В Кемерове - выставка всемирно известного скульптора Даши Намдакова

13 сентября 2018 

Всемирно известный российский скульптор, художник, ювелир, член Союза художников России, лауреат премии Правительства Российской Федерации Даши Намдаков лично прибыл из Лондона на открытие в Кемеровском музее изобразительного искусства своей выставки «Кузбасс. Преображение». Здесь представлены работы мастера разных лет, а также куклы, которые делают его сестры.

Сейчас работы Даши Намдакова хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, Музее искусств народов Востока, Музее современного искусства в Москве, в музеях многих стран мира, в том числе - в «Тибет-Хаусе» (Нью-Йорк) и «Музее искусств» (Гуанчжоу, Китай).

Примечательный факт: в 2007 году Даши Бальжанович Намдаков выступил художником фильма режиссера Сергея Бодрова «Монгол». За свою работу в этом фильме он получил премию «Ника» и премию «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России.

С Кузбассом его связывает давняя дружба. Наш регион один из немногих, где находятся монументальная работа мастера. Она называется «Золотая Шория». В центре композиции могучий лось, которого оседлала прекрасная девушка, держащая в руках чашу. Высота бронзового памятника - 6 метров, вес - более 5 тонн. Его доставили по морю из Италии, а потом, по частям, везли из Москвы в Таштагол.

Интересна история создания этой работы. Во время своего визита в Кузбасс в сентябре 2009 года известный скульптор был настолько покорён Горной Шорией, её особым духом, могучей природой, сказаниями шорского народа, что сам предложил создать для этого края специальный памятник. Его идею активно поддержал губернатор Аман Тулеев, который был уверен, что скульптура станет особым оберегом для Кузбасса - будет защищать от бед, горестей и напастей Горную Шорию и весь шахтёрский край.

Памятник был торжественно открыт в ноябре 2010 года в присутствии автора и губернатора Кузбасса Амана Тулеева.Установлена «Золотая Шория» на холме в парке Боевой Славы - любимом месте отдыха жителей Таштагола. Памятник стал настоящей визитной карточкой не только Шории, но и всей области.

- «Золотая Шория» - это моя первая монументальная работа, которую я установил в России. И она мне очень удалась, я ей горжусь», - говорит мастер.

Творчество Даши Намдакова имеет ярко выраженный авторский стиль, в основе которого лежат элементы национальной культуры, традиции Центральной Азии, буддийские мотивы. Он обращается к пластике – монументальной и миниатюрной. Его произведения выполнены из бронзы, серебра, золота, меди, драгоценных камней, а также из кости (бивень мамонта), конского волоса и дерева.

По эскизам Даши Намдакова члены его семьи мастерят кукол (куклы выполнены в виде скульптур в стилизованных национальных одеждах).

Куклы являются уникальными художественными произведениями. Выполненные в яркой стилистике, они обладают той особой эстетикой и образностью, которые придают им сугубо авторское звучание. Изумительные рукотворные куклы погружают в мир, где настоящее сливается с прошлым, реальность переплетается с фантазией, сцены из жизни кочевников соседствуют с сюжетами древних мифов и буддийских легенд.

Обращение к традиционным образам, истокам национальной культуры создает особенный и выразительный мир, где кукла оказывается глубинно соотнесенной с этническими ценностями бурятского народа.

Экспозиция выставки «Кузбасс. Преображение» демонстрировала произведения ювелирного искусства, скульптуры и авторские куклы семьи Намдаковых – из собраний Фонда содействия развитию культуры и искусства имени Дашинимы Намдакова (Москва), Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова, Кемеровского областного краеведческого музея, частного собрания.

После торжественного открытия экспозиции в Кемеровском областном музее изобразительных искусств Даши Намдаков согласился ответить на вопросы корреспондента газеты «Комсомольская правда» в Кузбассе».

– Даши, расскажите, как появились куклы семьи Намдаковых?

– Как правило, вбольшой семьей старшие поднимают младших. Так получилось, что родные помогли мне стать на ноги, стать профессиональным художником. Я всегда чувствовал ответственность перед семьей.

Несколько лет назад я собрал всех братьев и сестер, папу и маму и говорю: «Давайте вернемся в детство». Так мы решили основать новый проект, безумно интересный для всех. Потому что мы выросли в среде, которую создали папа и мама. Отец у нас очень творческий человек. Он ткал ковры, писал живопись. Очень много делал картин для буддистских храмов, делал скульптуры Будд. Мы все были вовлечены в этот процесс.

Потом, когда повзрослели, ушли в разные профессии, я стал художником. На самом деле мы все творческие, все рисуем. Я считал своим долгом помочь семье реализовать свой потенциал. Таким образом, мы стали заниматься кукольным проектом, он стал очень интересным, живым. Основная моя деятельность – это бронза. Это суровый мужской материал. А тут получилось: цвета, улыбки. Замечательная история.

Как только мы сделали первую коллекцию, она сразу пошла по миру, ее показали в Англии, в Музее мирового искусства в Пекине. Два года коллекция ездила по Китаю, потом ее вывезли в России.

– Какова ваша роль в этом проекте?

- На начальном этапе я делал эскизы, генерировал идеи, а семья их реализовывала. Сейчас я практически не участвую в этом проекте, потому что я уже понимаю, что начинаю им мешать. Потому что они без меня делают еще лучше. Маховик уже заработал.

– Сами делать куклы не пробовали?

- Все-таки это женский труд, это все очень кропотливо. Я больше любитель металла.

– Можете озвучить философию ваших работ, основной смысл, который вы вкладываете?

– Я не любитель комментировать свои работы, я считаю, что искусство должно говорить само за себя. Если оно не говорит, никакие комментарии не помогут.

– Вы считаете себя модным и популярным скульптором?

– Я терпеть не могу это слово «модный». Я думаю, в искусстве это пошлое понятие. Не дай бог стать модным художником.

– У вас есть какой-то творческий ритуал, как вы ищите вдохновение, настроение для работы?

– Если вы думаете, что я бегаю с бубном и прыгаю – точно этого не происходит (смеется). Я живу в этом всём. Мало что есть в моей жизни, что не включено в этот процесс. Все остальное отторгается, даже семья страдает... Это процесс глубокий и не все так гладко…

– Над чем вы сейчас работаете?

– Свои работы я вижу только на выставках. На самом деле я их не держу дома и в мастерской. Всегда увлечен тем, чем занимаюсь в данный момент. Сейчас я занимаюсь интересным проектом для Красноярска, для города, в котором я учился. Это монументальный проект.

– Какие планы на будущее?

– Я увлекаюсь кино, дизайном, монументальными проектами… Посмотрим.

– Почему выставка носит такое название?

– Преображение – это процесс творчества, бесконечный процесс развития. Преображение переживает и сама коллекция: то, какой она была вначале и какой она есть сейчас.

С 2000 года Даши провел десятки выставок по всему миру: от Токио и Пекина, до Нью-Йорка и Лос-Анджелеса. Даши выставлял работы в Государственном Эрмитаже, Пекинском музее мирового искусства, в галереях — Halcyon (Великобритания), NationalArtsClub (США) и так далее. Скульптуры мастера есть у Владимира Путина Герхарда Шредера, звезды кантри-музыки Вилли Нельсона, а также у актрисы Умы Турман.Феномен Даши Намдакова в том, что он сохранил национальные традиции, но представил их в совершенно новом, авангардистском стиле. В основе его лежат элементы национальной культуры, многовековые традиции народов Центральной Азии, буддийские мотивы.

Источник: https://www.kem.kp.ru

Архив новостей