разлом мог войти кто угодно, даже с улицы».
Российское ТВ, отчасти уйдя от самого себя образца 1980-х, в 1990-е возродилось, перейдя в некую плоскость «расширенного» показа драматического действия «новой» России.
«Этот период, – отмечают исследователи, – только готовил почву для «откровений» на ТВ, только разогревал будущую аудиторию для потребления доселе неизвестного ей способа подачи новостей домашнего масштаба – раскрепощённость, разговор не на камеру, выражение своих взглядов, пристрастий в свободной форме».
При этом традиционному театру не нашлось места на телеэкране даже за последние четверть века…
Сейчас телевидение стало повседневным и повсеместным, выросло из «рамок» аттракциона, превратилось не только в средство массовой информации и коммуникации, но и в одно из так называемых «экранных искусств».
Телевидение зависит от сопутствующей технологии, иначе говоря, совокупности технических приёмов, изобразительно-выразительных средств, с помощью которых воплощается замысел той или иной телевизионной программы.
Ограниченность телевизионного изображения рамками экрана определяет и технические, и эстетические образующие телевидения: кадр, ракурс, план и т. д. – всё то, без чего телевидение существовать не может. Кульминационной точкой показа на экране и много лет назад, и сегодня является монтаж и мастерство режиссёра монтажа.
Телевидение может выступать транслятором любых зрелищных форм искусства, а также создавать собственные телевизионные зрелища, естественно и органично вырастая из театра, впитывая лучшие элементы кино, музыки живописи.
Но… Главным на ТВ остаётся автор передачи.
В этом контексте, как уникальное в своём роде явление можно расценивать выход авторской программы о новостях культуры Кемеровской области Надежды Силиной «Гасите свет».
Пилотный выпуск (подзабытой сегодня) передачи вышел в марте 1995 года на частном телевизионной канале ТВК-2. Однако вскоре акционеры канала оказались под следствием. Первый ведущий этого канала Вадим Такменёв, известный ныне российский телеведущий, перебрался в Москву на НТВ. А Надежду Силину пригласили продолжить выпуск её авторской программы на молодом межрегиональном телеканале телевидении NTSC в Кемерово.
***
Надежда Силина, как выпускница Иркутского театрального училища, привнесла в телевизионную студию множество заимствованных театральных элементов, начиная от выгородки в студии, характерного грима и заканчивая глубоким вживанием в образ. Ведущая позволяла себе быть неожиданной, (старухой или кроликом) не старалась «насадить» зрителю свой звёздный, узнаваемый облик.
Она чётко понимала, что на формирование языка телевидения не в меньшей степени повлияли родственные виды искусств: литература, театр, кинематограф. Активно использовала эти заимствования, но в дальнейшем природа и степень условности телевизионного языка взяли вверх.
Зритель полюбил передачу и её ведущую. Диалогическая проза и стихи, танец, гитара и пантомима, недюжинный актёрский талант и журналистский неутомимый поиск, световые эффекты и прямые обращения к аудитории сначала эпатировали зрителя, а потом приучили к такой авторской манере передачи «Гасите свет».
Изумлённая, затем привыкшая публика полюбила Надежду Силину за новизну подачи материала, импульсивность сценического действия, за раскованность и даже некоторый вызов. Актриса – телеведущая даже неоднократно бравировала в кадре «Не нравится – гасите свет!»
Вызов, игра на публику, преданность сцене и влюблённость в новое дело – в телевидение – постепенно уступили место рассудочному началу. И уже к началу 2000 года в центре внимания практиков и теоретиков NTSC остались не столько его образная сторона, сколько новые технологии, которые определили облик нового телевизионного времени, и новое финансовое устройство телевизионного пространства.
К сожалению, передача не смогла выжить под гнётом коммерциализации. Свежее вдохновение автора, живая и непосредственная коммуникация погасли. Не был найден выход между неспешностью театра и суетностью ежедневных новостей.
Вот как выглядело наполнение еженедельной передачи «Гасите свет», передачи, автор которой невероятно органично сумел свести вместе театр и телевидение. Чтобы вспомнить эту программу, приведу для примера структуру передачи «Гасите свет», взятую по методу случайной выборки.
«Гасите свет!» (14 апреля 1996 года, суббота, время выхода 21:30. Хронометраж 25 минут).
Тело выпуска составляют 9 сюжетов, объединённых автором единым тематическим ведением, музыкальной темой, подводками с отсылом на тему Дня космонавтики:
– Главное событие недели – развёрнутый сюжет о театральном фестивале «Волшебный ларец».
– Сюжет спортивные танцы – Новокузнецк.
– Интервью с пародистом Владимиром Винокуром.
– Сюжет о танцевальном фестивале на приз газеты «Труд», региональный этап в Междуреченске.
– Интервью с поп-исполнителем певцом Андреем Губиным.
– Сюжет «Студенческая весна в Кузбассе».
– Интервью с певцом виртуозом Сергеем Пенкиным.
– «Афиша» Краткие анонсы культурных событий на следующую неделю.
– Сюжет к событию предстоящего воскресенья – Светлой Пасхе.
Если добавить сюда профессиональные действия ведущего, судите сами о насыщенности и «интересности» программы.
Передача – своего рода хронотоп культурной жизни угольного региона. На тот момент аналогов – по стилю, подаче, географии охвата событий – не было. Ведущая, оглядывая с высоты (в данном метафорическом смысле, с высоты космического полета), отмечает перемены. Как трансформируется внешнее устройство мира, она озабочена фактологической стороной происходящего, но, вместе с тем, как истинная актриса, не отвергает интерпретационные возможности событий.
С точки зрения драматургической это, на наш взгляд, особенно ценно. Да, Надежда Силина – телеведущая, но она же и яркий, запоминающийся носитель специфики театра. И она играет на телеэкране, придавая театральное бытие всему, что прошло через её авторское видение. Ведь всякая игра – «это игра отсутствия и присутствия…» Что и придавало передачам Силиной телевизионную достоверность и объективность.
Соединение театра и телевидения обеспечивало популярность её выпусков у зрителей. Именно связь этих двух многомерных синтетических театрально-телевизионных иллюзий указывает то, что и в театре, и на телевидении основу эстетики составляют слово, актёрская игра, драматургия.
Хочу сделать вывод: поскольку телевидение стоит ближе к искусству, в котором на первом плане игра актёра, а на втором – драматургия, то и построение телевизионной глубинной мизансцены намного ближе к театральной. Процесс съёмки на телевидении последователен, у «телеактёра» есть возможность сыграть сцену целиком, так как её снимают несколько камер.
Крупный план на телевидении можно сравнить с «крупным планом» актёра в театре на авансцене.
В театре каждая композиция тяготеет к статике и вызывает зрительскую оценку, так как она завершена по форме. На телевидении её границы более подвижны, менее зафиксированы. Телевидение иногда называют «искусством меняющихся точек», так как оно динамично по своей природе – невозможно долго разглядывать человека на экране с одной и той же точки показа или в одном и том же ракурсе. Поэтому глубинная мизансцена применяется в основном в сочетании с внутрикадровым монтажом.
Несмотря на эти чисто технические совпадения и различия, очевидно, что одно зрелище за последние два десятилетия плавно перетекло в другое.
Некоторые специалисты отмечают: сегодня нет необходимости обращаться к телеспектаклям, и не только в силу возросшей динамичности жизни. Заметно оживилась сама жизнь, но ведь уже и зритель не сумеет, «между делом», «взглянуть», что в мире делается, если в короткое «праймовое» время ему предложат не новости, а передачу «Сельский час». Думаю, будет удивлён и обескуражен, если перед сном придётся смотреть не захватывающий, динамичный, бездумный боевик, а, к примеру, заумное и даже немного занудное юмористическое фэнтези Т. Пратчетта «Мор, ученик Смерти», допустим, в версии «а-ля» телепостановок Кемеровской студии телевидения образца 1970-х годов.
Классическая игра, режиссёрские находки, размеренный темпоритм телеспектаклей тех лет, к сожалению, утрачивают свою актуальность, но при этом телевидение мощно овладело театральной спецификой, выходя почти в каждом ТВ-продукте на элемент шоу, зрелищности, игры, эпатажа, в конце концов.
Различия, на мой взгляд, обусловлены лишь родовыми определениями. Театр изначально был определён к категории искусства, а ТВ при рождении была отведена роль технического аттракциона, а позже – средства массовой информации. А если публика во все времена требовала зрелищ, то на современном этапе, несложно поверить в то, что вся жизнь, и её интерпретированное журналистами отражение на экране телевизора сегодня выглядит, как бесконечно сложная, притягательная театральная коммуникация.
Елена Ровда,
бывший главный редактор телекомпании NTSC.
На фото: автор публикации Елена Ровда, журналисты Надежда Силина, Оксана Панарина, Вячеслав Рыжевалов, Надежда Разжигаева, Валерий Макаров, Александр Вяргизов, Юрий Кухмарь, Сергей Томилов, Вячеслав Титов и другие сотрудники телекомпании NTSC,
г. Кемерово